Description

Настоящий проект посвящен изучению разрабатываемой нами проблемывосприятия многозначной информации, но с акцентом не на ее подавленныхзначениях, а на осознаваемых. Такая постановка проблемы является новой нетолько для нашей исследовательской группы, но и для когнитивного подхода вцелом, поскольку вопрос о тех особенностях, которые обретают осознаваемыеинтерпретации многозначности за счет наличия неосознаваемых альтернативявляется обойденным вниманием исследователей. Согласно выдвигаемому нами предположению,наличие неосознаваемых альтернатив способствует отнесению стимула к более узкойкатегории, чем в их отсутствие, т.е. делает стимул более конкретным. Такойподход позволяет найти целесообразность в том, что принято считатьхарактеристикой ограниченных способностей человека. Речь идет о склонности незамечать многозначность, на которую указывают многие авторы (например, Rodd,Gaskell, Marslen-Wilson, 2002; Tal & Bar, 2014). Идея об активации болееузкой категории в процессе осознания многозначного стимула как однозначногобудет подвергнута всесторонней проверке. Используемый подход расширяетпроблематику преимуществ и недостатков многозначной информации (ambiguityadvantage and ambiguity disadvantage), в фокусе внимания которой находитсявопрос о том, способствует ли многозначность или же, напротив, препятствуетрешению различных когнитивных задач. В настоящем проекте предлагаетсяучитывать, с осознаваемой или неосознаваемой многозначностью связаны выявляемыев рамках данной парадигмы эффекты. Актуальность этой задачи обусловленапротиворечивостью существующих теоретических предсказаний относительно влиянияна обработку информации многозначности, которая в одних случаях даетпреимущества при обработке (Hino, Lupker, 1996; Hino, Kusunose, Lupker, 2010; Haro,Ferré, 2018), а в других – напротив, затрудняет ее (Gottlob et al. 1999;Beretta et al., 2005).
AcronymRSF_SRG_2022 - 1
StatusFinished
Effective start/end date1/01/2231/12/22

ID: 92032369