Участниками отношений, связанных с реализацией мероприятий профилактической медицины (профилактических осмотров, вакцинации, диспансеризации) является все население, медицинские и иные организации, государство. Так, федеральным проектом "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" предусмотрено обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год, формирование системы защиты прав пациентов.
В то же время состояние нормативно-правовой базы профилактической медицины, а также ее реализация вызывают крайнюю озабоченность. Вот лишь основные правовые и криминологические проблемы: 1) имеет место в больших объемах фальсификация результатов профилактической медицины (так, проведенное исследование результатов вакцинации против гриппа в сезоне 2017-2018 годов в Санкт-Петербурге показало, что официальная статистика почти в пять раз превышает реальный уровень вакцинации) и высокий уровень коррупции в сфере выдачи документов по результатам профилактических медицинских осмотров; 2) отсутствуют стандарты профилактических медосмотров, по выполнению которых можно судить о полноте и отчасти качеству медосмотра; 3) не разработан механизм ответственности врачей за некачественные профилактические мероприятия; 4) имеет место явное нежелание населения подвергать себя некоторым обязательным медицинским вмешательствам при профилактических мероприятиях (об этом постоянно говорится в социальных сетях и отзывах на проекты нормативно-правовых актов Минздрава РФ), в связи с этим возникает проблема конституционно-правовой обоснованности обязательности (принудительности) соответствующих профилактических мероприятий и соразмерности требований, обращенных к участникам профилактических медицинских мероприятий; 5) имеет место явное противоречие между добровольностью участия в профилактических мероприятиях и наличием правовых санкций за отказ от участия в данных мероприятиях; 6) не урегулированы многие этические вопросы профилактической медицины; 7) существуют серьезные проблемы в регулировании оборота информации, составляющей врачебную тайну, которая получается при профилактических медицинских осмотрах (осуществление видеосъемки пациента, передача сведений третьим лицам, например работодателю); 8) создаются проблемы у работодателей, которые не могут обеспечить прохождения работниками профилактических медицинских осмотров, ставится под угрозу осуществление организацией производственных задач из-за необходимости отстранения от работы работников, не прошедших обязательные медицинские осмотры; 9) многие виды профилактических медицинских осмотров расцениваются участниками отношений как избыточные и направленные на "правовое вымогательство денег" у населения и организаций и др.
Предлагаемое исследование направлено на то, чтобы решить следующие задачи:
1) определить условия и уровень готовности населения, медицинских организаций участвовать в профилактических медицинских мероприятиях (вакцинации и профилактических медицинских осмотрах, включая диспансеризацию);
2) выявить причины, по которым население отказывается от участия в профилактических медицинских мероприятиях;
3) выявить уровень и причины фальсификации результатов профилактических медицинских мероприятий, а также уровень коррупции в сфере профилактической медицины;
4) выявить отношение населения к введению правовых санкций за отказ от участия в профилактических медицинских мероприятиях;
5) выявить недостатки организации и правового регулирования профилактических медицинских мероприятий, порождающие отказ населения от участия в них и коррупционные проявления;
6) разработать социальные технологии увеличения эффективности профилактических медицинских мероприятий и добровольного привлечения к участию в них широких слоев населения, разных социальных групп.
Исследование ставит своей целью разработать правовой механизм, который на основе разработанных социальных технологий:
- обеспечит участие населения в профилактических медицинских мероприятиях при соблюдении конституционных прав граждан,
- даст возможность контроля гражданам контролировать объем и качество профилактической медицины,
- предоставит гарантии адекватной компенсации вреда, причиненного при профилактических мероприятиях,
- минимизирует коррупционные проявления,
- будет предусматривать ответственность за дефекты оказания профилактической медицинской помощи.
Большинство поставленных задач еще не решались в отечественной юриспруденции. Исследование имеет теоретическое (для нескольких отраслей права, организации медицины, социологии) и практическое значение (механизм правового регулирования профилактической медицины потребует изменения многих нормативно-правовых актов, перестройки многих административных и профессиональных процедур).