Среди важнейших факторов, перманентно ведущих к кризисам культурной и политической идентичности социума, особое место занимает медийный. Повышение значимости медийной причинности расширения конфликтных зон общественного сознания тесно связано с глобализацией и техническим совершенствованием информационных процессов в обществе, а также их экстенсивной массовизацией, ведущей к понижению культурного уровня информационной составляющей социума, отрицательно сказывающейся на способности общества противостоять тенденциям проникновения в его жизнь деструктивной идеологии, которая влечет за собой риски саморазрушения общества, усиления социокультурного расслоения общества, пренебрежения духовно-нравственными ценностями, искажения исторической правды, разрушения исторической памяти и др. Нарастание противоречий в мире объективно ведет к утверждению на всех уровнях культурного и политического приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Среди приоритетов государственной политики в духовной сфере «сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю». Вместе с тем, приоритетная тенденция неизбежно прокладывает себе дорогу через конфликтные зоны общественного сознания в медийной среде, которая в настоящее время может выступать в качестве субъекта информационных отношений, предопределять поведение индивидов, влиять на реальность истории, делая ее субъективно ориентированной.
Исследование направлено на изучение актуальных социально-политических и духовно-нравственных эффектов медиапрезентации прошлого, выражающихся феноменами памяти и забвения. Эффекты медиапрезентации определяются на основе анализа явлений ценностного резонанса, вызываемого историческим текстом в сознании аудитории XXI века. Для решения поставленной задачи анализируются имеющие актуальное значение вербальные, иконографические материалы прошлых эпох, но сохраняемые в современной медийной среде, в том числе как тексты социальных сетей. За основу берется ценностный анализ как медийных артефактов исторической памяти, так и рефлексии по их поводу со стороны современной медийной аудитории. По результатам исследования формируется представление, с одной стороны, о ценностных архетипах, закрепляющих в общественном сознании исторически укорененные социально-политические и духовно-нравственные нормы, с другой, о современном состоянии медиатизации истории.