Основной задачей настоящего проекта было уточнение модели торможения в процессе восприятия многозначной информации. Это уточнение осуществлялось согласно трем аспектам, касающимся:
1) доказательства возможности независимого влияния осознаваемых и неосознаваемых значений двойственных стимулов на когнитивную деятельность человека;
2) подтверждения существования не только негативного, но и позитивного последействия неосознаваемых значений (в смысле их влияния на решение связанных когнитивных задач);
3) обоснования позитивной роли процесса торможения альтернативных значений, состоящей в конкретизации осознанного значения.
Проект посвящен проблеме восприятия многозначной информации, которая напрямую связана с необходимостью отбора для осознания более релевантных значений и торможения менее релевантных. Вопреки традиционному акценту на ингибиторном эффекте заторможенных значений (проявляющемся в повторных ошибках пропуска, негативных прайминг-эффектах и т.д.), в данном проекте выявлено двоякое проявление заторможенных значений, которое подразумевает не только их ингибиторное последействие, но и фасилитирующее. В серии исследований показана динамика восприятия многозначных стимулов, состоящая в том, что торможение неосознаваемых значений сменяется их активацией. Это подтверждает теоретическое основание данного проекта, которым служит концепция негативного выбора В.М. Аллахвердова, постулирующая двоякое проявление неосознаваемых (или негативно выбранных) интерпретаций многозначности: их повторное неосознание в том же контексте и более легкий доступ к ним (чем даже к новой информации) при смене контекста. Также в данном проекте выявлен эффект нетождественности осознанных значений многозначных и однозначных стимулов. А именно обнаружено сужение диапазона эквивалентности и увеличение различительной способности для осознанных значений двойственных изображений в сравнении с однозначными изображениями. Тем самым, подтверждена позитивная роль торможения неосознаваемых альтернатив многозначной информации, состоящая в усилении конкретизации смысла осознаваемых значений. В качестве психофизиологического коррелята этой конкретизации в наших исследованиях выявлена негативность, связанная с ошибкой, сопровождающая осознание двойственных изображений как однозначных. По направлению, связанному с изучением процессов торможения в онтогенезе, получены свидетельства того, что механизм негативного выбора формируется в конце дошкольного периода. А до этого времени дети демонстрируют неосознаваемую чувствительность к многозначности в виде обесценивания двойственных изображений. Выявлены стратегии, которые дети используют для взаимодействия с такого рода неосознаваемой многозначностью. Результаты проекта представлены в 10 публикациях, из которых 3 проиндексированы в системах WoS /Scopus.