Description

Научная проблема, на решение которой направлен проект
Научный проект направлен на изучение роли городской скульптуры Санкт-Петербурга в формировании массовых исторических представлений об отечественной истории в коллективном историческом сознании россиян. В рамках проекта планируется выявить пантеон наиболее значимых героев национальной памяти и событий российской истории, увековеченных в городской скульптуре и определить их место в ряду других объектов монументальной и городской скульптуры Санкт-Петербурга. На примере городской скульптуры, как значимого источника формирования исторической памяти, будет отслежена зависимость трактовок прошлого от общественного заказа и политической ситуации в стране.
Актуальность проблемы, научная значимость решения проблемы
Актуальность решения обозначенной проблемы определяется целым рядом факторов: 1) Особым местом городской скульптуры в общем ряду источников конструирования исторической памяти, как доступной максимально широкому кругу зрителей; 2) Уникальным местом Санкт-Петербурга в культурном пространстве России и тем обстоятельством, что городские скульптурные достопримечательности являются частью культурного кода не только горожан, но и всего российского общества ; 3) Столичный статус Санкт-Петербурга на протяжении более двухсот лет и его положение культурной столицы России предопределяют особое внимание к его скульптурному убранству со стороны общества и государства. Таким образом скульптурный исторический портрет Санкт-Петербург поможет выявить механизмы функционирования государственного и социального заказа в России нового и новейшего времени; 4) Исследование будет способствовать усовершенствованию методологического и понятийного аппарата современных российских memory studies. Результаты исследования могут быть использованы при реализации различных государственных программ и мероприятий, так или иначе связанных с реализацией политики памяти на современном этапе.
Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб
Основной целью проекта является выявление роли городской скульптуры Санкт-Петербурга в формировании комплекса коллективных представлений об историческом прошлом России на городском и общенациональном уровне. Масштабность и комплексность проблемы определяет набор конкретных задач, направленных на ее решение:
1) Разработка историографии вопроса (справочная литература по городской скульптуре, специальные искусствоведческие работы, общие работы по истории Санкт-Петербурга, исследования о роли произведения декоративной и/или монументальной скульптуры в формировании исторической памяти и т.д.);
2) Изучение нормативной базы документов, содержание которых на разных этапах истории города и страны определяло процесс формирования скульптурного облика Санкт-Петербурга в XVIII-XXI вв. (разработка архивных источников, исследование опубликованных нормативных актов);
3) Составление списка памятников монументальной и декоративной скульптуры, так или иначе связанных с репрезентацией событий и героев исторического прошлого России. Определение списка памятников, сохранившихся до наших дней;
4) Определение наиболее востребованных героев и событий отечественной истории, нашедших воплощение в городской скульптуре Санкт-Петербурга;
5) Выявление роли государственного и социального заказа в формировании пантеони героев в исторической скульптуре Санкт-Петербурга;
6) Определение основных векторов вероятного будущего развития городской исторической скульптуры.
Научная новизна поставленной задачи, обоснование достижимости решения поставленной задачи и возможности получения запланированных результатов
Проект находится в рамках востребованного в современной исторической науке направления мемориальных исследований. В рамках его реализации планируется использование принятой в западной исторической науке и адаптированной в российских работах memory studies терминологии. Значимость проекта заключается в изучении всего комплекса монументальной и декоративной городской скульптуры и выделение ее исторической составляющей. Результаты проекта помогут по-новому взглянуть на место скульптуры в формировании исторических представлений о прошлом, оценить роль, которую на протяжении более чем 300-летней истории Санкт-Петербурга ей отводило государство и общество.
Современное состояние исследований по данной проблеме
Мемориальные исследования – одно из наиболее активно развивающихся направлений исторической науки. Историческая память, как объект исследования, привлекает представителей различных гуманитарных дисциплин – истории, философии, психологии, социологии. Объем работ, посвященных разработке различных аспектов изучения исторической памяти в России, постоянно увеличивается, однако методология подобных исследований до сих окончательно не оформлена. Многие ученые обращаются к исследовательскому инструментарию, разработанному западными специалистами по memory studies. К числу наиболее авторитетных представителей этого направления относятся – Я. Ассман (Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004), Б. Гене (Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада / Пер. с фр. Е.В. Баевской, Э.М. Береговской. М., 2002), Ж. Ле Гофф (Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992), П. Рикер (Рикер П. Память, история, забвение / Пер. с фр. И.И. Блауберг и др. М., 2004), М. Хальбвакс (Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М., 2007), П. Хаттон (Хаттон П. История как искусство памяти. СПб., 2003), М. Ферро (Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира / Пер. с фр. М., 2010) и др.
Исследования исторической памяти в России получили свое распространение в 1990-е-2000-е годы, а по настоящему востребованным среди специалистов это направление стало во второй половине 2000-х – 2010-е годы. Одними из первых к мемориальным исследованиями обратились историки-медиевисты, которые в силу своей специальности были ближе знакомы с работами западных коллег. Одним из ярких представителей медиевистов, обратившихся к тематике исторической памяти стала Л.П. Репина, под руководством которой в 2000-2010-е годы был осуществлен целый ряд крупных исследовательских проектов: «Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени» (Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени. М., 2003); «История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени» (История и память: историческая культуры Европы до начала Нового времени. М., 2006); «Время-История-Память: проблемы исторического сознания» (Время-История-Память: проблемы исторического сознания. М., 2007); «Образы времени и исторические представления в цивилизационном контексте: Россия – Восток – Запад» (Образ времени и исторические представления: Россия – Восток – Запад. М., 2010); «Событие в истории, памяти и нарративах идентичности» (2017).
Со временем исследователи все чаще стали обращаться к изучению особенностей формирования исторических представлений в дореволюционной, советской и современной России. Выпущено несколько крупных обобщающих работ на эту тему. К их числу можно отнести, например, монографию А.В. Святославского «История России в зеркале памяти» (Святославский А.В. История России в зеркале памяти. М., 2013). Большое внимание монументальной скульптуре уделено также в монографии Г.А. Бордюгова (Бордюгов Г.А. "Войны памяти" на постсоветском пространстве. М., 2011). Однако, чаще всего, специалисты по memory studies занимаются разработкой локальных сюжетов, так или иначе связанных с городской скульптурой.
Таким образом, научная литература связанная с изучением вопросов формирования массовых исторических представлений, в современной России довольно объемна. При этом монументальная скульптура как источник конструирования исторической памяти редко становится объектом специальных исследований. Практики увековечивания в коллективном сознании образов деятелей культуры отражены в работе С. Еремеевой (Еремеева С. Бронзовый век российской словесности: памятники писателям в рамках практики монументальной коммеморации. М., 2009). А.В. Святославский обращается к теме общественного запроса на памятники и отношения городской публики к ним на основании исследования данных социологических опросов (Святославский А.В. Городской монумент как объект восприятия (некоторые аспекты современной мемориальной культуры) // Преподаватель ХХI век. 2010. Т.2. №1. С.356-364). В работе Н.Р. Саенко и А.И. Шипицына городская скульптура рассматривается в контексте государственной символической политики (Саенко Н.Р., Шипицин А.И. Культурно-символическая политика в отношении городской скульптуры // Вопросы культурологии. 2010. № 12. С. 80-84).Так, в работе Р.Ф. Бадаловой рассматривается процесс формирования национальной памяти отдельного этноса на примере лезгин (Бадалова Р.Ф. Историческая память лезгин: монументальная скульптура // Terra Linguae Et Reliquiae. Сборник научных статей. Институт международных отношений, истории и востоковедения. Казань, 2014. С. 39-41). Большая часть мемориальных исследований, рассматривающих в качестве своего основного объекта скульптуру, посвящена памятникам воинской славы России (Нагорная О.С. "Застывшая" память великой войны России и Германии: мемориалы, памятники, захоронения (1914-1941 гг.) // Проблемы истории российского социума. Челябинск, 2011. С. 24-37; Москвина И.К. Воинская слава России: память, памятники и забвение // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств 2009. Т. 185. С. 114-121; Кистенева О.А., Брижанева А.С., Кистенев В. Память о них незабвенна: памятники медикам-героям Великой Отечественной войны // International Scientific Review. 2016. № 8 (18). С. 108-110; Попов А. Д., Романько О. В. Памятники Великой Отечественной войны в поздний советский период: многообразие социальных функций и практик // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 2 (179). С. 55—62.и др.) Существуют работы посвященные российским и советским монументам за рубежом и их мемориальным функциям (Медведев Р.Г. Памятники советским воинам за рубежом: историческая память или историческое беспамятство // Право и образование. 2020. № 5. С. 135-142; Смолянская Е.Б. Игошев В.В. Российские памятники в Греции и историческая память о российско-греческом взаимодействии в XVIII-XIX вв. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2013. № 2 (71). С. 73-84). При этом нельзя не упомянуть о работах, посвященных монументальной скульптуре как источнику памяти о прошлом на постсоветском пространстве (Гончаренко А.А. Коммуникативная функция исторической памяти в украинской монументальной скульптуре 1990-2000-х гг. // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств. 2014. № 8. С. 57-60; Мелкумян Е.Г. Визуальные коммуникации: роль памятников в городской среде Еревана // Корпоративные стратегические коммуникации: тренды в профессиональной деятельности. материалы Третьей Международной научно-практической конференции. Минск, 2020. С. 170-178). Ряд исследований посвящен увековечиванию в монументальной скульптуре образов различных исторических героев - Владимира Святого (Котломанов А.О. Монументальность новой русской скульптуры. Эпизод 1: памятник князю Владимиру // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2017. Т. 7. Вып. 3. С. 342-359), Александра Невского (Соколов Р. А., Костыря М А. Историческая память об Александре Невском: скульптурная визуализация // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2021. №1. С.95-123), Ермака (Агапов М.Г. Аватары Ермака: монументальные формы репрезентации и актуализации исторической памяти // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2016. № 1. С. 142–150), Ф.Э. Дзержинского (Васильева Н. Ю. Символика памятника Ф. Э. Дзержинскому в современном публичном дискурсе // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. Том 6. № 8. С. 92-104) и др.Особую группу работ представляют собой исследования монументальной скульптуры отдельных регионов. Существуют работы о памятниках как источниках коллективной памяти о прошлом в Воронежской области (Кононов В.И. Священная память. Памятники ратной славы Воронежа. Воронеж, 2005), Карелии (Антощенко А.В. Монументальная меморизация события Второй мировой войны в Карелии // Технологос. 2019. № 3. С. 61-72), Курской области (Коровин В.В., Золотухин А.Ю. "Память, память, ты для сердца свята...": памятник славы российского воинства XIII-XX веков на Курской земле // Курский край. 2007. № 6 (99). С. 19-24), Москвы (Святославский А.В., Савельева А.Н. На память городу и миру. Памятники Москвы в старинной открытке. М., 2010; Forest B., Johnson J. Unraveling the threads of history: Soviet-era monuments and post-Soviet national identity in Moscow Revised for The Annals of the Association of American Geographers, August 2001 [Annals of the Association of American Geographers. Vol. 92, No. 3 (Sep., 2002), pp. 524-547]) и других регионов. Существуют подобные работы и о Санкт-Петербурге (Жарова Е.А. "В память о войне". Современные памятники военным событиям на территории Санкт-Петербурга. Основные проблемы проектирования и экспонирования // Военная история России XIX-XX веков: материалы VIII Международной военно-исторической конференции. СПб., 2015. С. 309-317; Шмелева М.Ю. Смыслы и образы новой петербургской скульптуры (традиции и современность) // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. Материалы V международной научно-практической конференции. Брянск, 2018. С. 118-126; Гигаури Д.И. Символическая политика в социокультурном пространстве города (на примере г. Санкт-Петербурга) // теория и практика общественного развития. 2015. № 16. С. 136-139 и др.).
В настоящее время в России реализуется ряд крупных научно-исследовательских проектов, связанных с изучением исторической памяти. В контексте планируемого исследования, нам представляется особенно важным выделить проекты, реализуемые на базе «Центра изучения культурной памяти и символической политики» (Европейский университет в Санкт-Петербурге). Также в недавнем прошлом под руководством А.Д. Попова был реализован проект «Память о Великой Отечественной войне в городах-героях Юга России (Волгоград – Севастополь – Керчь – Новороссийск), 1945-1991 гг.». Обзор современного состояния мемориальных исследований в России, позволяет нам говорить о том, что создано большое количество работ, посвященных отдельным сюжетам – локальным объектам памяти или периодам. При этом в большей части таких исследований изучаются процессы конструирования исторических представлений в России XX-XXI вв. Настоящий проект предполагает осуществление сложной задачи по реконструкции исторических образов, созданных посредством монументальной скульптуры Санкт-Петербурга, выявлению различных тенденций в репрезентации этих объектов памяти на протяжении XVIII-XXI вв., расширению и детализации источниковой базы исследования. В основу работы предполагается положить принцип создания обоснованных выборок источников, который поможет достичь максимально релевантных результатов. В процессе реализации проекта будут использованы и усовершенствованы ранее успешно применявшиеся руководителем проекта методы мемориального исследования.
Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта
Городская скульптура будет рассмотрена и проанализирована с нескольких позиций. Во-первых, предполагается выявление контекста появления того или иного памятника в городском пространстве. Будут определены мотивы постройки памятника, связь его открытия с каким-либо юбилеем или памятной датой. Во-вторых, рассмотрена история бытования памятника в городском пространстве. В-третьих, в случае его сноса (или переноса) определены причины этого. Изучение этих трех аспектов позволит определить судьбу памятника в контексте государственного и социального заказа. Кроме того, составление общего списка памятников городской скульптуры, установленных в Санкт-Петербурге/Петрограде/Ленинграде с момента основания города и до наших дней, позволит установить место исторической скульптуры в ряду других ее жанров – мифологическом, бытовом, символическом, аллегорическом, анималистическом. Планируется также разделить все памятники на несколько категорий с точки зрения их воздействия на аудиторию (популярности) на несколько больших групп: 1) городской уровень; 2) общероссийский; 3) международный. Подобное деление позволит сделать выводы о том, какие исторические события и герои наиболее востребованы в коллективном историческом сознании, а для каких характерно лишь местное (локальное) почитание. В рамках исследования будет использована устоявшаяся терминология memory studies, а также апробированный в подобных исследованиях исследовательский инструментарий. В ходе работы будут учтены и использованы разработки таких классиков мемориальных исследований как П. Рикер (Рикер П. Память, история, забвение/Пер. с фр. И.И. Блауберг и др. М., 2004), П. Хаттон (Хаттон П. История как искусство памяти. СПб., 2003), М. Хальбвакс (Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М., 2007), Ж. Ле Гофф (Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992), Я. Ассман (Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004), П. Нора (Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж. де, Винок М. Франция - память / [Историки: Пьер Нора, Мона Озуф, Жерар де Пюимеж, Мишель Винок ; Пер. с фр. Д. Хапаевой Ред. совет: Е. Аксер и др. Предисл.: П. Нора]. СПб., 1999), А. Ассман (Ассман А. Длинная тень прошлого / Алейда Ассман ; перевод с немецкого Бориса Хлебникова. - М., 2018). Предполагается применять разделение памятников на несколько типов, по принципу изображения на них тех или иных мест памяти – мест консенсуса, конфликтных объектов и болевых точек с учетом их отнесения к той или иной концепции отечественной истории.

Планируется разделение всего рассматриваемого периода на несколько основных этапов:

1) 1703-1917 гг. – императорский период истории Санкт-Петербурга/Петрограда.
2) 1917-1991 гг. – Петроград/ Ленинград советский период.
3) 1991-по настоящее время – постсоветский период истории Санкт-Петербурга.

В рамках работы планируется создание приложений с иллюстрированным (если это возможно) списком произведений городской скульптуры и описанием, включающем в себя такие пункты как:

1) Название
2) Автор
3) Объект (объекты) памяти, изображенные на памятнике
4) Парадигма (если идеологический посыл автора монумента, заложенный в концепцию произведения, очевиден для восприятия общественностью), к которой можно отнести памятник.
5) Год установки
6) Год сноса (или переноса)
7) Описание

Таким образом, в ходе планирующегося исследования планируется использование как традиционных методов исторического исследования как принцип историзма, сравнительно-исторического и типологического методов, так и установок конструктивистского подхода.

ОБЩИЙ ПЛАН РАБОТ НА ВЕСЬ ПЕРИОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 этап (2022-2023 г.)

1. Создание сайта проекта «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга в исторической памяти» на портале СПбГУ. Создание следующих разделов (страниц): а) О проекте б) Публикации по теме исследования в) Реализация проекта (описание апробации полученных в рамках проектах исследовательских результатов).
2. Разработка и создание библиографической и историографической базы по теме проекта. Размещение библиографического списка на сайте проекта.
3. Разработка источниковой базы по тематике проекта и анализ отобранных источников за период 1703-1917 гг.
4. Определение списка памятников городской скульптуры, которые можно отнести к жанру исторической скульптуры за период 1703-1917 гг.
5. Разработка сетевого интерфейса ресурса «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга в исторической памяти». Для реализации проекта создания ресурса предполагается использовать информационные ресурсы СПбГУ. База данных будет расположена на облачном хостинге в ЦОД Санкт-Петербургского государственного университета. В качестве хостинг-панели планируется использование ispmanager. Характеристики хостинга, на котором предполагается размещение ресурса: MySQL 5, php 7.0.29, веб-сервер Apache 2 + nginx. Организовано регулярное резервное копирование. В качестве CMS планируется использование joomla (версия 3.8.12). Техническая поддержка осуществляется сотрудниками Управления-Службы информационных технологий СПбГУ. На первом этапе проекта размещение на сайте не менее ста страниц памятников со следующим формуляром:
а) Название
б) Автор
в) Объект (объекты) памяти, изображенные на памятнике
г) Парадигма, к которой можно отнести памятник
д) Год установки
е) Год сноса (или переноса)
ж) Описание.
6. Создание не менее 100 страниц с заполненными формулярами на ресурсе "Монументальная скульптура Санкт-Петербурга в исторической памяти"
7. Подготовка публикаций по теме проекта
8. Апробация результатов исследования на международных/всероссийских конференциях.
9. Подготовка промежуточного научного отчета.

Основные результаты этапа:

1) Сайт проекта «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга в исторической памяти» (заполнено не менее 100 страниц)
2) Список памятников, отобранных для анализа за период 1703-1917 гг.
3) Библиографический список работ по тематике проекта.
4) Подготовка (публикация или сдача в печать) не менее 3 публикаций по теме проекта (1 – WoS/Scopus и 2 – РИНЦ).

2 этап (2023-2024 г.)

1. Наполнение и редактирование сайта «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга в исторической памяти» на портале СПбГУ.
2. Создание не менее 200 страниц с заполненными формулярами на ресурсе "Монументальная скульптура Санкт-Петербурга в исторической памяти"
2. Разработка и создание библиографической и историографической базы по теме проекта. Размещение библиографического списка на сайте проекта.
3. Разработка источниковой базы по тематике проекта и анализ отобранных источников за периоды: а) 1917-1991; б) 1991 - по настоящее время
4. Определение списка памятников городской скульптуры, которые можно отнести к жанру исторической скульптуры за периоды: а) 1917-1991; б) 1991 - по настоящее время
6. Подготовка публикаций по теме проекта
7. Апробация результатов исследования на международных/всероссийских конференциях.
8. Подготовка итогового научного отчета.

Основные результаты этапа:

1) Сайт проекта «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга в исторической памяти»
2) Список памятников, отобранных для анализа за периоды: а) 1917-1991; б) 1991 - по настоящее время
3) Библиографический список работ по тематике проекта.
4) Подготовка (публикация или сдача в печать) не менее 3 публикаций по теме проекта (1 – WoS/Scopus и 2 – РИНЦ).

Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту (указываются основные ранее полученные результаты (за последние 3 года), связанные непосредственно с темой НИОКТР, которые могут быть использованы для достижения цели
В 2020 г. Д.А. Сосницкий принял участие в реализации проекта "Российская история в зеркале массового исторического сознания (1991 -2020)" (Руководитель Е.А. Ростовцев, РФФИ, шифр: 20-011-31744), основным итогом которого стало создание сетевого ресурса "Карта памяти современного российского общества". Инициативная научная деятельность Д.А. Сосницкого получила поддержку ряда фондов. В 2018-2019 гг. под руководством Д.А. Сосницкого был осуществлен проект «Образ русского средневековья в СССР: особенности государственного и социального заказа» (РФФИ, 18-39-00045). Трижды - в 2018, 2020 и 2022 гг., Д.А. Сосницкий становится победителем конкурса грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых ученых-кандидатов наук. В рамках проекта «Русское средневековье в массовом сознании российского общества нового и новейшего времени (XIX – начало XXI вв.)» (МК-1245.2018.6, 2018-2019 гг.) был проведен комплекс исследований по реконструкции образа отечественного средневековья в России с начала XIX в. до настоящего времени. Непосредственным итогом реализации проекта стала серия статей, в том числе в издании, входящем в базы данных Scopus и Web of Science. В рамках реализуемого в 2020-2021 гг. проекта «Конструирование коллективной памяти о прошлом в России второй половины XVIII века» (МК-1428.2020.6, 2020-2021) изучаются основные источники формирования коллективной памяти в России второй половины XVIII в., выявляются основные тенденции конструирования значимых исторических образов. По результатам проекта на данный момент опубликовано 6 статей.
По проблематике проекта Д.А. Сосницким опубликовано более 35 статей (часть из них в соавторстве с д.и.н. Е.А. Ростовцевым и к.и.н. И.В. Сидорчуком), в которых разрабатываются различные сюжеты memory studies. Все созданные работы можно разделить на две большие группы. К первой относятся исследования, посвященные изучению особенностей формирования в коллективном историческом сознании образов значимых деятелей отечественной истории – Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Сергия Радонежского, Ивана Грозного, Степана Разина, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, П.А. Столыпина; а также событий – Куликовская битва и Отечественная война 1812 года. Ко второй группе принадлежат исследования, в которых анализируются источники, оказывающие непосредственное влияние на конструирование образов прошлого в национальной памяти, - учебники и учебные планы, художественная литература, журналы, газеты, историческая живопись, кинофильмы, коммерческая реклама, массовые коммеморации, сетевые ресурсы. Также следует выделить историографический обзор, в котором отражена ситуация с изучением исторической памяти в современной российской исторической науке (Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Направления исследований исторической памяти в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2014. № 2. С. 106-126). Результаты научной работы Д.А. Сосницкого были представлены им на более чем 10 научных конференциях («Историческая память: травмы прошлого, противоречия настоящего, перспективы будущего. Всероссийская научная конференция» (Саратов), «Миф в истории, политике, культуре. Международная научная междисциплинарная конференция» (Севастополь, 2019), «Актуальные проблемы исторических исследований. Международная школа-конференция» (Новосибирск, 2020) и мн. др.).
Основные публикации за последние 3 года
1) Сосницкий Д.А. Владимир Святой как национальный герой: воскрешение образа // Диалог со временем. 2019. № 69. С. 307-321 (в соавторстве с Е.А. Ростовцевым). https://doi.org/10.21267/AQUILO.2020.69.46461 (WoS, Scopus, РИНЦ).
2) Сосницкий Д.А. Юбилеи допетровской Руси в императорской России // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2019. Т. 64. № 4. С. 1226-1239. DOI: 10.21638/11701/spbu02.2019.404 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41831945 (WoS, Scopus, РИНЦ) Q 1
3) Сосницкий Д.А. Герои и события русской истории в периодической печати второй половины XVIII в.: на примере газет "Санкт-Петербургские ведомости" и "Московские ведомости" // Вопросы истории. 2021. № 12-2. С. 12-20. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202112Statyi01 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47431192 (Scopus, РИНЦ).
НИР за последние 3 года
1. Совет по грантам Президента Российской Федерации, шифр: МК-1245.2018.6, "Русское средневековье в массовом сознании российского общества нового и новейшего времени (XIX–начало XXI вв.)", 2018-2019. Руководитель.
2. Совет по грантам Президента Российской Федерации, шифр: МК-1428.2020.6, "Конструирование коллективной памяти о прошлом в России второй половины XVIII века", 2020-2021. Руководитель.
3. РФФИ, шифр: 20-011-31744 "Российская история в зеркале массового исторического сознания (1991 -2020)", 2020-2021. Исполнитель.
4. Совет по грантам президента Российской федерации, шифр: МК-3760.2022.2, «Репрезентация образов государственных деятелей в массовом историческом сознании: на примере В.И. Ленина и И.В. Сталина", 2022-2023. Руководитель.
Short titleМонументальная скульптура
AcronymRSF_MOL_2022 - 2
StatusActive
Effective start/end date1/07/2330/06/24

ID: 107230502