Description

Многие средневековые героические фигуры были заново изобретены в эпоху Ренессанса, что стимулировало
размышления о происхождении народов. Появились новые легенды о происхождении народов, в которых появились
символические «отцы народов», часто ссылающиеся на средневековые историографические тексты и традиции. Отцы
должны иметь последователей, и именно здесь появился источник появления героев определенных элитных групп
(дворян, горожан), которые в будущем стали национальными героями. В начале современной эры святые и герои стали
играть важную роль в формировании национальной идентичности. Их изображения были отделены от оригинальных
(агиографических, фольклорных и хронографических) и имели различные формы изображения (искусство, литература,
«места памяти», местные легенды и т. Д.). В национальных государствах XIX века, формирующихся на побережье
Балтийского моря (Скандинавия), они играли роль ориентиров в формировании национальной идентичности. В
империях их роль была иной: имперские культы способствовали объединению. Местные культы играли защитную роль,
спасая местную самобытность от распада в империи (Российской империи, а также на польских землях,
принадлежащих Пруссии, а затем и Германской империи). Этот процесс и роль местных культов святых и героев мало
изучены.
Для крупных национальных государств в Европе меняющаяся роль национальных символов изучалась довольно часто, в
основном с точки зрения политической истории или эмпирических социальных наук. В отличие от официально
признанных национальных символов, таких как флаги, национальные праздники или гимны, средневековые
героические фигуры и святые пользуются менее нормативным почитанием, но, по-видимому, они по-прежнему
выполняют важные функции для обоснования национальной самобытности. А этот вопрос сегодня актуален в контексте
как глобализационных процессов, так и роста национализма в Восточной Европе после распада СССР.

Layman's description

Почему у одних стран и регионов был более развит культ королей и воинов, у других — культ святых, а у третьих своих святых не было? Как распределяются мужские и женские культовые роли? Когда возникают эти культы? Как они трансформировались и развивались в истории? Через какие изображения и символы были представлены различные модели их почитания? Целью данного проекта является сравнительный анализ ключевых символических фигур национальной и местной идентичности в регионе Балтийского моря. Это позволит глубже понять закономерности развития национальных культур и объяснить различия в современной политической культуре вокруг Балтийского моря.

Норберт Гетц очень удачно назвал Балтийское море «морем идентичностей». Балтийское море — это «плавильный котел» самобытности, культур, народов и политик. На его берегах по-разному прокладывались исторические пути народов и государств. Здесь существовали малые национальные государства, рождались и умирали империи. В результате этих процессов были созданы религиозные, этнокультурные, а затем и национальные идентичности.

Как и в других европейских регионах, в сообществах, формирующихся вокруг Балтийского моря, существовала «память» о людях, героях, защитниках из прошлого. Средневековые святые и герои были актуализированы в период национального романтизма и стали служить «точками положительной идентификации». Легенды и агиографические нарративы об этих персонах делали понятным, почему именно они были выбраны в качестве «героев». Однако, не так просто найти связь между героическими поступками в Средневековье и традициями их последующего почитания, их места в современной культуре.

Что делает средневековых святых и героев актуальными в наше время? Эту проблему необходимо изучить в сравнительно-исторической перспективе. Регион Балтийского моря, где представлены различные формы национальных государств, разные религии и культуры, является подходящей площадкой для проведения исследования. Этому и посвящен настоящий международный проект, исполняемый по гранту Российского научного фонда и Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) № 21-48-04402: "Cвятые и герои: От христианизации к национализму. Символ, Образ, Память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы)".

Key findings for the project

Работа российского коллектива была сосредоточена на четырех направлениях. В рамках первого (исследования А.И. Филюшкина, Р. А. Соколова) были изучены святые Северо-Запада Руси (Новгородская, Псковская, Смоленская земли) в Средневековье и Раннее Новое время. В рамках второго изучались земли севера Великого княжества Литовского (Гродненская, Ковенская, Виленская, Полоцка, Витебская, Смоленская до 1514 г., исследования А. И. Филюшкина и В. И. Короневского). Отдельные усилия исследователей были сосредоточены на изучении Тевтонского ордена в Прибалтике (Прусской и Ливонской ветви, а также владений в Прибалтике Дании и Швеции, исследования Д. И. Вебера, Т.Д. Медведевой, С.С. Абузиной и приглашенного иностранного члена проекта, декана Тартуского университета А. Селарта). Отдельная группа исследователей занималась эволюцией феномена святости и его использования в идеологии и политической пропаганде в Новое и Новейшее время в Российской империи и первые десятилетия существования СССР (исследования М. М. Шахнович, И.Н. Смирновой, В. И. Короневского, А. И. Филюшкина и приглашенного иностранного члена проекта доцента университета Восточной Финляндии К. Парппей).

Вплоть до XV в. доминируют культы общехристианских святых и праздников, то есть на первом месте стоит задача интеграции региона в православный мир. Резкий рост посвящений общерусским святым и локальных культов происходит в XV-XVI вв. Несомненна связь этого явления с обретением в 1448 г. автокефалии Русской Православной церковью. К XVI-XVII вв. мы можем отнести развитие процесса формирования русской раннемодерной национальной идентичности, начало формирования из русской этнокультурной общности российской нации модерного типа. Этот процесс был тесно связан с ростом интереса к своей идентичности, а этот интерес сопровождался развитием культов собственных святых.
Особой темой исследования стало изучение Р.А. Соколовым и И.Н. Смирновой культа Александра Невского: святого и героя, занимающее особое место в исторической памяти. На основании данных источников удалось уточнить важные нюансы формирования его почитания.
В рамках разработки второго направления изучались средневековые культы православных святых в Великом княжестве Литовском (ВКЛ), подготовил базу данных по посвящениям храмов в средневековый период в ВКЛ и приграничных к ВКЛ областях Польши. Также изучалась рецепция этих культов в новое время
В процессе изучения специфики культа святых и героев в Пруссии были проанализированы посвящения ряду церквей, для выявления почитания того или иного святого в качестве патрона. Были рассмотрены церкви городского прихода, церкви, принадлежавшие монашеским орденам, но расположенных на территории города и кафедральные соборы. В рамках первой категории превалировали св. Иоанн и апостолы Петр и Павел. Многие городские приходские церкви на территории государства Тевтонского ордена в Пруссии были посвящены св. Николаю. Если же говорить о вторых двух категориях церквей, то превалирует посвящение Деве Марии, что неудивительно, поскольку она занимала очень важное место в системе религиозного патроната церквей в прусских городах, что было связано с рядом обстоятельств. Это было связано, как с влиянием Тевтонского ордена, так и с возможным влиянием культурной среды ганзейского пространства.
К. Парппей изучала эпос Калевалы и его осмысление в практиках нациестроительства, культы православных святых Карелии в новое и новейшее время. Ей представлена статья для высокорейтингового журнала (Scopus). В. И. Короневский занимался исследованием эволюции культов средневековых святых в XIX – начале XX вв. на Смоленской земле и в присоединенных к Российской империи по итогам разделов Речи Посполитой губерниях. Основное внимание было сосредоточено на исследовании культа св. Евфросинии Полоцкой, который в течение 1830– 1910 гг. прошел путь от полного упадка до обретения широкой популярности.
И. Н. Смирнова вела работу в архивах Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Особый интерес для исследования по теме проекта составила опись № 1 Фонда 36 ЦГАЛИ СПб  материалы Государственного Музейного Фонда Ленинградского отделения Главнауки Наркомпроса РСФСР (1917-1929 гг.).
М. М. Шахнович проводила изыскания в архивах Москвы (РГАСПИ, РГАНИ) которые нашли отражение в публикациях и в рукописях, подготовленных к печати. Особый интерес представляют материалы РГАНИ  Фонд 5. Опись 17 (апрель 1953  февраль 1954 г.). Отдел науки и культуры ЦК. Документы из Совета по делам РПЦ о состоянии дел в приходах и церкви, а также РГАНИ Фонд 5. Опись 16. (19461956). Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС. Документы, связанные с паломничествами к святым местам, а также с подготовкой соответствующего постановления по этому вопросу.
В 2021 г. членам научного коллектива требовалось опубликовать не менее 1 статьи в высокорейтинговых журналах. Было опубликовано 4,5 статьи в журналах, индексируемых в базе данных Scopus (одна  в журнале 1 квартиля по религиоведению, М. М. Шахнович в «Вестнике СПбГУ», серия «Философия и конфликтология», две  в журналах второго квартиля по истории, публикация А. Селарта в журнале “Studia Slavica et Balcanica Petropolitana”, и Д. И. Вебера в журнале ЭНОЖ «История»). Также опубликована статья М. М. Шахнович в журнале «Религиоведение» (Scopus, квартиль пока не присвоен) и официально принята в печать статья Д. И. Вебера в журнал Балтийской исторической комиссии (Baltische Historische Komission) “Forschungen zur baltische Geschichte” (Scopus, квартиль пока не присвоен). Эта статья написана в соавторстве с эстонским ученым А. Левансом, Д. И. Веберу принадлежит 50 % текста, что указано в публикации.
Две статьи отправлены в высокорейтинговые журналы, еще восемь статей подготовлены для спецвыпуска журнала первого квартиля по религиоведению «Государство, религия, церковь в истории России и за рубежом».
Были взяты обязательства публикации не менее 5 статей РИНЦ, подготовки и отправки в редакции еще не менее 5 статей РИНЦ. В 2021 г. опубликовано 9 статей в изданиях, которые или уже проиндексированы в РИНЦ, или будут проиндексированы (Р. А. Соколов  три, А. И. Филюшкин  две, В. И. Короневский  три, И. Н. Смирнова  одна). В печать приняты (со справкой) статьи Т. Д. Медведевой и С. С. Абузиной. Таким образом, обязательства здесь выполнены с некоторым перевыполнением: не опубликовано 5 и написано 5, как в обязательствах, а опубликовано 9 и принято в печать 2 (см список публикаций). Из публикаций РИНЦ стоит особо отметить статьи Р. А. Соколова и И. Н. Смирновой в журнале «Христианское чтение», а также статьи Р. А. Соколова и А. И. Филюшкина в большом сборнике: «Александр Невский: личность, эпоха, историческая память. К 800-летию со дня рождения», подготовленном в Институте российской истории РАН и Институте археологии РАН и подготовленном к выходу в издательстве «Индрик».
Согласно принятым обязательствам, планировалась организация и проведение двух совместных научных мероприятий российского и немецкого научных коллективов. Из-за пандемии COVID-19 эти мероприятия были вынужденно перенесены в онлайн. 7 мая 2021 г. на базе СПбГУ состоялся первый онлайн-семинар участников проекта. Целью семинара было знакомство участников с российской и немецкой стороны, презентация своих научных интересов, обсуждение планов реализации проекта. Также были представлены научные доклады.
1819 октября 2021 г. на базе университета Грайфсвальда (Германия) была проведена международная научная конференция (онлайн): “Remembering a pre-modern past in a modern world: Medieval saints and heroes as realms of memory in 19th and 20th Century Central, Eastern and Northern Europe”. Организаторами были немецкая и российская научные группы по проекту РНФ-DFG. В конференции приняли участие ученые из Германии, Бельгии, Швейцарии, Великобритании, Финляндии, Эстонии, Швеции, России. Участники проекта представили доклады, подготовленные в рамках своих исследований.
Кроме того, российские участники проекта сделали 4 доклада на международных конференциях за рубежом (Италия, Франция, Белоруссия, Польша) и 27 докладов на конференциях в России ( в основном в Москве).
Создан сайт проекта «Святые и герои: символ, образ, память. Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы» https://balticsaints-heroes.spbu.ru/. Структура сайта состоит из 16 основных страниц, содержащих информацию о задачах проекта, участниках проекта, мероприятиях, прошедших в рамках проекта, а также информацию по содержательной части научных исследований), аудио (подкасты) и видеоматериалы конференций. В картографическом виде на сайте представлены материалы базы данных по русской святости XI–XIV вв. на Северо-Западе России, северных земель Великого княжества Литовского, Королевства Польского, Пруссии и Ливонии. Созданы базы данных по церквям, святым и героям на вышеуказанных территориях, на сегодняшний день они охватывают период с XI по XIV (по Северо-Западу России по XVI) вв., более 1200 позиций. Базы будут дополняться материалами по следующим периодам в рамках всего региона исследования.
Согласно обязательствам, был составлен проект спецвыпуска высокорейтингового журнала по теме проекта. Были проведены переговоры с редакцией журнала «Государство, религия, церковь в истории России и за рубежом» (1 квартиль по Религиоведению, SJR, Scopus). В результате была разработана концепция спецвыпуска, который планируется к выходу в 2023, №1  Тема номера: «Культы святых в Северной и Центрально-Восточной Европе: инструменты социализации, культурные коды и историческая память».
Все работы выполнены полностью. Из-за COVID-19 не удалось в полной мере реализовать план зарубежных поездок.

Key findings for the stage (in detail)


В 2021 г. членам научного коллектива требовалось опубликовать не менее 1 статьи в высокорейтинговых журналах. Было опубликовано 4,5 статьи в журналах, индексируемых в базе данных Scopus (одна  в журнале 1 квартиля по религиоведению, М. М. Шахнович в «Вестнике СПбГУ», серия «Философия и конфликтология», две  в журналах второго квартиля по истории, публикация А. Селарта в журнале “Studia Slavica et Balcanica Petropolitana”, и Д. И. Вебера в журнале ЭНОЖ «История»). Также опубликована статья М. М. Шахнович в журнале «Религиоведение» (Scopus, квартиль пока не присвоен) и официально принята в печать статья Д. И. Вебера в журнал Балтийской исторической комиссии (Baltische Historische Komission) “Forschungen zur baltische Geschichte” (Scopus, квартиль пока не присвоен). Эта статья написана в соавторстве с эстонским ученым А. Левансом, Д. И. Веберу принадлежит 50 % текста, что указано в публикации.
Отправлены и подготовлены к отправке в декабре в журналы следующие статьи, проходящие разные стадии рецензирования и рассмотрения, но подтверждения по ним еще не получено (таких статей планировалось подготовить 10):
• Филюшкин А. И. Making an Anti-Hero or Describing a Tyrant? Postmodernism and Ivan the Terrible  отправлена в ноябре 2021 г. в журнал “Russian History”, издательство Brill, 2 квартиль;
• Соколов Р.А., Смирнова И. Н. Экспертиза мощей Александра Невского в 1922 году (по материалам уголовного дела)  статья отправлена в июле 2021 г. в «Диалог со временем», возвращена как не подошедшая по тематике, будет доработана и в декабре 2021 г. отправлена в «Российскую историю»;
• восемь статей подготовлены для спецвыпуска журнала первого квартиля по религиоведению «Государство, религия, церковь в истории России и за рубежом». Подробнее о них будет сказано ниже, при описании проекта спецвыпуска. Статьи собраны в ноябре 2021 г., будут отправлены в редакцию в декабре 2021 г.
Таким образом, результаты по написанным статьям  выполнены полностью, а по публикациям существенно перевыполнены.

Были взяты обязательства публикации не менее 5 статей РИНЦ, подготовки и отправки в редакции еще не менее 5 статей РИНЦ. В 2021 г. опубликовано 9 статей в изданиях, которые или уже проиндексированы в РИНЦ, или будут проиндексированы (Р. А. Соколов  три, А. И. Филюшкин  две, В. И. Короневский  три, И. Н. Смирнова  одна). В печать приняты (со справкой) статьи Т. Д. Медведевой и С. С. Абузиной. Таким образом, обязательства здесь выполнены с некоторым перевыполнением: не опубликовано 5 и написано 5, как в обязательствах, а опубликовано 9 и принято в печать 2 (см список публикаций). Из публикаций РИНЦ стоит особо отметить статьи Р. А. Соколова и И. Н. Смирновой в журнале «Христианское чтение», а также статьи Р. А. Соколова и А. И. Филюшкина в большом сборнике: «Александр Невский: личность, эпоха, историческая память. К 800-летию со дня рождения», подготовленном в Институте российской истории РАН и Институте археологии РАН и подготовленном к выходу в издательстве «Индрик».

Согласно принятым обязательствам, планировалась организация и проведение двух совместных научных мероприятий российского и немецкого научных коллективов. Из-за пандемии COVID-19 эти мероприятия были вынужденно перенесены в онлайн. 7 мая 2021 г. на базе СПбГУ состоялся первый онлайн-семинар участников проекта. В нем приняли участие члены российской научной группы (руководитель проекта с российской стороны А. И. Филюшкин, исполнители проекта: М. М. Шахнович, Д. И. Вебер, Р. А. Соколов, И. Н. Смирнова, В. И. Короневский, С. С. Абузина, Т. Д. Медведева, приглашенные специалисты А. Селарт (Университет Тарту, Эстония) и К. Парппей (Университет Южной Финляндии, Йоэнсуу); члены немецкой научной группы (руководитель проекта с немецкой стороны К. Хесс, исполнитель проекта Г. Стренга, К. Бурнетт (Университет Грайфсвальда) и другие.
Целью семинара было знакомство участников с российской и немецкой стороны, презентация своих научных интересов, обсуждение планов реализации проекта. Также были представлены научные доклады:
• Dmitriy Weber: “Teutonic Order's Saints. Difference between Prussian and Livonia”
• Irina Smirnova: “New documents on the history of the veneration of the famous Russian medieval Saint Prince Alexander Nevsky”
• Marianna Shakhnovich: “Discussion on the presentation of the veneration of saints in local history museums in Soviet Russia in the late 1920s and early 1930s. (based on materials from the anti-religious press)”
• Cordelia Heß: “Female lay saints in Scandinavia: Local cult continuities”
• Gustavs Strenga: “A man to be remembered: Wolter von Plettenberg’s fame between his lifetime and the 20th century”
Участники проекта обсудили планы издания специального тематического выпуска журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» (первый квартиль Scopus по религиоведению) и планы научной работы в 2021 г.

1819 октября 2021 г. на базе университета Грайфсвальда (Германия) была проведена международная научная конференция (онлайн): “Remembering a pre-modern past in a modern world: Medieval saints and heroes as realms of memory in 19th and 20th Century Central, Eastern and Northern Europe”. Организаторами были немецкая и российская научные группы по проекту РНФ-DFG. Рассматривались следующие вопросы:
• Концепция «мест памяти»;
• Какие «места памяти» Центральной, Восточной и Северной Европы относятся к средневековому и раннему современному прошлому?
• Какие символы, образы и виды средств массовой информации использовались в XIX и XX веках для запоминания средневекового прошлого: исторических личностей, событий и явлений?
• Насколько важным было средневековое прошлое для империй Центральной и Восточной Европы, и развивающихся стран в XIX веке?
• Как средневековые исторические фигуры использовались в конкурирующих националистических повествованиях?
• Как были заново изобретены средневековые культы святых и восстановлены религиозные ордена в XIX и XX веках? какова на самом деле связь между святыми и националистическими повествованиями?

В конференции приняли участие ученые из Германии, Бельгии, Швейцарии, Великобритании, Финляндии, Эстонии, Швеции, России.
Участники проекта представили доклады, подготовленные в рамках своих исследований:
• Александр Филюшкин (Санкт-Петербургский государственный университет): Духовные и светские "места памяти" как символы исторической политики Российской империи: Польша, страны Балтии, Новгород, Псков и Санкт-Петербург: сравнительный анализ
• Дмитрий Вебер (Санкт-Петербургский государственный университет): От героя к событию: Генрих фон Плауэн и битва при Грюнвальде/Танненберге в памяти немцев с конца XIX по начало XX века
• Роман Соколов, Ирина Смирнова (Санкт-Петербургский государственный университет): Фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»: “рождение героя” или “фильм, который хотели запретить”?
• Кати Парппей (Университет Южной Финляндии, приглашенный специалист СПбГУ): “Святые просветители карельского племени”  Интеграция русских средневековых культов святых в финский православный “мифологический ландшафт”, 18961940
• Виктор Короневский (Санкт-Петербургский государственный университет): «Идея возвращения» как идеологическая составляющая празднования перенесения мощей святой Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк в 1910 году
• Карл Бернетт (Университет Грайфсвальда): Историография раннего средневековья: Повествования и идентичности Севера
• Татьяна Медведева (Санкт-Петербургский государственный университет): Образ святой Елизаветы Тюрингской в XIX и XX вв: почитание и отражение в культуре
• Светлана Абузина (Санкт-Петербургский государственный университет): Как Иван Великий стал Иваном Грозным: к вопросу о написании и издании 9-го тома “Истории государства Российского” Н. М. Карамзина
• Густавс Стренга (Университет Грайфсвальда): ливонские епископы-основатели и средневековые коренные "герои" в эпоху национализма
• Марианна Шахнович (Санкт-Петербургский государственный университет): Увековечение памятников природы и почитание Святой равноапостольной княгини Ольги на Северо-Западе России (XIX  начало XXI вв.).
По итогам конференции было принято решение подготовить публикацию материалов на английском языке в виде сборника в престижном немецком издательстве “De Gruyter” (индексируется в наукометрических базах).

Остальные доклады были сделаны на международных за рубежом (4) и российских конференциях (27).
Создан сайт проекта «Святые и герои: символ, образ, память. Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы» https://balticsaints-heroes.spbu.ru/. Структура сайта состоит из 16 основных страниц, содержащих информацию о задачах проекта, участниках проекта, мероприятиях, прошедших в рамках проекта, а также информацию по содержательной части научных исследований.
Страницы сайта на русском языке:
Главная; Новости проекта; Карты; Эпохи; Исторические регионы; Места памяти; Материалы; О проекте.
На английском языке:
Home; Events; Maps; Chronology; Historical regions; Places of memory; Materials; About the project.
Сайт содержит текстовую информацию, иллюстрации (фотографии, портреты, карты), аудио (подкасты) и видеоматериалы конференций. В картографическом виде на сайте представлены материалы базы данных по русской святости XI–XIV вв. на Северо-Западе России, северных земель Великого княжества Литовского, Королевства Польского, Пруссии и Ливонии.
Созданы базы данных по церквям, святым и героям на вышеуказанных территориях, на сегодняшний день они охватывают период с XI по XIV (по Северо-Западу России по XVI) вв., более 1200 позиций. Базы будут дополняться материалами по следующим периодам в рамках всего региона исследования. Формализованные базы данных в табличной форме Excel выступают как местом хранения информации о церквях, соборах, пределах, выставках, святых, которым они посвящены, и героях, так и рабочим инструментом для анализа данных методами описательной статистики, сравнительного анализа картины святости по эпохам и регионам.

Согласно обязательствам, был составлен проект спецвыпуска высокорейтингового журнала по теме проекта. Были проведены переговоры с редакцией журнала «Государство, религия, церковь в истории России и за рубежом» (1 квартиль по Религиоведению, SJR, Scopus). В результате была разработана концепция спецвыпуска, который планируется к выходу в 2023, №1  Тема номера: «Культы святых в Северной и Центрально-Восточной Европе: инструменты социализации, культурные коды и историческая память».

Key findings for the stage (summarized)

Запланированные исследования по четырем направлениям выполнены полностью. Проведены совместно с немецкой стороной научный семинар и международная научная конференция, сделан сайт проекта «Святые и герои: символ, образ, память. Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы» https://balticsaints-heroes.spbu.ru/. Сделаны научные доклады на на международных за рубежом (4) и российских конференциях (27) . Опубликовано 4,5 статьи в изданиях Scopus (в том числе 1 в журнале первого квартиля и одна - в соавторстве с иностранным ученым, не-исполнителем проекта, эта статья считается как 0,5). Опубликовано 9 статей РИНЦ. Все индикаторы выполнены полностью.

Academic ownership of participants (text description)

Работа российского коллектива была сосредоточена на четырех направлениях. В рамках первого (исследования А. И. Филюшкина, Р. А. Соколова) были изучены святые Северо-Запада Руси (Новгородская, Псковская, Смоленская земли) в Средневековье и Раннее Новое время. В рамках второго изучались земли севера Великого княжества Литовского (Гродненская, Ковенская, Виленская, Полоцкая, Витебская, Смоленская до 1514 г., исследования А. И. Филюшкина и В. И. Короневского). В рамках третьего усилия исследователей были сосредоточены на изучении Тевтонского ордена в Прибалтике (Прусской и Ливонской ветви, а также владений в Прибалтике, Дании и Швеции, исследования Д. И. Вебера, Т. Д. Медведевой, С. С. Абузиной и приглашенного иностранного члена проекта, декана Тартуского университета А. Селарта). В рамках четвертого направления отдельная группа исследователей занималась эволюцией феномена святости и его использования в идеологии и политической пропаганде в Новое и Новейшее время в Российской империи и первые десятилетия существования СССР (исследования М. М. Шахнович, И. Н. Смирновой, В. И. Короневского, А. И. Филюшкина и приглашенного иностранного члена проекта, доцента университета Восточной Финляндии К. Парппей).
В результате работы в первый год были получены следующие научные результаты.

По первому направлению:
А.И. Филюшкин проанализировал посвящения 838 новгородских храмов до 1599 г. (по летописям, актовому материалу, новгородским и псковским писцовым книгам). По ней мы имеем 117 вариантов посвящений храмов святым и церковным праздникам. Из них всего девять общерусских культов (Феодосий и Антоний Печерские, Борис и Глеб, Владимир Креститель, Сергий Радонежский, Петр митрополит Московский, Алексий митрополит Московский, икона Одигитрии Смоленской) и восемь местных (Зосима и Савватий Соловецкие, Михаил Клопский, Антоний Дымский, Варлаам Хутынский, Николай Качанов, Александр Свирский, Тимофей/Довмонт Псковский). Кроме того, были привлечены обширные материалы по агиографии, церковным службам и иконографии.
А. И. Филюшкин, наиболее активно разрабатывавший данное направление, подготовил две статьи, отправленные в высокорейтинговые журналы (“Russian History” и «Государство, религия, церковь в истории России и за рубежом»), опубликовал две статьи РИНЦ и в декабре представит в журнал “Jahrbucher für Geschichte Osteuropas” третью статью (Scopus) по образу антигероя  Ивана Грозного  в сочинении пастора П. Одерборна (1585), первой западной биографии русского правителя.
Особой темой исследования стало изучение Р. А. Соколовым и И. Н. Смирновой культа Александра Невского: святого и героя, занимающего особое место в исторической памяти. На основании данных источников удалось уточнить важные нюансы формирования его почитания: 1) выявить конкретные мероприятия митрополита Кирилла по обеспечению будущей канонизации князя; 2) установить связь почитания Александра и Дмитрия Донского (не имевшего до 1988 г. статуса святого) в различные эпохи; 3) определить особенности иконописных канонов Александра Невского допетровского времени; 4) локализовать конкретное место пребывания мощей в период с сентября 1723 по август 1724 г. во время «шлиссельбургской остановки» на пути из Владимира в Санкт-Петербург; 5) на основании вновь введенных в оборот в период исследования источников (уголовное дело о вскрытии мощей Александра Невского (ЛОГАВ) подробно описать вскрытие мощей Александра Невского и проведение их медицинских экспертиз, акты которых создали основу для вывода о подлинности фрагментарно сохранившихся останков князя. Исполнитель Р. А. Соколов опубликовал три статьи РИНЦ, отправил в статью журнал, индексируемый в Scopus («Диалог со временем»).

В. И. Короневский в рамках разработки второго направления изучал средневековые культы православных святых в Великом княжестве Литовском (ВКЛ), подготовил базу данных по посвящениям храмов в средневековый период в ВКЛ и приграничных к ВКЛ областях Польши. Им также изучалась рецепция этих культов в новое время.
В рамках третьего направления Д. И. Вебер, А. Селарт, С. С. Абузина и Т. Д. Медведева изучали культы святых в Прибалтике, Ливонии и Пруссии, владениях Тевтонского ордена.
Кроме того, началось изучение Д. И. Вебером, совместно с коллегами  археологами из Калининградской области  комплекса находок паломнических жетонов, которые были выявлены на территории Калининграда. В ходе предварительно проведенного анализа было выявлено, что аналогичные паломнические жетоны были распространены в Данциге (совр. Гданьск), Ревеле (совр. Таллин) и Любеке, что позволяет проследить общий путь паломников, которые прибывали с территории северной Европы. Известно, что большая их часть первоначально останавливалась в Кенигсберге, из которого паломники отправлялись уже в другие места на территории Пруссии.
В контексте изучения святых и героев было также проанализировано историописание Раннего нового времени, в частности, т.н. «Прусской Хроники» (Kurtzer Außzug der Preussischen Chronicken von dem Jar 1200), вышедшей в 1566 г. Основное внимание было уделено конструированию мифа и роли местных прусских героев в формировании восприятия истории Пруссии в XVI в.
В рамках направления Д. И. Вебером опубликована статья в журнале Scopus (второй квартиль), принята в печать (со справкой) вторая статья (в соавторстве с иностранным ученым А. Левансом, не членом гранта, поэтому в отчете эта статья учитывается как 0,5 публикации), А. Селартом опубликована статья (Scopus) и сдана для публикации другая статья (Scopus). Т. Д. Медведевой и С. С. Абузиной также сданы в печать две статьи РИНЦ (приняты со справкой-подтверждением).

В рамках четвертого направления К. Парппей изучала эпос Калевалы и его осмысление в практиках нациестроительства, культы православных святых Карелии в новое и новейшее время. Ей представлена статья для высокорейтингового журнала (Scopus). В. И. Короневский занимался исследованием эволюции культов средневековых святых в XIX – начале XX вв. на Смоленской земле и в присоединенных к Российской империи по итогам разделов Речи Посполитой губерниях. Основное внимание было сосредоточено на исследовании культа св. Евфросинии Полоцкой, который в течение 1830– 1910 гг. прошел путь от полного упадка до обретения широкой популярности. После заключения Брестской унии 1596 г. и вплоть до 1830-х гг. Евфросиния Полоцкая оставалась почти полностью забытой, культ ее угас, а на его место пришла традиция почитания св. Параскевы Полоцкой  католической адаптации св. Евфросинии. После Ноябрьского восстания и активизации деятельности местного духовенства, направленной на присоединение к православию местных униатов, культ Евфросинии Полоцкой переживает второе рождение, сама святая княжна становится одним из символов воссоединения. Восстанавливается находившийся в упадке Спасо-Евфросиниевский монастырь, туда переносится из полоцкой Святой Софии знаменитый крест Евфросинии. Тогда же начинается долгая история ходатайств о перенесении в Полоцк находящихся в Киево-Печерской лавре мощей святой. Получая постоянные отказы от Киевских митрополитов, полочане смогли добиться только переноса в город частицы мощей Евфросинии (одного перста), сама реликвия целиком была доставлена в Спасо-Евфросиниевский монастырь только в 1910 г. Сопряженные с этим событием торжества имели серьезный идеологический подтекст, направленный на укрепление власти монарха и, что более важно, на утверждение принадлежности Северо-Западного края к православной вере и русской народности  в противовес притязаниям католиков-поляков, которые в рамках конфликта «идеальных отечеств» (польского и русского) воспринимали Северо-Западные губернии как исконно польскую землю. С прибытием мощей святой в Полоцк ее популярность резко усиливается, значение Евфросинии Полоцкой как «места памяти», отсылающего к русскости и православности края возрастает  соответствующие тенденции были прерваны Первой Мировой войной и последующими событиями. В. И. Короневский опубликовал три статьи РИНЦ.
И. Н. Смирнова вела работу в архивах Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Особый интерес для исследования по теме проекта составила опись № 1 Фонда 36 ЦГАЛИ СПб  материалы Государственного Музейного Фонда Ленинградского отделения Главнауки Наркомпроса РСФСР (1917-1929 гг.). Опись № 1 содержит в себе материалы заседаний Петроградской и Соединенной художественно-исторических комиссий, а также материалы по организации охраны имущества домовых храмов Петрограда в 19181922-х гг. И. Н. Смирновой опубликована статья РИНЦ и в соавторстве с Р. А. Соколовым подготовлена статья для издания Scopus.
М. М. Шахнович проводила изыскания в архивах Москвы (РГАСПИ, РГАНИ) которые нашли отражение в публикациях и в рукописях, подготовленных к печати. Особый интерес представляют материалы РГАНИ  Фонд 5. Опись 17 (апрель 1953  февраль 1954 г.). Отдел науки и культуры ЦК. Документы из Совета по делам РПЦ о состоянии дел в приходах и церкви, а также РГАНИ Фонд 5. Опись 16. (19461956). Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС. Документы, связанные с паломничествами к святым местам, а также с подготовкой соответствующего постановления по этому вопросу. М. М. Шахнович опубликованы две статьи (Scopus), причем одна  в журнале первого квартиля по религиоведению.

Также М. М. Шахнович подготовлена третья статья: «Культ святых в исторической науке и антирелигиозной пропаганде 1920-х годов в СССР» для номера журнала «Государство, религия и церковь в России и за рубежом». (РИНЦ, Web of Science, Scopus Q 1).

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

не разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

разрешается
Short titleСвятые и герои
AcronymRSF_DFG_2021 - 1
StatusFinished
Effective start/end date1/01/2131/12/21

Documents

ID: 74141102