Проект направлен на решение проблемы компаративного изучения основных тенденций («мейнстрима» и
«маргинальности») в исследовании религиозной культуры православными священниками – представителями
академического и внеакадемического «профессионального» богословия в России в кон. XIX – нач. XX в. Предполагается
выявить их как самостоятельное исследовательское сообщество, отличное от ученых богословов из числа мирян;
выяснить, каковы были их основные научные интересы и труды, как складывались их отношения со Святейшим
Правительствующим Синодом и духовными академиями как научно-богословскими центрами. В ходе работы также
планируется сопоставить эти тенденции и конкретные труды, посвященные религиозной культуре, церковной истории
и религиозной мысли, с работами ученых богословов без сана (представителями духовно-академической традиции), с
некоторыми религиозно-философскими трудами о религии и религиозной культуре отечественных философов, а также
с основными направлениями и частными изысканиями светских ученых, работавшими в области «науки о религии» в
России в рассматриваемый исторический период.
С начала 1990-х годов и до настоящего времени наблюдается большой всплеск интереса к русской православной
мысли, при этом исследователи уделяют значительно больше внимания религиозным философам Серебряного века,
чем богословам. Несмотря на то, что публикаций, посвященных именно академическому богословию кон. XIX – нач. XX
в. становится все больше, в литературе и общественном мнении существует большая путаница. Православное
богословие рассматриваемого периода может сужаться до небольшой группы ученых священников, пишущих
апологетические труды, или пониматься предельно широко. В это понятие могут включать не только известных
православных философов, но и вообще всех публицистов и литераторов, интересовавшихся религиозными темами и
активно на эти темы писавших, но не имевших, за очень редким исключением, какой-либо профессиональной
богословской подготовки (так называемое «внеакадемическое» богословие в терминологии протоиерея П.
Хондзинского). Знакомство с академическим богословием интересующейся этим вопросом публики сегодня в лучшем
случае ограничивается лишь кратким компендиумом Н. Н. Глубоковского о «русской богословской науке» и
хрестоматийной работой протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», написанной с позиций
философа, излагавшего собственное видение развития православной мысли. Других, современных исследований,
которые могли бы сравниться с этими трудами, крайне мало. Поэтому на сегодняшний день, безусловно, существуют
еще значительные историографические лакуны в понимании академического богословия, развивавшегося как научное
исследование религиозных феноменов с православных позиций. При этом, следует особо подчеркнуть, оно
осуществлялось главным образом православными учеными, преподававшими в духовных академиях и, в подавляющем
большинстве, не
имевшими духовного сана. В настоящем проекте впервые в особую группу выделяется ученое духовенство кон. XIX –
нач. XX в., при этом речь идет о тенденциях «мейнстрима» и «маргинальности». Под «мейнстримом» понимается
творчество духовных писателей и богословов, которые сознательно ориентировались на «уместные» для Святейшего
Правительствующего Синода темы, сюжеты и установки и часто занимали при этом те или иные посты в системе
духовного образования, т. е. не отделяли себя и свою богословско-исследовательскую работу от общецерковной
повестки. Под «маргинальностью» – творчество тех церковных авторов, которые трудились в изоляции от основного
пула «умеренных» православных богословов.
Имеющийся у научного коллектива научный задел:
Руководитель проекта, к. ист. н., доцент кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ Д. А. Браткин с 2016 г.
по 2020 г. принимал участие в исследовательской работе по реализации большого коллективного проекта РНФ 16-18-
10083 «Изучение религии в социокультурном контексте эпохи: история религиоведения и интеллектуальная история
России XIX – первой половины XX вв.» (руководитель М. М. Шахнович). В нем речь шла об истории изучения религии в
России в XIX – первой половины XX вв. не только светскими учеными, но и отдельными представителями православного
духовенства и монашества. В ходе работы над проектом Д. А. Браткин опубликовал серию статей, имеющих
непосредственное отношение к тематике настоящего проекта (во многих из них в научный оборот впервые вводились
архивные материалы и другие источники), среди них: Why hieromonk Alexei Vinogradov was (not) a scholar? A late 19th
century example of translatio studii // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2017.
Т. 33. № 2. С. 146-156. (Scopus); Иеромонах Алексий Виноградов как библеист и историк переводов Библии //
Религиоведение. 2017. № 3. С. 155-163. (РИНЦ); Religion in Secular Archives: Soviet Atheism and Historical Knowledge by
Sonja Luehrmann // Ab Imperio-Studies of New Imperial History And Nationalism In The Post-Soviet Space, 2017. Issue: 1,
Pages: 417-433; Хвольсон как судебный эксперт и ученик Авраама Гейгера: три сюжета из научной биографии//
Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 2018. №1. С. 107–124. (Web of Science Core Collection, Scopus);
Manuscripts, Images, and Biographies of Daniel Chwolson: New Details from the Archives of St. Petersburg // PaRDeS:
Zeitschrift der Vereinigung für Jüdische Studien e. V. 24 (2018) S. 171-189; Р. Ю. Виппер как историк раннего христианства:
Некоторые предварительные замечания о контексте советской науки 1920-х гг. // Труды IV Конгресса российских
исследователей религии. Религия как фактор взаимодействия цивилизаций: сборник докладов / Под ред. А.П. Забияко,
М.М. Шахнович и др. Благовещенск, 2018. С. 92-98. (РИНЦ); D.A. Chwolson as an Expert Witness and Student of Abraham
Geiger: Three Chapters from a Scholarly Biography // State Religion and Church. 2019. № 6 (1). P. 65-85. (Web of Science
Core Collection); Scholarship and Ideological Compliance – The Case of Robert Wipper (Article I) // Usuteaduslik Ajakiri, 2019,
1 (74). P. 7-27. (Scopus); Протестансткие теологические факультеты Российской империи (Дерпт, Гельсингфорс) между
критической наукой и пиетизмом // Наука как общественное благо: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. Л.В.
Шиповалова, Т.И. Касавин: В 7 томах. Т. 6. [Электронный ресурс]. М., 2020. С. 9-11. (РИНЦ); Эволюция взглядов Р. Ю.
Виппера на историю раннего христианства в первый московский период его жизни (1897-1922 г.) // Былые годы. 2020.
№ 3 (57) (в соавторстве) (Scopus); Изучение религии в социокультурном контексте эпохи: история религиоведения и
интеллектуальная история России XIX – первой половины XX в.» (О некоторых итогах проекта и его публикациях) //
Религиоведение. 2022. № 1. С. 157-165 (Scopus). Кроме того, в ходе работы над этим проектом Д. А. Браткин принимал
участие в написании и составлении биобиблиографического указателя, в котором впервые была собрана информация о
жизни и научной деятельности 350 российских исследователей религии XVIII – первой половины ХХ вв., среди которых,
в том числе, и представители православного духовенства и монашества (Изучение религии в России в XVIII – первой
половине XX в.: Биобиблиографический словарь / предисл. и общ. ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2020. – 576 с.), а также был автором статьи в сборнике История религиоведения и интеллектуальная история России XIX
– первой половины XX века. Архивные материалы и исследования / отв. ред. М.М. Шахнович, Е.А. Терюкова. 2-е изд. –
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. 520 с. (Историк раннего христианства и критик кровавого навета Д. А. Хвольсон, с.
141-154). Он также принимал участие в составлении сборника: Наука о религии в России (конец XIX – первая треть XX
в.): Антология трудов: в 2 т. Т. 1-2. / предисл. и общ. ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. Т. 1. 520
с. Т.2. 560 с. На протяжении многих лет в Санкт-Петербургском гос. университете Д. А. Браткин читает лекции по
учебным дисциплинам «История религии», «История религии как история (Теория и методология исторического
знания)», «Библия и культура», «Новый Завет как религиозный памятник и священный текст», «Апокрифы и
псевдэпиграфы», «Актуальные проблемы религиоведения», имеет по этим предметам опубликованные пособия и
методические разработки, ведет научно-исследовательские семинары для магистрантов и аспирантов.
Исполнитель проекта, к. филос. н., доцент кафедры философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского
государственного университета, Г. Е. Боков также имеет ряд публикаций, имеющих непосредственное отношение к
тематике проекта. Среди них: Профессор-протоиерей П. Я. Светлов о проблемах развития высшего богословского
образования в Российской империи в конце XIX – начале XX в. // Былые годы. 2019. №. 1 (51). С. 306 – 313 (в
соавторстве) (Web of Science Core Collection, Scopus); Профессор-протоиерей П. Я. Светлов об «атеистическом
гуманизме» как «религии человекобожества» (по архивным материалам и публикациям 1914-1917 гг.) // Вестник
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. № 93. С. 47-62 (Web of Science Core Collection, Scopus); Профессор-протоиерей П.Я. Светлов: неизвестные
страницы биографии русского православного богослова (по архивным документам и мемуарам) // Биография и память
культуры: II международная конференция «Современная культура и коммуникации» (Modern Culture and Communication,
MCC-2020), Санкт-Петербург, 14-16 октября 2020 г. : сборник материалов. СПб., 2020. С. 107-111 (РИНЦ); Архив
профессора богословия, протоиерея Павла Светлова как уникальный письменный памятник русского православия
первых десятилетий XX века // Манускрипт. 2021. Т. 14. Вып. 2. С. 353-357 (РИНЦ); Профессор-протоиерей П. Я. Светлов
о богословском образовании в России в начале XX века // Религия. Образование. Наука: Модели и направления
взаимодействия. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург, 2021. С.
10-11. (РИНЦ); Н. Н. Глубоковский и П. Я. Светлов как авторы проектов богословских факультетов в российских
императорских университетах // Международная конференция «Цивилизационные коды России» (к столетию
«Философского парохода)». Санкт-Петербургский гос. Университет, 17 – 18 ноября 2022 г. Материалы конференции /
Отв. ред. Н.В. Кузнецов, А.Н. Сунами. – СПб., 2022. С. 480-483. (РИНЦ). Кроме того, с 2016 г. по 2018 г. Г. Е. Боков
являлся руководителем коллективного проекта РГНФ (РФФИ) № 16-33-01186. «Религия, наука и образование в
современной России», в ходе реализации которого также затрагивались проблемы, касающиеся академического
богословия в дореволюционной России. Среди публикаций на эту тему можно выделить: Science and Religion in the
Russian Federation nowadays: Conflict or dialogue? // European Researcher. Series A. 2016. Vol. (110). Is. 9. P. 494-499
(РИНЦ); Православное богословие, светское образование и наука в современной России: диалог, конфликт или
автономия? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.
Вопросы теории и практики. 2017. № 12-3(86): в 4-х ч. Ч. 3. C. 22-24 (РИНЦ); Православное богословие в современной
России об академической науке и светском образовании // Религиоведение. 2018. № 3. С. 83-94 (РИНЦ); Религия и
наука: конфликт или диалог? (Исследование мировоззренческих и социальных противоречий в российском обществе)
// Конфликтология. 2018. № 4. С. 97-110 РИНЦ. На протяжении многих лет Г. Е. Боков читает ряд курсов, в которых
затрагивается тематика проекта: «Религиоведение», «Философия религии», «Наука и религия», «Культура и религия»,
«История религии», «История отечественного и зарубежного религиоведения» и др., имеет по этим предметам
опубликованные пособия и методические разработки.
Исполнитель проекта В. А. Пересторонин является молодым исследователем, аспирантом по направлению
«Религиоведение» Санкт-Петербургского государственного университета. Он имеет фундаментальную подготовку в
области истории философии и истории богословия, что подтверждается публикациями на эту тему. В 2018 г. он уже
являлся участником грантового проекта РФФИ и опубликовал две статьи, одна из которых имеет отношение к
настоящему проекту: Эволюция взглядов Р. Ю. Виппера на историю раннего христианства в первый московский период
его жизни (1897-1922 г.) // Былые годы. 2020. № 3 (57) (в соавторстве с Д. А. Браткиным и др.) (Scopus). Платон из
Евангелий: риторика Цельса в поисках философских корней христианства // Наука о религии в России: от прошлого к
будущему. Сборник материалов научной конференции. Отв. редакторы М.М. Шахнович, Е.А. Терюкова. 2020. С. 95-102.
Проблема веры и знания глазами ученых и философов в журнале "Научное обозрение" 1894-1903 гг. // Бог. Человек.
Мир. Сборник докладов XXI межвузовской научной конференции. Ответственные редакторы Д.К. Богатырёв, Д.В.
Шмонин. 2019. С. 135-138.
Исполнитель проекта А. Б. Салахов является молодым исследователем, студентом бакалавриата по направлению
«Религиоведение» Санкт-Петербургского государственного университета, его научные интересы связаны с историей
русского православного богословия и историей религиоведения кон. XIX – нач. XX в., что отвечает тематике настоящего
проекта. Имеет ряд публикаций по истории православия в России, по истории русской религиозно-философской мысли
и по смежным темам, относящимся к теме проекта: Источники и предпосылки формирования славянофильства //
Всероссийская научная конференция молодых исследователей с международным участием «Социально-гуманитарные
проблемы образования и профессиональной самореализации» (Социальный инженер-2022): : сборник материалов .
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина , Vol. 1. p. 199-205. Славянофилы и паристика // СТАРТ В
НАУКЕ - 2022 : сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса (14 ноября 2022 г.)..
Петрозаводск : Новая наука, Vol. 1. p. 312-321. Гностический характер учения Иисуса Христа в повести Л. Н. Андреева
«Иуда Искариот» // СЛОВО И ОБРАЗ. ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. 1 (6), p. 82-90
Семейство Киреевских как пример решения проблемы гендерного подхода в профессиональной деятельности
Салахов, А. Б.,// Равноправие мужчин и женщин в России и в мире: научный потенциал молодежных исследований: :
сборник материалов международной молодежной научной конференции. Иваново: Издательство Ивановского
Государственного Университета, p. 376-379 Пространство и время в православной иконописи// НАУКА И ИННОВАЦИИ В
XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ : сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. Пенза: МНЦС "Наука и просвещение", p. 176-181 КАРТИНА БАРТОЛАМЕ ЭСТЕБАНА
МУРИЛЬО «УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ» И РЕМБРАНДТА «СИНДИКИ» КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАТОЛИЧЕСКОГО
И ПРОТЕСТАНТСКОГО ОБЩЕСТВ О СВОБОДЕ ВОЛИ // Сборник статей XXXIX международной научно-практической конференции. Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ». НИЦ "Актуальность. РФ", p. 118-120