Description

В связи с существенными изменениями в процессе массовой и политической коммуникации, происходящими в последние десятилетия, поведение представителей разных групп следует рассматривать в контексте расширяющегося информационного поля современной политики.
Информационный поток, продуцируемый современными медиа, непрерывно увеличивается, позволяя гражданам искать, выбирать и сравнивать необходимую социально-политическую информацию. Такие изменения в коммуникации порождают две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, в результате политические образы и представления, формирующиеся у людей, имеют более широкую основу. С другой стороны, происходит «перенасыщение» информацией, в том числе потеря интереса к политике, следовательно, в поведении избирателей отмечаются проявления политической апатии. В связи с этим, в вопросе изучения политического поведения избирателей особый интерес представляют психологические характеристики, лежащие в основе медиавосприятия.
В последние десятилетия использование масс медиа для получения информации о политике, знание текущих событий, участие в политических процессах сократились, особенно среди молодежи в почти всех государствах со сложившимися демократическими институтами [Wattenberg, 2006]. Эти изменения отражают снижение как возможностей для участия, так и гражданского интереса со стороны молодежи. Вместе с тем, изучение особенностей участия молодых людей в жизни страны важно, поскольку опыт гражданской деятельности в молодости формирует личность и оказывает длительное воздействие на степень и характер участия в политике на протяжении всей жизни [Доклад о мировом развитии 2007].
Особую актуальность изучение политической участия граждан и особенностей их медиавосприятия приобретает в связи с медиатизацией социально-политической жизни. Проявления виртуальной политической активности, формирование виртуальных социальных групп и усложнение виртуальных форм социально-политической коммуникации в 2020 году могут усилиться в результате изменений в социальной жизни граждан, происходящих из-за распространения коронавирусной инфекции.
Одной из центральных проблем в изучении политического поведения россиян также является тенденция к снижению политической активности. Исследования показывают, что, отказ от политического участия и проявления абсентеизма связаны с возрастом избирателей (Аржаных Т.Ф., Панкратова Е.В., 2016; Джандубаева З.З., 2005; Анисимова О.В., 2009). Одной из причин низкой политической активности молодежи может являться влияние масс медиа на эту группу населения. Негативное информационное поле, формируемое современными СМИ, может провоцировать страх перед окружающей миром, что приводит проявлению замкнутости, бездеятельности, социальному отвержению и отдалению от политической жизни с целью избегания возможной опасности (Куликов Л. В., 2011; Кара-Мурза С.Г., 2004; Зуйков В. В., Звонова Е. В., 2013; Габдрахманова Л.Н., Костылева Е.Г., Давлетшина З.З., 2017).
В связи с этим, на наш взгляд, крайне актуально применение когнитивного подхода к изучению политического поведения молодежи. Данный подход заключается в анализе совокупного влияния информационного поля, окружающей среды и когнитивных способностей личности (Пушкарева Г.В., 2004). В рамках когнитивного подхода политическое поведение рассматривается в качестве результата ментальных реакций и мыслительных актов индивида, обуславливающих восприятие социальной информации, ее осознание и принятие на этой основе политических решений. Рассмотрение политического поведения в качестве результата формирования субъективных интерпретаций расширит представление о формах и мотивах политической активности молодежи и позволит прогнозировать ее изменения на основе анализа психолого-политических характеристик.
Целью проекта является изучение соотношения медиакомпетентности российской молодежи и особенностей их политического участия, а также выявление предпосылок для проявления абсентеизма среди представителей данного поколения. Использование психолого-политических методов исследования и применение когнитивного подхода к изучению политического поведения позволит системно описать основные формы и мотивы политического участия молодых людей, проанализировав их субъективные представления о природе политических процессов. Таким образом, электоральное поведение будет рассмотрено в новом, субъективном аспекте, в качестве результата индивидуальных интерпретации.
В силу социальных, экономических, политических особенностей, сложившихся в России возраст молодежи на законодательном уровне четко не определен. Косвенно Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» в текущей редакции определяет возраст молодежи от 18 до 30 лет.
По определению Организации Объединенных Наций, носящего рекомендательный характер, молодежь — это люди в возрасте 15 до 24 лет.
Специфичность нашего исследования обуславливает наличие у исследуемых достаточного уровня знаний, осмысленного интереса к социально-политической ситуации в стране, обусловленных, в том числе, и наличием прав и обязанностей на непосредственное участие во всех сферах жизни общества. Т.е. молодые люди должны быть способны приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, т.е. быть дееспособными.
Согласно действующему законодательству России, гражданская дееспособность наступает в полном объеме с достижением совершеннолетия, т.е. 18-летнего возраста (ст. 21 Гражданского Кодекса).
Возраст от 18 до 30 лет – возраст обретения нового статуса и формирования основных жизненных ценностей. Респонденты обладают достаточными знаниями для интерпретации социально-политических факторов и имеют права на непосредственное участие в политических выборах и иных политических событиях.
Молодые люди отличаются социальной гибкостью и восприимчивостью к новым политическим идеям и идеалам и за счет этого обладает особой политико-культурной значимостью в обществе. Кроме того, молодежь как социально-демографическая группа представляет один из главных капиталов общества, от инновационного, творческого и трудового участия которого напрямую зависит жизнеспособность государства.
Таким образом, объектом нашего исследования будет молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, выровненная по полу и возрасту, не менее 200 человек. Для получения достоверных данных и осуществления математико-статистической обработки данных.
Основной процедурой станет процедура анкетирования, интревью, фокус-группы, использование методов математико-статистической обработки данных (для проведения политико-психологических исследований).

Key findings for the project

Использование психолого-политических, математико-статистических методов исследования и применение когнитивного подхода к изучению политического поведения позволило системно описать основные формы и мотивы социально-политического участия молодых людей, проанализировав их субъективные представления о природе политических процессов. Таким образом, электоральное поведение российской молодежи было рассмотрено в новом, субъективном аспекте, в качестве результата индивидуальных интерпретаций.
Проведение двухэтапного эмпирического исследования в 2020-2021 гг. позволило учесть потенциальное влияние новых обстоятельств жизни общества в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Covid-19 на специфику восприятия сообщений о социально-политических трансформациях в стране и формирование определенных поведенческих реакций.
Описаны специфика медиаиспользования, ведущие мотивы социально-политического участия, представления о возможностях самоосуществления в стране и политические убеждения молодых людей.
Установлено, что участие российской молодежи как в реальной, так и в виртуальной политической жизни, в настоящее время мотивируется наличием интереса к происходящим событиям, желанием приобретать полезные знания, приобщаться к значимой политической идеологии, оказывать влияние на процессы и события. Ведущей традиционной активной формой политического участия является электоральная активность.
Основными причинами вовлеченности молодых людей в политическую жизнь является сформированность мотивации политического участия, наличие политического опыта, а также общий уровень активности в медиапространстве и наличие способностей и навыков взаимодействия с медиаресурсами. Сознательное отчуждение молодежи от политики может быть связано, отчасти, с преобладанием прагматичных мотивов (меркантильного, традиционного, преобразования мира) над ценностно-ориентированными (мотив интереса, познания, власти, идеологический). Основными причинами политического неучастия молодых людей также является их разочарование в политике и ощущение невысокой эффективности собственных действий (особенно у респондентов с низким и средним уровнем медиакомпетентности).
Респонденты с высоким уровнем медиакомпетентности характеризуются более выраженной ценностно-ориентированной мотивационной структурой. Им в большей степени присуще желание влиять на происходящие события, а также представление, как можно улучшить жизнь в стране и раскрыть ее потенциал. В целом, молодые люди склонны к адаптации к политической системе при условии достаточного, с их точки зрения, обоснования со стороны государственных органов правильности каких-либо действий. Положительная оценка наличия в стране большего количества возможностей для самоосуществления по разным психологическим показателям (воля, способности, направленность, мышление, и др.) повышает уровень поддержки молодежью проводимой политики и ее более эффективное встраивание в действующую политическую систему.
Молодежь убеждена, что политика – результат командной работы, а политическая стратегия со временем должна меняться, реальные политические цели достижимы, а политическую ситуацию можно контролировать. Согласно мнению молодых людей, электронные ресурсы дают возможность проявлять новую политическую активность, а Интернет – это среда, где люди могут проявлять реальную политическую активность (выражать свое отношение к политике, оказывать влияние на политические процессы, принятие политических решений, разработку и реализацию политических программ и проектов). Несмотря на восприятие электронных форм коммуникации в качестве значимой площадки, способной оказывать реальное влияние на политический процесс, представители российской молодежи пока находятся скорее в роли наблюдателей, чем действующих акторов политики.
Поведение российской молодежи в сетевом пространстве определяется преимущественно когнитивными основаниями виртуального политического участия – поисковой активностью, ресурсной доступностью, высокой оценкой потенциальной эффективности онлайн площадок для выражения собственной позиции. Развитые способности и навыки взаимодействия с социально-политической информацией могут побуждать молодых людей не только более активно информационно насыщать себя, но также демонстрировать различные варианты поведения в медиа пространстве: ретранслировать сообщения на тему политики, выражать собственное отношение к политике и ее представителям, участвовать в различных политических кампаниях онлайн, обсуждать и комментировать политические события в Интернете.
В связи с тем, что способности и навыки взаимодействия с источниками информации обеспечивают процесс перевода накопленных сведений в реальную политическую практику в виде различных вариантов и способов политического участия в жизни страны, особое внимание следует уделять способам преподнесения информации о политике в интересном и актуальном для молодежи ключе, демонстрируя важность ее участия в социально-политической жизни страны и ценности вклада в принятие политических решений.
Научная значимость проведенного исследования состоит в выявлении взаимосвязей между политическими представлениями и суждениями молодых людей, особенностями их политического участия с показателями медиакомпетентности. Научная новизна – в изучении соотношения медиакомпетентности и особенностей социально-политического участия российской молодежи в офлайн и онлайн пространстве, а также в выявлении психологических предпосылок ее отчуждения от политики в современных условиях.
Проведена предварительная стандартизация авторской методики для оценки уровня медиакомпетентности, что позволяет проверить полученные данные на более объемной выборке в дальнейших исследованиях.
Разработана и апробирована авторская методика для изучения когнитивных оснований и поведенческих проявлений виртуального политического участия.
Результаты проведенной НИР раскрывают специфику социально-политического поведения современной российской молодежи в современных условиях и дополняют имеющиеся научные сведения об особенностях взаимодействия молодежи с различными источниками социально-политической информации, причинах негативизации политики в их сознании и возможностях встраивания в действующую политическую систему. Прослеживается актуальность разработки новых программ подготовки представителей гражданских инициатив и освещения возможных вариантов проявления активности молодых людей в стране.
Полученные данные могут быть использованы для разработки стратегии представления политической информации в современных медиа, ориентированных на представителей данного поколения, а также лечь в основу создания и модификации обучающих программ и методов развития медиакомпетентности. Также интересным представляется проведение дальнейших научных исследований об установлении вклада уровня медиакомпетентности и представлений о политике в феноменологию современного политического участия.

Academic ownership of participants (text description)

Самуйлова И.А. Аналитический обзор научной литературы по теме НИР, разработка и апробация авторской методики «Виртуальное политическое участие» (совм. с К. К. Бакулевой), проведение эмпирического исследования и анализ полученных данных, написание публикаций по итогам выполнения проекта, презентация результатов исследования на международных научных конференциях, руководство выполнением НИР.
Бакулева К.К. Аналитический обзор научной литературы по теме НИР, разработка и апробация авторской методики «Виртуальное политическое участие» (совм. с И. А. Самуйловой), проведение эмпирического исследования, математико-статистическая обработка полученных данных и анализ результатов, стандартизация методики на определение уровня медиакомпетентности, написание публикаций по итогам выполнения проекта, презентация результатов исследования на международных научных конференциях.

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

не разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

не разрешается

Rationale of the interdisciplinary approach

Политическое поведение молодых людей ранее традиционно изучалось в рамках социологических, политологических, социально-психологических и психологических моделей. В рамках политической психологии был предложен теоретико-методологический подход к объяснению мотивации политического поведения, который заключается в анализе совокупного влияния информационного поля, окружающей среды и когнитивных способностей личности (Пушкарева Г.В., 2004). Использование когнитивного подхода к изучению политического поведения позволило рассмотреть данный феномен в контексте интеграции когнитивных способностей индивида и влияния окружающей среды, а также обратить внимание на малоизученные аспекты политического участия молодежи, а именно: мотивы, установки, убеждения, представления молодых людей.
AcronymRFBR_OPN_2020
StatusFinished
Effective start/end date27/07/2012/03/21

ID: 60939863