Description

Современное изменение роли России в разрешении геополитических рисков делает необходимым научно обоснованное позиционирование страны, как во внутреннем, так и во внешнем информационном пространстве. Представление граждан о своей стране и разных сторонах ее жизни, в их ретроспективном и перспективном аспектах, необходимо рассматривать как стратегический ресурс обеспечения национальной безопасности. Психологическое содержание медиаобраза страны характеризуется достаточно высоким прогностическим потенциалом, что позволяет разрабатывать не только диагностические процедуры и инструменты для выявления структурных и динамических характеристик медиаобраза, но и формировать рекомендации для его конструирования. В настоящий момент имеется серьезный диссонанс в массовых представлениях о значении России в мировом сообществе и ее нынешнем положении в глобальном мире. В политическом сознании значительной части россиян представления о роли и значении государства в жизни общества, о его исторической и социальной миссии находятся в явном противоречии с современным позиционированием государственных функций и обязанностей, а также реальной оценкой степени социальной ответственности федеральной власти перед обществом. Учитывая идеологическое и политическое влияние массовых коммуникаций, а также их возможность поддерживать или разрушать социальную общность, фундаментальной с точки зрения национальной безопасности является проблема изучения психологических механизмов конструирования медиаобраза России и эффектов его отражения в политическом сознании граждан с учетом угроз разрушения социальной общности как фактора национальной безопасности. Одним из важнейших резервов создания медиаобраза страны является сближение содержания передаваемой информации с глубинными интересами аудитории.

Layman's description

В проекте реализован новый подход к анализу проблемы формирования медиаобраза России, сочетающий изучение психологических механизмов и социопсихолингвистических инструментов конструирования медиаобраза России, а также эффектов его отражения в политическом сознании граждан с учетом угроз разрушения социальной общности как фактора национальной безопасности.
Выполненное исследование представляет ценные для мировой науки данные, полученные при изучении медиобраза России в Китае и, параллельно, Китая в России. В исследовании учитывался зарубежный опыт исследования брендирования, национальной идентичности и культурных изменений. Изучалась динамика образа России через интернет-мемы на китайских информационных ресурсах, рисующих с помощью образных и одновременно экономных средств образ России и ее лидера, показавшая общие ценности народов, проявления симпатии, стереотипные заблуждения и скрытые территориальные притязания (в форме юмора). Разработана модель медиаобраза как идеального способа представления смысловой информации, значимой для носителя той или иной культуры.
Представлены результаты «зеркального» исследования медиаобраза в немецких СМИ и одновременно выполненное эмпирическое исследование образа России у немецких граждан (в частности, наиболее достоверного, но крайне негативного «эмоционального образа» России). Сконструированный негативный образ России, искажая действительность, приносит ущерб не только благоприятным партнерским отношениям России и Германии, но и социальному развитию немецких граждан, адекватному пониманию ими объективной ситуации и выгодных конструктивных отношений между странами. Международная коммуникация на разных уровнях засоряется непониманием истинной картины и перспектив взаимодействия в глобальном мире.
Следы и личностная подверженность глобальной манипуляции была исследована на студенческой молодежи.
Собран обширный материал, посвященный внутреннему образу России во время пандемии (986 чел., и двухэтапное на 2-х выборках по 144 чел.) с применением разнообразных психологических методик. Он апробировался на престижных международных конференциях (Всемирный психологический конгресс ICP 2020+ и европейская конференция прикладной психологии и трендов InPACT 2021). На выборке 1330 респондентов изучался образ политических партий весной за полгода до выборов на фоне провокаций и протестов. Исследовался образ экономической политики и, в частности, денежно-кредитной политики России на фоне пандемии.
Разработаны содержательные компоненты психологической оценки медиавоздействий в контексте Стратегии национальной безопасности РФ применительно к медиаобразу России (медиаобраз как стратегический ресурс и как инструмент национальной идентификации; лингвистические приёмы антироссийской пропаганды и возможности их купирования; маркеры социокода эффективного медиавоздействия). Выделены основные направления практических мер усиления позитивного образа России (целенаправленное конструирование медиаобраза страны и ее регионов; использование медиаобраза как средства консолидации россиян; интенсификация международного гуманитарного сотрудничества; создание института медиации в области международных журналистских конфликтов).
Участники проекта сделали 75 докладов на научных конференциях, апробируя полученные результаты.

Key findings for the project

В проекте реализован новый подход к анализу проблемы формирования медиаобраза России, сочетающий изучение психологических механизмов и социопсихолингвистических инструментов конструирования медиаобраза России, а также эффектов его отражения в политическом сознании граждан с учетом угроз разрушения социальной общности как фактора национальной безопасности (в частности, эффектов глобальной психоманипуляции). Выполнена проработка психологических аспектов экстремистского дискурса в медиаобразе России как на внешнем, так и на внутреннем контуре медиапространства. Получены ценные для использования в журналистике результаты исследования медиаобраза территорий России, а именно: Крыма, Северного Кавказа и Забайкалья у россиян. На внешнем контуре выполнено «зеркальное» исследование медиаобраза в немецких СМИ и одновременно эмпирическое исследование образа России у немецких граждан (в частности, наиболее достоверного эмоционального образа России). Исследована медиапродукция Китая в исторической динамике и на фоне пандемии (фреймы в СМИ, мемы в Интернете). На внутреннем контуре изучен образ России на фоне пандемии, включая экономические, политические и культурные его составляющие. Выработаны рекомендации.

Key findings for the stage (in detail)

В проекте реализован новый подход к анализу проблемы формирования медиаобраза России, сочетающий изучение психологических механизмов и социопсихолингвистических инструментов конструирования медиаобраза России, а также эффектов его отражения в политическом сознании граждан с учетом угроз разрушения социальной общности как фактора национальной безопасности. Были реализованы следующие задачи.
Задача описания, классификации и систематизации структурно-функциональных и психологических характеристик медиаобраза была реализована с опорой на теорию и практику современной журналистики. На основе обобщения литературных материалов был выполнен анализ семантического поля понятий, обслуживающих проблему оценки медиаобраза России в контексте национальной безопасности (имидж, образ государства, медиаобраз, провокация, мягкая сила, фабрика мысли, информационная безопасность, цифровая безопасность, цифровые компетенции, коммуникативная стратегия, концепт, глобальная психоманипуляция, устойчивость к психоманипуляции, психологические защиты при отражении манипулятивных воздействий). Медиаобраз страны рассматривался как результат дискурсивной репрезентации, тематически направленной речемыслительной деятельности, имеющей коммуникативную и социокультурную обусловленность в медийном пространстве, и как важный стратегический ресурс, значимое конкурентное преимущество страны (региона) (Мельник, Свешникова, 2019). Системно представлен ландшафт зарубежных медиа, использующих пропагандистские и иные новые механизмы воздействия на аудиторию с целью демонизации и дискредитации России, выявлены ключевые ньюсмейкеры и источники негативной информации. Обобщены материалы так называемых «фабрик мысли» ("think tanks"), или независимых аналитических центров, где идет процесс превращения «интеллектуальной деятельности из индивидуального творческого акта в коллективную работу по созданию новых смыслов». На материале экспертных оценок членами наиболее известных российских и международных клубов (Римского, Давосского, Алабинского, Изборского, Валдайского и др.) были исследованы концепты языковой картины мира с акцентом на комментарии относительно развития России. Выявлено доминирование концепта «разрушение», поиск «агента порядка». Анализировались коммуникативные стратегии средств массовой информации по отражению интересов, стереотипов, идеологических установок конфликтующих сил, выявлялся конфликтогенный ресурс публикаций в зарубежных СМИ. Изучалась проблема отражения в ведущих западных и американских СМИ военной составляющей имиджа России (Мельник, Мисонжиков, 2019). В формировании медиаобраза все большую значимость приобретает прогностическая функция. Информационных ресурсов в России достаточно для освоения Программ будущего. (Мельник Г.С., Свешникова Н.О. Медиаобраз России как стратегический ресурс государства // Коммуникации в эпоху цифровых изменений. Сборник цифровых изменений. Сборник материалов IV Международной научно-практичсекой конференции. 16–20 ноября 2020) / под ред. проф. А.Д. Кривоносова. Paris: L’Harmattan; СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2020. p. 328).
Задача разработки методического комплекса для исследования структурно-функциональных и психологических характеристик медиаобраза России была воплощена как в совершенствовании и разработке новых методов и подходов к анализу медиатекстов и медиаобразов, так и в создании новых авторских инструментов исследования образа России и ее регионов у респондентов нашей страны и за рубежом, на молодежных, а также смешанных по возрасту (гетерогенных) выборках из разных городов России. Комбинирование различных методов исследования (лингвокультурологического анализа, контент- и дискурс-анализов медиатекстов с моделированием культурно-маркированного образа страны; психологических опросных, полупроективных и личностных методик) способствовало получению более надежных результатов.
Для исследования отражения медиаобраза России в политическом сознании граждан использовались анкетирование, фокус-группы, авторские версии качественных и полу-проективных методик (метод ассоциаций, метод незаконченных предложений, метод семантического дифференциала), тестирование, метод экспертных оценок, методы анализа документов (медийных текстов). Был разработан инструмент для измерения следов глобальной психоманипуляции у студенческой молодежи (шкальный многофакторный опросник, Дейнека, Мортикова, 2019), экспресс-опросник «Образ России» (Дейнека, Кузнецова, 2020) и «Опросник отношения к России и россиянам» (Дейнека, Медяник, 2020) для немецких граждан. Все опросные методы проверялись на конструктную валидность и надежность. Были разработаны психологические полу-проективные экспресс-методики «Эмоциональный образ России» (с опорой на классификации политических эмоций и чувств) и «Образ отношений между странами» (в соответствии с лингвистической структурой концепта «Russland» в немецкой языковой картине мира) (Дейнека О.С. Образ и медиаобраз России в сознании немецких граждан на фоне усиления радикальных установок в обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. с. 225-231. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.34), также метод ранжирования государственных институтов и ранжирования партий для изучения доверия к ним в комплексе с ассоциативными методиками (Дейнека, Лахов, 2021).
При анализе медиаматериалов применялись следующие методы (Ерофеева, Мельник, 2021): 1) лингвокультурологический анализ, позволяющий выявить ключевые энергемы медиатекста, формирующего медиаобраз России, обуславливающие степень эффективности воздействия текста на психику потребителя и его картину мира; 2) структурно-функциональный метод, позволяющий раскрыть сущность компонентов медиатекста о России в процессах текстопостроения и восприятия текстов в определенных социально-политических условиях; 3) метод моделирования использовался в контексте конструирования позитивного образа России с учетом национальных особенностей восприятия целевой аудиторией; 4) классификационный метод, позволяющий разработать классификационную шкалу – знаковую систему, отображающую параметры, качественные признаки и приемы воссоздания и распространения дискурса, содержащего антироссийскую риторику; 5) типологический метод в качестве основы для создания модели как наиболее влиятельных и репрезентативных массмедиа (выступления которых содержат враждебные маркёры антироссийской направленности), так и модели дискурсов – от агрессивно русофобских, а также скрывающих свою провокативную суть, но направленных на искажение образа России, – до позитивных. 6) контент-анализ текстов и дискурс-анализ, позволяющий выявить источники деструктивной и позитивной информации о России, изучить сообщения, образы и репрезентации, содержащиеся в медиатекстах в более широком социальном контексте; понять деструктивную направленность текстов. Исследовались не только тексты, но и мемы (на примере Китая). При исследовании мемов изучались их проблемно-тематический диапазон, смысловое наполнение, тональность, средства выражения. Метод концептуального моделирования позволил рассмотреть модель медиаобраза как некую идеальную структуру, включающую свойство её элементов (рацио и чувства, когниции и действия) и их причинно-следственные связи. Эффективность модели связана с её базовой культурной составляющей, наличием элементов прототекста – изначального текста, конденсирующего культурную память человека.
Задача описания, классификации и систематизации целевых социальных групп для оптимизации трансляции медиаобраза России решалась не только теоретически, но и подкреплялась эмпирическими исследованиями на таких целевых группах как студенческая молодежь, предприниматели малого бизнеса, иностранные студенты, жители региона с адаптационным статусом (Крым), жители стран стратегического партнерства, а именно: дружественной по отношению к России страны (Китай) и страны Европы с высоким конфликтогенным медиа ресурсом (Германия). Доказано, что наиболее динамичным является политическое сознание студенческой молодежи, поэтому было уделено внимание этой целевой группе в нескольких исследованиях. Выявлены проблемные зоны в образе России в сознании студенческой молодежи (Дейнека, 2019), предпринимателей малого бизнеса (Deyneka, 2020), у представителей отдельных территорий Российской Федерации (Самуйлова, Бакулева, 2021).
Разрабатывая стратегию воздействия на целевые группы важно учитывать информационный и психолого-политический фон, на котором осуществляется конструирование образа России. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, «национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны». Глобальные психоманипуляции являются инструментом информационных и когнитивных войн (изменяющих смыслы), на фоне которых требуется серьезная работа по формированию адекватной картины мира и образа России у молодого поколения, развития у него устойчивости к глобальным психоманипуляциям, в частности, с учетом психологических рекомендаций (Дейнека, 2019, Дейнека, 2020, Дейнека, Мортикова, 2020). Выделены эффекты психологического воздействия медипространства на сознание молодежи, которые усиливают объективные тенденции глобализации и создают почву для деформаций при формировании образа России.
Исследовалась специфика конструирования образа России в массмедиа Германии (Мельник Г. С., Мисонжников Б. Я. Лингвистические приёмы антироссийской пропаганды – новый тренд массмедиа Германии // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, No 5. С. 99–109. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-5-99-109). На основе заголовочных комплексов и лидов статей определены приоритетные темы (buzz-topics) в СМИ, информационные поводы обращения к ним, тональность (экспрессивно-оценочная лексика), вектор направленности. Объект исследования – Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), Die Welt, Bild, Der Spiegel. В качестве единиц анализа использовались лексемы «Россия», «Москва», «Путин», «Кремль» (и синонимы). Во внешней политике страна представлена как захватчик, военный агрессор, убийца, враг, а её лидер в интерпретации медиа – это коварный, хитрый интриган, нечестный игрок за геополитической шахматной доской. В изображении ведущих немецких газет Россия представляется периферийным государством, страной третьего мира, претендующей на статус мировой державы (с ядерным оружием) и с полудиктаторским режимом. В ходе исследования применялись общенаучные методы когнитивного и интерпретативного лингвистического дискурс-анализа. В изданиях, даже качественных, навязчиво и в грубом, негативном значении используются метонимия, метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы как составляющие антироссийской риторики. Результаты показали, что практически отсутствуют позитивные новости о России, сама страна рассматривается как главная угроза безопасности мира. Это требует адекватного ответа, новой информационной политики и коррекции репутации страны.

Задача описания, классификация и систематизация информационных источников и каналов трансляции медиаобраза России решалась, во-первых, через выделение и сравнение традиционных и интернет-СМИ при анализе факторов конструирования экстремистских дискурсов и определения способов обнаружения информационного терроризма в сети на лингвистическом уровне (Мельник Г.С.; Свешникова Н.О., 2019). Во-вторых, при исследовании отражения военной составляющей имиджа России в ведущих западных и американских СМИ с помощью лингвокультурологического анализа, определялись источники деструктивной и позитивной информации о военной составляющей страны. Основными объектами исследования стали зарубежная печатная пресса, веб-сайты мировых изданий, независимые международные интернет-сайты, освещающие военную тематику, где в качестве объекта внимания выступала Россия, изучались также отклики аудитории на публикации в течение полугода (Мельник Г.С., Мисонжиков Б.Я., 2020). В-третьих, в целях усиления теоретического и методологического потенциала изучения медиаобраза (и образа) страны в контексте национальной безопасности была осуществлена характеристика доминирующих форматов и трендов распространения информации разного типа в массмедиа, провоцирующих деструкцию фундаментальных ценностей российского общества. Рассмотрен инструментарий трансформации социокультурного пространства, влияющего на адекватное конструирование образа России (Ерофеева И. В. Тренды массмедиа в пространстве деструкции фундаментальных ценностей российского социума // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. 2021. № 21. С. 214-220).
Задача построения теоретико-эмпирической модели представленности образа России в структуре политического сознания граждан решена в виде разработки идеальной модели медиаобраза, учета факторов, влияющих на образ России и некоторых эмпирически и теоретико-методологически обоснованных рекомендаций.
Для моделирования медиаобраза страны, обращённого к социокоду национальной культуры представлена характеристика когнитивных средств, с помощью которых осуществляется восприятие и обработка фактурного материала в медиадискурсе. Предложена типология данного инструментария и его возможности в моделировании медиаобраза страны, обращённого к социокоду национальной культуры. В исследовании использован метод лингвокультурологического анализа и концептуального моделирования, предполагающий формулирование некой абстрактной модели, аккумулирующей определённую структуру системы, свойство элементов этой структуры и их причинно-следственные связи. Нам интересна модель медиаобраза как идеального способа представления смысловой информации, значимой для носителя той или иной культуры. Мы постулируем модель как своеобразный гештальт (целостный образ), включающий ряд частных и общих компонентов: рацио и чувства, когниции и действия (См.: Ерофеева И.В. Когнитивно-языковой инструментарий моделирования медиаобраза страны: дискурс Китая о России / И.В. Ерофеева, А.В. Муравьёв. — DOI: 10.17150/2587-7445.2021.5(2).83-93 // Российско-китайские исследования. 2021. Т. 5, № 2. С. 83–93; Ерофеева И.В. Когнитивный инструментарий противодействия медийным деструкциям // Медиа в современном мире. Петербургские чтения).
Раскрывая основы модели в эмпирии, учитывались такие факторы, влияющие на медиаобраз России, как возраст, пол, образование, личностные и ценностно-культурные характеристики и менталитет аудитории; ситуационные факторы (пандемия, предвыборная борьба несистемной оппозиции), динамика образа во временной развертке. Например, изучалась динамика образа России через интернет-мемы на китайских информационных ресурсах, рисующих с помощью образных и одновременно экономных средств образ России и ее лидера, определить функции, которые эти мемы выполняют, а также воздействующий потенциал мемов-демотиваторов. Поскольку Интернет-мемы, являясь фрагментами сетевой культуры, создаются пользователями, объединяющими свои собственные идеи, поведение и производительность в среде Web 2.0, изучение их содержания представлялось актуальным. В задачи исследования входило определение проблемно-тематического диапазона мемов, смысловое наполнение, тональность, средства выражения. Ставились также задачи соотнесения научных подходов к анализу феномена и практическому исполнению политических мемов, а также анализ с помощью сравнительного анализа трансформации медиаобраза страны в разные периоды – от СССР до Российской Федерации. В число задач входило также выявление потенциальной угрозы национальной идентичности россиян. Материал собирался по хэштегам «Россия», «СССР» и «Путин» в социальной сети Sina Weibo и приложении Wechat, а также на поисковом портале Baidu. Базовыми для исследования стали 100 мемов Авторы не ограничились только психолингвистическим инструментарием изучения интернет-мемов, а сосредоточили внимание на изучении структуры создаваемых политических образов России и функциях, которые они несут, что усилило новизну работы. Также исследовательский интерес был направлен на создателей минимизированных текстов и пути распространения мемов. Основной вывод исследования состоит в том, что мемы рисуют в целом положительный образ России и В. Путина в Китае. Определилась тенденция в установлении дружеских отношений соседей – Китая и России. (См.: Чжэн Цянь, Мельник Г.С. Медиаобраз России в китайских интернет-мем // Российско-китайские исследования • 俄中研究 • Russian & Chinese Studies 2021. Т. (卷 Vol.) 5, № 1. С. (页 pp. ) 46–55 DOI: 10.17150/2587-7445.2021.5(1).46-55).
Ситуативный фактор провокационного воздействия несистемной оппозиции в Интернете на фоне предвыборной борьбы ярко проявился в исследовании образа политических партий. Он исследовался нами с помощью онлайн опроса, в котором участвовало 1330 респондентов из 82 регионов Российской Федерации. Методический инструментарий исследования включал метод незаконченных предложений, метод свободных ассоциаций, модифицированный семантический дифференциал (О.С.Дейнека), метод ранжирования политических партий (основанный на результатах единого дня голосования 2020 г. в 10 регионах РФ, разработанный Н.С.Лаховым) и политических институтов (О.С. Дейнека, А.Максимов). Дополнительно применялся метод ранжирования политических ценностей, тест удовлетворенности жизнью Динера, экспресс-опросник финансового благополучия (О.В. Медяник) и опросник образа страны (О.С.Дейнека). Исследование показало падение доверия партии власти и институту «Президент». Согласно результатам проведенного частотного анализа материала проективных методик, авторитетным партиям присущи такие черты как честность, справедливость, открытость, забота о народе, доверие, правдивость, ответственность и уважение к людям. В свою очередь, политическая партия, согласно ассоциациям респондентов, перестает пользоваться доверием у населения, если ее представители дают неоправданные обещания, обманывают, негативно относятся к населению, коррумпированы и бездействуют. Исследование образа партии «Единая Россия» показало преобладание негативных характеристик партии власти в обыденном сознании граждан (выявлено 224 положительных, 584 негативных и 476 нейтральных характеристик). Доверие политическому институту «Президент РФ» коррелирует с доверием парламентской четверке партий. Среди тех, кто демонстрирует доверие Президенту и ведущим партиям, больше тех, кто считает себя материально благополучным, и тех, у кого позитивный образ России. Политические предпочтения в отношении партий оказались статистически значимо связаны со структурой политических ценностей. Респонденты, у которых в системе ценностей доминирует ценность «порядок», выражают больше доверия и уважения Единой России, ЛДПР и КПРФ и не выражают поддержку Партии Роста и партии «Новые Люди». Респонденты, продемонстрировавшие запрос на политическую ценность «равенство», больше доверяют партии ЛДПР. Психологический портрет сторонников ЕР содержит доминирующую ориентацию на ценность порядка, высокий показатель удовлетворенности жизнью, позитивный образ страны и проявления гражданской гордости. Респонденты, отдающие предпочтение «Единой России» поддерживают такие политические институты, как армия, правоохранительные органы, парламент и Президент РФ. Демографический портрет сторонников партии «Единая Россия» включает в основном тех, у кого нет высшего образования, есть дети, фиксируется финансовое благополучие. Оппозиционно настроенные респонденты по доминирующим политическим ценностям делятся на два контура: справедливость / свобода. Количество респондентов (312), отметивших доминирующую ценность «справедливость» больше, чем отметивших (167) «свобода», что позволяет сделать вывод о преимущественно левых взглядах у данной группы респондентов. Обратная связь между показателями рейтинга партии «Единая Россия» и политической ценностью «справедливость» подтверждает, что среди оппозиционно настроенных респондентов больший запрос на справедливость, чем на свободу. Респонденты, имеющие более высокие показатели по шкале субъективного финансового благополучия, а также более позитивный образ страны, лучше относятся к институту политических партий.
Пандемии, вызванная COVID-19, рассматривала мощным ситуативный фактор воздействия на образ страны. С учетом этого фактора было выполнено несколько исследований.
Важной предпосылкой для формирования позитивного образа страны во время кризиса является фактор доверия институтам государства, руководству страны и согражданам, а также основные источники получения информации. В выполненном нами в период спада первой волны пандемии (в июне 2020 г.) исследовании приняли участие 986 человек (56,9% мужчин, 43,1% женщин) в возрасте от 18 до 76 лет. Основным инструментом была анкета Т.А Нестика в сокращенном варианте. Дополнительно использовались тест критического мышления (CTI, Epstein), тест психопатологической симптоматики SCL-90-R, анкета взаимодействия с социальными сетями (Карадаг, 2015). С помощью эксплораторного факторного анализа было выявлено 6 типов реакций на эпидемическую ситуацию, вызванную COVID-19 (сторонники / противники «теории заговора»; ответственные / безответственные, ковид-диссиденты, ковид-оптимисты, мизофобы, антивакцинаторы). Лица с конструктивным критическим мышлением и выраженным эмоциональным совладанием оказались более адаптивными и адекватными в оценке эпидемической ситуации, связанной с пандемией COVID-19. Среди религиозных людей было больше сторонников теорий заговора о происхождении вируса и пандемии COVID-19. Несмотря на то, что среди религиозных людей больше тех, кто доверяет правительству, ВОЗ, СМИ и отечественной медицине, они чаще боятся прививок и склонны к фатализму по отношению к угрозе болезни. Старшее поколение продемонстрировало большее доверия к институтам власти и окружающим их людям на фоне пандемии, что соответствует данным других авторов (например, Pak, McBryde, & Adegboye, 2021). Женщины оказались более тревожными и склонными к мизофобии, чем мужчины. Результаты корреляционного анализа (интерпретировались только результаты при p <0,001) показали, что среди тех, кто предпочитает социальные сети официальной информации (телевидение, радио, печать), статистически значимо больше респондентов, характеризующихся низким социальным и институциональным доверием. У них было более выражено негативное отношение к руководству страны, и они не считали усилия властей по сдерживанию пандемии достаточными, не верили в возможности отечественной медицины и меньше полагались даже на себя и своих близких в ситуации болезни. Кроме того, среди них больше тех, кто не только не доверяет официальной информации об эпидемической ситуации, но не доверяет и своим согражданам, приписывая им возможные факты сокрытия информации о болезни ковид инфекцией из-за боязни, и тех, кто проецирует свое недоверие к официальной статистике заболеваемости на большинство россиян. Среди тех граждан, которые черпают информацию в основном из социальных сетей, было больше тех, кто скептически относятся к медицине и вакцинации. Таким образом, низкий уровень доверия обществу и, прежде всего, медицине вредит процессу массовой вакцинации. На фоне инфодемии снижается социальное доверие и ухудшается психологический статус граждан (Vosoughi, Roy & Aral, 2018). Распространение фальшивой информации, фейков способствует росту апатии, цинизма и экстремизма (Lazer et al, Baum et al., 2018). В то же время, по мнению большинства исследователей, поддельную информацию распространять легче, чем достоверную (Chakravorti, 2020; Limaye, et al., 2020; Pulido, Villarejo-Carballido, Redondo-Sama, & Gómez et al., 2020). Кроме того, пользователи, которые потребляют научный новостной контент, оказались менее активными или менее вовлеченными в распространение научной информации (Bessi, Coletto, & DavidescuColetto et al., 2015). В то же время следует принимать во внимание обнадеживающий вывод испанских ученых (Pulido et al., 2020), полученный в результате тщательного исследования, о том, что информация, основанная на доказательствах (проверяющая факты), ретвитируется чаще, чем ложная информация. Авторы рекомендуют органам здравоохранения публиковать больше твитов из своих официальных аккаунтов и организовывать школы информационной грамотности. Кроме того, исследователи (Depoux et al., 2020) рекомендуют создавать интерактивные платформы и информационные панели для оповещения в режиме реального времени о слухах и опасениях, связанных с распространением коронавируса по всему миру, что позволяет директивным органам, должностным лицам здравоохранения и соответствующим заинтересованным сторонам быстро реагировать. проактивно предотвращать дезинформацию и нейтрализовать фейки. Такой работы в России все еще недостаточно. (Olga Deyneka & Aleksandr Maksimenko (2021). The Psychological Impact on Russian Society in the Context of the COVID-19 Pandemic. Psychology Applications & Developments VII Advances in Psychology and Psychological Trends Series. Ed. by: Prof. Dr. Clara Pracana and Prof. Dr. Michael Wang. Lisboa, Portugal: 2021 inScience Press. Pp. 67-79).
Другое исследование, учитывающее, что образ государства становится особенно уязвимым на фоне глобального кризиса, вызванного пандемией коронавируса Covid-19 проводилось как двухэтапное (март 2020 и май 2021). Основной проблемой стало изучение образа государства в условиях пандемии с учетом психологической специфики его формирования и репрезентации в сознании граждан страны. Изучались особенности восприятия респондентами интеллектуальной экспансии, значимости информационных источников и оценка различных компонентов образа России (экономика, политика, культура, и т.д.) во взаимосвязи с психологическими особенностями населения. В выборку первого этапа (март-июнь 2020 г., период «самоизоляции», «первой волны») вошли 144 респондента в возрасте от 18 до 74 лет (M=37,4, SD=10,4; 73,1% - женщины) из Санкт-Петербурга, г. Москва, Владимирской, Калининградской, Калужской, Ленинградской и Московской областей, а также некоторых регионов России (Глазов, Краснодар, Мурманск, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Самара, Тюмень, Тверь). В выборку второго этапа (декабрь 2020 г. – май 2021 г., период «второй волны») вошли 72 респондента в возрасте от 18 до 67 лет (M=32, SD=10,3; 77% - женщины) из Санкт-Петербурга, Москвы, Мурманска, Читы, Владивостока, а также Владимирской, Ленинградской и Московской областей России. Методы исследования: 1) социально-демографическая анкета (пол, возраст, образование, город, семейное положение, рабочий статус, уровень дохода и др.); 2) анкета для анализа представлений о новой коронавирусной инфекции (вопросы об изменениях финансового, социального статуса, привычного и покупательского поведения респондентов в связи с пандемией Covid-19, об оценке риска заражения коронавирусом, опасности его распространения, поддержке принимаемых государством мер, согласии с мерами по борьбе с эпидемией); 3) анкета для оценки информационных предпочтений (перечень из 13-ти источников); 4) анкета для выявления представлений о качествах информации (Самуйлова, Шлионский, 2007; Самуйлова, 2020); 5) методика «Образ страны» (Петренко, Митина); 6) методика для измерения уровней ситуативной (реактивной) и личностной тревожности (Спилбергер-Ханин); 7) тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой, 2006); 8) экспресс-методика диагностики социальной агрессивности и социальной подчиненности (Самуйлова, 2020); 9) анкета для определения уровня медиакомпетентности (Бакулева, 2012). Исследование проводилось дистанционно, с помощью специальных форм, созданных и размещенных в сети Интернет (сервис Google Forms). Обработка полученных данных и статистический анализ производились с помощью методов математической статистики (описательные статистики, дисперсионный, корреляционный и факторный анализ), включенных в программное обеспечение Microsoft Excel 2019 и IBM SPSS Statistics 22.0.0.
Следует подчеркнуть, что эмпирические данные периода «второй волны» пандемии коронавируса (Covid-19) были получены в период проведения в России протестных акций в поддержку представителя оппозиционной политической организации «Россия будущего» Алексея Навального, арестованного правоохранительными органами РФ в январе 2021 года. Что, на наш взгляд, с одной стороны, позволило получить некий срез общественных настроений в преддверии начала предвыборной кампании в Государственную Думу РФ 2021, а с другой, наложило отпечаток на восприятие респондентами информационных источников, освещающих положение дел в стране, и оценку особенностей жизни в России.
Анализ результатов первого этапа («период самоизоляции», «первой волны») позволил изучить действенность различных информационных ресурсов в вопросе формирования представлений о социально-политических событиях и поведенческих реакций людей в новых условиях. Также были выявлены роль уровня медиакомпетентности, тревожности и жизнестойкости в оценках медиа сообщений и проявлении определенных поведенческих реакций, а также ожидания аудитории в отношении конкретных акторов и медиа источников.
В период «первой волны» пандемии Россия оценивалась, прежде всего, с точки зрения экономических, военных и политических показателей, определяющих стабильность и безопасность жизни населения. В большей степени респонденты характеризовали современную Россию как великую державу, открытую страну с глубокими историческими традициями, государство с рыночной экономикой и религиозным населением, политически стабильное, мощное в военном отношении государство, имеющее высокий международный авторитет. Выделено 7 основных факторов оценки образа России, объясняющих 69% суммарной дисперсии: «потенциал государства», «политическая агрессия», «экономическая и политическая безопасность», «симпатия к стране», «политическая стабильность», «внутренняя напряженность», «национально-культурная специфика». На наш взгляд, выделенные факторы являются следствием введения в России жестких ограничительных мер по борьбе с распространением коронавируса и демонстрируют группировку показателей образа государства, подверженных влиянию ситуативных переменных и связанных с ведущей направленностью политического сознания граждан. Оценка России как политически стабильного государства более свойственна респондентам, поддерживающим политический курс страны и не желающим радикальных перемен. Несмотря на общее положительное отношение к России, большинство респондентов не поддерживали изменения, происходящие в стране, и полагали, что она должна развиваться по-другому. Россия воспринимается как милитаризированная, недемократичная страна с зависимой экономикой, невысоким уровнем жизни и духовной культуры, проводящая агрессивную политику с признаками имперскости и жесткого режима. Многие показатели образа России не получили однозначной оценки и оказались в зоне «неопределенности». Это может свидетельствовать о потенциальной подвижности и динамичности данных характеристик в сознании граждан в кризисных условиях и требовать дополнительного внимания в плане внутреннего регулирования и последующего внешнего позиционирования. Полученные данные соотносятся с заключениями ряда авторов об общей негативизации образа России, формируемого в международном медиа пространстве и позволяют заключить, что упомянутые характеристики проявили особую уязвимость на фоне «первой волны» коронавируса. Наибольшую роль в формировании первичных представлений об актуальных социально-политических событиях сыграли медиа источники, предоставляющие респондентам возможность самостоятельного выбора контента и конкретную фактологическую информацию. Наиболее значимыми источниками для респондентов стали Интернет-СМИ (web-сайты, блоги, форумы), официальные ресурсы (ВОЗ, Министерство здравоохранения Российской Федерации, государственные и специальные интернет-ресурсы) и ближайшее окружение (друзья, коллеги, знакомые). Наименее значимыми признаны политические партии (их представители), религиозные объединения (церковь), общественные организации, правоохранительные и государственные органы (Президент, Правительство, Совет Федерации, Законодательное Собрание и др.), а также традиционные СМИ (телевидение, радио, печать). Т.о., традиционные СМИ как гомогенный источник ретрансляции принятых политических решений и распространения официальных рекомендаций по поведению людей в сложившихся обстоятельствах, а также правоохранительные органы, призванные контролировать соблюдение принятых решений и общественного порядка, не получили должной поддержки со стороны респондентов. Респонденты с высокой ситуативной тревожностью выше оценили военную мощь России, а также наличие в стране серьезных внутренних конфликтов. Респонденты с высокой личностной тревожностью оказались склонны к формированию негативных представлений об экономическом и политическом развитии страны. Респонденты с низкой личностной тревожностью выше оценили экономические показатели России, соблюдение прав человека в стране, показатели внешней политики. Респонденты с большим уровнем жизнестойкости, контроля и вовлеченности выше оценивали соблюдение прав человека в России, величие державы, ее международный авторитет, военный потенциал и экономическую независимость, и тем меньше полагали, что в России имелись серьезные внутренние конфликты. Оценивая жизнь в России, респонденты с высоким уровнем жизнестойкости проявили признаки консерватизма и адаптивности, а респонденты с высоким уровнем контроля – соперничества и творчества. На этапе информационного насыщения суждения о политических объектах и ситуациях формируются на основе доминантных признаков, распознаваемых благодаря имеющимся установкам и представлениям (Samuilova, I.A., Bakuleva K.K. Psychological Determinants of the Image of Russia Under Covid-19 Pandemic // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Krasnoyarsk, 19–21 мая 2021 г. Krasnoyarsk, Russia: ISO LONDON LIMITED. European Publisher, 2021. P. 2887-2895. DOI 10.15405/epsbs.2021.09.02.322).
Комментарии респондентов о происходящем в стране и в мире в связи с пандемией Covid-19 имели, преимущественно, тревожный характер, содержали описание переживаний, страхов и опасений по поводу распространения новой инфекции, методов борьбы с ней и возможных экономических последствий. Респонденты отметили общий негативный эмоциональный фон информационных сообщений российских СМИ, а также чрезмерное устрашение аудитории. Большая часть респондентов оказалась не согласна с мерами, предпринимаемыми в РФ по борьбе с эпидемией (42,8%), оценив их в большей степени негативно. В качестве основных проблем были отмечены: бездействие, недостаточная подготовка, непоследовательность действий властей, и т.д. Было выявлено невысокое доверие официальной статистике заболеваемости (62,1%), а также степени достоверности материалов СМИ о распространении новой коронавирусной инфекции. Респонденты, отметившие высокий уровень недостоверности сообщений СМИ, оказались не склонны использовать традиционные медиа (пресса, телевидение, радио) и официальные источники. Убеждение в халатности граждан при распространении новой инфекции в большей степени было свойственно респондентам, предпочитающим традиционные медиа и не свойственны аудитории социальных сетей (Бакулева К.К. Использование различных источников получения информации как фактор формирования представлений россиян о пандемии коронавирусной инфекции // Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения: сб. материалов Межд. научн. форума. В 2-х т., Санкт-Петербург, 30 июня – 02 июля, 2021 г. Санкт-Петербург: ООО "Медиапапир", 2021. С.95-96). Контент-анализ ответов респондентов на вопрос «Что бы Вы предприняли в связи с пандемией Covid-19?» позволил выделить шесть основных смысловых групп: 1) принятие жестких мер – строгий карантин, введение чрезвычайного положения, ограничение передвижения, изоляция конкретных групп (43,8%); 2) оказание поддержки населению, бизнесу, медицинским учреждениям (32,6%); 3) меры профилактики (11,8%); 4) улучшение информирования населения (8,3%); 5) бездействие (5,6%); 6) согласие с мерами Правительства РФ (4,2%). Сторонники жестких мер характеризуются высоким уровнем личностной тревожности. Обнаружена взаимосвязь с такими показателями жизнестойкости как «контроль» и «принятие риска», свидетельствующими об оценке собственных возможностей управления ситуацией в условиях неопределенности. Для согласных с действиями Правительства РФ более значимой является информация, исходящая из традиционных СМИ (телевидение, радио, печать), а также от представителей государственных (Президент, Правительство, Совет Федерации, Законодательное собрание и др.) и правоохранительных органов. Отметившие важность оказания поддержки считают данные источники малозначимыми. Респонденты, предложившие обратить внимание на улучшение информированности, склонны к более активному использованию мессенджеров (Telegram, WhatsApp, Viber, и др.), то есть к получению сведений от близкого круга лиц и из ресурсов индивидуальной подписки. Таким образом, при возникновении общенациональной кризисной ситуации, связанной с действиями властей по обеспечению национальной безопасности, среди граждан наблюдается разделение на типы «радикальных», «лояльных (соглашающихся)», «требующих поддержки» и «наблюдающих». Выявленные различия обращают внимание на значимость разнообразия и общего контекста преподнесения сведений, транслируемых в СМИ. Для граждан страны важны ощущение контроля происходящих событий, всестороннее освещение возможных рисков и неопределенностей, поддержка со стороны государства. Обозначенные тенденции могут сказываться на трансформациях образа России в сознании жителей страны, а репрезентация политических решений в СМИ способна определять актуальные показатели психолого-политической стабильности (Самуйлова, И. А. Значимость источников информации о COVID-19 в контексте мониторинга национальной безопасности / И. А. Самуйлова // Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения: сб. материалов Межд. научн. форума. В 2 т., Санкт-Петербург, 30 июня – 02 июля, 2021 г. Санкт-Петербург: ООО "Медиапапир", 2021. С. 121-122).
Была подтверждена важная роль такой личностной характеристики как медиакомпетентность. Респонденты с высоким уровнем медиакомпетентности активны в поиске, обработке и интерпретации полученной информации, не склонны к отрицательной оценке социально-политических процессов. Тогда как менее медакомпетентная аудитория скорее отторгается от информационного контента уже на начальном этапе, негативизируя происходящие события. Полученные результаты свидетельствуют о значимости уровня медиакомпетентности в восприятии и обработке актуальной социально-политической информации, адаптации к новым условиям жизни и деятельности, благоприятствуют разработке новых обучающих программ и методов ее развития.
Общая тенденция оценивания России в период «второй волны» пандемии осталась практически неизменной – за исключением некоторого сглаживания представлений респондентов о жесткости действующего режима, политической стабильности и степени агрессивности проводимой политики. Также были получены существенно более низкие оценки уровня образования, что, на наш взгляд, связано с введением формата дистанционного обучения в исследуемый период и продолжительного личного «тестирования» данных нововведений многими людьми на практике. Восприятие респондентами особенностей интеллектуальной экспансии в два разных периода также во многом совпало. Так, в обоих случаях сообщения о событиях, происходящих в стране и в мире, оценивались как недостаточно объективные, систематизированные, организованные и практичные. В период «второй волны» пандемии Covid-19 данные сообщения достигли порога информационного насыщения (достаточность), однако стали менее понятными, конкретными и практичными для аудитории. Также были отмечены фальсифицирующий и дезорганизующий характер поступающей информации (несоответствие действительности, формирование недоумения и чувства беспомощности), не вполне верная оценка ситуации (дезориентация) и введение людей в заблуждение (дезинформация) (Бакулева К.К., Самуйлова И.А. Образ России и особенности восприятия интеллектуальной экспансии в период пандемии Covid-19: психологические причины и последствия // Прошлое, настоящее и будущее российской политической психологии / В сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Прошлое, настоящее и будущее российской политической психологии" памяти А.И.Юрьева. Санкт-Петербург: Изд-во ЛГУ им.А.С.Пушкина, 2022).
По сравнению с первым этапом, у аудитории произошло достаточное информационное насыщение («полнота»), однако снизилась оценка поступающих сообщений по таким критериям информационно-психологической безопасности как понятность, доверие и актуальность. Также актуализировались некоторые психологические защиты – нежелание следить за развитием событий («уход») и обсуждать происходящее с другими людьми («управление»). Использование Интернет-ресурсов взаимосвязано с желанием получать актуальные сведения, а также с оценкой России как милитаризированной страны с тоталитарным режимом. Социальные сети и мессенджеры удовлетворяют ориентировочную потребность – в актуальной и необходимой информации. По мнению пользователей мессенджеров, циркулирующие тематические сообщения вызывали у людей чувства недоумения и беспомощности (непонимание, что делать), а также имели деморализующий характер (подталкивали к нарушению норм и правил, существующих в обществе), а Россия представала как «закрытая страна». Высокое внимание к официальным ресурсам взаимосвязано с желанием следить за развитием событий, наличием выраженного отклика на происходящее, а также с их соответствием критериям информационно-психологической безопасности (понятность для аудитории и доверие к источнику) и адекватной интеллектуальной экспансии (объективность, организованность, конкретность, практичность и т.д.). Респонденты, признающие значимость не только официальных ресурсов, но также традиционных СМИ (телевидение, радио, печать), государственных и правоохранительных органов, политических партий и религиозных объединений, склонны воспринимать Россию как политически стабильное, экономически независимое государство с плановой экономикой, великую державу с высоким уровнем жизни, духовной культуры, образования, научно-технического развития. Это демократическое, открытое, мощное в военном отношении государство с высоким международным авторитетом и низким уровнем преступности, проводящее миролюбивую (не агрессивную и не имперскую) политику и соблюдающее права человека. Принижение аудиторией значимости упомянутых источников в плане получения информации о происходящих событиях может формировать «зеркальный» образ страны (например, Россия – недемократическое, политически нестабильное государство с низким уровнем развития, и т.д.) (Самуйлова И.А., Бакулева К.К. Образ государства как «зеркало» информационных предпочтений // MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция: Материалы VI Межд. научн. конф., Челябинск, 23–25 ноября 2021 г. / Под ред. А.А. Морозовой. Челябинск: Челябинский гос. университет, 2021. С. 162-167). Выявленные множественные взаимосвязи между критериями осуществления интеллектуальной экспансии и параметрами психолого-политической стабильности демонстрируют причины, а также возможные последствия в плане формирования определенных поведенческих реакций. Такие качества информации, как, например, необходимость, практичность, достаточность, объективность, способствуют возникновению условно «позитивных», с точки зрения стабильности политической системы, психологических качественных эффектов: «эффекта вовлечения» в политику и принятия правил жизнедеятельности в обществе (консерватизм, адаптивность). Качества фальсифицирующей, дезинформирующей, деморализующей, дезориентирующей, дестабилизирующей информации, напротив, способны приводить к возникновению условно «негативных» когнитивно-поведенческих эффектов (соперничество, радикализм) (Бакулева К.К., Самуйлова И.А. Образ России и особенности восприятия интеллектуальной экспансии в период пандемии Covid-19: психологические причины и последствия // Прошлое, настоящее и будущее российской политической психологии / В сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Прошлое, настоящее и будущее российской политической психологии" памяти А.И.Юрьева. Санкт-Петербург: Изд-во ЛГУ им.А.С.Пушкина, 2022).
Помимо изменений в компонентах образа страны среди молодых людей (в частности, снижение оценки качества образования в России) наблюдаются также изменения в оценке уровня опасности заболевания коронавирусной инфекцией, личного риска заражения и в оценке государственных мер по борьбе с распространением инфекции. Если оценка личного риска заражения в группе молодых людей к моменту второй волны выросла незначительно, то оценка опасности заболевания выросла на порядок. В то же время поддержка мер, предпринимаемых государством для борьбы с вирусом, наоборот, значительно снизилась. Среди представителей старшего поколения (≥36 лет) наблюдается минимальная динамика в показателях образа России. В частности, обнаружены различия в оценке политической стабильности государства и уровня преступности. Таким образом, после антикоронавирусных мер представители старшего поколения имеют представления о России как о политически стабильном государстве, но отмечают возросших уровень преступности. В целом, следует отметить, что низкая динамика показателей образа России среди представителей старшего поколения в период социально-политических трансформаций свидетельствует о большей стабильности представлений о своей стране в данной возрастной группе. В то же время, представления молодых людей, более изменчивы. За 1 год распространения коронавирусной инфекции в представлении молодых людей произошли изменения, связанные с оценкой политических и социальных показателей образа России, а также значительно изменилось представление о самой инфекции, ее опасности и мерах борьбы с ней.

Исследовались экономические и политические компоненты образа России. Исследования на целевых и гетерогенных выборках показали, что выше доверие к государству и лучше образ страны у тех, кто выше оценивает уровень своего дохода (Дейнека О.С., Забелина Е.В., Виноградов Ю.В. Отношение россиян к денежно-кредитной политике до кризиса COVID-19 и на его фоне // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5. № 2(18), с.189-220. DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.006; Дейнека, Лахов, 2021).
Выявлены факторы конструирования экстремистских дискурсов, способы выявления экстремистских текстов в традиционных и интернет-СМИ. Определены способы обнаружения информационного терроризма в Сети на лингвистическом уровне (Мельник Г.С.; Свешникова Н.О.). Пропагандистские дискурсные атаки современных западных массмедиа на российское общество нацелены не только на подрыв политико-идеологических, но и моральных основ социума. Налицо стремление показать россиян людьми деградирующими и опустившимися. Информационные атаки немецкой прессы проводятся также в отношении первых лиц российского государства. Слово «преступники» в данном контексте вызывает аллюзию: преступно действовали руководители российского государства (Мельник, Мисонжиков, 2020). Следует отметить, что сконструированный негативный образ России, искажая действительность, приносит ущерб не только благоприятным партнерским отношениям России и Германии, но и социальному развитию немецких граждан, адекватному пониманию ими объективной ситуации и выгодных конструктивных отношений между странами. Международная коммуникация на разных уровнях засоряется непониманием истинной картины и перспектив взаимодействия в глобальном мире (Дейнека, 2021).

Задача разработки (на основе теоретико-эмпирической модели) алгоритма психологической оценки результатов реализации Стратегии национальной безопасности РФ применительно к медиаобразу России была решена, прежде всего, для оценки психологического содержания медийных текстов, влияющих на формирование образа государства, что представляет особую ценность для создания и анализа тематических материалов массовой коммуникации, а также прогнозирования возможных реакций населения (Самуйлова, 2019). Алгоритм включает: 1) Определение основной направленности материала СМИ с точки зрения формирования образа страны в сознании аудитории: представление страны с точки зрения физического пространства проживания (исторический миф, демографический ресурс, территория (ландшафт), жизненный уклад);
экономического пространства (мотивация труда, отношение к деньгам, отношение к собственности, приоритеты производства; правового пространства проживания (форма государства, правовой ресурс, границы, конституция); информационного пространства (стереотипы, ценности, идеалы). 2) Анализ тематического содержания материала СМИ на предмет потенциальной возможности вызвать разногласия и повысить напряженность в обществе, а именно: обсуждение вопросов ментальности (национальные, территориальные, расовые, культурные, образовательные вопросы); «партийности» (религиозные, философские, концептуальные, нравственные, правовые, корпоративные вопросы); конкуренции (способности, эффектность, возможности, состояние, успешность, эффективность, активность, предприимчивость, обладаниересурсами). 3) Оценку возможных последствий воздействия содержания информационного материала на когнитивные (познавательные), аффективные (эмоциональные) и поведенческие структуры человека. 4) Учет психологических законов взаимодействия аудитории с массово-информационными текстами, которые могут быть связаны с: факторами привлечения и поддержания внимания к сообщению; эффектами восприятия информационного материала; особенностями понимания прочитанного/услышанного/увиденного; интерпретацией смысла сообщения в зависимости от индивидуальных и групповых особенностей реципиента (воспринимающего материал). 5) Оценку потенциальной долгосрочности влияния анализируемого информационного материала, возможного охвата аудитории, способной отреагировать на медийный текст, и «величина ущерба», которую он способен нанести психическому самочувствию человека. 6) На уровне глобального обобщения, возможен выход на ключевые параметры социально-психологической стабильности общества (социальная активность – социальная пассивность) и, как следствие, формулировка прогноза о возможных реакциях людей на проблемы социально-политического характера, репрезентируемые в современных СМИ (Самуйлова 2019).
Дана подробная характеристика возможным когнитивно-языковым механизмам моделирования продуктивного медиаобраза страны (концепт, архетип, стереотип, нарратив), основанного на ментальных представлениях социума, берущего своё начало в истоках культуры и гарантирующего эффективное использование соответствующих конструктов мыслительных операций, ценностных предпочтений и паттернов поведения потребителя информационных потоков (См.: Ерофеева И.В. Роль мультимедийных СМИ в формировании медиаобраза Забайкальского края // Коммуникации в условиях цифровой трансформации: Сб. материалов V Межд. научно-практической конф. (29-30 ноября 2021)/ Под ред.й проф. А.Д. Кривоносова. СПб: АНО “София”, 2021. С. 204-208; Ерофеева И.В. Когнитивно-языковой инструментарий моделирования медиаобраза страны: дискурс Китая о России / И.В. Ерофеева, А.В. Муравьёв. // Российско-китайские исследования. 2021. Т. 5, № 2. С. 83–93, DOI: 10.17150/2587-7445.2021.5(2).83-93). Апелляция к привычным формам и символам массового сознания виртуализирует образ, конструирует медийную модель действительности, фундамент которой образуют знаковые реалии культуры, исконные понятия и суждения народа. Подобные конструкты демонстрируют совокупность смыслов и всей суммы представлений человека о важных категориях бытия. Так, концепты как «единицы коллективного знания/сознания», концентрирующие духовные представления нации; стереотипы как встроенные в концепт устоявшиеся и упорядоченные образы; архетипы, как структурно-формирующие элементы бессознательного и «осадок психического опыта всех предыдущих поколений», как некие врожденные типовые формы интуиции позволяют обрабатывать, хранить и передавать ментальную информацию, закреплённую в национальной культуре. Когнитивно-языковой инструментарий объединяет вербальные и невербальные компоненты, он обращен к разным уровням восприятия человека и успешно синтезирует семиотические системы и коды культуры, он призван аккумулировать мотивы и пробуждать желания читателя, слушателя, зрителя, он способен провоцировать их определённые поведенческие стратегии. Указанный духовный инвентарь современного медиадискурса в определённом композиционном режиме актуализирует ядерные семы культуры. Востребованные медиарынком истории, рассказанные в стиле сторителлинга, часто имманентно кодируют слепок сложнейшего нарратива, который активно передаёт экзистенциальные цели, смыслы и ценности.
На основе лингвокультурологического анализа рассмотрены условия и фреймы моделирования образа России в контенте китайских массмедиа. Эмпирическую базу исследования составили более 200 текстов китайских СМИ разного формата. В медиадискурсе репрезентируются как общие ядерные концепты и архетипы национальной картины мира России и Китая (коллективизм, патриотизм, дом, семья, власть, природа), так и сложившиеся с течением времени неоднозначные стереотипы граждан Китая о русских и России. Стереотипы встроены в традиционный нарратив экспрессивного характера, который за счёт совокупности выразительных средств, эстетической и впечатляющей силы вербального потенциала, оказывает целенаправленное воздействие на аудиторию, поддерживает необходимую национальную идентификацию в китайском социуме в парадигме «Мы – Они». (См.: Ерофеева И.В. Когнитивно-языковой инструментарий моделирования медиаобраза страны: дискурс Китая о России / И.В. Ерофеева, А.В. Муравьёв. — DOI: 10.17150/2587-7445.2021.5(2).83-93 // Российско-китайские исследования. 2021. Т. 5, № 2. С. 83–93; Ерофеева И.В., Муравьев А.В. Медиаобраз России в дискурсе Китая: когнитивные противоречия // Приграничный регион в историческом развитии: партнёрство и сотрудничество: материалы международной научно-практической конференции / Забайкальский государственный университет. Чита: ЗабГУ, 2021. С. 251-254). В спектре стратегических интересов России важно актуализировать в массмедиа общие конструкты китайского и российского менталитета, что позволит не только пробудить исконную культурную память человека, но и сблизить народы Китая и России (См.: Ерофеева И.В., Муравьев А.В. Медиаобраз России в дискурсе Китая: когнитивные противоречия // Приграничный регион в историческом развитии: партнёрство и сотрудничество: материалы международной научно-практической конференции / Забайкальский государственный университет. Чита: ЗабГУ, 2021. С. 251-254).
Осуществлена работа по методическому сопровождению проблемы моделирования медиаобраза «Россия». Представлена характеристика методических материалов по формированию компетенций работающего с медиаобразом территории автора медиатекста, используемых в рамках направления подготовки «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью» - бакалавриат, магистратура. Выделены когнитивные средства медиатекста, обращённого к социокоду культуры, с помощью которых осуществляется восприятие и обработка фактурного материала в процессе моделирования медиаобраза страны или региона. Структурированы активные и интерактивные методы обучения, ориентированные на рефлексию и сознательное использование данного инструментария в творческой деятельности автора медиатекста.
Обобщен методический опыт работы по ценностно-смысловому компоненту моделирования медиаобраза территории в процессе создания медиатекста разных жанров и форматов; осуществлен анализ активных методов обучения моделирования продуктивного медиаобраза территории, основанного на ментальных представлениях и смысловых схемах мировидения социума; обобщены педагогические технологии высшего образования, позволяющие обучить будущих работников массовой коммуникации работать с когнитивными стратегиями, берущими своё начало в истоках культуры и гарантирующими эффективное взаимодействие с целевой аудиторией, с её ценностными предпочтениями и паттернами поведения.
В исследовании использовался ряд методов междисциплинарного характера: системно-деятельностный коммуникативный метод и аксиологический подход ориентированы на использовании в учебной аудитории научного материала в качестве средства эффективной социализации и межличностного, а также массового общения будущих профессионалов; метод концептуального моделирования является технологическим средством интерактивного взаимодействия с учащимися в процессе обучения; с помощью лингвокультурологического подхода выявлены конструкты мыслительных операций языковой личности автора – носителя национальной картины мира. Опрос действующих журналистов разных каналов коммуникации позволил обозначить актуальность исследования и необходимость педагогической работы, направленной на освоение когнитивно-языкового инструментария моделирования медиаобраза территории (См.: Erofeeva I., Melnik G., Prostokishina N. Teaching Methods for Modeling the Image of Territory in a Media Text: The Problem of Meaning Formation» // «Media Education (Mediaobrazovanie). 2021 17(4). 601-611. DOI: 10.13187/me.2021.4.601).
Задача изучения потенциальных возможностей современных информационных платформ, российских и зарубежных медиаресурсов влиять на формирование образа государства решалась по разным направлениям. Исследовался опыт зарубежных авторов (на примере Китая), выяснялась эффективность региональных СМИ и социальный запрос граждан к журналистам. Так, на основе анкетирования 447 чел. выявлены коммуникативно-функциональные и структурно-семиотические ресурсы массмедиа, используемые в конструировании медиаобраза Республики Крым и получена целостная характеристика данного образа в модели мира российского студента. Полученные в исследовании данные свидетельствовали, что основными источниками сведений о Республике Крым становятся массмедиа, которые транслируют преимущественно односторонний дискурс, что мешает созданию целостного облика полуострова в модели мира человека. необходимость адаптации медиаобраза Крыма к современным условиям жизни, повышения его привлекательных характеристик, прежде всего для молодой аудитории (Ерофеева И.В., Мельник Г.С., Зайкина Н.М. Медиаобраз Республики Крым: модель мира российского студента // Регионология. 2020. Т. 28. № 3. C.516-541. DOI: 10.15507/2413-1407.112.028.202003.516-542). Обоснована необходимость планомерной и системной работы по нейтрализации негативных стереотипов и конструированию эффективного медиаобраза Северного Кавказа как инструмента консолидации населения и культурной идентификации личности. Доминантой стратегией продвижения медиаобраза многонационального региона Северный Кавказ должна стать реальная интеграция территориальных, этнополитических, экономических и социокультурных интересов жителей этого горного края. (Ерофеева И. В., Евсеев A. Ю. Медиаобраз Северного Кавказа в СМИ Чеченской республики как инструмент национальной идентификации // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 5. С. 116–125. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-5-116-125). В рамках проблемы конструирования медиаобраза России как совокупности образов составляющих страну территорий, в 2021 г. был проведён социологический опрос (с помощью специально разработанной анкеты) на тему «Медиаобраз Забайкальского края», в котором приняли участие 908 человек от 16 до 60 лет и старше. 86,8% респондентов всю жизнь прожили на территории Забайкалья, и подавляющее число опрошенных (94,5%) показали, что их интересуют вопросы развития. Респонденты обращали внимание на дефицит объективной информации в массмедиа о насущных социально-экономических проблемах. Отмечена роль профессиональной журналисткой работы в формировании образа региона. Выявлена корреляция между рейтинговой информационной повесткой дня и конструированием негативного медиаобраза края, а также непрекращающейся миграцией населения региона (Ерофеева И.В. Роль мультимедийных СМИ в формировании медиаобраза Забайкальского края // Коммуникации в условиях цифровой трансформации: Сб. материалов V Межд. научно-практ. конф. (29-30 ноября 2021)/ Под ред. проф. А.Д. Кривоносова. СПб: АНО “София”, 2021. С. 204-208). Дополнительно в июне 2021 года был проведен опрос среди представителей средств массовой информации Забайкальского края на тему «Формирование медиаобраза территории и работа журналиста», состоящий из 11 разноплановых вопросов. В исследовании приняли участие 48 работников разных СМИ. Исследование показало, что большую часть журналистов волнуют проблемы своего региона. Половина респондентов считает, что журналист в процессе публикации своих материалов должен заботиться о создаваемом образе/имидже края или страны. Но реально 53,2 % авторов в процессе создания текста не думают о медиаобразе, а делают злободневные материалы для улучшения реальной жизни в крае или стране. При этом 50,8% опрошенных считают, что конструирование медиаобраза – это проблема не СМИ, а исключительно политическая задача. Почти 24 % респондентов уверены, что медиаобраз территории должны формировать специалисты по связям с общественностью. Достаточно распространенными были ответы: «Это проблема государства. СМИ – всего лишь зеркало реальности. На него нечего пенять», «Это комплексная проблема, нет нормального диалога власти и СМИ в крае. Это вредит медиаобразу». При этом 40 человек (83,3 %) из 48 опрошенных согласны с тем, что спонтанно или сознательно формируемый журналистами медиаобраз территории влияет на взгляды, настроения, действия аудитории в отношении к краю и своей стране (Ерофеева И.В., Простакишина Н.В. Профессионализм журналиста и медиаобраз региона: грани взаимодействия // Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы: материалы V Всероссийской научно-практ. конф. (21–22 октября 2021 г.) / Н. И. Степыкин (отв. ред.) [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2022. С.57-64).
Осуществлён лингвокультурологический анализ национальных стереотипов современной коммерческой рекламы в русскоязычном, китайском и англоязычном медиадискурсе. Эмпирическую базу исследования составили более 700 рекламных текстов российских, китайских и англоязычных СМИ. В эпоху информационного общества и геополитических войн крайне важна проблема сохранения национальной идентичности, а также языкового инструментария её актуализации. Культурный ландшафт современной эффективной рекламы представлен медиатекстами, в которых встроены ядерные национальные стереотипы, апеллирующие к основным социальным потребностям человека – привязанность к социуму и семье. По мнению авторов, в пространстве лингвокультурных стереотипов рекламного текста активно задействованы сценарные маркёры – нарративное повествование, концентирующее духовный опыт представителя конкретного социума. На основе исследований в области современной медиаархеологии утверждается, что новыми технологиями медиа, текстовыми и форматными, управляет коллективная память. В статье дана характеристика особенностям репрезентации в рекламном дискурсе отдельных стереотипов во взаимосвязи с процессом объективации доминирующих ценностей определённой культуры: Семья/ Дом; Патриотизм; Успех. Проведенный контент-анализ российской телевизионной рекламы продемонстрировал активную репрезентацию исконных нарративов и является типичным для мирового рекламного дискурса. Треть телевизионных рекламных роликов содержит национальные стереотипы, при этом на федеральных каналах такая реклама встречается чаще, чем на региональных. Национальные стереотипы, как суггестивный способ постулирования различных идей медиатекста, способствуют его эффективности – возможности влиять на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты психики человека. Данный когнитивно-языковой инструментарий обеспечивает не только экономическую целесообразность медиапродукта, он пробуждает культурную память человека, имманентно репрезентирует медиаобраз страны и гарантирует трансляцию культурного кода последующим поколениям. Интенсивная репрезентация национальных стереотипов в массмедиа – не только экономически целесообразна, она обеспечивает необходимую национальную идентификацию, позволяет реализовывать культурно-наследственную функцию СМИ и защищать исконные традиции общества, транслировать идеалы и культурное наследие предыдущих поколений (Erofeeva I.V., Kaplina S.E. National Stereotypes in the Discourse of Effective Advertising // International Conference on Language and Technology in the Interdisciplinary Paradigm (LATIP 2021). P. 588-597. DOI: 10.15405/epsbs.2021.12.72).
На основе лингвокультурологического и концептуального анализов более 500 текстов информационных агентств и печатных изданий представлена структурно-содержательная характеристика аксиосферы концепта Война в медиадискурсе, повествующем о Нагорно-Карабахском конфликте. Идеологическая модальность концептуализированной сферы непосредственно связана с национальными интересами в условиях современной геополитической войны. Обнаруженная в процессе исследования сценарная модель репрезентации разворачивается в экспрессивной парадигме «Мы – Они», в которой задействованы не только противоборствующие страны, но и другие заинтересованные политические акторы. Согласно результатам осуществлённого анализа аксиосфера концепта Война представляет собой сложное единство явно доминирующих медиаобразов, в которых аккумулируются ценностные приоритеты с положительными и отрицательными коннотациями, отражающие мировосприятие и ключевые смыслы конкретного бытия. Конфликтный медиадискурс создаётся с использованием целостных образов (гештальтов): Дом как святая историческая земля, Спаситель-Миротворец, Друг. В рамках заявленных гештальтов подспудно и имманентно конструируется положительный образ России, связанный непосредственно с её активной деятельностью в урегулировании конфликта. (См.: Ерофеева И. В., Толстокулакова Ю. В. Аксиосфера концепта Война в медиадискурсе о Нагорно-Карабахском конфликте // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 4. С. 96–106. DOI: 10.21209/1996-7853-2021-16-4-96-106).
На основе осуществленного лингвокультурологического, а также контент- и дискурс-анализа более 600 текстов разных жанров и форматов, представленных в российских и китайских СМИ, дана характеристика концептам и коммуникативно-семиотическим ресурсам медиадискурса, задействованным в репрезентации информации о пандемии коронавируса. Выявлена несомненная связь между медиатекстом и его социальными условиями, между интерпретацией факта в медиадискурсе и национальной моделью мира автора и потребителя. Согласно результатам исследования, в обработке любого типа информации, в том числе в процессе инфодемии – распространения дезинформации о вирусе, целенаправленно или имманентно используются концептуальные представления, характерные для носителей определённой культуры. Преобладающие информационные потоки о COVID-19 интенсивно создают ситуацию страха, способствуют пробуждению инстинкта самосохранения. В подобной атмосфере именно архетипы культуры становятся основным инструментом спасения и способствуют моделированию в информационном пространстве культурно-маркированного образа страны. Ключевыми когнитивными моделями в обработке пугающей информации выступили "ядерные концепты" российской и китайской культуры: коллективизм как знаковая реалия традиционных устоев взаимодействия в социуме, семья как единство в спасении и продолжении рода, добро как духовная установка на других. Пробудившиеся когнитивные стереотипы направлены на сохранение социального иммунитета страны. (Ерофеева И.В., Толстокулакова Ю.В., Муравьёв А.В. Пандемия коронавируса в концептуальной сфере медиадискурса России и Китая: стратегия выживания DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).78-93 // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 1. С. 78–93.)

Key findings for the stage (summarized)

Исследовался образ и медиаобраз России на фоне пандемии как на внешнем контуре медиапространства, так и на внутреннем. Собранный на представительных выборках (986 чел., и двухэтапное на 2-х выборках по 144 чел.) материал с применением комплексного подхода и разнообразных психологических методик апробировался на престижных международных конференциях (Всемирный психологический конгресс ICP 2020+ в 2021 г. и европейская ежегодная конференция прикладной психологии и трендов InPACT 2021) и был посвящен динамике образа России на фоне пандемии. На выборке 1330 респондентов изучался образ политических партий весной за полгода до выборов на фоне провокаций и протестов. Получены ценные для использования в журналистике результаты исследования медиаобраза территорий России, а именно: Крыма, Северного Кавказа и Забайкалья у россиян. Изучен образ России в Китае и Китая в России. Описан эмоциональный образ России в Германии. Изучены деструктивные последствия деформации образа России.

Academic ownership of participants (text description)

Дейнека О.С., руководство проектом, разработка теоретико-методологической основы проекта, эмпирические исследования, публикации в аннотированных журналах, участие в международных конференциях, подготовка отчетов на каждом этапе проекта, вклад 20%.
Мельник Г.С. эмпирические исследования, публикации в аннотированных журналах, участие в международных конференциях, вклад 15 %.
Ерофеева И.В. 20 эмпирические исследования, публикации в аннотированных и индексированных журналах, участие в международных конференциях, вклад 20 %.
Мисонжиков Б.Я. публикации, организации секции по теме проекта, вклад 15 %.
Самуйлова И.А., эмпирические исследования, публикации, участие с докладами в международных конференциях, вклад 15 %.
Бакулева К.К. эмпирические исследования, публикации, участие в международных конференциях, вклад 10 %.
Свешникова Н.О., эмпирические исследования, публикации, участие в международных конференциях, вклад 10 %.
Медяник О.В., участие в формировании бланка опроса на платформе сбора данных и в обработке данных исследования образа политических партий, вклад 5%.

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

не разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

разрешается

Rationale of the interdisciplinary approach

Междисциплинарный подход позволил объединить компетенции ученых разных специальностей, в исследовании активно использовались психолингвистические и социокультурные методы, аксиологический подход, сравнивались результаты исследований, выполненных разными методами в одно и то же время, что повышало их надежность.
AcronymRFBR_a_2019 - 3
StatusFinished
Effective start/end date23/03/2128/12/21

ID: 75461103