Проект направлен на выявление угрозы информационно-психологической безопасности (ИПБ) России в условиях развития Индустрии 4.0 и гибридной войны со стороны коллективного Запада и предложить меры в области ИПБ по нейтрализации гибридных действий государственных и негосударственных акторов.
Для достижения цели проекта поставлены следующие задачи:
•конкретизировать теоретико-методологическую базу проекта, проработать понятийный аппарат и научный инструментарий исследования (уточнить суть концепции Индустрии 4.0, концептуальные основы обеспечения международной ИПБ с учетом системного анализа обеспечения ИПБ в России);
• оценить спектр государственных и негосударственных акторов, которые ведут гибридную войну против России, возможностей, методов, роли информационно-психологического фактора;
• выявить цели и методы информационно-психологических операций против России в условиях гибридной войны со стороны коллективного Запада;
• выяснить значение ключевых технологий Индустрии 4.0, как в создании угроз информационно-психологической безопасности, так и противостоянии этим угрозам.
•оценить преимущества и недостатки подходов к обеспечению ИПБ общества, принятых как в самой России, так и в тех интеграционных объединениях, в которых Россия принимает наиболее активное участие (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС), в том числе подходов к противодействию гибридным угрозам, влияющим на сферу ИПБ (дезинформации, враждебной пропаганде, киберугрозам);
•оценить имеющиеся в распоряжении профильных структур России и тех интеграционных объединений, в которых Россия принимает наиболее активное участие (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС) инструменты обеспечения ИПБ личности, общества и государства;
•проанализировать практические примеры операций обеспечения ИПБ в России и тех интеграционных объединений, в которых Россия принимает наиболее активное участие (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС), выявить их эффективность с точки зрения международной ИПБ;
•изучить политическую медиакоммуникацию в условиях цифрового общества
•оценить влияние технологий искусственного интеллекта на систему международных отношений и политическую повестку дня
•разработать рекомендации по минимизации угроз ИПБ в России
•произвести теоретико-методологическое и эмпирическое обоснования модели обеспечения информационно-психологической безопасности в крупных трудовых коллективах
Научная новизна проекта состоит в комплексном исследовании угроз информационно-психологической безопасности в России в условиях развития Индустрии 4.0. и гибридной войны со стороны коллективного Запада. В результате реализации проекта впервые будет дано теоретико-методологическое и эмпирическое обоснование модели обеспечения информационно-психологической безопасности (ИПБ) в крупных трудовых коллективах, а также разработаны профильные образовательные программы и учебно-методические материалы для сотрудников крупных предприятий и организаций реального сектора экономики России.
Внедрение сквозных технологий Четвертой промышленной революции, информатизации производственных процессов, глубокое внедрение робототехники и технологий искусственного интеллекта, сопряжено с необходимостью реализации многомиллиардных долгосрочных инвестиционных программ. Эффективное освоение этих капиталовложений, как на национальном уровне, так и на уровне отдельных предприятий, происходит в крайне неблагоприятной международной обстановке, в первую очередь сопряженной с интенсификацией действий стран коллективного Запада, их спецслужб на территории России и дружественных по отношению к ней государств, направленной против ее поступательного развития и укрепления международного сотрудничества, создавая, тем самым, широкий спектр гибридных угроз национальной безопасности России. На это обстоятельство указал и Президент В. Путин, который выступая в Министерстве иностранных дел Российской Федерации 10 февраля 2024 г. по случаю Дня дипломатического работника, заявил, что сегодня коллективным Западом развязана против России гибридная война, направленная на то, чтобы добиться изоляции России и подорвать ее безопасность.
Сама по себе гибридная война представляет собой набор адресных прямых и непрямых, открытых и скрытых методов воздействия (экономические санкции, кибероперации, психологические операции и другие действия) на различные сегменты российского общества, в том числе и на трудовые коллективы крупных промышленных предприятий. Цель подобных воздействий – через подрыв информационно-психологической безопасности с использованием новейших технологий подорвать обороноспособность российского государства, нарушить нормальное функционирование объектов критически важной инфраструктуры и наиболее крупных предприятий реального сектора экономики, оказать влияние на систему принятия решений органами государственной власти, руководством крупных промышленных предприятий, различными социальными группами населения и отдельными людьми.
В этой связи проект направлен на выявление угроз информационно-психологической безопасности России, а также разработку рекомендаций по минимизации этих угроз, как для российского государства, так и для крупных промышленных предприятий.
- конкретизировать теоретико-методологическую базу проекта, проработать понятийный аппарат и научный инструментарий исследования;
- оценить спектр государственных и негосударственных акторов, которые ведут гибридную войну против России;
- выявить цели и методы информационно-психологических операций против России в условиях гибридной войны со стороны коллективного Запада;
- оценить преимущества и недостатки подходов к обеспечению ИПБ общества, принятых как в самой России, так и в тех интеграционных объединениях, в которых Россия принимает наиболее активное участие (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС), в том числе подходов к противодействию гибридным угрозам, влияющим на сферу ИПБ (дезинформации, враждебной пропаганде, киберугрозам);
- оценить имеющиеся в распоряжении профильных структур России и тех интеграционных объединений, в которых Россия принимает наиболее активное участие (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС) инструменты обеспечения ИПБ личности, общества и государства;
- проанализировать практические примеры операций обеспечения ИПБ в России и тех интеграционных объединений, в которых Россия принимает наиболее активное участие (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС), выявить их эффективность с точки зрения международной ИПБ;
- оценить влияние технологий искусственного интеллекта на систему международных отношений и политическую повестку дня;
- разработать рекомендации по минимизации угроз ИПБ в России
В 2024 г. привлечено финансирование из внешних по отношению к СПбГУ источников (гранты научных фондов, договоры с организациями, пожертвования и т.п.):
1. Фонд Развития механизмов гражданского контроля. НИР: "Разработка проектов модельных законодательных актов, рекомендаций и иных правовых актов для внесения в Программу деятельности Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по сближению и гармонизации национального законодательства государств-членов ОДКБ на 2026-2030 годы". Руководитель: Выходец Р.С. Объем финансирования: 2 174 000.
В 2024 г. поданы заявки на финансирование из внешних по отношению к СПбГУ источников (гранты научных фондов, договоры с организациями, пожертвования и т.п.):
1. Конкурс РНФ 2024 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными Тема: "Дизайны внедрения блокчейн технологий в систему политического и государственного управления Российской Федерации с целью обеспечения суверенного развития в условиях внешних вызовов". Руководитель: Носиков А.А. Объем финансирования: 1 500 000
2. Конкурс РНФ - Малые отдельные научные группы. "Страны Африки на пути к деколонизации: современный контекст". Руководитель: Панцерев К. А. Объем финансирования: 1 500 000
3. Конкурс РНФ - Малые отдельные научные группы. Руководитель: Выходец Р. С. Объем финансирования: 1 500 000
- произведена конкретизация теоретико-методологическую базу проекта, проработан понятийный аппарат и научный инструментарий исследования;
- выявлены государственные и негосударственные акторов, которые ведут гибридную войну против России;
- определены цели и методы информационно-психологических операций против России в условиях гибридной войны со стороны коллективного Запада;
- произведена оценка преимуществ и недостатков подходов к обеспечению ИПБ общества, принятых как в самой России, так и в тех интеграционных объединениях, в которых Россия принимает наиболее активное участие (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС), в том числе подходов к противодействию гибридным угрозам, влияющим на сферу ИПБ (дезинформации, враждебной пропаганде, киберугрозам);
- произведена оценка имеющихся в распоряжении профильных структур России и тех интеграционных объединений, в которых Россия принимает наиболее активное участие (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС) инструменты обеспечения ИПБ личности, общества и государства;
- проанализированы практические примеры операций обеспечения ИПБ в России и тех интеграционных объединений, в которых Россия принимает наиболее активное участие (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС), выявить их эффективность с точки зрения международной ИПБ;
- произведена оценка влияния технологий искусственного интеллекта на систему международных отношений и политическую повестку дня;
- разработаны рекомендации по минимизации угроз ИПБ в России
Васильев А. М. Произведен сбор источниковой базы по теме проекта и проведены экспертные интервью; произведена оценка преимуществ и недостатков подходов к обеспечению ИПБ общества, принятых в России и интеграционных объединениях, в которых Россия принимает наиболее активное участие(ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, БРИКС); проведена оценка имеющихся в распоряжении профильных структур России и тех интеграционных объединений, в которых Россия принимает наиболее активное участие (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС) инструментов обеспечения ИПБ личности, общества и государства.
Панцерев К.А.: Произведен сбор источниковой базы по теме проекта; определение целей и методов информационно-психологических операций против России в условиях гибридной войны со стороны коллективного Запада; произведена оценка влияния технологий искусственного интеллекта на систему международных отношений и политическую повестку дня: разработан прототип интеллектуальной системы, способной проводить тематический анализ и анализ тональности текстов при помощи методов машинного обучения; разработаны рекомендации по минимизации угроз ИПБ в России.
Пашенцев Е.Н: изучены исследовательские подходов к теме проекта, принятых в России и за рубежом; произведена конкретизация теоретико-методологической базы проекта; проведена оценка спектра государственных и негосударственных акторов, которые ведут гибридную войну против России; произведена оценка преимуществ и недостатков подходов к обеспечению ИПБ общества, принятых в России и в рамках БРИКС: проанализированы практические примеры операций обеспечения ИПБ в России и БРИКС, выявлена их эффективность с точки зрения международной ИПБ; разработаны рекомендации по минимизации угроз ИПБ в России
Выходец Р.С.: Проведен первичный сбор и систематизация информации о конкретном содержании принципов патриотизма и традиционных духовно-нравственных, а также их имплементации в систему менеджмента ПАО «Кировский завод» по следующим направлениям: 1)система материального и нематериального поощрения;
имидж предприятия, корпоративная культура и символы; 2)специальные корпоративные события (ежегодная Спартакиада Кировского завода, День Кировского завода и др.) 3) содержание корпоративных информационных ресурсов; 4)участие во внешних специальных акциях, не связанных с профильной деятельностью предприятия. Также Р. С. Выходцем была произведена оценка преимуществ и недостатков подходов к обеспечению ИПБ общества, принятых в России и в рамках ОДКБ: проанализированы практические примеры операций обеспечения ИПБ в России и ОДКБ, выявлена их эффективность с точки зрения международной ИПБ
Базаркина Д. Ю.: Изучены исследовательских подходов к теме проекта, принятых в России и за рубежом; произведена конкретизация теоретико-методологической базы проекта; проведена оценка спектра государственных и негосударственных акторов, которые ведут гибридную войну против России, возможностей, методов, роли информационно-психологического фактора в ее ходе; проведена оценка преимуществ и недостатков подходов к обеспечению ИПБ общества, принятых в России и в рамках БРИКС; проанализированы практические примеры операций обеспечения ИПБ в России и БРИКС; разработка рекомендаций по минимизации угроз ИПБ в России
Шишкина А.Р. Осуществлен сбор источниковой базы по теме проекта; проведена конкретизация теоретико-методологической базы проекта, проработка понятийного аппарата исследования и его научного инструментария; произведена оценка преимуществ и недостатков подходов к обеспечению ИПБ общества, принятых в России и интеграционных объединениях, в которых Россия принимает наиболее активное участие(ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, БРИКС)
Носиков А.А. Произведен сбор источниковой базы по теме проекта; определены перспективные области социально-технологических трансформаций в контексте обеспечения устойчивого развития Российской Федерации
Хайруллин Т.Р.: Осуществлен сбор источниковой базы по теме проекта; проведена конкретизация теоретико-методологической базы проекта, проработка понятийного аппарата исследования и его научного инструментария; произведена оценка преимуществ и недостатков подходов к обеспечению ИПБ общества, принятых в России и интеграционных объединениях, в которых Россия принимает наиболее активное участие(ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, БРИКС)
Колотаев Ю.Ю.: Изучены исследовательские подходы к теме проекта, принятых в России и за рубежом; произведена конкретизация теоретико-методологической базы проекта, проработка понятийного аппарата исследования и его научного инструментария; дана оценка преимуществам и недостаткам подходов к обеспечению ИПБ общества, принятых в России и интеграционных объединениях, в которых Россия принимает наиболее активное участие(ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, БРИКС); проанализированы практические примеры операций обеспечения ИПБ в России и тех интеграционных объединений, в которых Россия принимает наиболее активное участие (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС), выявить их эффективность с точки зрения международной ИПБ
Михалевич Е. А.: Осуществлен сбор источниковой базы по теме проекта, проведена серия экспертных интервью; определены исследовательских подходов к теме проекта, принятых в России и за рубежом; произведена оценка преимуществ и недостатков подходов к обеспечению ИПБ общества, принятых в России и интеграционных объединениях, в которых Россия принимает наиболее активное участие(ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, БРИКС)
По инициативе членов исследовательского коллектива проведены следующие мероприятия, нацеленные на внедрение основных результатов Проекта, достигнутых в 2024 году:
01.03.2024 г. (г. Москва, Государственная Дума ФС РФ) – Круглый стол «Вопросы информационно-психологической безопасности в высшей школе России». Организатор: Секция по информационно-психологической безопасности ЕАЭС Экспертно-консультативного совета Комитета Государственной Думы по делам СНГ евразийской интеграции и связям с соотечественниками (Председатель – Выходец Р.С.).
Предложения Р.С. Выходца и К.А. Панцерева вошли в итоговое решение круглого стола № 0324-1 от 01 марта 2024 г.:
- под эгидой Секции разработать методические рекомендации, шаблоны учебных блоков и отдельных учебных дисциплин, отражающие основные положения Указа Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", для включения в учебные планы основных образовательных программ и рабочие программы учебных дисциплин;
- под эгидой Секции организовать в 2025 году Всероссийскую научно-практическую конференцию «Единые подходы к обеспечению информационно-психологической безопасности в трудовых коллективах крупных промышленных предприятий России». Сегодня многие крупные предприятия имеют позитивный опыт внедрения принципов инновационного развития, патриотизма и традиционных духовно-нравственных ценностей в систему менеджмента. Его необходимо обобщить, систематизировать и использовать в выработке единых подходов к обеспечению информационно-психологической безопасности в трудовых коллективах крупных промышленных предприятий, а также для создания специальных учебных курсов для профильных направлений подготовки в рамках программ высшего профессионального образования.
26.03.2024 г. (г. Санкт-Петербург, Парламентский центр) – Заседание Экспертно-консультативного совета при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ.
По инициативе Р.С. Выходца внесены рекомендации к пп. 2, 4, 5, 8 Повестки Заседания, касающиеся разработки проектов Рекомендаций по формированию общих подходов государств – членов ОДКБ к выработке мер по противодействию внешним деструктивным попыткам ревизии и искажения исторических событий и итогов Великой Отечественной и Второй мировой войн и методике преподавания их истории; Рекомендаций по гармонизации законодательства государств – членов ОДКБ в области военно-патриотического воспитания и просвещения (с разработкой проекта модельного закона ОДКБ о военно-патриотических молодежных организациях); Рекомендаций для государств – членов ОДКБ по выработке общих принципов развития национального законодательства в области создания искусственного интеллекта и робототехники в целях обеспечения национальной безопасности; Рекомендаций по сближению и гармонизации уголовного и административно-деликтного законодательства государств – членов ОДКБ в области безопасности критической информационной инфраструктуры.
23.10.2024 г. (г. Санкт-Петербург, Парламентский центр) – Заседание Экспертно-консультативного совета при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ.
По инициативе Р.С. Выходца внесены рекомендации к п. 8 Повестки Заседания, касающиеся разработки проекта Рекомендаций по гармонизации уголовного законодательства государств – членов ОДКБ, устанавливающего ответственность за преступления против мира и безопасности человечества.
Предложения Р.С. Выходца и К.А. Панцерева вошли в итоговое решение круглого стола 22 ноября 2024 г.:
- провести всесторонний анализ возможностей генеративного искусственного интеллекта в визуализации принципов патриотизма и духовно-нравственных ценностей при создании малых архитектурных форм с участием главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований, скульпторов, профильных специалистов компаний-девелоперов.
29.11.2024 г. (г. Москва, ИНИОН РАН, Форум аналитиков России 2024) – Расширенное заседание секции по информационно-психологической безопасности ЕАЭС Экспертно-консультативного совета Комитета Государственной Думы по делам СНГ евразийской интеграции и связям с соотечественниками. (Председатель – Выходец Р.С.).
Предложения Р.С. Выходца и К.А. Панцерева вошли в итоговое решение круглого стола № 1124-4 от 29 ноября 2024 г.:
при разработке предложений по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ учитывать следующие приоритеты обеспечения информационно-психологического компонента коллективной безопасности:
• миграционная политика и национальные отношения в условиях современных внешнеполитических вызовов и угроз;
• противодействие производству и публичному распространению заведомо ложной информации;
• противодействие внешним деструктивным попыткам ревизии и искажения исторических событий;
• создание единых основ разработки и реализации программ медиаграмотности;
• выработка общих принципов регулирования сети Интернет;
• развитие культурных связей как фактор укрепления и развития единых духовно-нравственных ценностей и патриотического воспитания государств-членов ОДКБ;
• выработка общих принципов разработки, внедрения и использования рекомендательных и генеративных систем на основе технологий искусственного интеллекта;
• внедрение приоритетов стратегического развития, принципов патриотизма и традиционных духовно-нравственных ценностей государств-членов ОДКБ в систему менеджмента промышленных предприятий;
• принципы патриотизма и традиционных духовно-нравственных ценностей государств-членов ОДКБ в системе обеспечения коллективной безопасности;
• обеспечение электорального суверенитета;
• продвижение видения России приоритетов обеспечения региональной и международной безопасности на уровне ОДКБ.
Междисциплинарный подход представляется необходимым, поскольку многие информационно-психологические операции основаны на формировании нужной информационной повестки дня посредством основных коммуникационных (Интернет) и медиа каналов (глобальные средства массовой информации). В этой связи одной из задач исследования будет являться изучение политической медиакоммуникации и выявление манипулятивных приемов, имеющих своей целью адресное воздействие на психику человека для создания нужного манипуляторам общественного мнения, как в обществе в целом, так и в отдельных трудовых коллективах.
Межотраслевой подход представляется необходимым, поскольку в условиях гибридной войны со стороны коллективного Запада Россия регулярно сталкивается с широким спектром угроз своей национальной безопасности. Эти угрозы представляют собой комплекс прямых и непрямых, открытых и скрытых методов воздействия (экономические санкции, кибероперации, психологические операции и другие действия) на различные сегменты российского общества, в том числе и на трудовые коллективы крупных промышленных предприятий. Цель подобных воздействий – подорвать обороноспособность российского государства, нарушить нормальное функционирование объектов критически важной инфраструктуры и наиболее крупных предприятий реального сектора экономики, оказать влияние на систему принятия решений органами государственной власти, руководством крупных промышленных предприятий, различными социальными группами населения и отдельными людьми.
Short title | GZ-2024 |
---|
Acronym | GZ_F_2024 - 1 |
---|
Status | Active |
---|
Effective start/end date | 1/01/24 → 31/12/24 |
---|