Description

В фокусе проекта находится изучение проблем истории и антропологии науки, в частности, роли социального контекста в истории науки, взаимосвязи науки и социума, взаимовлияния ученых корпораций и культурной среды в переломные моменты отечественной истории. Проект связан с феноменом истории российского академического сообщества в эпоху масштабной трансформации научного знания, методами его регулирования, социальным контекстом, общественной рецепцией научных результатов и реализацией технологических инноваций, реформированием корпоративных практик и стратегий. Первая мировая война потребовала небывалой интенсификации научной деятельности, направленной не только на техническое развитие, но также на переосмысление стратегий взаимодействия науки с государством, реформирование образовательных моделей. Советская власть, видевшая в научном знании основную движущую силу не только экономического, но и социального и политического прогресса, обозначила новые требования к ученому сообществу и начала корректировать условия его существования и функционирования. Целью исследования является изучение деятельности научного сообщества и производства научного знания в социально-политическом и экономическом контексте, изучение истории и эволюции «жизненного» мира российской научной элиты 1914-1934 гг.
Одним из важных условий формирования эффективной стратегии развития отечественной науки в XXI веке является всестороннее исследование истории ее формирования, механизмов влияния науки и технологий на социально-экономическое развитие России, коллективного портрета и социального уклада академического сообщества. Актуальность проекта обусловлена необходимостью учета сложившихся корпоративных практик и корпоративной культуры в выработке оптимального алгоритма отношений между властью, обществом и научной средой. Системная трансформация постсоветского общества также породила целый ряд проблем и вызовов для науки, что делает целесообразным их сравнение с переломными моментами прошлого. Опыт ответа на большие вызовы, с которыми столкнулась отечественная наука и общество в период радикальных трансформаций 1914-1934 гг., позволит осмыслить стратегии для новых научных прорывов, а также исторические и социальные параметры, которые им содействуют или препятствуют. Кроме этого, предлагаемое исследование внесет важный вклад в популяризацию значимых результатов в области науки, поможет прояснить роль различных акторов, отвечающих за научное развитие. Результаты могут быть использованы при разработке национальных форсайт-проектов, создании ясного генерального видения будущего страны и выработке политики в области образования, науки и культуры.

Цель проекта - дать комплексную реконструкцию трансформации отечественной науки с точки зрения коллективного портрета, социального уклада и институциональной структуры ученой корпорации позднеимперского и раннесоветского периодов в контексте социально-политической и экономической истории России. В качестве основных фокусных объектов исследования выбраны ведущие научные и образовательные центры периода: Петроградский/Ленинградский университет, Петроградский/Ленинградский политехнический институт, Государственная академия истории материальной культуры, Яфетический институт (Институт языка и мышления), Институт мозга В.М. Бехтерева, Отделение общественных наук Академии наук, научные общества. Данный выбор обусловлен как разработкой историографии и доступностью источниковой базы, связанной с этими институтами, так и с необходимостью сравнения научных центров разных типов.
В рамках проекта планируется решение следующих задач:
- рассмотреть технологический и социальный аспекты деятельности научных обществ как гуманитарного, так и технического и естественнонаучного профиля, накануне революции и в первое послереволюционное десятилетие, в том числе взаимодействие научных обществ различного научного профиля;
- идентифицировать представления власти в послереволюционный период о перспективах и формах развития науки, и то, как это выражалось на законодательно-нормативном уровне, и как соотносилось с реальной административной практикой;
- рассмотреть, как трансформировались традиционные формы организации науки в России, и какие требования к ним предъявлялись;
- реконструировать исторические особенности реализации масштабных инновационных проектов, практики выстраивания и отработки механизмов внедрения инновационных достижений, популяризации значимых результатов в области науки и достижений выдающихся ученых.
- реконструировать социальный портрет академической корпорации Петроградского-Ленинградского университета в 1914-1934 гг. на основании электронной (компьютерной) базы данных по теме исследования; выявить статистические закономерности в развитии профессиональной карьеры различных групп профессорско-преподавательской корпорации; изучить историю и эволюцию «жизненного» мира российской научной элиты.
- проанализировать опыты технологизации социальных процессов в СССР в 1920-е – начале 1930-х гг.;
- проанализировать особенности практик социальной инженерии и социального проектирования в рассматриваемый период, роль научного сообщества в реализации проекта инженерии нового, советского человека;
- реконструировать системы корпоративной культуры научных центров, выбранных в качестве case studies, что предполагает исследование ряда ее ключевых элементов, среди них:
а) обряды научной инициации (оставление при университете, экзамены, вступительные/пробные/лекции);
б) избрание на постоянные научные/преподавательские позиции (научно-вспомогательного персонала, младших преподавателей, профессоров, научных сотрудников);
в) избрание на дополнительные университетские позиции (секретарь факультета, декан факультета, проректор, ректор; заведующий кабинетом/музеем/лабораторией, кандидат);
г) диспуты и присвоение ученых степеней в дореволюционный период и особенности защита аспирантами своей научной работы на открытом заседании предметной комиссии или совета института периода до принятия постановления СНК СССР «Об ученых степенях и званиях» в 1934 г.;
д) роль новых советских организаций в функционировании научного сообщества (профсоюзы, общество ученых-марксистов, общество левой профессуры, партийные организации, комсомольские организации и т.д.);
е) схоларные практики (система отношений учитель-ученик; распределение ролей в научных школах);
ж) коммеморации - традиционные (дни основания университетов, начала учебного года) и экстраординарные (юбилеи научно-педагогической деятельности; организации научных институтов; похороны; заседания памяти);
з) профессорские/преподавательские салоны/еженедельные приемы;
и) заседания советов университета, факультетов;
к) заседания профессорских дисциплинарных судов;
л) заседания правлений университетов, советских комиссий;
м) механизм третейских судов в университетской среде;
н) эпистолярный жанр в корпоративном общении.
- дать комплексную оценку реформ в области высшего образования в связи с идеологическими задачами и требованиями промышленности в условиях реализации Первого пятилетнего плана;
- провести комплексный анализ исторической роли социогуманитарной составляющей в условиях реализаций стратегий ускоренной и инновационной модернизации, ее перспектив в контексте вызовов четвертой промышленной революции;
- рассмотреть феномен перманентных структурных трансформаций университетов и других учреждений и научных организаций;
- проанализировать связи научно-технологического развития с социальной практикой и познанием на конкретных кейсах из истории и настоящего положения отечественной науки;
- рассмотреть материальные условия познания в указанный период в отношении научных центров и обществ с целью понять, как они справлялись с хозяйственными и материальными трудностями, и проводили научную работу, в том числе и «в поле».
- создание и развитие существующих цифровых баз данных, связанных с историей науки и высшей школы;
- реконструкция социального портрета научного сообщества в его эволюции и фокусное построение коллективной биографии преподавательской корпорации Петроградского/Ленинградского университета.

Key findings for the project

Цель проекта заключалась в комплексной реконструкции обстоятельств и результатов трансформации отечественной науки, ее коллективного портрета, социального уклада и институциональной структуры в позднеимперский и раннесоветский периоды. В рамках исследования была продемонстрирована роль социального контекста научной деятельности, принципы взаимодействия ученых корпораций и культурной среды в переломные моменты российской истории.
В соответствии с поставленными в исследовании задачами было рассмотрено, как трансформировались традиционные формы организации науки в России, и какие требования к ним предъявлялись; реконструированы исторические особенности реализации масштабных инновационных проектов, практики выстраивания и отработки механизмов внедрения инновационных достижений, популяризации значимых результатов в области науки и достижений выдающихся ученых. Были идентифицированы представления власти в послереволюционный период о перспективах и формах развития науки, и то, как это выражалось на законодательно-нормативном уровне, соотносилось с реальной административной практикой. Рассмотрены технологический и социальный аспекты деятельности научных обществ как гуманитарного, так и технического и естественнонаучного профиля, накануне революции и в первое послереволюционное десятилетие, в том числе взаимодействие научных обществ различного научного профиля. Проанализированы опыты технологизации социальных процессов в СССР в 1920-е – начале 1930-х гг. и особенности практик социальной инженерии и социального проектирования в рассматриваемый период, роль научного сообщества в реализации проекта инженерии «нового», советского человека. Исследовательским коллективом дана комплексная оценка реформ в области высшего образования в связи с идеологическими задачами и требованиями промышленности в условиях реализации Первого пятилетнего плана; рассмотрен феномен перманентных структурных трансформаций университетов и других учреждений и научных организаций. Был проведен комплексный анализ исторической роли социогуманитарной составляющей в условиях реализаций стратегий ускоренной и инновационной модернизации; проанализированы связи научно-технологического развития с социальной практикой и познанием на конкретных кейсах из истории отечественной науки.
В рамках решения задачи реконструкции социального портрета академической корпорации Петроградского-Ленинградского университета в 1914-1934 гг. была создана пополняемая база данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 1914-1934 гг.» (URL: https://bioslovhist.spbu.ru/univers14-34.html). К настоящему моменту на ресурсе размещено 1234 биографии. Были выявлены статистические закономерности в развитии профессиональной карьеры различных групп профессорско-преподавательской корпорации, изучены история и эволюция «жизненного» мира российской научной элиты.
По проекту подготовлено 19 публикаций, включая 5 в изданиях, рецензируемых в БД Scopus и Web of Science. Результаты исследования были изложены в 21 докладе на различных научных мероприятиях, включая 12 на международных научных конференциях. Также они были использованы членами научного коллектива для модернизации образовательных курсов, читающихся в Санкт-Петербургском государственном университете и Санкт-Петербургском Политехническом университете Петра Великого. Подготовлен итоговый научный отчет и рукопись коллективной монографии, в которой изложены основные результаты проекта.
Исследование внесет важный вклад в популяризацию значимых результатов в области науки, поможет прояснить роль различных акторов, отвечающих за научное развитие. Результаты могут быть использованы при реализации Стратегии научно-технического развития России. Результаты исследования могут быть использованы для модернизации ряда университетских курсов.

Academic ownership of participants (text description)

Ростовцев Евгений Анатольевич - 10 %
Баринов Дмитрий Андреевич - 10 %
Сосницкий Дмитрий Александрович - 10 %
Сидорчук Илья Викторович - 10 %
Никифорова Наталия Владимировна - 10 %
Ульянова Светлана Борисовна - 10 %
Синельникова Елена Федоровна - 10 %
Яшина Алина Валерьевна - 10 %
Андреева Виктория Валерьевна - 10 %
Боднарчук Дмитрий Владимирович - 10 %

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

Разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

Разрешается
Short titleРоссийская наука в эпоху системных трансформаций, 1914-1934 гг.
AcronymRFBR_mol_a_ved_2018
StatusFinished
Effective start/end date9/10/181/10/20

ID: 35123443