НИР нацелена на решение важной научно-прикладной проблемы: в нашем научно-педагогическом сообществе и образовательном топ-менеджменте нет единого, ясного и полного понимания того, какой мировоззренческий подход должен быть положен в основу преподавания предметов социогуманитарного цикла. Поощрявшиеся на определенных этапах развития постсоветского общества утилитарные подходы, которые нацеливали сферу образования на «оказание услуг обучающемуся» и «подготовку квалифицированных потребителей», сопровождались отказом от воспитательной функции высшей школы. Воспринятый от советской системы образования и радикализованный либеральными воззрениями прагматично-эгоистистический и, к тому же, секулярный взгляд на мир, стали причиной того, что мы получили значительное число научно-педагогических работников, которым в условиях возвращения к ценностно-ориентированной модели образования, опирающейся на традиционный российские духовно-нравственные ценности, достаточно сложно адаптироваться к решению сформулированного Основами государственной политики единого комплекса образовательно-воспитательных задач.
Актуальной представляется необходимость оснастить учебно-методическими и справочными материалами мировоззренческие курсы, снабдить преподавателя, ведущего занятия по всем социогуманитарным дисциплинам, не только четкими методическими указаниями и педагогическими технологиями, но и оказать ему помощь в обеспечении преподавания с точки зрения адекватной стратегическим задачам мировоззренческой позиции. Еще более актуальной делает данную НИР иная сторона проблемы, а именно то, что сами разработчики недавно включенных в федеральные государственные образовательные стандарты и учебные планы всех направлений подготовки новых дисциплин («Основы российской государственности», «История религий России», 72/18 ч.), обновленных («История России», 144 ч.), а также классических курсов («Философия», «Культурология» и др.), не все и не всегда готовы к учету важности религиозно-мировоззренческой компоненты российской духовной и интеллектуальной культуры в новом контексте, который подчеркнут в Конституции нашей страны (упоминавшаяся ст. 67.1 в ред. 2020 г.), а также в Основах государственной политики, утвержденных Указом Президента России № 809 от 09.11.2022 г.
Принципиально новым с научной точки зрения станет собственно разработка единого мировоззренческого подхода, учитывающего все аспекты, заложенные в Основы государственной политики, что в настоящее время остается пока не только не реализованным, но и в определенной мере замалчиваемым вопросом.
Так, курс «Основы российской государственности», при всей своей многоаспектности и междисциплинарности, подчеркнуто дистанцирован от описания важной роли религии в мировоззрении, религиозного (теологического) смысла и происхождения ряда ключевых традиционных ценностей, заменяя обращение к первоисточникам отсылками к гораздо более поздним этическим и аксиологическим производным, содержащимся в различных философских учениях Нового и Новейшего времени. Даже вариант дисциплины, подготовленный ведущим классическим вузом страны – Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, в описании перечня задач соответствующего онлайн-курса дает единственную связанную с религиозной компонентой «компетентностно-ориентированную» задачу: «изучить ключевые смыслы, этические и мировоззренческие доктрины, сложившиеся внутри российской цивилизации и отражающие её многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (соборный) характер») [https://openedu.ru/course/msu/FRSTATEHOOD/]
Таким образом, авторы подготовленного в МГУ им. М.В. Ломоносова курса представляют религиозно-мировоззренческую компоненту завуалированно, как одну из ряда черт общественной жизни («многоконфессиональность»), складывавшейся столетиями в ходе исторического развития под влиянием многочисленных «смыслов» и «доктрин». В содержании этого курса, равно как и других типовых программ и пособий, религиозные традиции в основном представляются в образе неких элементов культурной мозаики, имеющих историческое значение. При такой трактовке остается скрытым активный, актуальный (современный) характер воздействия религиозных организаций на жизнь страны и мира, который необходимо использовать (подпункт (ж) пункта 24 Основ государственной политики), а также мировоззренческую роль догматического ядра христианства, других традиций, изложенного в соответствующих теологических доктринах, которые целесообразно изучать, по крайней мере, наряду с философскими учениями (включая взгляды русских мыслителей), идеологическими и политическими доктринами, также оказавшим влияние на становление российской цивилизации и ее государственности в исторической ретроспективе и в условиях актуальных вызовов геополитического, экономического или техногенного происхождения.
Заявленная проблема, раскрытие которой обосновывает целесообразность выполнения данной НИР, может быть аналогичным образом проиллюстрирована на материале других учебных программ, упомянутых выше. Так, в программе повышения квалификации преподавателей «Истории религий России», которая предлагается тем же МГУ имени М.В. Ломоносова, задача методического содержания описывается так: «методический раздел совершенствует педагогические компетенции с учетом специфики религии как компонента социокультурного пространства и объекта научного изучения» [https://www.ucheba-msu.ru/irr]. И хотя та же дополнительная образовательная программа включает теоретически раздел, где «систематизируются и актуализируются знания о роли российских духовно-нравственных ценностей в учении и практике традиционных религий России» [Там же.] задача авторами ставится, если верить этому описанию, все в том же пассивном ключе: не духовно-нравственные ценности, изложенные в священных книгах и доктринальных учениях православия, ислама и других культуро-образующих религий, влияя на развитие общества и государства и воздействуя на поколения граждан становятся традиционными для России, а противоположным образом: некие элементы российских духовно-нравственных ценностей (откуда взявшихся?) обнаруживаются в том числе и в религиозных доктринах. Такой подход не позволяет реализовать задачи сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей и формирования общероссийской гражданской идентичности в требуемой мере поскольку, как отмечено выше, не учитывает активный характер и современный ресурс государство- и культуро-образующей традиции России (православное христианства), а также роли других централизованных религиозных организаций, укорененных в нашей стране
Следует отметить и еще одну проблему – наличие существенного «разрыва» между материалами и практиками школьного и среднее-профессионального образования и теми мировоззренческими курсами, которые преподаются в вузах. При единстве общих установок очевидны различия в подходах, которые не позволяют создать «бесшовные» образовательные траектории. Создание единого мировоззренческого подхода для реализуемых в вузах дисциплинах может стать основой для обновления рекомендаций и практик для иных уровней образования.
Об адекватности анализа ситуации, обоснованности заявки и достижимости результатов свидетельствует уровень квалификации коллектива, а также возможность опереться на результаты ранее выполненных работ (Кропачев Н. М., Шмонин Д. В. Ценности в образовании и современный университет // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2023.Т. 39. Вып. 2. С. 208–223), (2) опыте преподавания ряда указанных выше и смежных дисциплин в рамках основных и дополнительных образовательных программ СПбГУ (Овсянников Д.В., Светлов Р.В., Шмонин Д.В., Шорохов В.А. и др.), (3) опыте участия в 2024-2025 гг. выполнении государственного задания Российской академии образования (Светлов Р.В., Шмонин Д.В.) по повышению квалификации преподавателей, разрабатывающих и реализующих рабочую программу курса «История религий России» (в Северо-Западном, Центральном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах; тематика лекций: «Традиционные российские духовно-нравственные ценности», «Богословско-антропологические доктрины традиционных религий России», «Укрепление общероссийской гражданской идентичности» и др.). Научный коллектив под руководством Шорохова В.А. подготовил онлайн-курс "Традиционные религии в переломные моменты российской истории" [https://openedu.ru/course/spbu/TRADRELIG/].
Участники коллектива работают одновременно в смежных (но не пересекающихся с тематикой заявки) областях: Шмонин Д.В., руководитель работ, «Исследование традиционных российских духовно-нравственных ценностей, их трансформации в образовательной среде и молодежных конфессиональных сообществах в теологическом ценностно-мировоззренческом контексте через призму семейных ценностей (феномена «крепкой семьи»)» СПбГУ, Pure ID гранта 132188148 (проект реализуется в настоящее время); Шмонин Д.В. - руководитель работ, «Трансформация смыслов и эволюция предметного поля российского богословия: от “охранительного синтеза” до “научной теологии”». НИОКТР по гранту РНФ, СПбГУ, Pure ID гранта 136230104 (проект реализуется в настоящее время). Это позволяет проводить скоординированные системные исследования.
Представляемое на конкурс междисциплинарное исследование нацелено на восстановление содержательного баланса и методологических подходов к преподаванию указанных новых выше мировоззренческих курсов (модулей), вводимых по прямым поручениям Президента Российской Федерации, так и на коррекцию (в союзе со специалистами соответствующих профилей) методологических подходов к преподаванию классических дисциплин социогуманитарного цикла: истории и философии.