Layman's description

В ходе второго года реализации проекта были проведены эксперименты, направленные на исследование источников Ага!-переживания и проверку гипотезы о его неспецифической природе, а также изучение мнемической функции Ага!-переживания и его связи с ошибками памяти. Авторы проекта опираются на теоретическую модель, согласно которой Ага!-переживание появляется в результате резкого изменения беглости обработки информации, т.е. изменения скорости и/или легкости обработки информации. Иными словами, предполагается, что вероятность и интенсивность Ага!-переживания будет тем выше, чем ниже беглость обработки на ранних этапах поиска решения задачи, и, соответственно, чем она выше при возникновении решения. При этом предполагается, что Ага!-переживание выполняет мнемическую функцию, способствует реорганизации представлений и закреплению в памяти найденного решения. Однако, при этом могут возникать метакогнитивные искажения, связанные с тем, что достигнутая беглость обработки задачи может ложно атрибутироваться ее легкости или знакомости. Для проверки выдвинутых предположений была проведена серия экспериментов. В качестве стимульного материала были использованы задачи теста на поиск отдаленных ассоциаций на русском языке, апробированные на предыдущем этапе проекта (Морошкина и др., 2020). Такие задачи представляют собой тройки не связанных друг с другом слов, к которым нужно найти целевое слово, образующее устойчивое выражение с каждым словом из тройки. Например: для слов «кожа, слоновый, лечь» правильный ответ – «кость» (устойчивые выражения: «кожа да кости», «слоновая кость», «лечь костьми»). В 2021 году имеющийся набор задач был дополнен задачами, которые не имеют решения, то есть нет такого целевого слова, которое образовывало бы устойчивые выражение с каждым словом триады.
Для исследования источников Ага!-переживания, был проведен эксперимент целью которого было исследование связи интуитивных оценок когерентности триад с вероятностью последующего инсайтного решения. Интуитивное чувство когерентности может быть определено как способность судить о характеристиках стимула (например, решаемости триад) без осознания того знания, на котором основано подобное суждение. Результаты исследования продемонстрировали, что испытуемые были способны интуитивно различать решаемые и нерешаемые триады, что соответствует полученным ранее данным. Однако при этом показано, что вероятность Ага!-переживания при решении задачи выше в тех случаях, когда на начальном этапе беглость обработки низкая, и интуитивные оценки когерентности, выставленные в первые секунды после предъявления задачи, отрицательно коррелируют с вероятностью Ага!-переживания.
В рамках второго направления, посвященного изучению мнемической функции Ага!-переживания, в 2021 году была продолжена работа по изучению связи Ага!-переживания с эффектом хиндсайта (эффект «Я знал это заранее!»). Показано, что простое знакомство с ответом на задачу, индуцирующую инсайт, приводит к ретроспективному искажению оценок решаемости задачи. Таким образом, люди, которые не пытались решить инсайтную задачу, а узнали ответ на нее в готовом виде, могут впоследствии недооценивать сложность данной задачи и даже искажать свои воспоминания о том, как оценили ее до знакомства с ответом.
Впервые проведено исследование роли Ага!-переживания в формировании памяти на источник решения (самостоятельная генерация/ предъявление извне). Показано, что когда после неуспешных самостоятельных попыток решить задачу участники получали решение от виртуального партнера и испытывали при этом Ага!-переживание, то через одну неделю они чаще правильно вспоминали источник решения. Таким образом, можно выдвинуть гипотезу, что Ага!-переживание в ситуации индуцированного инсайта служит
дополнительной эмоциональной подсказкой, способствующей припоминанию не только самого решения задачи, но и его источника.
Кроме того, в 2021 году была проведена апробация образного стимульного материала (mooney-изображения). Mooney-изображения (Mooney, 1957) представляют собой черно-белые фотографии объекта/объектов с удалением всех оттенков серого. Данный стимульный материал будет использован для проведения ряда исследований, запланированных на 2022 год.

Key findings for the stage (summarized)

В ходе второго года реализации проекта были проведены экспериментальные исследования для изучения источников Ага!-переживания и проверки гипотезы о его неспецифической природе, а также изучения мнемической функции Ага!-переживания и его связи с ошибками памяти. Предполагается, что Ага!-переживание отражает резкий сдвиг в беглости обработки информации о задаче в процессе ее решения и способствует закреплению полученного опыта. Однако, вследствие неспецифичности беглости обработки могут возникать ошибки ложной атрибуции, вследствие чего должна наблюдаться связь Ага!-переживания с метакогнитивными искажениями. В общей сложности в течение 2021 года участниками проекта было проведено пять экспериментальных исследований с участием 593 испытуемых. Разработаны методики исследования Ага!-переживания при самостоятельном решении, а также при предъявлении ответа в задачах на поиск отдаленных ассоциаций на русском языке. Разработаны способы манипуляции беглостью обработки за счет варьирования семантических и перцептивных характеристик задач. Впервые показано, что Ага!-переживание чаще возникает при обнаружении решения тех задач, которые на начальном этапе интуитивно оценивались как нерешаемые. Также получены новые данные, свидетельствующие о сходстве Ага!-переживания с феноменом хиндсайта (переживания «Я знал это заранее!»). Показано, что знакомство с ответом на задачу, индуцирующую инсайт, приводит к ретроспективному искажению оценок решаемости задачи в сторону правильного ответа. Впервые проведено исследование роли Ага!-переживания в формировании памяти на источник решения (самостоятельная генерация/ предъявление извне). Предварительные результаты свидетельствуют о том, что в ситуации индуцированного инсайта Ага!-переживание скорее служит дополнительной эмоциональной подсказкой к запоминанию не только решения задачи, но и его источника, и снижает вероятность неосознанного плагиата. По результатам проекта подготовлено 10 публикаций, из них 1 статья (РИНЦ) и 1 статья (WoS, Scopus), сделано 8 докладов на научных конференциях.

Academic ownership of participants (text description)

Морошкина Надежда Владимировна, Старший научный сотрудник Института, руководитель проекта - общее руководство проектом, участие в проведении исследований (разработка экспериментальных макетов, анализ результатов), выступление с докладом на конференции, подготовка публикаций и отчета;
Аммалайнен Артур Вадимович, Младший научный сотрудник - участие в проведении исследований по проекту (написание программ, сбор и обработка данных), подготовка публикаций, выступление с докладом на конференции;
Гершкович Валерия Александровна, Доцент - участие в проведении исследований (разработка экспериментальных макетов, анализ результатов), подготовка публикаций, выступление с докладом на конференции;
Зверев Илья Владимирович, Аспирант - участие в проведении исследований по проекту (сбор и обработка данных);
Львова Ольга Владимировна, Младший научный сотрудник - участие в проведении исследований по проекту (сбор и обработка данных), подготовка документов для Этического комитета,
Савина Алина Игоревна, Аспирант - участие в проведении исследований по проекту (написание программ, сбор и обработка данных), подготовка публикаций, выступление с докладом на конференции.

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

не разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

разрешается
AcronymRFBR_a_2020 - 2
StatusFinished
Effective start/end date23/03/2128/12/21

ID: 75327628