Description

В массмедиа комическое используется для решения профессиональных коммуникативных задач, связано с
установкой на эффективность коммуникативной деятельности в новостной среде. Социально-коммуникативные действия в сетевой новостной среде объективируются в медиатекстах. Каждое социальное действие выражается в текстово-композиционно оформленной под влиянием
целеориентированности поликодовой системностьи, организующей последовательность речевых действий в
целостное коммуникативное, где каждое из речевых действий оформляется совокупностью взаимодействующих друг с
другом вербальных, визуальных и аудиальных средств.

Layman's description

Проект посвящен системному разноаспектному изучению комического в массмедиа в социально-содержательном, профессионально-культурном и семантико-композиционном аспектах, при учете априорной поликодовости медиатекста в мультимедийной среде. Исследовательская программа проекта синтезирует ранее созданные подходы к анализу социокоммуникативных механизмов комического.
Базовая установка исследования состоит в признании того, что
- в массмедиа комическое используется для решения профессиональных коммуникативных задач, связано с установкой на эффективность коммуникативной деятельности в новостной среде,
- социально-коммуникативные действия в сетевой новостной среде отражаются в медиатекстах.
Покажем содержательные, публикационные и презентационные результаты, полученные в ходе выполнения НИР.
1. Содержательные
а) Проанализированы варианты развертывания комических смыслов в новостных медиатекстах и выделены среди них типовые комические коммуникативные действия, связанные с коммуникативно-познавательной деятельностью субъекта речи в медиасреде: ироничное предъявление новости, ироничная интерпретация новости, дискредитация персоны, ироничный комментарий чужого высказывания, шутка, анекдот, сатирическое разоблачение, отрицательный эмоциональный отклик, демонстрация остроумия, указание на собственное присутствие в коммуникации, самоутверждение и демонстрация морального превосходства, выражение сомнения, изучены типовые формы выражения комического.

б) Выявлены особенности использования инструментов комического в массово-ориентированном медиадискурсе вовлечения в разных типах массмедиа – общественно-политических, культурно-просветительских и деловых.

в) Описан отбор и сочетание вербально-визуально-аудиальных средств, образующих поликодовую системность, которая характеризует наиболее типичные комические коммуникативные действия.

г) Изучен речевой этикет онлайн-групп со смеховым речевым поведением: разработано представление об особом виде комической онлайн-коммуникации – дискурсе «пересмешников»; доработаны методики анализа техник комической санации медиадискурса.

д) Показано, что нарушения этих норм в публичной речи – глумление, обманный розыгрыш одного из участников коммуникации, издевка, пошлые и циничные высказывания - вызывают публичный скандал, который стал распространенной коммуникативной стратегией вовлечения массовой аудитории в коммуникацию; в ходе исследования были проанализированы деонтические дискурсы, образование которых было спровоцировано такими нарушениями.

е) Разработаны методики обучения а) превентивной профессиональной оценки «исполнения» комических коммуникативных действий, б) использования комической коммуникативной стратегии в массмедиа разных типов; в) противодействия манипулятивной комической коммуникативной технологии в публичной коммуникации, г) диагностирования коммуникативных правонарушений, допущенных при использовании комического.

2. Публикационные.
Результаты исследований опубликованы в высокорейтинговых журналах и издательствах.
- 12 статей - в журналах, индексируемых мировыми наукометрическими базами данных, 6 из них – в журналах с импакт-фактором Q1, 2 статьи - в журналах с импакт-фактором Q2, авторы этих статей не только старшие члены коллектива, но и молодые ученые;
- спецвыпуск «Комическое как ресурс в медиакоммуникации» в одном из авторитетных зарубежных журналов «EUROPEAN JOURNAL OF HUMOUR RESEARCH» (импакт-фактор Q1), публикующих исследования юморологической тематики под редакционной статьей руководителя данного проекта в составе международного коллектива;
- спецвыпуск статей в российском журнале «Медиалингвистика» в составе международного коллектива с участием научных лидеров в сфере юморологии,
- 49 научных статей, индексируемых в РИНЦ (при плане 35).

При плане в 1 монографию, уже в первые годы работы над проектом опубликовано 2 монографии (2019, 2020) и 2 готовятся к печати в 2022 году. Одна на русском языке «Комическое как коммуникативный ресурс в цифровой новостной среде» в издательстве «Флинта», 2022; другая на английском языке – в самом крупном в мире издательстве в области гуманитарных и социальных наук, имеющим импакт-фактор Q1.
Подготовлено к публикации учебное пособие «Критика медиаречи», в котором существенное место отведено обучению распознавания и использования комического.

3. Презентационные
За три года участники выступили с 53 приглашенными докладами на самых авторитетных научных конференциях.

Key findings for the project

За три года работы коллектива по проекту весь запланированный объем работ по НИР был выполнен в срок (и перевыполнен). Исследовательская программа включала два этапа. Покажем методологические, содержательные, публикационные и презентационные результаты, полученные в ходе выполнения НИР.
I. Методологические
1) Раскрыты социальные факторы вариативности форм комического медиадискурса, определена и конкретизирована структура пространства, именуемого новостной цифровой/виртуальной средой. С этой целью разработана модель анализа комического медиадискурса в социальных медиа через две его пересекающиеся зоны – вовлечения и вовлеченности. В первой зоне действуют в массово-ориентированных коммуникативных стратегиях новостного осведомления медиапрофессионалы. Во второй зоне – интерперсональной вовлеченности – динамика цифровых медиакоммуникаций задается сложным переплетением стратегий различных акторов, функционирующих в собственной логике и институциализированных и неинституциализированных целях, – платформ, их алгоритмов, пользователей. Выделены социальные факторы, предопределившие использование комического в качестве специфического инструмента, помогающего каждым из акторов медиакоммуникации вариативно решать собственные коммуникативные задачи.
2) Уточнены методики анализа, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях не только феномена комического в массмедиа, но и в исследованиях медиакоммуникации в целом:
- установлена роль комических средств в репрезентации ведущих черт медиадискурса в поле вовлечения – диалогической и субъектной явленности;
- подтверждена гипотеза о возможности исследования новостной виртуальной среды использованием разных подходов. С одной стороны, от целого к частям с помощью особой коммуникативной единицы – гипермедиатекста одного новостного топика, многовекторного и полилогичного по природе, в котором интегрируются все сообщения на одну тему – стимулирующие (осведомляющие) и реагирующие (оценивающие, интерпретирующие, комментирующие, сопереживающие) с неодинаковой модальностью - осведомляющей, оценочной и побудительной. В мультимодальный гипермедиатекст одного топика включается массово-ориентированная речь общего топика из "медиазоны вовлечения", интерперсональная - из "медиазоны вовлеченности", междутекстовое пространство заполняется субтекстами, через которые разворачивается в виртуальном пространстве текст, кликбейтом. С другой стороны, возможен другой подход - от частей к целому: в отдельных речевых действиях;
- на разном материале апробирована методика трехуровневого анализа композиционного устройства комических речевых действий – пара-, мета- и интратекстового, связанного с влиянием технологических факторов на ход коммуникации.

3) Разработано необходимое для исследования комического понятие речевого этикета онлайн-группы (этикетной линии речевого поведения), представляющего собой речевой механизм регуляции координирующего взаимодействия в комьюнити разных социальных типов от стимулирования обсуждения в группе той или иной темы до ее завершения.
II. Содержательные
1) Проанализированы варианты развертывания комических смыслов в новостных медиатекстах и выделены среди них типовые комические коммуникативные действия, связанные с коммуникативно-познавательной деятельностью субъекта речи в медиасреде: ироничное предъявление новости, ироничная интерпретация новости, дискредитация персоны, ироничный комментарий чужого высказывания, шутка, анекдот, сатирическое разоблачение, отрицательный эмоциональный отклик, демонстрация остроумия, указание на собственное присутствие в коммуникации, самоутверждение и демонстрация морального превосходства, выражение сомнения, изучены типовые формы выражения комического.

2) Выявлены особенности использования инструментов комического в массово-ориентированном медиадискурсе вовлечения в разных типах массмедиа – общественно-политических, культурно-просветительских и деловых, определено, что неодинаковое использование в них комического инструментария связано с различием коммуникативных отношений между субъектом речи («Я»), аудиторией («Вы») и третьими лицами («Он» или «Они»).

3) Описан отбор и сочетание вербально-визуально-аудиальных средств, образующих поликодовую системность, которая характеризует наиболее типичные комические коммуникативные действия; выявлены коррелирующие с комическим содержанием ритмические структуры в просодической организации устно (вос)произведенных новостных текстов; для изучения участия просодического ритма в формировании комического содержания в радионовостях выявлены параметры просодического стандарта такого типа медиатекста.

4) Изучен речевой этикет онлайн-групп со смеховым речевым поведением: разработано представление об особом виде комической онлайн-коммуникации – дискурсе «пересмешников»; доработаны методики анализа техник комической санации медиадискурса.

5) Определены «участки» коммуникативных рисков в комическом медиадискурсе –нарушения общепринятых «правил» использования: 1) границ “жизненного” пространства юмора, где регулируется выбор объекта, меры и намерения смеха, который не должен проникать в пространство серьезного; 2) отношения субъекта юмора к адресату и выражения нравственных чувств: юмор несет добро, если не плод высокомерного отношения к объекту смеха; 3) форм выражения смешного - способы и средства его выражения: юмор не должен быть вульгарным.

6) Показано, что нарушения этих норм в публичной речи – глумление, обманный розыгрыш одного из участников коммуникации, издевка, пошлые и циничные высказывания - вызывают публичный скандал, который стал распространенной коммуникативной стратегией вовлечения массовой аудитории в коммуникацию; в ходе исследования были проанализированы деонтические дискурсы, образование которых было спровоцировано такими нарушениями.
7) Разработаны методики обучения а) превентивной профессиональной оценки «исполнения» комических коммуникативных действий, б) использования комической коммуникативной стратегии в массмедиа разных типов; в) противодействия манипулятивной комической коммуникативной технологии в публичной коммуникации, г) диагностирования коммуникативных правонарушений, допущенных при использовании комического.

III. Публикационные.
Существенно превышен план объем публикаций. Результаты исследований опубликованы в высокорейтинговых журналах и издательствах.
- 12 статей - в журналах, индексируемых мировыми наукометрическими базами данных, 6 из них – в журналах с импакт-фактором Q1, 2 статьи - в журналах с импакт-фактором Q2, авторы этих статей не только старшие члены коллектива, но и молодые ученые;
- спецвыпуск «Комическое как ресурс в медиакоммуникации» в одном из авторитетных зарубежных журналов «EUROPEAN JOURNAL OF HUMOUR RESEARCH» (его импакт-фактор Q1), публикующих исследования юморологической тематики под редакционной статьей руководителя данного проекта в составе международного коллектива (представителей России, Словакии, Болгарии, США, Греции, Италии, Польши);
- спецвыпуск статей в российском журнале «Медиалингвистика» - 2020, 2 (6) (с 2021 года журнал индексируется в SCOPUS) в составе международного коллектива с участием научных лидеров в сфере юморологии С.Аттардо (США), В.Хлопицким (Польша), В. Цаконой (Греция) подготовлен,
- 49 научных статей, индексируемых в РИНЦ (при плане 35).
При плане в 1 монографию, уже в первые годы работы над проектом опубликовано 2 монографии (2019, 2020) и 2 готовятся к печати в 2022 году. Одна на русском языке «Комическое как коммуникативный ресурс в цифровой новостной среде» в издательстве «Флинта», 2022; другая на английском языке – в самом крупном в мире издательстве в области гуманитарных и социальных наук, имеющим импакт-фактор Q1: Duskaeva L. (ed., author), 2021, The Ethics of Humour in Online Slavic Media Communication. London - N.-Y., Routledge - https://www.routledge.com/The-Ethics-of-Humour-in-Online-Slavic-Media- Communication/Duskaeva/p/book/9780367689117; - (W of S, SCOPUS -1 Q).
Подготовлено к публикации учебное пособие «Критика медиаречи», в котором существенное место отведено обучению распознавания и использования комического. Коллектив планировал подготовить части учебника и учебных пособий и узконаправленное пособие «Смеховая культура в СМИ». Однако работа по гранту показала, что комическое играет существенную роль в коммуникативной практике медиа: оно используется во всех типах, выступает типоформирующим свойством в структуре массмедиа, широко используется в кликбейте, включается в пара-, мета-, интратекстовые компоненты речевой системности медиа. Комические правила коммуникации распространились на всю сферу медиакоммуникации. Закономерно было заключить, что без выработки профессионального критического отношения к юмору невозможно формирование настоящей коммуникативной компетенции в сфере медиа, поэтому раздел с таким названием «Смеховая культура в СМИ» вошел в состав более общего пособия «Критика медиаречи» (12 п.л.), подготовленного коллективом и сданного в печать в издательство «Инфра М» (подтверждение из издательства приложено к отчету). В пособии все разделы включают анализ комических средств: по критике арт-, спортивного журналистского дискурса, по лингвистической экспертизе, по критике конфликтного дискурса. Обучению превентивной профессиональной оценке «исполнения» комических коммуникативных действий посвящены все части пособия. Использованию комической коммуникативной стратегии в арт- и спортивном журналистском дискурсе обучат соответствующие части пособия. Пособие также направлено на обучение противодействию манипулятивной комической коммуникативной технологии троллинга в публичной коммуникации. Обучение диагностированию коммуникативных правонарушений, допущенных при использовании комического, посвящается целиком последний раздел этого пособия. Но есть и отдельный раздел по комическому дискурсу.

IV. Презентационные
За три года участники выступили с 53 приглашенными докладами на самых авторитетных научных конференциях.

Key findings for the stage (in detail)

В завершающий 2021 год работы по гранту коллектив достиг всех результатов, которые были запланированы, показав высокую эффективность.
Вся работа по проекту в этом году состояла из двух частей, которые с некоторой долей условности можно назвать теоретической и практико-ориентированной.
I. Теоретическая часть работы была определена целью – изучить особенности использования комического в ходе социально-коммуникативного взаимодействия, происходящего в зонах вовлечения и ответной вовлеченности, где продуцируется, транслируется, интерпретируется и комментируется новостной медиадискурс.
Для достижения этой цели решались задачи разноплановые:
методологические:
• с учетом концепции медиатизации Н. Коулдри и А. Хеппа, а также фигуративного подхода А. Хеппа разработана модель анализа комического медиадискурса в социальных медиа через две его пересекающиеся зоны – вовлечения и вовлеченности: в первой зоне действуют в массово-ориентированных коммуникативных стратегиях новостного осведомления медиапрофессионалы; во второй зоне - интерперсональной вовлеченности – динамика цифровых медиакоммуникаций задается сложным переплетением стратегий различных акторов, функционирующих в собственной логике и институциализированных и неинституциализированных целях, – платформ, их алгоритмов, пользователей [П.И.Рысакова];
• выделены социальные факторы, предопределившие использование комического в качестве специфического инструмента, помогающего каждому из акторов медиакоммуникации эффективно решать собственные коммуникативные задачи [П.И. Рысакова]; проанализирована структура целеполагания вовлечения в коммуникацию как полиинтенциональная структура, включающая убеждающий и суггестивный векторы [Л.Р.Дускаева, Е.В.Выровцева];
• подтверждена гипотеза о возможности выделения коммуникативной единицы – гипермедиатекста одного новостного топика, многовекторного и полилогичного по природе, в котором сгенерированы все сообщения на одну тему – стимулирующие (осведомляющие) и реагирующие (оценивающие, интерпретирующие, комментирующие, сопереживающие) [Л.Р.Дускаева];
• разработана методика анализа цикла речевого взаимодействия, с помощью которого раскрывается функционирование комического в медиа и переход коммуникации из массово-ориентированной в интерперсональную: протоситуация (повод для комизма) - комическая интерпретация повода - полилог комментариев пользователей [Л.Р.Дускаева] ;
• на разном материале апробирована ранее разработанная руководителем проекта методика трехуровневого анализа в композиционном устройстве медиаречи – пара-, мета- и интратекстовом [В.В.Васильева, Е.В.Выровцева, Л.Р.Дускаева, Л.Ю.Иванова, Ю.М.Коняева, Е.А.Щеглова, Н.А.Прокофьева]; при анализе мема на эту методику была наложена другая, примененная при изучении дискурса комического: 1) рассмотреть протоситуации, породившей мем как часть гипермедиатекста новости, анализ средств отражения референта – интратекст; 2) определить механизм вовлечённости пользователей в процесс создания мема и его перцепции - метатекст; 3) установить паратекстовые элементы в единстве с вербальным компонентом [Н.А.Прокофьева, Е.А.Щеглова];

содержательные:
• для воссоздания общей картины использования комического как коммуникативного ресурса в цифровой новостной среде был продолжен сбор материала: был собран материал, показывающий использование комического ресурса в новостных каналах на платформах You Tube, Telegrаm, в агрегаторах новостей и т.п.
• выявлен суггестивный потенциал комического новостного медиадискурса; был разработан инструментарий для анализа новостных медиатекстов с точки зрения реализации в них суггестивного потенциала комического на основе трехкомпонентной методики лингвокомпозиционного анализа медиаречи через пара-, мета- и интратекстовый компоненты. В качестве инструментов комического были выделены три: облегчение восприятия информации, вовлечение в игровую ситуацию, эпатирование острой критической оценкой. В ходе исследования была установлена связь между речевыми действиями, направленными на формирование комического содержания, и суггестивностью текстового элемента, которая формируется средствами, уже описанными в специальной литературе: аксиомное формулирование, подыгрывание адресату, рефреймирование, управляемые ассоциации, персонализация проблемы, повышение уровня проблемы, метафоризация, использование сниженной лексики (просторечных выражений, обсценной лексики). В результате проведенного исследования выявлена специфика функционирования определенного средства суггестивного речевого воздействия в структурном компоненте (пара-, мета- или интратекст) новостного текста с доминированием комического модуса. Результаты позволили систематизировать в зависимости от их функциональных задач в каждом структурном компоненте новостного медиатекста средства воздействия, суггестивный эффект которых усиливается и/или поддерживается комическим модусом [В.В. Васильева, Е.В. Выровцева];
• проведен трехуровневый структурно-компонентный анализ смеховых речевых действий, которые используются в разных зонах новостной медиакоммуникации – в полемическом дискурсе [В.И.Коньков], в дискредитирующих личность материалах, где используются различные стратегии осмеяния 1) человека во всей совокупности его характеристик или 2) события / ситуации с его участием с использованием юмора, иронии или сарказма, организующих различные композиционно-речевые формы дискредитации личности; основными тактиками дискредитации становятся подтрунивание, вышучивание, насмешка и сарказм, использование которых в новостном дискурсе зависит от авторской интенциональности, позиции высмеивающего субъекта, специфики объекта осмеяния, характера взаимодействия автора и адресата в пространстве медиакоммуникации, цели высмеивания [Ю.М.Коняева] и т. д.;
• установлены способы мультимодальной организации речевого материала для создания устойчивых, закрепившихся в опыте профессионалов типовых репродуктивных моделей комической оценки чужого высказывания, персоны и события:
а) дан анализ поликодового гипермедиатекста информационной рассылки интернет-газеты, показано, что новостные сообщения информационной рассылки создаются в формате сжатых упаковок со встроенными активными ссылками. «Разворачивание» упаковок зависит от намерений адресата, причем паратекстовая и метатекстовая организация сообщения направляет этот процесс. Выявлены инструменты создания юмора в медиа: выстраиваются связи между текстовыми упаковками, каждым блоком и всем гипермедиатекстом; фокус контраста и эмпатический поворот от модуса bona fide к модусу non-bona fide организованы на основе юмористических вкраплений [В.В. Васильева, Л.Ю. Иванова];
б) мема как коммуникативного ресурса, идеально встроенного в цифровую среду: обнаружено, что его интратекст обращён к событию, которое послужило поводом для создания мема, при этом референт часто предстаёт в мемах в уже трансформированном виде; паратектовый компонент призван создать яркий и запоминающийся визуальный образ, обладающий аллюзийностью или потенциально способный к ней; речевой компонент мема – это реплика на событие, звено в развёртывании медиадискурса вокруг актуального события: он обладает мощным контактоустанавливающим потенциалом, становящимся катализатором для запуска ассоциативной цепочки и затягивания возможно большего числа пользователей в поле вовлечённости. Особенности взаимодействия трех компонентов в меме становятся очевидны при рассмотрении условий появления и существования мема: 1) событие-катализатор (интратекст), 2) запоминающийся (прецедентный) визуальный компонент (паратекст), 3) афористичный речевой компонент (метатекст) [Н.А. Прокофьева, Е.А. Щеглова];
• изучен речевой этикет онлайн-групп со смеховым речевым поведением: разработано представление об особом виде комической онлайн-коммуникации – дискурсе «пересмешников»; апробирована методика анализа данного вида коммуникации, включающая в себя следующие этапы: 1) социально-речевая характеристика субъектов комической коммуникации; 2) выявление в дискурсе интратекста, паратекста, метатекста; 3) определение средств комического, обеспечивающих диалогическую коммуникацию в дискурсе пересмешников. Было установлено, что дискурс «пересмешников» - комментаторов, вовлекаемых в комическую коммуникацию общим инфоповодом, обладает специфическими характеристиками: а) обращение к средствам комического ради смеха как такового, создание комического эффекта и есть конечная цель коммуникации; отступление референта на второй план вплоть до его полного забвения (“гагачат”); использование паратекстовых и метатекстовых элементов для “цепляния” другого; поле вовлечённости самоорганизуется за счёт желания участников пошутить смешнее, чем предыдущий комментатор; б) особо мощное развитие дискурс “пересмешников” получает в случае опоры на ценностные ориентиры, близкие целевой аудитории (формируются администраторами или осознаются участниками стихийно). Коммуникативная цель, которая заставляет участников общения множить новые комментарии, читать предыдущие, ставить лайки - это получение удовольствия от общения, а средством достижения этого удовольствия становится комическое [А.А.Самсонова, Е.А.Щеглова];
• дорабатывались методики анализа техник комической санации медиадискурса [Л.Р.Дускаева, Л.Ю.Иванова, Е.А.Щеглова];

публикационные - итоги этой части работы представлены
- в семи статьях на английском языке в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах, среди которых 5 - в отдельном выпуске «Humour in the Media» - 2021, 9 (1), вышедшем под редакционной статьей руководителя проекта в журнале «European Journal of Humour Research», индексируется в SCOPUS (Q1);
- в монографии на русском языке «Комическое как коммуникативный ресурс в цифровой новостной среде», принятой к печати издательством «Флинта» (Москва), будет опубликована во втором квартале 2022 года. Справка издательства прилагается к отчету;
- в других статьях.

II. Наряду с теоретическими изысканиями, связанными с проблемой функционирования комических речевых практик в медиакоммуникации, участники группы в 2021 году работали над решением методической части проекта - разработкой специальных методик обучения.
Для достижения этой цели решались задачи разноплановые -
методологические:
• разработано понятие о коммуникативных (праксиологических) нормах и правилах как продуктивных формах и способах профессиональной коммуникативной деятельности [Л.Р.Дускаева, В.В.Васильева];
• определено понятие поликодового коммуникативного действия, используемое для достижения институциональных целей общения [Л.Р.Дускаева, В.В.Васильева];
• определена речевая идентичность эффективных, а потому нормативных комических коммуникативных действий в новостном и в широко распространяющемся развлекательном сетевых сегментах медиакоммуникации [Л.Р.Дускаева, Е.А.Щеглова, Е.Ю.Лебединская];
• выделены среди комических действий девиантные, агрессивные формы, выработаны основания для классификации таких форм [Л.Р.Дускаева, В.В.Васильева, Е.А.Щеглова, Л.Ю.Иванова];
• выявлены приемы диагностирования комических коммуникативно-речевых правонарушений, направленных против личности [Л.Р.Дускаева, В.В.Васильева];

содержательные:
• были осмыслены общекультурные нормы, которые регулируют смеховую коммуникацию в обществе; эти нормы смехового поведения указывают на регламентацию : 1) границ “жизненного” пространства юмора в общественной коммуникации, регулируя его объект, меру и намерения: юмор не должен проникать в пространство серьезного; 2) отношения субъекта юмора к адресату и выражения нравственных чувств: юмор несет добро, если не плод высокомерного отношения к объекту смеха; 3) форм выражения смешного - способы и средства его выражения: юмор не должен быть вульгарным. Эти нормы составляют часть общечеловеческой культуры; наряду с этим, были выявлены признаки отклонений от общекультурной нормы в комическом коммуникативном поведении медиапользователей, определены ситуации их проявления [Л.Р.Дускаева], выработаны критерии отклонений в комическом поведении по шкале "целесообразно-эффективно-допустимо-неудачно-недопустимо-запрещено" [В.В.Васильева, Л.Ю.Иванова];
• разработана пятиступенчатая методика оценки качества «исполнения» комических коммуникативных действий, включающая реконструкцию типологической – интенциональной – жанровой – мультимодально-технической природы речевого действия и присвоение оценки его исполнению: создана схема анализа комического содержания, предназначенная для использования в учебном процессе в рамках курсов по обучению профессиональной речевой деятельности в медиа. В пособии по критике медиаречи адаптирован к учебным целям [В.В.Васильева, Л.Ю.Иванова];
• установлены признаки нормативных речевых действий в журналистских дискурсах разных типов: в общественно-политическом, арт-дискурсе, спортивном, комическом [Л.Р.Дускаева, А.А.Самсонова];
• в порядке изучения роли просодического ритма в формировании комического содержания проанализированы радионовости; выявлено, что частотные единицы формируют ключевой информирующий компонент текста, который воспроизводится в анонсах и подводках; эти единицы реализуют так называемый нейтральный тон радионовости: редкие ритмические структуры формируют акцентный компонент звучащего текста, в котором фокусируется комическая оценка предмета речи [В.В.Васильева];
а) разработан алгоритм установления комических высказываний, относимых к пошлости и цинизму: избыточная выразительность, избыточная детализация, неуместные «расширения смыслов» устойчивых конструкций, неуместная языковая игра, ложный пафос, профанирование ценностей; взятые вместе и в разных пропорциях, эти признаки создают неожиданное (неуместное) комическое содержание: аудитория может негативно оценивать такие проявления, но в то же время сама может поддаваться провокации и порождает смеховые реакции на основании пошлых и циничных оценок [В.В.Васильева, Л.Ю.Иванова];
б) описаны коммуникативные характеристики зубоскальства как речевой комической практики, для чего были определены следующие параметры, по которым может быть квалифицирован дискурс зубоскальства: формальные признаки смешного, деформации интратекстового компонента, случайный характер предмета насмешки и контента, эмоциональная отстраненность в формировании метатекстовой рамки; механизм зубоскальства представляется горизонтальной коммуникацией в рамках дискурса вовлеченности, которая формально выражается на всех композиционных уровнях текстовой цельности: в паратексте, мета- и интратексте – вовлекает пользователей позубоскалить, оставив в стороне предмет речи [В.В.Васильева, Л.Ю.Иванова];
в) исследован дискурс издевки в анонимных Telegram-каналах, транслирующих новости политической жизни; выявлены специфичные черты издевки как тональности ответного высказывания, нагруженного обидой, гневом или насмешкой над чужим мнением; делаются выводы, во-первых, о компенсаторной природе издевки, направленной на циничных представителей власти, и во-вторых, о разоблачающей функции этой модальности [Л.Р.Дускаева, Л.Ю.Иванова];
г) разработаны принципы диагностирования конфликтных комических речевых практик (пранк, троллинг, сарказм) и предложена схема анализа речеагрессивных действий, которые содержатся в комически окрашенных высказываниях, функционирующих в дискурсе вовлечения и дискурсе вовлеченности с применением анализа форм (ступеней) речевой агрессии к указанным конфликтным комическим речевым практикам совместно [Л.Ю.Иванова, А.А. Самсонова]
• разработаны приемы диагностирования коммуникативных правонарушений, допущенных при использовании комического [Л.Р.Дускаева, В.В.Васильева];
• в результате разработаны методики:
а) превентивной профессиональной оценки «исполнения» комических коммуникативных действий,
б) использования комической коммуникативной стратегии в массмедиа разных типов;
в) противодействия манипулятивной комической коммуникативной технологии в публичной коммуникации,
г) диагностирования коммуникативных правонарушений, допущенных при использовании комического;

публикационные: итоги этой части работы представлены
- в различных статьях и в монографии на английском языке «The Ethics of Humour in Online Slavic Media Communication», подготовленной под редакцией руководителя проекта и изданной в крупнейшем в мире издательстве в области гуманитарных и социальных наук Routledge (Abingdon – NY). Издания этого издательства индексируются в WoS и SCOPUS ;
- в отдельном учебном пособии «Критика медиаречи» (12.п.л.), которое сдано в печать в издательство «Инфра-М» (Москва) и будет опубликовано во втором квартале 2022 года. Справка издательства прилагается к отчету.
В общей сложности за год опубликовано
26 статей, из которых:
- 6 – в изданиях, индексируемых Web of Science и/или Scopus (5 - в журнале Q1, 1 - в журнале Q2);
- 20 – в изданиях, индексируемых РИНЦ;
- опубликована 1 монография на английском языке;
- сдана в печать 1 монография на русском языке;
- сдано в печать 1 учебное пособие.
Все участники проекта выступали на международных научных конференциях с апробацией результатов выполнения работы по гранту
- подготовлено 23 доклада на международных конференциях:
«РЕЧЬ – ЧЕЛОВЕК – МИР: РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В РАЗНЫХ ДИСКУРСАХ» (Гданьск, Польша; май, 2021),
«СТИЛЬ – КОММУНИКАЦИЯ – КУЛЬТУРА» (Братислава, 8-9.09.2021),
III Международная научно-практическая конференция «Социальная реальность виртуального пространства» (20-21.09.2021, Иркутск);
«Язык в координатах массмедиа» (СПбГУ, 2021),
«Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва, 4-6.02.2021),
«Массмедиа и коммуникация – 2021» (Москва, 19.11.2021),
«Comparative Media Studies in Today's World 2021» (Санкт-Петербург, 20 – 21.04.2021),
«Аксиологический анализ политического текста: почему мы не понимаем друг друга?» (Казань, 27-28.03.2021),
«Синергия языков и культур: междисциплинарные исследования» (Санкт-Петербург, 23-24.09.2021),
«Пользовательский контент в современной коммуникации» (Челябинск, 22-23.04.2021),
«Дискурсология и медиакритика средств массовой информации» (Белгород, 7-8.10.2021).

Key findings for the stage (summarized)

В 2021 году решены следующие
- методологические задачи:
• с учетом концепции медиатизации Н. Коулдри и А. Хеппа, а также фигуративного подхода А. Хеппа разработана модель анализа комического медиадискурса в социальных медиа через две его пересекающиеся "зоны" – вовлечения, где в массово-ориентированной стратегии медиапрофессионалы новость продуцируют, транслируют, интерпретируют, и интерперсональной вовлеченности, где новость распространяется и комментируется, а динамика цифровых медиакоммуникаций задается сложным переплетением стратегий различных акторов, функционирующих в собственной логике и целях, – платформ и их алгоритмов, а также неинституциализированных пользователей;
• выделены социальные факторы, предопределившие использование комического в качестве специфического инструмента, позволяющего каждым из акторов медиакоммуникации эффективно решать собственные коммуникативные задачи;
• проанализирована структура целеполагания вовлеченности как полиинтенциональная структура, включающая убеждающий и суггестивный векторы;
• апробирована методика трехуровневого анализа в композиционном устройстве медиаречи – пара-, мета- и интратекстовом;

- содержательные:
• проанализированы особенности использования инструментов комического в дискурсе массово-ориентированного вовлечения и в дискурсе интерперсональной вовлеченности;
• проведен трехуровневый логико-компонентный анализ смеховых речевых действий;
• выявлен суггестивный потенциал комического новостного медиадискурса;
• установлены способы мультимодальной организации речевого материала для создания устойчивых, закрепившихся в опыте профессионалов типовых репродуктивных моделей комической оценки чужого высказывания, персоны и события;
• изучен речевой этикет онлайн-групп со смеховым речевым поведением;
• доработаны методики анализа техник комической санации медиадискурса;

- методические:
• разработана пятиступенчатая методика оценки качества «исполнения» комических коммуникативных действий, включающая реконструкцию типологической – интенциональной – жанровой – мультимодально-технической природы речевого действия и присвоение оценки,
• методика обучения использованию комической коммуникативной стратегии в журналистских дискурсах разных типов: в общественно-политическом, арт-дискурсе, спортивном, комическом;
• методика противодействию манипулятивной комической коммуникативной технологии в публичной коммуникации, состоящая в умении дифференцировать функциональные и дисфункциональные комические действия, диагностировать среди них агрессивные, определять в них основания агрессивности;
• диагностирования коммуникативных правонарушений, допущенных при использовании комического по шкале целесообразно-эффективно-допустимо-неудачно-недопустимо-запрещено;

- публикационные
опубликовано 26 статей, из которых:
- 6 – в изданиях, индексируемых Web of Science и/или Scopus, 5 из них - в журналах Q1, 1 - в журнале Q2,
- 20 – в изданиях, индексируемых РИНЦ,
- опубликовано 1 монография на английском языке,
- сдана в печать 1 монография на русском языке,
- сдано в печать 1 учебное пособие;
участие в международных научных в конференциях
- 23 доклада на международных конференциях.

Academic ownership of participants (text description)

Дускаева Лилия Рашидовна, профессор:
1) Общее руководство и координация работ по проекту.
2) Разработка модели анализа комического медиадискурса вовлечения и вовлеченности.
3) Подготовка спецвыпуска журнала «The European Journal of Humour Research» (Польша; 2021, Vol.9, №1), индексируемого Scopus, номер посвящен теме проекта – «Комическое как коммуникативный ресурс массмедиа», в него включены статьи участников проекта – Е.А. Щегловой, В.В. Васильевой, Л.Ю. Ивановой, А.А. Самсоновой, Ю.М.Коняева, 2 статьи руководителя проекта, одна из которых - редакторская колонка (The Editorial) с названием проекта.
4) Подготовка 9 публикаций в изданиях, рецензируемых в WoS и SCOPUS.
5) Подготовка учебного пособия «Критика медиаречи», включающего методические разработки по проблеме комического.

Васильева Виктория Владимировна, доцент:
1. В порядке изучения роли просодического ритма в формировании комического содержания проанализированы радионовости. Выявлено, что комическое содержание формируется малочастотными ритмическими единицами.
2. Разработан алгоритм выявления и анализа комических высказываний, которые можно отнести к пошлости и цинизму. Аудитория может негативно оценивать такие проявления, но в то же время сама может поддаваться провокации и развивать смеховую реакции на основании пошлых и циничных оценок.

Выровцева Екатерина Владимировна, доцент:
В ходе исследований решались задачи по выявлению суггестивного потенциала комического в новостном медиадискурсе. Был разработан инструментарий для анализа новостных медиатекстов с точки зрения реализации в них суггестивного потенциала комического на основе трехкомпонентной методики лингвокомпозиционного анализа медиаречи через пара-, мета- и интратекстовый компоненты. Выявлена специфика функционирования определенного средства суггестивного речевого воздействия в структурном компоненте (пара-, мета- или интратекст) новостного текста с доминированием комического модуса. Результаты позволили систематизировать в зависимости от их функциональных задач в каждом структурном компоненте новостного медиатекста средства воздействия, суггестивный эффект которых усиливается и/или поддерживается комическим модусом.

Иванова Любовь Юрьевна, старший преподаватель:
1. В процессе доработки качественных методик анализа изучения дискурса вовлеченности на материале метатекста Telegram-каналов о политике и медиа выяснено, что юмористическая креативность телеграмеров позволяет им встраивать комическую ответность не только на собственно диалогическую ось позиционирования субъекта речи, но и на референтную и модусную оси, что помогает емко, компрессировано выразить оценку сообщаемого, а также вовлечь в коммуникацию подписчиков или спровоцировать ответность со стороны других каналов.
Кроме того, совместно с В.В. Васильевой описаны коммуникативные характеристики зубоскальства как речевой комической практики на всех композиционных уровнях текстовой цельности: в паратексте, мета- и интратексте.
2. В порядке разработки типологии деонтических дискурсов в медиакоммуникации вовлеченности совместно с Л.Р. Дускаевой исследован дискурс издевки, который формируется новостными Telegram-каналами и поддерживается рядовыми пользователями сети. Выявлены основания для проявления ответности, окрашенной издевкой: гнев, обида, несовпадение смысловых позиций.
3. В порядке решения задачи по выявлению типовых особенностей речевого позиционирования отдельных смысловых позиций участников медиаобщения совместно с В.В. Васильевой выявлена зависимость речеэтикетных характеристик онлайн-коммуникации в профессиональных сообществах от коммуникативных ценностей, принятых в среде юристов, стоматологов и полицейских, обозначены инструменты юмора, используемые для внутрипрофессионального общения.
4. В процессе доработки качественных методик анализа специфики комического как коммуникативного ресурса совместно с В.В. Васильевой юмор рассмотрен как стратегический ресурс для информирования в медийном дискурсе. Медиалингвистический анализ поликодового гипермедиатекста используется для выявления коммуникативных языковых средств, способствующих комическому переосмыслению новостей с использованием паратекстового, интратекстового и визуально-иллюстративного компонентов текстовой цельности информационной рассылки «Вечерняя Медуза».
5. На основе медиалингвистического метода совместно с В.В. Васильевой создана схема анализа комического содержания, предназначенная для использования в учебном процессе в рамках курсов по обучения профессиональной речевой деятельности в медиа.
6. В рамках разработки принципов медиалингвистического анализа конфликтных комических речевых практик (пранк, троллинг, сарказм) совместно с А.А. Самсоновой предложена схема анализа речеагрессивных действий, которые содержатся в комически окрашенных высказываниях, функционирующих в дискурсе вовлечения и дискурсе вовлеченности.

Коньков Владимир Иванович, профессор:
Основное направление работы – исследование комизма в полемическом медиадискурсе. Различные виды комического рассматрены в их соотнесении с лингвистическими категориями семантики. В социолингвистическом аспекте юмор и ирония предстают как одна из основных черт личности автора, его характера. В центре сатиры находится не столько сам автор, сколько те социальные пороки, на которые она направлена.

Коняева Юлия Михайловна, доцент:
Исследование было направлено на выявление потенциала комических средств, которые используются в массмедиа при дискредитации личности. Под дискредитацией понимается намеренное снижение роли определенной личности в контексте общественно значимых событий, демонстрируемое через речевые тактики высмеивания человека и его деятельности в новостном дискурсе. Привлекается медиалингводискурсологический подход, который позволил выделить и описать основные тактики дискредитации: подтрунивание, вышучивание, насмешка и сарказм. Использование отдельных тактик дискредитации в новостном дискурсе зависит от авторской интенциональности, позиции высмеивающего субъекта, специфики объекта осмеяния, характера взаимодействия автора и адресата в пространстве медиакоммуникации, цели высмеивания и т. д. Основным дифференцирующим признаком назван характер смеха.


Лебединская Екатерина Юрьевна, аспирант:
Основными задачами нашей исследовательской деятельности являлись обобщение и систематизация преставлений о жанровой и речевой структуре комического гипермедиатекста; составление типологии комических речевых жанров и соответствующих им вариантов речевой структуры в рамках гипержанров комической новости и комического комментария; раскрытие и характеристика комического потенциала паратекстового и метатекстового компонентов новостного гипертекста как факторов усиления комического эффекта, производимого вербальным компонентом. Наша работа основывается на медиалингвистическом и лингвопраксиологическом подходах (разработаны Л. Р. Дускаевой). В процессе составления типологии комических речевых жанров и соответствующих им вариантов речевой структуры применялись методы контент-анализа и дискурс-анализа, а также сравнительно-сопоставительный метод. Необходимость описания способов организации речевой структуры обусловила использование интенционально-стилистического анализа как доминирующего метода когнитивной обработки речевого материала. Результатом исследовательской деятельности стали разработка и обоснование целостной типологии комических речевых жанров и соответствующих им вариантов речевой структуры в аспекте паратекстовых и метатекстовых связей, которая позволяет систематизировать и осмыслить механизмы порождения и репрезентации комического смысла в новостном гипертексте.

Прокофьева Наталья Анатольевна, доцент:
Совместно с Е.А. Щегловой доработана и апробирована методика анализа мема как коммуникативного ресурса. Анализ мема включает следующие этапы: 1) изучение протоситуации, породившей мем как часть гипермедиатекста новости, анализ средств отражения референта – интратекст; 2) выявление механизмов вовлечённости пользователей в процесс создания мема и его перцепции - метатекст; 3) изучение паратекстовых элементов в единстве с вербальным компонентом.

Рысакова Полина Игоревна, доцент:
В качестве методологической основы предпринятого исследования выступила концепция медиатизации Н. Коулдри и А. Хеппа. Для изучения специфики использования комического в цифровой медиасреде был применен фигуративный подход А. Хеппа. В результате было установлено, что динамика цифровых медиакоммуникаций задается сложным переплетением стратегий различных акторов, действующих в собственной логике и целях, – платформ и их алгоритмов, пользователей и медиапрофессионалов. В этих условиях использование комического оказывается специфическим инструментом, позволяющим каждой из сторон эффективно решать собственные коммуникативные задачи.

Самсонова Анастасия Александровна, старший преподаватель:
Совместно с Е.А. Щегловой разработано представление об особом виде комической онлайн-коммуникации – дискурсе «пересмешников». Апробирована методика анализа данного вида коммуникации, включающая в себя следующие этапы: 1) определение субъектов комической коммуникации; 2) выявление в дискурсе интратекста, паратекста, метатекста; 3) определение средств комического, обеспечивающих диалогическую коммуникацию в дискурсе пересмешников. Выявлены основные сценарии комического взаимодействия «пересмешников», типичные стимулы вовлечения в практику комментирования (новостной интратекст; комбинация интратекста и паратекста; комментарии других участников; ценности и антиценности, сформированные в сообществе). Установлено, что дискурс «пересмешников» неконфликтен, коммуникативная цель, которая заставляет участников вступать в общение - это получение удовольствия от общения. Средством достижения этого удовольствия становится комическое.

Щеглова Екатерина Александровна, доцент:
Совместно с Н.А. Прокофьевой доработана и апробирована методика анализа мема как коммуникативного ресурса.
Было установлено:
1. Интратекст обращён к событию, которое послужило поводом для создания мема. При этом референт часто предстаёт в мемах в уже трансформированном виде.
2. Паратектовый компонент призван создать яркий и запоминающийся визуальный образ, обладающий аллюзивностью или потенциально способный к ней.
3. Речевой компонент мема – это реплика на событие, звено в развёртывании медиадискурса вокруг актуального события, отсюда исключительная значимость метатекста для мема.

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

разрешается
Short titleКомическое в цифровой среде
AcronymRSF_RG_2019 - 3
StatusFinished
Effective start/end date1/01/2131/12/21

ID: 72676600