Description

1) Наименование Конференции – 8ая Международная конференция по межкультурной прагматике и коммуникации (8th International Conference on Intercultural Pragmatics and Communication, INPRA 2018)
2) Место проведения: Кипрский университет, просп. Панепистимиу, 1, 2109, Агландзия, Никосия, Кипр
3) Сроки проведения: 8-10 июня 2018 г.
4) Сайт Конференции;
http://inpra2018.org/
5) Тема доклада: Теория стереотипов и инференциальная прагматика (Theory of stereotypes and inferential pragmatics)
6) Статус доклада: устный
7) Программа Конференции
http://inpra2018.org/programme/
8) Состав оргкомитета и программного комитета: http://inpra2018.org/committee/
9) Способ публикации материалов Конференции: размещение на сайте Конференции; избранные доклады будут опубликованы в виде статей в журнале Intercultural Pragmatics
10) Указание НИР, выполняемых в СПбГУ и связанных с тематикой доклада на Конференции, – НИР «Теория стереотипов как инструмент лингвистического анализа (на материале конструкций с лексическими повторами)» (2017-2018) МК-713.2017.6
11) Значение доклада для выполнения данных НИР:
Значение доклада «Теория стереотипов и инференциальная прагматика» для выполнения НИР «Теория стереотипов как инструмент лингвистического анализа (на материале конструкций с лексическими повторами)» можно сформулировать следующим образом.
Во-первых, рассматриваемая в рамках НИР лингвистическая теория стереотипов была задумана ее автором Х. Патнэмом как семантическая концепция, поэтому она до сих пор не рассматривалась в свете современных прагматических теорий, хотя ее положения - ориентация на носителей языка и понятие общего знания собеседников - играют в прагматике важную роль. Таким образом, доклад и его последующее обсуждение позволят включить изучаемую теорию стереотипов в более широкий контекст лингвистических исследований и провести параллели с основными прагматическими теориями.
Далее, одна из функций стереотипов - экономия усилия участников общения при передаче и восприятии информации – активно обсуждается именно в инференциальных прагматических теориях – теории речевых импликатур П. Грайса, теории презумптивных значений С. Левинсона, теории релевантности Д. Спербера и Д. Уилсон, где моделируется механизм интерпретации слушающим тех элементов значения, которые не выводятся из семантики высказывания. В частности, С. Левинсон описывает один из принципов речевого общения - эвристику информативности - как инструкцию для поиска наиболее стандартного, автоматизированного понимания языкового выражения, и указывает, что детальное описание ситуации, соответствующей стереотипу, воспринимается адресатом как излишнее, а в некоторых случаях (например, при замене эвфемизма на более точное выражение) как социально нежелательное речевое поведение. Важно, что отсылка к стереотипу включается у адресатов по умолчанию, если нет противоречащих данных, т.е. значения, которые они передают, с одной стороны, не являются чисто семантическими, но и не определяются исключительно контекстом; в моделях Грайса и Левинсона они обозначаются как общие речевые импликатуры (англ. термин generalized conversational implicatures), а в модели Спербера и Уилсон как экспликатуры (англ. термин explicatures).
Наконец, в докладе будет продемонстрировано, каким образом можно интегрировать анализ языковых фактов с позиции теории стереотипов в контекст современных прагматических исследований, на примере конструкций с лексическими повторами – редупликацией, конструкциями с тождественными словоформами, тавтологиями, что является одной из целей общего исследования, выполняемого в рамках НИР.



Key findings for the project

1. Название научного мероприятия:8ая Международная конференция по межкультурной прагматике и коммуникации (8th International Conference on Intercultural Pragmatics and Communication, INPRA 2018)
2. Тема доклада: Теория стереотипов и инференциальная прагматика (Theory of stereotypes and inferential pragmatics)
3. Статус доклада: устный
Short title8th International Conference on Intercultural Pragmatics and Communication (INPRA)
AcronymCONF 2018 1
StatusFinished
Effective start/end date7/06/1811/06/18

Documents

ID: 34811161