Взаимопомощь – один из важнейших принципов организации общества, обеспечивающий сплочение, стабилизацию и
само выживание социума. Взаимопомощь, в широком смысле слова – взаимовыручка, развивается в процессе
антропосоциогенеза и существует во всех человеческих обществах, видоизменяясь применительно к их своеобразию.
Изучение культуры взаимопомощи в её цивилизационных, историко-этнологических, этно-культурных и др.
проявлениях – одна из важнейших задач наук о человеке.
Культура взаимопомощи древнеегипетской цивилизации представляет в этой связи особый интерес:
- в Египте сохранился древнейший на земле обширный массив письменных свидетельств взаимопомощи в текстах
самого разнообразного свойства – в деловых документах, частной переписке, кладбищенских жизнеописаниях,
литературных сочинениях, заупокойных заклинаниях и т.д.;
- в Египте развитие культуры взаимопомощи происходило в уникальных условиях единственного в ранней древности
стабильного территориального государства и необычайно полновластной бюрократической монархии, изжившей
крестьянские общины и принудительно регулировавшей большую часть хозяйственной жизни страны. За
кратковременными исключениями, ни в какой другой «стране древности один из элементов надстройки так активно и
систематически не вмешивался в структуру и динамику базиса» (Е.С. Богословский). Все это привело к большому
своеобразию древнеегипетской культуры взаимопомощи и дает ценный сравнительный материал для исследования, в
т.ч. современных обществ с традициями гипертрофированного государственного регулирования;
- развитая культура взаимопомощи была важным фактором более чем трехтысячелетнего единства древнеегипетской
цивилизации и сохранения её этнокультурной идентичности даже во времена распада единого государства и
многовекового чужеземного господства. Этот опыт поучителен и для все более «индивидуалистической»
современности.
Проект направлен на изучение древнейших в истории человечества письменных свидетельств взаимопомощи
(сопоставимые по времени свидетельства можно найти только в Шумере), и прослеживает развитие таковой на
протяжении почти тысячелетия – в эпохи Старого царства, Первого переходного периода и Среднего царства.
Результаты проекта будут иметь практическую и теоретическую значимость для целого ряда исследовательских и
учебных дисциплин: истории древнего мира, востоковедения, социальной антропологии, социальной психологии,
этнологии, культурологии, истории государства и права, истории зарубежной литературы (литература древнего Востока)
и т.д.
Конкретная задача (задачи) в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб и
комплексность
В рамках решения исследовательской проблемы выявления и историко-культурного анализа важнейших практик,
принципов и мировоззренческих оснований культуры взаимопомощи в цивилизации Древнего Египта III-половины II
тысячелетия до н.э., будут решены следующие конкретные задачи:
- выявление и каталогизация корпуса соответствующих письменных и изобразительных источников;
- подготовка русских переводов данных древнеегипетских текстов с уточняющими их прочтение и понимание
палеографическими, историко-филологическими и историко-культурными комментариями;
- выявление важнейших практик взаимопомощи, с последующей классификацией их по типам (семейно-родственная,
земляческая и т.д.), видам (трудовая, хозяйственно-бытовая и т.д.), сферам (производственная, бытовая, обрядовая и
т.д.), по субъектному аспекту, функциям, временной протяженности, целеполаганию и т.д.;
- определение специфики отражения данных практик в исторических источниках;
- раскрытие общепринятых правил, принципов и мировоззренческих оснований выявленных практик взаимопомощи;
- создание словаря-тезауруса лексики и фразеологии древнеегипетской культуры взаимопомощи III-первой половины II
тысячелетия до н.э. эры;
- анализ полученных результатов в совокупном историко-культурном контексте древнеегипетской цивилизации III-
первой половины II тысячелетия до н.э.; их теоретическое осмысление с применением теоретико-категориального
аппарата современной исторической науки, социальной антропологии, социальной психологии и т.д. Соединение скрупулезного египтологического исследования с применением теоретико-категориального аппарата
широкого спектра гуманитарных наук позволит достичь адекватного и комплексного понимания культуры
взаимопомощи в Египте III-первой половины II тысячелетия до н.э. и её цивилизационного своеобразия.
Культура взаимопомощи в древнеегипетской цивилизации III-первой половины II тысячелетия до н.э. пока не стала
предметом специального исследования в мировой египтологии, которая и в целом занята изучением социальной
истории заметно меньше, нежели науки о других древних цивилизациях (см. Демидчик А.Е. Новые исследовательские
технологии в науке о Древнем Египте; https://www.youtube.com/watch?v=39kZK-gp7kA&t=2334s). А в социальной
истории египтологов интересуют прежде всего устройство государства, институты и способы государственного
регулирования общественной, в т.ч. хозяйственной жизни. Публикации же, затрагивающие отдельные аспекты культуры
взаимопомощи в Египте III-II тысячелетия до н.э., очень немногочисленны; в России последних десятилетий проблема
изучалась лишь участниками проекта.
Рассматривая древнеегипетскую концепцию миропорядка-маат, Я. Ассманн (Ja. Assmann, Ruprecht Karls Universität
Heidelberg) выделил концепты «горизонтальной», «вертикальной» и межпоколенной солидарности, являющиеся
мировоззренческими основаниями культуры взаимопомощи. При рассмотрении кладбищенских жизнеописаний
каталогизируются эпитеты и повествовательные речевые формулы, сообщающие про помощь владельца жизнеописания другим египтянам (напр., см. Doxey D.M. Egyptian Non-Royal Epithets in the Middle Kingdom. Leiden;
Boston; Köln, 1998. P. 152-234, 254-399; теперь см. Stauder-Porchet Ju. Les autobiographies de l'Ancien Empire égyptien:
étude sur la naissance d'un genre. Leuven, 2017). Но даже новейшие попытки их осмысления неполно учитывают
имеющиеся источники и содержат ряд ошибочных выводов, в т.ч. из-за незнания за рубежом выдающихся достижений
ленинградской школы египтологии 1960-1980-х гг. (напр., Ancient Egyptian Biographies: Contexts, Forms, Functions.
Atlanta, 2020. P. 251-304; ср. Демидчик А.Е., Макеева Н.В. Вклад ленинградской школы египтологии в мировую науку о
древнем Востоке // Вестник древней истории. 2023 (в печати)). Вопрос о складывании патронатных взаимосвязей в
Египте Первого переходного периода полтора десятка лет назад поднимался в статьях покойного Д. Франке. Развитие
обмена, аренды, ростовщичества энергично изучается Х.К. Морено Гарсией (Национальный центр научных
исследований Франции (CNRS), Университет Paris-IV Sorbonne, École des Hautes Études en Sciences Sociales (EHESS)). В
последние годы вырос интерес к «письмам мертвым», в т.ч. к отражению в них взаимопомощи живых и усопших
(теперь см. Hsieh Ju. Ancient Egyptian Letters to the Dead. Boston. Leiden, 2021). Мода на «гендерные» исследования
привела к росту числа публикаций о взаимоотношениях в египетской семье Первого переходного периода и Среднего
царства (напр., Kasparian B. La famille égyptienne sous l’Ancien et le Moyen Empire: aspects structurels, sociaux et
juridiques. Lille, 2003; Hudáková L. The Repsentations of Women in the Middle Kingdom Tombs of Officials. Leiden, Boston,
2019).
Отмеченные публикации и достижения зарубежной науки будут подспорьем для решения задач предлагаемого
проекта, но в целом культура взаимопомощи в Египте интересующего нас времени изучена очень неравномерно, с
зияющими пробелами как в части учета источников (почти не рассматривались с этой точки зрения письма,
административно-хозяйственные документы и т.д.), так и в отношении обобщения сделанных наблюдений –
системного анализа культуры взаимопомощи в уникальном историко-культурном контексте цивилизации Древнего
Египта III-начала II тысячелетия до н.э.
В методологической основе проекта заложен принцип комплексности и всестороннего рассмотрения практик,
принципов и мировоззренческих оснований культуры взаимопомощи в их системном единстве и многообразии
взаимосвязей с развитием и своеобразием древнеегипетской цивилизации в III-первой половине II тысячелетия до н.э.
Максимально возможная на данный момент достоверность наблюдений и выводов основана на исчерпывающем учете
и анализе всех доступных древнеегипетских источников и соответствующей исследовательской литературы. Ранее
публиковавшиеся переводы и толкования источников, а также сведения о них, будут перепроверены и уточнены, что
найдет отражение в палеографических, историко-филологических и историко-культурных комментариях.
Помимо общепринятых приемов внешней и внутренней критики, для адекватного понимания текстов и сообщаемых
ими сведений применяются принципы контекстной семантики, опыт рассмотрения древнеегипетского дискурса Я.
Ассманом и т.д. В целом же, мы следуем правилу, что правильное понимание текста возможно лишь с учетом истории
его создания, которая «в… широком аспекте выступает перед нами как история людей, его создавших» – их чаяний,
намерений, мировоззрения (Д.С. Лихачев). При этом учитывается, что присущий египтянам «экран понятий»
принципиально отличен от привычного нам, а его постижение пока дается с большим трудом. Для уточнения
специфически египетского содержания понятий и терминов будут проведены специальные исследования.
Почерпнутые из источников сведения служат основанием для реконструкции и историко-культурного анализа практик
взаимопомощи, их принципов, мировоззренческих оснований и развития на протяжении III-первой половины II
тысячелетия до н.э. При теоретическом осмыслении совокупности древнеегипетских данных используются
сравнительно-исторический метод и материалы этно-компаративистики, а также теоретико-категориальные аппараты
социальной антропологии, социальной психологии, и т.д.
Результатом предлагаемого проекта станет формирование существенно новой для мировой египтологии
исследовательской проблематики культуры взаимопомощи и методологии такого рода исследований. При этом:
- будет каталогизирован корпус соответствующих древнеегипетских письменных источников III-первой половины II
тысячелетия до н.э., классифицированных по происхождению, предназначению (административно-хозяйственные
документы, письма, кладбищенские жизнеописания, литературные сочинения, заклинания, «письма мертвым» и т.д.) и
т.д.;
- будут подготовлены к публикации русские переводы соответствующих иероглифических и иератических надписей с
палеографическим, историко-филологическим и историко-культурным комментарием. В результате данные тексты
станут доступны для знакомства и изучения всем отечественным гуманитариям;
- будет впервые составлен словарь-тезаурус древнеегипетской культуры взаимопомощи III-II тысячелетий до н.э., что станет также существенным вкладом в развитие египтологической лексикографии;
- будут раскрыты мировоззренческие основания и социально-психологические установки древнеегипетской культуры
взаимопомощи в их системном единстве и историко-культурных взаимосвязях с общественным строем и духовной
культуры цивилизации Древнего Египта;
- собранный и обработанный материал с теоретическими обобщениями будет представлен в 4 докладах на
всероссийских и международных конференциях, в серии статей, из которых 5 – в высокорейтинговых изданиях, а
также в подготовленной к печати монографии «Культура взаимопомощи в цивилизации Древнего Египта (III-первая
половина II тысячелетия до н.э.)» (10-12 а.л.).
Результаты проекта будут иметь практическую и теоретическую значимость для многих исследовательских и учебных
дисциплин: истории древнего мира, востоковедения, социальной антропологии, исторической и социальной
психологии, истории государства и права, культурологии, истории зарубежной литературы (литература древнего
Востока), и т.д.
Общий план работ (с разбивкой по годам)
План работ на 2023 г.
1. Завершение составления корпуса письменных и изобразительных источников и соответствующего
библиографического поиска.
2. Подготовка переводов древнеегипетских текстов с палеографическим, историко-филологическим и историко-
культурным комментарием.
3. Систематизация полученных данных, выявление важнейших практик взаимопомощи и их мировоззренческих
оснований.
4. Работа по составлению словаря-тезауруса культуры взаимопомощи в Древнем Египте в III-первой половине II
тысячелетия до н.э.
5. Подготовка рукописи монографии «Культура взаимопомощи в цивилизации Древнего Египта в III-первой половине II
тысячелетия до н.э.»
Основные ожидаемые результаты:
- рукопись полного свода источников по теме с их атрибуцией и основной библиографией;
- подготовленные к печати рукописи переводов 20-25 наиболее информативных иероглифических и иератических
надписей с палеографическим, историко-филологическим и историко-культурным комментарием;
- определение структуры словаря-тезауруса; написание предварительных вариантов пятнадцати его статей;
- определение структуры и предварительная рукопись трех глав монографии «Культура взаимопомощи в цивилизации
Древнего Египта в III-первой половине II тысячелетия до н.э.».
Полученные научные результаты будут опубликованы в:
- двух докладах на научных конференциях, программы которых будут размещены в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет»;
- двух статьях, в изданиях, индексируемых в WoS СС или Scopus.
План работ на 2024 гг.
1. Завершение работы над комментированными переводами письменных источников и подготовка их совокупной
рукописи к печати.
2. Завершение составления и подготовка к печати словаря-тезауруса культуры взаимопомощи в древнеегипетской
цивилизации в III-первой половине II тысячелетия до н.э.
3. Завершение написания и подготовки к печати монографии «Культура взаимопомощи в цивилизации Древнего Египта
в III-первой половине II тысячелетия до н.э.».
Основные ожидаемые результаты:
- подготовленная к печати монография «Культура взаимопомощи в цивилизации Древнего Египта в III-первой половине
II тысячелетия до н.э.» (10-12 а.л.) с приложениями из (а) комментированных переводов важнейших письменных
источников; (б) репродукций важнейших изобразительных источников; (в) словаря-тезауруса культуры взаимопомощи
в Древнем Египте в III-первой половине II тысячелетия до н.э.
Полученные научные результаты будут опубликованы в:
- двух докладах на научных конференциях, программы которых будут размещены в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет»;
- трех статьях в изданиях, индексируемых в WoS СС, Scopus, RSCI.
- монографии «Культура взаимопомощи в цивилизации Древнего Египта в III-первой половине II тысячелетия до н.э.»
(10-12 а.л.) - будет подготовлена к печати.
Имеющийся у научного коллектива научный задел по проекту, наличие опыта совместной реализации проектов
Участники коллектива подготовили большую часть каталога соответствующих древнеегипетских письменных
источников и уже представили ряд публикаций по проблематике проекта, в т.ч.
- статьи:
Demidchik A.E. The Reference to the Leasing of Land on Stela Krakow National Museum MNK-XI-999 from the First
Intermediate Period // Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altetuimskunde. 2022. Bd. 149/1. S. 17-22.
Хапрова А.В. Иррациональное и рациональное: древнеегипетские представления об умерших и прагматический
характер "Писем к мертвым" // Лики иррационального. СПб: Русская христианская гуманитарная академия, 2021. С. 5-15.
Демидчик А.Е. Древнеегипетская стела Музея Метрополитен № 12.183.8: историко-культурный комментарий // Вестник
новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 1: История. С. 9–17.
Демидчик А.Е. Неурожаи в царствование фараона Cенусерта I // Вестник Новосибирского государственного
университета. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, вып. 10: Востоковедение. С. 38-45.
Демидчик А.Е. Об этнической однородности древнеегипетского общества в Старом и Среднем царстве //
Этнокультурное развитие Ближнего Востока в IV-I тысячелетиях до н.э. Материалы научн. конф. (Москва, 26-27 октября
2017 г.). М.: ИВ РАН, 2017. С. 17−23
Demidchik A.E. The Ancient Egyptian Nouveau Riche Heqaib: the inscription on British Museum stela 1671 // Universum
Humanitarium. 2017. No. 1. P. 152-165.
Demidchik A.E. The sixteenth line of the autobiography of Henqu II at Deir el-Gebrawi // Journal of Egyptian Archaeology.
2015. Vol. 101. P. 206−212;
принята в печать статья Демидчик А.Е. "Я давал зерно моему городу": упоминания о раздачах продовольствия в VI
верхнеегипетском номе в Первый переходный период // Восток (Oriens). 2022. № 4.
- доклады на научных конференциях:
Демидчик А.Е. «Памятник нерукотворный» по-древнеегипетски». Всероссийская научная конференция с
международным участием «Дьяковские чтения». Москва, МПГУ, 09.04 2022.
Демидчик А.Е. «Я давал зерно Дендере»: упоминания о благотворительных раздачах продовольствия в VI
верхнеегипетском номе в Первый переходный период». Научная конференция с международным участием «Историк и
текст: к 100-летию рождения Е.С. Голубцовой». Москва, Институт всеобщей истории РАН, 20-21 декабря 2021.
Демидчик А.Е. "Письменные свидетельства раздач продовольствия в Дендере в Первый переходный период". Научная
конференция «Язык(и) древнеегипетской культуры: чтение, понимание, перевод». Москва, Русский фонд содействия
образованию и науке, 16-17 декабря 2021 г.
Демидчик А.Е. «Древнеегипетские стелы начальника забойщиков скота Мерера». Международная научная
конференция Востоковедческие эпиграфические чтения памяти Д.Д. Васильева. Москва, ИВ РАН, 11-13 ноября 2021 г.
Демидчик А.Е. "Древнеегипетские nDsw: историографическая сказка про белого бычка". XXXI Международный
научный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Санкт-Петербург, СПбГУ, 23-25 июня
2021 г.
Хапрова А.В. «Древнеегипетские письма Первого переходного периода и начала Среднего царства: историография
вопроса». XXXI Международный научный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Санкт-
Петербург, СПбГУ, 23-25 июня 2021 г.
Demidchik A.E. “I Gave Grain to Dendera”. Международная научная конференция ECE IX: The Ninth European Conference
of Egyptologists. On-line Event, June 21-66 (Триест, Италия).
Demidchik A.E. ‘Famine Stela’ Episode under the Early Xlth Dynasty. Международная научная конференция The Annual
Meeting of the American Research Center in Egypt. Tucson (Arizona) April 20−22, 2018 (США).