Description

Итогом реализации проекта на основе анализа нарративных (художественная литература, учебники по истории России), аудиовизуальных (кинофильмы, сетевые ресурсы, монументальная скульптура) и иных (музейные экспозиции, коммеморации, социологические опросы) источников будет создана карта памяти современного российского общества. Важным результатом реализации проекта станет создание сетевого ресурса «Карта памяти современного российского общества», в котором будут отражены основные итоги исследования. Интерактивный формат ресурса позволит в дальнейшем дополнять его. На сайте будут созданы страницы значимых объектов и источников конструирования исторической памяти россиян на современном этапе (не менее 200). Страница каждого объекта памяти будет структурирована следующим образом: объект памяти в 1) художественной литературе (цитаты с ссылками на конкретные художественные произведения); 2) учебной литературе (цитаты с ссылками на учебники и учебные пособия); 3) кинофильмах (видеогалерея, содержащая наиболее яркие воплощения героя/события в кинематографе); 4) монументальной скульптуре (изображения памятников, посвященных тому или иному герою/событию); 5) сетевых ресурсах (ссылки на наиболее востребованные статьи об объекте памяти в сети интернет); 6) музейных экспозициях (описание музейных экспозиций, полностью или частично посвященных исследуемому объекту памяти).
В основе публикаций по результатам проекта и в отчете по проекту будет дан анализ материалов ресурса, предложена реконструкция карты памяти современного российского общества, сформулированы аргументированные предложения о перспективах использования исторических символов/объектов исторической памяти в политических процессах.

Layman's description

Историческая политика, или политика памяти, на протяжении уже нескольких десятилетий остается одной из наиболее востребованных тем для междисциплинарных исследований, в которых помимо историков активное участие принимают социологи, философы, культурологи и представители ряда других наук. Целью исследования является реконструкция наиболее значимых образов отечественной истории в массовом сознании россиян конца XX- начала XXI вв. Созданная на основании анализа широкого круга репрезентативных источников, база данных даст возможность выявить ключевые события, явления и героев отечественной истории в сознании общества. Это в свою очередь, позволит сгенерировать «карту памяти», наглядно демонстрирующую общественный интерес к тому или иному событию или герою, определить особенности трансформации образов ключевых мест памяти.

Key findings for the project

В ходе проекта были реализованы все заявленные в заявке задачи:


1) В рамках проекта была создана обширная библиографическая и историографическая база исследований непосредственно по тематике проекта, а также работ, материалы которых использовались при разработке методик осуществления выборок источников по группам.

2) Разработана источниковая база по тематике проекта и проведен анализ отобранных источников на предмет выявления исторических нарративов: художественная и учебная литература; кинофильмы, сетевые ресурсы, монументальная скульптура; музейные экспозиции, коммеморации, социологические опросы.
В результате анализа литературы по memory studies, а также результатов социологических опросов и исследований была проведена репрезентативная выборка по восьми различным типам источников и определен список из 20 наиболее востребованных локальных объектов массового исторического сознания/ исторической памяти российского общества.
В ходе работы был задействован широкий круг текстов, отражающий результаты исследований современных memory studies, в числе которых следует особо отметить: Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной литературы / под ред. К. Аймермахера и Г. Бордюгова. М.: АИРО-XX, 2002; Структурные конфликты в историческом сознании россиян как потенциальная угроза национальной безопасности: историко-социологический анализ / Рук. НИР А.Ю. Дворниченко. СПб., 2009; Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Романовы в исторической памяти российского общества рубежа XX-XXI вв.: постановка проблемы// К 400-летию Дома Романовых. Монархии и династии в истории Европы и России. Сборник материалов международной конференции. СПб., 2013. С. 336-356; Сосницкий Д.А. Историческая память о допетровской Руси в России второй половины XIX – начала XXI вв.: дисс. на соиск. … к.и.н. СПб., 2015; Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. «Войны учебников»: средневековые сюжеты в постсоветском образовательном пространстве // Клио. 2016. № 11 (119). С. 207-215; Сосницкий Д.А. Историческая живопись как инструмент конструирования коллективной памяти о прошлом в постсоветской России // Миф в истории, политике, культуре. Сборник материалов III Международной научной междисциплинарной конференции / Под ред. О.А. Габриеляна, А.В. Ставицкого, В.В. Хапаева, С.В. Юрченко. Севастополь, 2019. С. 491-494 и др. Среди значимых для проекта социологических опросов отметим – Тематический каталог. Историческая память. Оценки прошлого, ожидания от будущего // Сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/tematicheskii-katalog/historical-memory-assessment-of-the-past-expectatio
ns-from-the-future (дата обращения: 11.03.2021); Историческая память // Сайт ФОМ. URL:: http://soc.fom.ru/tag/Istoricheskaya-pamyat (дата обращения: 11.03.2021); Общий рейтинг // Имя Россия. Исторический выбор 2008. URL: http://www.nameofrussia.ru/doc.html?id=1648 (дата обращения: 11.03.2021) и др.
Разумеется, важнейшее место в ходе реализации проекта заняла выборка источников по следующим типам: учебники, художественная литература, кинофильмы, сетевые ресурсы, монументальная скульптура, музейные экспозиции, коммеморации и социологические опросы (обоснование выборки источников см. в разделе «Методы и подходы, использованные при реализации проекта»). В результате анализа выявленного корпуса источников был выявлен круг из двадцати наиболее важных для массового исторического сознания / исторической памяти локальных объектов (героев и событий истории России): Александр Невский, Иван Грозный, Смута, Петр I, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, Е.И. Пугачев, Екатерина II, М.В. Кутузов, Отечественная война 1812 года, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Д.И. Менделеев, Александр II, Л.Н. Толстой, Николай II, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Великая Отечественная война. Для каждого объекта была создана отдельная страница с набором вкладок, соответствующих типам источников, в которых так или иначе нашел отражение образ объекта памяти. Приведем в качестве примера страницу Петра I (url: https://historymap.spbu.ru/subject/list?id=7) . На данной странице расположены следующие вкладки (с соответствующим содержанием): 1) Кинофильмы – «Царевич Алексей» (1997), «Тайны дворцовых переворотов» (2000), «Слуга государев» (2007), «Петр Первый. Завещание» (2011), «Тайна печати дракона» (2019), «Тобол» (2019); 2) Музейная экспозиция – «Портрет Петра Первого» (1717 г.), «Портрет Петра I» (1770 г.), «Портрет Петра I» (1698 г.), «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871 г.), «Портрет Петра I», «Петр I в Полтавской битве» (1725 г.), «Петр I на псовой охоте» (1902 г.); 3) Художественная литература – Акунин Б. Перед концом света, Пикуль В.С. Слово и дело, Акунин Б. Девятный спас; 4) Учебная литература - Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс (2009 г.), Журавлева О.Н. История России: 10 класс: учебник (2013 г.), Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIII вв. Учебник для VIII класса (1998 г.), Буганов В.И. История России, конец XVII-XIX век : Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений (2014 г.), Орлов А.С. История России : С древнейших времен до наших дней : Учебник (1999 г.), Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России : учебник для 10 класса общеобразовательных организаций : углубленный уровень. Ч.2. XVIII – XIX века. (2015 г.); 5) Сетевые ресурсы - Сайт "История.РФ" https://histrf.ru/ (2013 г.), Сайт "История России до 1917 г." 2013 (2013 г.), Сайт "История России и мировая история", Википедия (2001 г.), Российская империя (2005 г.), Сайт "История России" (2021 г.), Сайт "Русская история" (2012 г.); 6) Социологический опросы – социологический опрос «Карта памяти современного российского общества»; 7) Коммеморации – «Открытие памятника Петру I в Стрельне в 2003 году (2003 г.)»; 8) Монументальная скульптура - Памятник Петру I в Москве (1997 г.). По аналогии созданы страниц всех 20 объектов памяти. Созданная таким образом структура позволяет представить реконструированную на основе проанализированного массива источников карту памяти современного российского общества.

3) Важнейшим результатом реализации проекта стало создание интерактивного сетевого ресурса «Карта памяти современного российского общества», содержащего результаты выборки и анализа источников по группам. Сайт расположен на облачном хостинге в ЦОД Санкт-Петербургского государственного университета. В качестве хостинг-панели используется ispmanager. Характеристики хостинга, на котором размещен ресурс: MySQL 5, php 7.0.29, веб-сервер Apache 2 + nginx. Организовано регулярное резервное копирование, исключающее потерю введенных на сайт данных. В качестве CMS используется Joomla (версия 3.8.12). Техническая поддержка осуществляется сотрудниками Управления-Службы информационных технологий СПбГУ.
Сетевой ресурс содержит около 300 страниц, отражающих материалы проекта (плановый показатель - не менее 200 страниц).

Результаты исследования представленные на ресурсе «Карта памяти современного российского общества» позволяют говорить о том, что в историческом сознании современного российского общества наиболее важные локальные объекты памяти по типам распределены следующим образом:
1) Места консенсуса – Александр Невский, Смута, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Отечественная война 1812 года, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, Великая Отечественная война;
2) Конфликтные объекты – Иван Грозный, Екатерина II, Е.И. Пугачев, Александр II, В.И. Ленин, И.В. Сталин;
3) Болевые точки – Петр I, Николай II, Октябрьская революция.
Таким образом, в результате использования указанных методов и подходов, была создана репрезентативная база данных для реконструкции карты памяти современного российского общества и дальнейших мемориальных исследований. Материалы ресурса «Карта памяти современного российского общества» могут использоваться при реализации различных культурных, общественных и научных проектов, связанных с реконструкцией коллективного исторического сознания современной России, выработки исторической политики (политики памяти).

4) Участники проекта подготовили публикации по теме проекта в рейтинговых научных изданиях (WoS/Scopus, ВАК, РИНЦ)
Основное внимание в публикациях уделено рассмотрению образов российской истории в аудиовизуальном контенте и музейных экспозициях

Шибаев М.А. В старых ритмах? Современное российское кино в поисках позитива о прошлом нашей страны // Клио. 2021. № 2. С. 139-151.
В статье анализируется российское историческое кино за последние двадцать лет. Кино с одной стороны формирует образы для массового исторического сознания, а с другой стороны является маркером общественных интересов к тем или иным периодам, историческим событиям и личностям. При анализе кино последних двадцати лет наблюдается слабовыраженный интерес к Допетровской Руси и существенные «белые пятна» при освещении событий XVIII – XIX веков. С конца XIX – начала XX вв. начинается «актуализированное время», вызывающее самый большой интерес, в силу соотнесения с современностью, а Великая Отечественная война является главной доминантой современного кино. Самый противоречивый период, представленный множеством иногда даже диаметрально противоположных оценок, это революционный 1917 год и Гражданская война. В историческом кино последних двух десятилетий отсутствует логически выстроенная идея преемственности старой монархической России и новой советской. В целом за последние 15 лет на фоне существенного увеличения количества исторических лент наблюдается заметный патриотический тренд. Все больше и больше появляются фильмов о советских успехах в космосе, спорте. Негативные, травматичные моменты в освещении отечественной истории вытесняются, а настрой на позитивную идентичность становится все более и более доминирующим.

Раковский Д.О. Русский музей императора Александра III как место памяти // Вопросы истории. 2020. № 11-1. С. 132-147.
В статье исследована роль Русского музея в формировании исторического сознания российского общества. В этом контексте автор рассматривает историю создания Русского музея Императора Александра III и его дореволюционных коллекций, ставших основой этого знаменитого музейного собрания (в частности, состав экспозиций музея за 1898 и 1915 гг.). В рамках предложенной автором методики, произведения искусства, представленные в залах музея, были отобраны и распределены по историческим эпохам, которые они отражают, также был проведен сравнительный анализ изменений в составе экспозиций. Такой подход позволил определить наиболее часто встречающихся исторических героев, рассмотреть репрезентацию их образов в экспозициях музея, а также дать системную реконструкцию исторических представлений, транслирующихся в его залах. В статье подчеркивается, что музейное собрание, сложившееся на рубеже XIX—XX вв., составило его основу, являющуюся «визитной карточкой музея» на протяжении всего ХХ в. и в современную эпоху. Таким образом, установки политики памяти эпохи «народного самодержавия» воплощенные в выдающихся произведениях национального искусства, продолжали и продолжают формировать ландшафт культурной памяти на протяжении уже более века.

Помимо печатных публикаций презентация материалов исследований по проекту осуществлялась и в рамках стендовых докладов участников проекта на научных конференциях, размещенных в отрытом доступе

Key findings for the stage (in detail)

В ходе проекта были реализованы все заявленные в заявке задачи:


1) В рамках проекта была создана обширная библиографическая и историографическая база исследований непосредственно по тематике проекта, а также работ, материалы которых использовались при разработке методик осуществления выборок источников по группам.

2) Разработана источниковая база по тематике проекта и проведен анализ отобранных источников на предмет выявления исторических нарративов: художественная и учебная литература; кинофильмы, сетевые ресурсы, монументальная скульптура; музейные экспозиции, коммеморации, социологические опросы.
В результате анализа литературы по memory studies, а также результатов социологических опросов и исследований была проведена репрезентативная выборка по восьми различным типам источников и определен список из 20 наиболее востребованных локальных объектов массового исторического сознания/ исторической памяти российского общества.
В ходе работы был задействован широкий круг текстов, отражающий результаты исследований современных memory studies, в числе которых следует особо отметить: Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной литературы / под ред. К. Аймермахера и Г. Бордюгова. М.: АИРО-XX, 2002; Структурные конфликты в историческом сознании россиян как потенциальная угроза национальной безопасности: историко-социологический анализ / Рук. НИР А.Ю. Дворниченко. СПб., 2009; Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Романовы в исторической памяти российского общества рубежа XX-XXI вв.: постановка проблемы// К 400-летию Дома Романовых. Монархии и династии в истории Европы и России. Сборник материалов международной конференции. СПб., 2013. С. 336-356; Сосницкий Д.А. Историческая память о допетровской Руси в России второй половины XIX – начала XXI вв.: дисс. на соиск. … к.и.н. СПб., 2015; Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. «Войны учебников»: средневековые сюжеты в постсоветском образовательном пространстве // Клио. 2016. № 11 (119). С. 207-215; Сосницкий Д.А. Историческая живопись как инструмент конструирования коллективной памяти о прошлом в постсоветской России // Миф в истории, политике, культуре. Сборник материалов III Международной научной междисциплинарной конференции / Под ред. О.А. Габриеляна, А.В. Ставицкого, В.В. Хапаева, С.В. Юрченко. Севастополь, 2019. С. 491-494 и др. Среди значимых для проекта социологических опросов отметим – Тематический каталог. Историческая память. Оценки прошлого, ожидания от будущего // Сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/tematicheskii-katalog/historical-memory-assessment-of-the-past-expectatio
ns-from-the-future (дата обращения: 11.03.2021); Историческая память // Сайт ФОМ. URL:: http://soc.fom.ru/tag/Istoricheskaya-pamyat (дата обращения: 11.03.2021); Общий рейтинг // Имя Россия. Исторический выбор 2008. URL: http://www.nameofrussia.ru/doc.html?id=1648 (дата обращения: 11.03.2021) и др.
Разумеется, важнейшее место в ходе реализации проекта заняла выборка источников по следующим типам: учебники, художественная литература, кинофильмы, сетевые ресурсы, монументальная скульптура, музейные экспозиции, коммеморации и социологические опросы (обоснование выборки источников см. в разделе «Методы и подходы, использованные при реализации проекта»). В результате анализа выявленного корпуса источников был выявлен круг из двадцати наиболее важных для массового исторического сознания / исторической памяти локальных объектов (героев и событий истории России): Александр Невский, Иван Грозный, Смута, Петр I, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, Е.И. Пугачев, Екатерина II, М.В. Кутузов, Отечественная война 1812 года, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Д.И. Менделеев, Александр II, Л.Н. Толстой, Николай II, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Великая Отечественная война. Для каждого объекта была создана отдельная страница с набором вкладок, соответствующих типам источников, в которых так или иначе нашел отражение образ объекта памяти. Приведем в качестве примера страницу Петра I (url: https://historymap.spbu.ru/subject/list?id=7) . На данной странице расположены следующие вкладки (с соответствующим содержанием): 1) Кинофильмы – «Царевич Алексей» (1997), «Тайны дворцовых переворотов» (2000), «Слуга государев» (2007), «Петр Первый. Завещание» (2011), «Тайна печати дракона» (2019), «Тобол» (2019); 2) Музейная экспозиция – «Портрет Петра Первого» (1717 г.), «Портрет Петра I» (1770 г.), «Портрет Петра I» (1698 г.), «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871 г.), «Портрет Петра I», «Петр I в Полтавской битве» (1725 г.), «Петр I на псовой охоте» (1902 г.); 3) Художественная литература – Акунин Б. Перед концом света, Пикуль В.С. Слово и дело, Акунин Б. Девятный спас; 4) Учебная литература - Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс (2009 г.), Журавлева О.Н. История России: 10 класс: учебник (2013 г.), Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIII вв. Учебник для VIII класса (1998 г.), Буганов В.И. История России, конец XVII-XIX век : Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений (2014 г.), Орлов А.С. История России : С древнейших времен до наших дней : Учебник (1999 г.), Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России : учебник для 10 класса общеобразовательных организаций : углубленный уровень. Ч.2. XVIII – XIX века. (2015 г.); 5) Сетевые ресурсы - Сайт "История.РФ" https://histrf.ru/ (2013 г.), Сайт "История России до 1917 г." 2013 (2013 г.), Сайт "История России и мировая история", Википедия (2001 г.), Российская империя (2005 г.), Сайт "История России" (2021 г.), Сайт "Русская история" (2012 г.); 6) Социологический опросы – социологический опрос «Карта памяти современного российского общества»; 7) Коммеморации – «Открытие памятника Петру I в Стрельне в 2003 году (2003 г.)»; 8) Монументальная скульптура - Памятник Петру I в Москве (1997 г.). По аналогии созданы страниц всех 20 объектов памяти. Созданная таким образом структура позволяет представить реконструированную на основе проанализированного массива источников карту памяти современного российского общества.

3) Важнейшим результатом реализации проекта стало создание интерактивного сетевого ресурса «Карта памяти современного российского общества», содержащего результаты выборки и анализа источников по группам. Сайт расположен на облачном хостинге в ЦОД Санкт-Петербургского государственного университета. В качестве хостинг-панели используется ispmanager. Характеристики хостинга, на котором размещен ресурс: MySQL 5, php 7.0.29, веб-сервер Apache 2 + nginx. Организовано регулярное резервное копирование, исключающее потерю введенных на сайт данных. В качестве CMS используется Joomla (версия 3.8.12). Техническая поддержка осуществляется сотрудниками Управления-Службы информационных технологий СПбГУ.
Сетевой ресурс содержит около 300 страниц, отражающих материалы проекта (плановый показатель - не менее 200 страниц).

Результаты исследования представленные на ресурсе «Карта памяти современного российского общества» позволяют говорить о том, что в историческом сознании современного российского общества наиболее важные локальные объекты памяти по типам распределены следующим образом:
1) Места консенсуса – Александр Невский, Смута, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Отечественная война 1812 года, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, Великая Отечественная война;
2) Конфликтные объекты – Иван Грозный, Екатерина II, Е.И. Пугачев, Александр II, В.И. Ленин, И.В. Сталин;
3) Болевые точки – Петр I, Николай II, Октябрьская революция.
Таким образом, в результате использования указанных методов и подходов, была создана репрезентативная база данных для реконструкции карты памяти современного российского общества и дальнейших мемориальных исследований. Материалы ресурса «Карта памяти современного российского общества» могут использоваться при реализации различных культурных, общественных и научных проектов, связанных с реконструкцией коллективного исторического сознания современной России, выработки исторической политики (политики памяти).

4) Участники проекта подготовили публикации по теме проекта в рейтинговых научных изданиях (WoS/Scopus, ВАК, РИНЦ)
Основное внимание в публикациях уделено рассмотрению образов российской истории в аудиовизуальном контенте и музейных экспозициях

Шибаев М.А. В старых ритмах? Современное российское кино в поисках позитива о прошлом нашей страны // Клио. 2021. № 2. С. 139-151.
В статье анализируется российское историческое кино за последние двадцать лет. Кино с одной стороны формирует образы для массового исторического сознания, а с другой стороны является маркером общественных интересов к тем или иным периодам, историческим событиям и личностям. При анализе кино последних двадцати лет наблюдается слабовыраженный интерес к Допетровской Руси и существенные «белые пятна» при освещении событий XVIII – XIX веков. С конца XIX – начала XX вв. начинается «актуализированное время», вызывающее самый большой интерес, в силу соотнесения с современностью, а Великая Отечественная война является главной доминантой современного кино. Самый противоречивый период, представленный множеством иногда даже диаметрально противоположных оценок, это революционный 1917 год и Гражданская война. В историческом кино последних двух десятилетий отсутствует логически выстроенная идея преемственности старой монархической России и новой советской. В целом за последние 15 лет на фоне существенного увеличения количества исторических лент наблюдается заметный патриотический тренд. Все больше и больше появляются фильмов о советских успехах в космосе, спорте. Негативные, травматичные моменты в освещении отечественной истории вытесняются, а настрой на позитивную идентичность становится все более и более доминирующим.

Раковский Д.О. Русский музей императора Александра III как место памяти // Вопросы истории. 2020. № 11-1. С. 132-147.
В статье исследована роль Русского музея в формировании исторического сознания российского общества. В этом контексте автор рассматривает историю создания Русского музея Императора Александра III и его дореволюционных коллекций, ставших основой этого знаменитого музейного собрания (в частности, состав экспозиций музея за 1898 и 1915 гг.). В рамках предложенной автором методики, произведения искусства, представленные в залах музея, были отобраны и распределены по историческим эпохам, которые они отражают, также был проведен сравнительный анализ изменений в составе экспозиций. Такой подход позволил определить наиболее часто встречающихся исторических героев, рассмотреть репрезентацию их образов в экспозициях музея, а также дать системную реконструкцию исторических представлений, транслирующихся в его залах. В статье подчеркивается, что музейное собрание, сложившееся на рубеже XIX—XX вв., составило его основу, являющуюся «визитной карточкой музея» на протяжении всего ХХ в. и в современную эпоху. Таким образом, установки политики памяти эпохи «народного самодержавия» воплощенные в выдающихся произведениях национального искусства, продолжали и продолжают формировать ландшафт культурной памяти на протяжении уже более века.

Помимо печатных публикаций презентация материалов исследований по проекту осуществлялась и в рамках стендовых докладов участников проекта на научных конференциях, размещенных в отрытом доступе

Key findings for the stage (summarized)

В рамках проекта проведена реконструкция картины представлений и механизмов формирования массового исторического сознания и исторической памяти современного российского общества на основе анализа комплексной базы данных. В ходе работы были составлены репрезентативные выборки источников по следующим группам – учебники, художественная литература, кинофильмы, сетевые ресурсы, монументальная скульптура, музейные экспозиции, коммеморации и социологические опросы. Для последующего контент-анализа было отобрано более 270 нарративных и аудиовизуальных источников формирования коллективных исторических представлений. На основании проведенного исследования был составлен список из 20 наиболее важных для массового исторического сознания локальных объектов (герои и события истории России). Результаты исследования представлены на подготовленном в рамках проекта сетевом интерактивном ресурсе «Карта памяти современного российского общества», содержащем основные результаты реализации проекта - https://historymap.spbu.ru. Созданный ресурс, благодаря своей структуре (на странице каждого локального объекта памяти представлены вкладки, содержащие результаты анализа источников разных типов), позволяет наглядно проследить основные тенденции в репрезентации образа героя/события отечественной истории в коллективном историческом сознании. Важным результатом реализации проекта также стали публикации в рейтинговых изданиях, посвященных анализу различных источников конструирования представлений о прошлом.

Academic ownership of participants (text description)

1) Разработка библиографии и историографии по тематике проекта, общее руководство проектом (Е.А. Ростовцев)
2) Разработка источниковой базы по тематике проекта и анализ отобранных источников на предмет выявления исторических нарративов: художественная и учебная литература (Е.А. Ростовцев, И.П. Потехина, Д.А. Сосницкий); кинофильмы, сетевые ресурсы, монументальная скульптура (М.А. Шибаев, Д.В. Боднарчук, В.В. Андреева); музейные экспозиции, коммеморации, социологические опросы (Д.В. Боднарчук, Д.О. Раковский).
3) Разработка сетевого интерфейса и наполнение контентом ресурса «Карта памяти современного российского общества» (Е.А. Ростовцев, Д.А. Сосницкий). Для реализации проекта создания ресурса «Карта памяти современного российского общества» использованы информационные ресурсы СПбГУ. База данных расположена на облачном хостинге в ЦОД Санкт-Петербургского государственного университета. В качестве хостинг-панели используется ispmanager. Характеристики хостинга, на котором размещен ресурс: MySQL 5, php 7.0.29, веб-сервер Apache 2 + nginx. Организовано регулярное резервное копирование.В качестве CMS использована joomla (версия 3.8.12). Техническая поддержка осуществляется сотрудниками Управления-Службы информационных технологий СПбГУ;
4) Подготовлены 2 статьи в рецензируемых изданиях (WoS СС/Scopus или РИНЦ): Раковский Д.О. Русский музей императора Александра III как место памяти // Вопросы истории. 2020. № 11-1. С. 132-147; Шибаев М.А. В старых ритмах? Современное российское кино в поисках позитива о прошлом нашей страны // Клио. 2021. № 2. С. 139-151.
5) подготовка отчета по проекту (Е.А. Ростовцев)

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

Не разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

Разрешается
AcronymRFBR_OPN_2020
StatusFinished
Effective start/end date16/07/2012/03/21

ID: 60824610