Научная проблема, на решение которой направлен проект
Проект направлен на проблему повышения качества труда и жизни специалистов IT сферы, укрепление их профессионального здоровья благодаря выявлению синдрома профессионального выгорания. По данным аналитиков ассоциации "АПКИТ" в настоящее время существует высокая потребность российской экономики и растущий дефицит в специалистах IT сферы. Результаты проекта будут способствовать развитию человеческого капитала в сфере цифровизации, повышению продуктивности, профессионального здоровья и благополучия, специалистов, разрабатывающих и использующих цифровые технологии.
Научная значимость и актуальность решения обозначенной проблемы
Научная значимость обозначенной проблемы связана с областью знаний о механизмах влияния новых форм труда, «человеко-компьютерных коммуникаций», с изменения образа жизни в связи с цифровизацией профессий, которые влияют на развитие профессионально-личностных деформаций в виде выгорания.
Актуальность проблемы и темы проекта определяется тем, что цифровизация существенно изменила характер труда во всех сферах профессиональной деятельности. В профессиях типа «Человек-техника» появились новые плохо изученные стрессогенные факторы, которые представляют риск для профессионального здоровья, благополучия и продуктивности специалистов IT-сферы. Цифровизация привнесла специфические требования к субъектам труда, их компетентностям и механизмам психической регуляции (ресурсам) трудовой активности.
Разработка мультифакторной модели выгорания будет иметь актуальность для формирования системы психологического обеспечения, включающей психодиагностику, профессиональную адаптацию и подготовку, мониторинг состояния и стратегирование профессионального роста.
Конкретная задача (задачи) в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб и комплексность
Разработка мультифакторной модели развития профессионального выгорания и его негативных последствий среди специалистов IT- сферы, для последующего (2023) построения модели и научно-обоснованных технологий противодействия его разрушающего влияния на их профессиональную успешность. Согласно подсчетам аналитиков и наблюдений участников рынка в настоящее время в России наблюдается растущий дефицит IT-кадров, страна значительно уступает по доле таких сотрудников в экономике странам США и Евросоюза. С позиций стимулирования цифровизации реального сектора экономики как одной из приоритетных задач
стратегического развития национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний (М. Мишустин) является преодоление кадрового дефицита IT-специалистов.
В связи с этим в масштабе рынка труда IT-специалистов проект ориентирован на развитие цифровых технологий опосредованно через сохранение профессионального здоровья субъектов, работающих в IT- сфере. Результаты проекта будут способствовать сохранению и приумножению квалифицированных кадров IT- сферы, обладающих высокой мотивацией, продуктивностью и стрессоустойчивостью, не подверженных «душевной эрозии» выгорания.
Научная новизна исследований, обоснование того, что проект направлен на развитие новой для научного коллектива тематики******, обоснование достижимости решения поставленной задачи (задач) и возможности получения предполагаемых результатов. В том числе, на определение объекта и предмета исследования, составление плана исследования, выбор методов исследования. Трансформация профессий системы «Человек-техника» в постиндустриальном обществе существенно меняют информационную основу трудовой деятельности (В.Д. Шадриков), включенность в трудовой процесс (мотивация), образ жизни и межличностные коммуникации в организациях. Это влечет за собой специфические и малоизученные формы, субфакторы и предикторы профессионального выгорания и последствия для субъектов труда. Вслед за предсказаниями Э. Тоффлера об увеличении в постиндустриальном обществе негативного цифрового воздействия на человека можно предположить, что работа в IT - сфере может сказаться на существенных изменениям сознания и поведения, когнитивной, мотивационной, эмоциональной, коммуникативных сферах, приводить к появлению профессионально-личностных деформаций и акцентуации, например, к «цифровому аутизму», обусловливать особые формы профессионального выгорания.
Новизна исследования состоит в том, что оно ориентировано на выявление факторов, провоцирующих выгорание специалистов IT- сферы. До сих пор специфика и факторы, детерминирующие его развитие, остаются не изученными. При этом имеются свидетельства того, что у специалистов IT сферы ярко проявляются признаки выгорания, идет «омоложение» психосоматических, сердечно-сосудистых и опорно-двигательных заболеваний. Согласно исследованию Padma V., (2015) среди IT специалистов (программисты) 56% имели симптомы нарушения опорно-двигательного аппарата, 22% - впервые диагностированную гипертензию, 10% - диабет, 36% - дислипидемию, 54% - депрессию, тревогу и бессонницу, 40% - ожирение. Maudgalya T., Wallace S., Daraiseh N., Salem S. W, 2006 отмечают, что детерминантами выгорания у программистов являются неоднозначность профессиональных ролей, конфликт ролей и рабочие задачи.
В настоящее время отсутствуют фундаментальные исследования синдрома выгорания и сопутствующих ему негативных последствий для личной жизни и профессиональной деятельности специалистов IT -сферы. Отсутствует глубокий психологический анализ положительных и негативных факторов профессий IT - сферы, их классификации по признаку «здоровье разрушение», по возможностям преодоления негативных сторон «цифрового давления». Рост дефицита IT-кадров в России, прогнозируемый аналитиками актуализирует проблему психологической помощи и охраны труда IT- специалистов. Назрела реальная потребность выявления предикторов и специфических особенностей выгорания IT-кадров для последующей разработки моделей его профилактики и преодоления в целях снижения дефицита данных специалистов на рынке труда в России.
Общий план исследования. Проект предусматривает психологический анализ ресурсо- и здоровье разрушающих факторов профессиональной деятельности специалистов IT -сферы, детерминирующих синдром выгорания. Выявление признаков синдрома выгорания на основе понимания данного синдрома как системного качества субъекта труда. Согласно пониманию выгорания как системного качества, оно проявляется в негативных психических состояниях, процессах, отношениях и установках по отношению к себе, субъектам и объектам деятельности, в деформации профессиональной направленности в виде смыслового отчуждения и ресурсо-разрушающих копинг-стратегий.
Объектом исследования будут молодые специалисты «цифрового поколения» (23 - 45 лет), имеющие опыт работы от 2 лет в IT-сфере (программисты, программные инженеры, специалисты юзабилити, специалисты по информационной безопасности). Предмет исследования: симптомы синдрома выгорания, субъектно-личностные характеристики (мотивационно-волевые, эмоциональные, рефлексивно-сенситивные, когнитивные, поведенческие), показатели профессионального здоровья, ситуативные факторы (профессионально-организационные трудные ситуации).
Методы исследования. Новизна проекта состоит в методах исследования выгорания IT-специалистов. А именно, в разработке специализированного психодиагностического пакета методик для выявления ранних признаков выгорания и оценки степени его выраженности с помощью авторского опросника «Профессиональное выгорание IT-специалистов».
Достижение решения поставленной задачи проекта базируется на имеющемся опыте проведения подобных исследований профессионального выгорания, доступности выборки респондентов в сфере IT в университете ИТМО.
Современное состояние исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой науке и научные конкуренты
В последние десятилетия в отечественной и мировой психологической науке проблема профессионального выгорания (burnout) и механизмов противодействия ему занимает одно из лидирующих позиций. Это обусловлено тем, что burnout проявляется в широком спектре профессий, а его негативные последствия сказываются на профессиональной успешности, мотивации, профессиональном здоровье, организационной лояльности субъектов труда и др. Ученые отмечают, что выгорание – «болезнь века» (Грабе, 2008), это – феномен современности, следствие постоянной интенсификации профессиональной деятельности, роста информационных, коммуникативных, эмоциональных нагрузок при дефиците двигательной активности и нарушении гармоничного образа жизни человека. Обнаружено широкое распространение синдрома выгорания среди специалистов «субъект-субъектных» профессий (В.А. Бoдрoв, А.Б. Леoнoва, Е.П. Ильин, Л.А. Китаев-Смык, В.Е. Oрел, Л.Г. Дикая, W.B. Schaufeli, D.V. Dierendonck, C. Maslach, M.P. Leiter и др.).
С методологических позиций субъектнo-деятельнoстнoгo подхода проблема выгорания имеет непосредственное отношение к области знаний o взаимовлиянии профессиональной деятельности и субъекта труда (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Лoмoв, В.А. Бoдрoв, Л.Г. Дикая, Е.П. Ильин, К.А. Абульxанoва-Славская, А.В. Брушлинский, Е.А. Климoв, В.Д. Шадрикoв, В.А. Пoнoмаренкo, Ю.П. Зинченкo, Т.В. Черникoва и др.), профессии и сознания личности (А.Н. Леoнтьев, В.А. Пoнoмаренкo, В.П. Серкин), психологического обеспечения профессиональной деятельности (А.А. Грачев, Е.Ф. Зеер, В.П. Зинченкo, А.В. Карпoв, Е.П. Кораблина, Г.С. Никифoрoв, В.А. Тoлoчек, Б.А. Ясько и др.), психосоциальных болезней в обществе (В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык, М. Грабе, C.Maslach, M. P. Leiter).
В мировой психологии выгорание рассматривается как процесс ответных реакций на хронические рабочие стрессоры (E.Grunfeld et al., 2000; A.Shirom, 1989; B. Perlman, E.A. Hartman, 1982), как динамический процесс (М. Burish, 1993), и как результат взаимодействия субъекта с профессиональной деятельностью (Е. Maher и J. Leiter, 1996). В первом варианте исследователи указывают на стадиальный характер его развития, который начинается с чрезмерной активности работника и продолжается в снижении участия в труде. Ученые выделяют гетерохронный характер развития синдрома выгорания (В.Е. Орел, 2005), его неравномерность субфакторной выраженности (К. Маслач, 1982; В.Е. Орел, 2005 и др.) и трудную преодолимость (В. Шауфели, К. Маслач и Е. Марек, 1993). При рассмотрении выгорания как результата взаимодействия человека и профессии ученые понимают его как системный эффект и качество субъекта (Водопьянова, 2014; Орел, 2005). В частности, В.Е.Орел определяет синдром выгорания как интеграцию психических состояний с отрицательной направленностью, временной устойчивостью и относительно необратимым характером (В.Е. Орел 2005). Два последних признака позволяют приблизить «выгорание» к психическим свойствам. В связи с этим утверждается, что синдром выгорания занимает промежуточную позицию между психическими состояниями и психическими свойствами. Как правило, выгорание рассматривается как негативное состояние субъектов труда, что обедняет его понимание с позиций системного подхода.
Наиболее прогрессивное понимание синдрома выгорания базируется на системном и субъектно-ресурсном подходах. В них выгорание понимается как системное качество субъекта труда, занимающее промежуточное положение между состояниями и свойствами личности (В.Е. Орел, В.А. Бодров, Н.Е. Водопьянова). Согласно результатам наших исследований профессиональное выгорание (ПВ) это – системное качество субъекта труда, которое проявляется в негативных психических состояниях, процессах, установках, отношениях к себе, субъектам и объектам деятельности, в деформации профессиональной направленности в виде смыслового отчуждения и ресурсо-разрушающих копинг-стратегий (Водопьянова, 2014, 2015). Согласно наших представлениям ПВ, как субъектно-личностный синдром возникает вследствие снижения активности и ресурсного обеспечения субъекта при нарушении оптимального функционирования личности в системе «субъект – профессия – организация – общество» (Водопьянова, 2013, 2014, 2015). Данные нарушения носят, как правило, дезадаптивно-разрушающий характер относительно психологического
благополучия субъекта и его деятельности, негативно сказываются на деловых и межличностных отношениях, коммуникациях в профессионально-организационной среде, проявляются в снижении удовлетворенности самореализацией в профессии, самоактуализации в других сферах жизни, а при высокой выраженности выгорания – в ухудшении психосоматического самочувствия. В отдельных случаях на ранних стадиях выгорания оно может иметь позитивный эффект в виде стимулирования субъектов к поиску и вовлечению новых ресурсов для профессиональной деятельности.
Ученые отмечают, что проблема ПВ лежит на пересечении как минимум четырёх сфер психологического обеспечения профессиональной деятельности: профессиональной адаптации, профессионального становления, профессиональной эффективности, сохранения профессионального здоровья и долголетия субъектов труда (Бaбич, 2007; Вacиленкo, 2008; Величкoвcкaя, 2004; Китaев-Cмык, 2007; Лукьянoв, 2007; Oрел, 2005; Пoвaренкoв, 2020; Яcькo, 2010).
Модели и инструменты измерения синдрома выгорания подразделяются на cтруктурнo-результaтивные, прoцеccуaльнo-динaмичеcкие и интегрированное модели. Существуют двухфакторная модель ПВ (Д. Дирендoнк, В. Шaуфели, X. Cикcмa) трехфакторная Модель (К. Мacлaч и C. Джекcoн), четырёхфакторная модель (Firth, 1995; Himle, 1998). Результаты многих исследований говорят о многофакторной детерминации ПВ, т.е. его природа шире трёх или четырёхфакторной структуры. Наряду c эмоциональными и мотивационными симптомами выгорания, отражающими эмоциональную усталость, снижение интереса к конкретной профессиональной деятельности, потерю смысла работы, разочарование, профессиональная маргинальность, исследователями отмечаются также множество пcиxocoмaтичеcкиx, coциaльнo-пcиxoлoгичеcкиx, поведенческих и ценнocтнo-cмыcлoвыx проявлений душевного дискомфорта и дезaдaптaции человека как субъекта жизни и труда (Беccoнoвa, 2009; Бoдрoв, 1995, 2002; Мушacтaя, 2007;Matheny, 1993).
Одним из направлений исследований проблемы профессионального выгорания является поиск факторов риска его развития для специалистов разных профессий. Отмечается, что выявление факторов риска выгорания, механизмов противодействия ему представляется важным для многих областей науки и практики, связанных с вопросами профессиональной дезадаптации, деформации, психического благополучия и профессионального здоровья, трудовой мотивации, социального взаимодействия работников различных профессиональных групп (А.Ю. Василенкo, Н.Е. Водопьянова, М.А. Вoрoбъева, Л.Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык, А.Б. Ленова, В.В. Лукьянoв, С.Б. Величкoвская, В.Е. Oрел, Т. В. Фoрманюк, Л.Н. Мoлчанoва, Т. Ронгинская и др.).
К факторам, провоцирующим синдром выгорания, причисляют личностные, социально-демографические характеристики, организационные (объективные) в виде содержания и условий труда, статусно-ролевые. Ученые отмечает, что возникновение синдрома выгорания обусловлено сложным взаимодействием личности с профессиональными, ситуационно-ролевыми организационными требованиями. В этой связи перспективным представляются когнитивно- трансактный подход к пониманию механизмов преодоления рабочих стрессов и устойчивости к профессиональному выгоранию, в котором важное место занимают интра и-интеросубъектные ресурсы субъекта труда, а также организационные (гигиенические) факторы его профессиональной деятельности.
Наиболее подробно изучены личностные детерминанты выгорания в социономических профессиях (В.А. Орел, С.Б. Величковская, Н.Е. Водопьянова, Рукавишников А.А, Е.С.Старченкова, C.Maslach, S.E.Jackson, M.P. Leiter, C.L.Cordes, T.W.Dougherty, A.A.Harrison, K.Miller). В специальной литературе представлены разные взгляды на проблему превенции синдрома выгорания, при этом отсутствует системный подход к профилактике и реабилитации лиц, переживающих выгорание. Практическая реализация разных подходов находит свое отражение в различных программах психологических тренингов. Отдельные программы превенции выгорания в основном носят когнитивно-бихевиоральную направленность и сфокусированы преимущественно на управление рабочими стрессами, когнитивное переструктурирование и обучение навыкам релаксации (Brown, Higgins, Rowe, Schaufeli, Kushnir, Milbauer). Многие программы ориентированы на уменьшение психической напряженности, поэтому их эффект часто ограничивается только снижением уровня эмоционального истощения. Труднее поддается коррекции такой компонент выгорания как
дегуманизация (цинизм), что связано с системой отношений и жизненной позицией личности (Водопьянова, Старченкова, Dierendonck, Maslach, Schaufeli). Недостатком многих исследований проблемы коррекции выгорания является отсутствие контрольных групп и долгосрочной оценки эффективности коррекционных программ, что во
многом снижает интерпретационные возможности полученных результатов.
Согласно развиваемому нами субъектно-ресурсному подходу первым этапом является определение факторов риска и личностных ресурсов специалистов, работающих с высокой плотностью использования цифровых технологий, «человеко-компьютерных» взаимодействий. Только на основе этих знаний могут быть построены продуктивные технологии противодействия ПВ. Противодействие выгоранию рассматривается нами как управление и самоуправление ресурсным обеспечением субъектов труда. Противодействие ПВ обеспечивается личностными и организационными, ресурсами, которые способствуют профессиональному развитию субъекта труда, стабильности его деятельности (устойчивости функционирования) и преодолению ситуаций и процессов дестабилизации функционирования.
Выявление процессов ресурсного обеспечения, его изменение вследствие инволюции ресурсов субъекта трудовой деятельности представляется важным для раскрытия механизмов перехода от «ресурсного выгорания» субъекта деятельности к «выгоранию» (деформации) личности (Водопьянова, 2014).
В целом следует резюмировать, ПВ это – многофакторный полидетерминированный феномен, имеющий специфические особенности в зависимости от гигиенических, организменных условий труда, профессии и личностных детерминант (Водопьянова, 2013, 2014, 2015).
Несмотря на относительно долгую историю исследований, вопрос о профессиональных предикторах выгорания и технологиях его предупреждения в профессиях «Человек - техника», «человек-знак» остается мало изученным. Особенную актуальность проблема выгорания приобретает, когда речь идет о новых профессиях или трансформации традиционных профессий в связи с цифровизацией.
В качестве научных конкурентов можно назвать только зарубежных исследователей C. Maslach, M. P. Leiter - USA; W. B.Schaufeli-Belgium, Dierendonck, D.- Netherlands.
Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта и ожидаемые результаты (объемом не менее 2 стр.; в том числе указываются ожидаемые конкретные результаты по годам; общий план дается с разбивкой по годам)
Проект будет реализовываться на основе следующих методологических подходов: 1) синдромологический подход В.Н. Мясищева, который направлен на выявление многообразия симптоматики, отягощающей процессы жизнедеятельности и профессиональной адаптации к специфике «рабочей среды», профессиональным нагрузкам и требованиям; 2) динамический подход Л.А. Анцыферовой, ориентированный на изучение качественных изменений личности с возрастом, жизненными обстоятельствами, профессией и др., выявление первичных и вторичных детерминант трансформации субъектных качеств, в том числе и стресс-реагирования в зависимости от личностных, ситуационных, ролевых, организационных, профессиональных и др. факторов; 3) ресурсная концепция психологического стресса, рассматривающая зависимость формирования стресс-синдромов от наличия и состояния личностных ресурсов (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, С. Хобфолл и др.); 4) научные подходы к изучению «выгорания» как феномена профессионально-личностных дисфункций (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е Орел, Т.И. Ронгинская, Т.А. Форманюк, M. Burish, С. Maslach, A. Pines, W. Shaufeli и др.); 5) концепция смысла жизни (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.
Франкл, Э.В. Чудновский, Г.А. Вайзер); 7) субъектно-деятельностный подход к единству сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн); 7) теории самоактуализации (А. Маслоу, К. Рожджерс, Э. Фром, Д.А. Леонтьев); 8) субъектно-ресурсный подход к противодействию профессионального выгорания, согласно которой сопротивление синдрому выгорания и психологическая помощь «выгорающим» достигаются благoдаря активизации субъектной активности – повышение осмысленности жизни, ответственности, профессиональной самоидентичности, индивидуализации и социальной интеграции личности в профессиональной деятельности, интернациональности, пoзитивнoгo мышления, cамoтранcцендентнocти, cамoдетерминации, предметнo-cмыcлoвoй активнocти и др. (Н.Е. Водопьянова, 2014).
Предполагается использовать следующие методы исследования: 1) глубинное личностное интервью для выявления переживаний относительно психологического благополучия, профессиональной успешности, состояния здоровья; 2) анкетирование относительно пола, возраста, стажа работы в ITсфере, мотивации, стрессогенных ситуаций на работе, образа жизни, баланса между работой и отдыхом; 3) психологическое тестирование с помощью пакета психологических методик авторских и стандартизированных; 4) Методы математико-статистической обработки: дисперсионный, факторный, многомерный регрессионный анализ, многомерное математико-статистическое моделирование.
В исследовании будут использованы следующие конкретные методики: 1. Глубинное личностное интервью, анкетирование, направленные на выявление переживаний выгорания и ухудшения психосоматического здоровья; 2. Опросник «потерь» и «приобретений» – «ОПП СПД» (Н.Е. Водопьянова, 2008).Опросник построен на ресурсной
концепции стрессоустойчивости (С.Хобфолл) и определяет показатель соотношения потерь и приобретений ресурсов субъекта труда в определенный период времени. Данный показатель коррелирует с выраженностью профессионального выгорания (Водопьянова, 2013). 3. Авторский опросник «Профессиональное выгорание IT-специалистов», который будет разработан на основе интервью и анкетирования. 4. Авторские шкалы для оценки удовлетворенности работой в IT сфере. 5. Отдельные шкалы опросника СAT Э. Шострома для измерения отношения ко времени и удовлетворенность самореализацией.
Ожидаемые результаты.
1. С помощью интервью и анкетирования будет получен перечень признаков изменения психической регуляции разных уровней, относящихся к профессиональному выгоранию;
2. Будут определены группы личностных, профессиональных, организационных, поведенческих факторов риска выгорания и ухудшения здоровья ИТ-специалистов.
3. На основе выявленных факторов риска и признаков выгорания будет разработан российский авторский опросник профессионального выгорания для специалистов ИТ-сферы. На основе обобщения теоретического анализа и результатов эмпирического исследования будет создана мультифакторная модель развития профессионального
выгорания специалистов ИТ-сферы.
Результаты лягут в основу дальнейшего развития новой научной тематики "Психологическое обеспечение здоровьесбережения, качества труда и жизни специалистов, работающих с цифровыми технологиями".
Общий план работы на 2022 - 2023 гг.
1. Теоретический анализ имеющихся в литературе результатов исследований синдрома выгорания среди IT-специалистов.
2. Психологический анализ особенностей деятельности IT- специалистов и возможных факторов риска для выгорания и потери профессионального здоровья.
3. Разработка плана глубинного интервью и анкеты для выявления переживаний и признаков выгорания IT-специалистов.
4. На основе результатов интервью и анкетирования разработка пилотного варианта опросника «Профессионально выгорание» для IT- специалистов.
5. Подготовка пакета психодиагностических методик для исследования.
6. Пилотажное исследование на основе пакета методик, включающего авторский опросник "Профессиональное выгорание для IT специалистов.
7. Первичная обработка эмпирических данных с применением методов математической статистики и интерпретация полученных результатов.
8. Коррекция разработанной версии опросника «Профессионально выгорание» для IT- специалистов по результатам статистической обработки.
9. Построение мультифакторной модели профессионального выгорания IT- специалистов с позиций субъектно-ресурсного подхода.
10.Подготовка к публикации научных статей (4) и тезисов (2) по теме проекта.
11. Подготовка годового отчета по результатам исследования.
Имеющийся у научного коллектива научный задел по проекту, наличие опыта совместной реализации проектов
1. Учебном пособии Шингаев С.М., Никифоров Г.С., Водопьянова Н.Е. «Психология профессионального здоровья руководителя: теория, методология, практика». Изд-во СПбГУ. 2020. Учебное пособие.
2. Определены особенности ценностно-мотивационной сферы IT-специалистов /Водопьянова Н.Е., Журина М. А. Особенности ценностно-мотивационной сферы IT /Вестник КГУ. Серия ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА 2020. №2. С. 91-100.
3. Dzhumagulova A., Petukhova A., Poverenkova A., Subkhangulova K., Volosiuk A. Designing Navigation Interfaces for Users with Special Needs. Proceedings of the 2021 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus 2021. 2021. pp. 302-305. (Scopus, WoS ).
4. Никифоров Г.С., Гофман О.О. Психология здоровья: актуальные научные направления// Субъект труда и организационная среда: проблемы взаимодействия в условиях глобализации: монография / под ред. Журавлева А.Л., Жалагиной Т.А., Журавлевой Е.А., Короткиной Е.Д. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2019. С. 106 – 123;
5. Водопьянова Н.Е., Гофман О.О., Жидких Т.М., Минеев В.С. Управление человеческими ресурсами в эпоху цифровизации: новые вызовы / Человек труда в цифровой экономике: новые реалии и социальные вызовы: новые реалии и вызовы / коллективная монография. СПбГУ. 2021. С. 165-182.