Научная проблема, на решение которой направлен проектДанное исследование является продолжением исследования 2019 г. HUM_2018-2019 на тему «Экономические санкции против России: оценка влияния, стратегия и политика противодействия» (авторский коллектив: С.А. Белозёров (руководитель), И.В. Радиков, Е.В. Соколовская, А.В. Яшина, Г.В. Джабадари, М.С. Денькович, У.К. Вешкурцева. ID проекта 37643463). Результаты, полученные авторским коллективом в процессе исследования, а также в процессе обсуждения на научно-коммуникативных мероприятиях, позволили определить и уточнить перспективные направления продолжения исследований. Выявлена целесообразность разработки подходов к формированию стратегии поведения России как страны-объекта санкций, способствующих, во-первых, поддержанию баланса между переориентацией политических и экономических связей России на Восток и необходимостью ведения политики рационального протекционизма, и, во-вторых, адекватным мерам воздействия на санкции США и иных иностранных государств.Различные аспекты влияния санкций на взаимодействие государства и граждан определяют необходимость проведения междисциплинарных исследований в рамках проекта. Концепция планируемого исследования предполагает решение научной задачи в области экономики и политики.Данная задача предполагает разработку подходов к формированию стратегии рационального поведения России, как страны-объекта санкций – комплексного набора политических и экономических мер, предпринимаемых государством как ответ на экономические санкции западных стран, в условиях потенциального конфликта интересов, являющегося следствием активизации внешнеэкономических и внешнеполитических связей со странами Азии, прежде всего, с Китаем.Предпосылкой для формирования такого комплекса мер станет решение задачи оптимизации поведения страны-объекта санкций на основе моделирования рационального поведения стран-участниц взаимодействия, находящихся в ситуации конфликта интересов.Актуальность проблемы, научная значимость решения проблемыНачиная с 2014 г., США и страны ЕС ведут в отношении России политику санкций, которая подразумевает совокупность финансовых, торгово-экономических, визовых и иных ограничений, накладываемых на деятельность отдельных отраслей и секторов национальной экономики, против отдельных лиц и компаний в России, а также их партнеров и контрагентов за рубежом. Санкции, аналогичные санкциям ЕС и США, ввели против России и ряд других стран мира, в том числе Австралия, Исландия, Канада, Норвегия, Украина, Швейцария, Япония.Антироссийские экономические санкции стали предпосылкой реализации стратегии России, направленной на интеграцию в рынки стран Азии, прежде всего, Китая («поворот на Восток»), как инструмента возобновления экономического роста и уменьшения зависимости системы российских торгово-экономических связей от стран Европы.Результаты исследования в рамках проекта «Экономические санкции против России: оценка влияния, стратегия и политика противодействия» выявили существенное негативное влияние экономических санкций на объемы торговли товарами и услугами России с государствами-инициаторами санкций, а также потоки прямых иностранных инвестиций. При этом, «поворот на Восток», как диверсификация внешнеэкономических связей после 2014 г., не был реализован в полной мере: в отличие от взаимной торговли товарами и услугами, объемы которой растут, наблюдается отток китайских инвестиций из России, несмотря на то, что значительная часть китайских вложений связана с реализацией инвестиционных проектов в Арктике [Белозёров, Соколовская, 2020]. Особенно заинтересован в данных проектах Китай, который является основным инвестором в проекты, связанные с развитием инфраструктуры и добычи углеводородов в регионе. Другие страны региона – потенциальные инвесторы, закрепившие официально свои приоритеты в Арктике (Республика Корея и Япония), в большей степени находятся под влиянием внешней политики США. В данных условиях возникает необходимость определения оптимального набора политических и экономических решений, которые обеспечили бы адекватный ответ России на санкционные действия западных стран при одновременном осуществлении экономически и политически целесообразной политики протекционизма во взаимоотношениях со странами Азии, прежде всего, с Китаем.Стратегически это нашло свое отражение в соответствующих нормативных документах, подтверждающих актуальность выполнения НИР с точки зрения соответствия стратегиям развития экономики России:1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, (Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208)2. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. №642)Научная значимость решения проблемы заключается в необходимости разработки подходов к формированию стратегии поведения России как страны-объекта санкций, способствующих, во-первых, поддержанию баланса между переориентацией политических и экономических связей на Восток и ведением политики рационального протекционизма, и, во-вторых, адекватным мерам воздействия на санкции США и иных иностранных государств.Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштабЦель данного проекта заключается в разработке подходов к формированию стратегии поведения России как страны-объекта санкций, связанной с преодолением негативных последствий санкций в условиях потенциального конфликта интересов. Основные задачи исследования в рамках проекта включают следующие.1. Выявление потенциальных экономических противоречий во взаимоотношениях России и Китая, выступающего ключевым партнером при «повороте на Восток», в условиях антироссийских экономических санкций.2. Определение эффективности возможных мер противодействия недружественным действиям США и других зарубежных стран.3. Формирование отдельных элементов стратегии поведения России как страны-объекта санкций, отражающих 1) сбалансированный подход, учитывающий переориентацию политических и экономических связей России на Восток в условиях санкций, и необходимость ведения политики рационального протекционизма, и 2) необходимость ответных мер воздействия на санкции США и иных иностранных государств.Научная новизна поставленной задачи, обоснование достижимости решения поставленной задачи и возможности получения запланированных результатовНаучная новизна теоретической задачи исследования заключается в приросте теоретических знаний в области политики и экономики, связанных с действиями стран в условиях потенциального конфликта интересов. Научная новизна прикладных задач исследования заключается в:проведении экономико-политологической экспертизы стратегии применения и выстраивания эффективной политики противодействия российского государства санкционной политике США и иных иностранных государств;использовании теоретико-игровых методов на основе подхода Т. Шеллинга, связанного с применением неантагонистических игр в теории конфликтов, при разработке подходов к формированию стратегии поведения России как страны-объекта санкций.Возможность получения запланированных результатов обеспечивается:использованием актуальных методов и подходов к экономическому исследованию, позволяющим осуществить верификацию выдвинутых гипотез, прогнозирование экономических показателей и т.д.;наличием у коллектива исполнителей НИР научного задела по проекту, публикаций в различных отраслях знаний, которые обеспечивают междисциплинарность проекта;наличием у коллектива исполнителей проекта опыта выполнения НИР по экономическим и политическим наукам.Научная новизна поставленной задачи, а также ее актуальность, подтверждается современным состоянием исследований данной проблематики.Современное состояние исследований по данной проблемеТеме экономических санкций и оценке их эффективности, как инструмента разрешения международных конфликтов, посвящено множество исследований экономистов-теоретиков и экспертов-практиков международных финансово-экономических организаций.Вопросы соответствия экономических санкций международному праву поднимались еще в начале ХХ века. С учетом того, что международная торговля товарами играла значительную роль, большое внимание уделялось проблеме таможенного бойкота (M. A. de Maday, 1913; H. Lauterpacht, 1933).С ростом глобализации, интеграции, постепенной отмены таможенных пошлин, развития торговли нематериальными активами, анализ экономических санкций не ограничивается только юридическим аспектом, возникают исследования политического и институционального характера. Накопленный эмпирический опыт использования санкций позволяет проводить количественные сравнения.Так, исследование Ф F. Hoffmann (1967) касалось двух ситуаций: решения Лиги Наций 1935 г. о применении экономических санкций в отношении Италии, и решения британского правительства о введении санкций против Родезии в 1965 г. В обоих случаях введение санкций мотивировалось политическим причинами, и автор пришел к выводу, что в таких случаях вероятность успеха экономических санкций очень низкая. Также ситуационный анализ введения санкций на примере ООН и стран Юго-Восточной Африки был проведен M. Doxey (1972); при этом особое внимание было уделено институциональному статусу ООН как организации-инициатора санкций.Анализ использования экономических санкций в контексте политики международных институтов и внешней политики отдельных государств был проведен J. Barber (1979), с точки зрения двух подходов к использованию экономических санкций: как замены силового подхода, и как дополнения к нему. J. Eaton & M. Engers (1992) усовершенствовали понятийно-категориальный аппарат и подходы к трактовке понятий страны-инициатора санкций (the sender) и страны-мишени, страны-объекта (the target). Авторы анализировали эти понятия, в зависимости от того, насколько страна пострадала от санкций.Одной из первых комплексных работ, посвященных экономическим санкциям, их истории, причинам, и оценке их эффективности стало исследование G. Hufbauer et al. (1990) «Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy». Авторы рассматривали 11 ситуаций использования санкций, начиная с 1914 г., отдельно исследуя такие аспекты как хронологию, цели применения санкций страной-инициатором, ответную реакцию страны-объекта санкций, роль третьих стран. Также в рамках данного исследования была предпринята попытка оценки экономического эффекта санкций на основе издержек и выгод. Такой подход авторов к оценке эффективности экономических санкций подвергся критике со стороны R. Pape (1997), который отмечал, что меньше половины успешных случаев (по мнению авторов предыдущей работы) применения санкций, достигли успеха именно за счет этих санкций. Также он пришел к выводу, что экономические санкции неэффективны для достижения именно экономических целей. Продолжение исследований G. Hufbauer et al. (2003) по проблематике экономических санкций представлено в книге «Economic Sanctions Reconsidered». Авторы проанализировали 170 случаев применения экономических санкций в период после I Мировой войны, пятьдесят из которой пришлось на 1990-е годы. Особое внимание уделялось ситуациям с санкциями вследствие «холодной войны» и нарастающих глобализационных процессов в мировой экономике. Анализируя целый ряд экономических и политических факторов, которые могли повлиять на успех санкций, авторы разработали ряд рекомендаций для руководства стран относительно эффективного использования экономических санкций.Также практические рекомендации относительно формирования целевых экономических санкций, на основе 22 UN targeted sanctions regimes, зафиксированы в документе ООН. Основной вывод данного исследования заключается в том, что подобного рода санкции всегда нужно применять в сочетании с другими мероприятиями неэкономического характера, и никогда – изолированно.J. Dashti-Gibson et al. (1997) исследовали эффективность экономических санкций, применявшихся в период 1914-1989 гг. Эмпирический анализ позволил авторам выявить, что факторы, влияющие на успех санкций, зависят от целей страны-инициатора. Если целью является просто политическая дестабилизация, то фактором, определяющим успех, является стабильность страны-инициатора. Для достижения любых других целей эффективными являются финансовые ограничения.Введение в 2014 г. санкций против России со стороны ЕС и США дало импульс новому витку исследований, в том числе ведущих российских ученых и специалистов-практиков, относительно последствий введения экономических санкций, с одной стороны, а также экспертам ЕС и США – с другой стороны.М.В. Клинова и Е.А. Сидорова (2014) рассматривали взаимовлияние санкций ЕС и России в контексте экономических связей между странами. Авторы пришли к выводу, что подобный «обмен санкциями» порождает обособленность и отрицательно, хотя и в разной степени, сказывается на возможностях хозяйственного развития России и ЕС.Е. Gurvich & I. Prilepskiy анализировали влияние западных санкций на российскую экономику в части инвестиционных потоков в разрезе отдельных экономических агентов, которые подверглись непосредственному влиянию санкций – государственные банки, нефтяные и газовые компании, производители оружия. Авторы пришли к выводу, что введение санкций косвенно затронуло и компании, не являющиеся непосредственными объектами санкций – за счет сокращения инвестиционных потоков.Комплексная монография «Экономические санкции против России: ожидания и реальность» (2017) анализирует причины и содержание экономических санкций против России, с использованием инструментов макроэкономического анализа, прогнозирования, сценарного подхода. Авторы анализируют также политику Центрального Банка России в современных условиях и ее влияние на основные макроэкономические показатели, рассматривают преимущества и недостатки импортозамещения и экспортоориентированного экономического развития, в том числе, целесообразность «поворота на Восток». В докладе РАНХиГС «Санкции: всерьез и надолго» (2019) рассмотрены теоретические аспекты экономических санкций для оценки и классификации ограничительных мер, применяемых странами-инициаторами по отношению к России. Авторами аргументировано, что наиболее эффективной политикой противодействия санкциям является не введение симметричных мер и закрытие рынков товаров/услуг/капитала, а политика «агрессивной» открытости рынков для сотрудничества. Также выявлено, что основной негативный канал влияния санкций на российскую экономику состоит не столько в уровне санкций, сколько в поддержании неопределенности относительно будущих санкционных параметров, в связи с чем авторы делают вывод о целесообразности направления усилий на стабилизацию текущего уровня санкций для снижения неопределенности, а не на их полную или частичную отмену.Среди документов ЕС, посвященным проблематике оценки санкций против России, можно выделить исследования, связанные с количественной оценкой санкций ЕС против России в реальном и финансовом секторах экономики (ERPS, 2015; ERPS, 2018).Эксперты ВТО, анализируя текущую ситуацию с экономическими санкциями ЕС и США против России, пришли к выводу, что экономика страны особенно восприимчива к санкциям за счет ограниченной диверсификации экономики и высокой зависимости от сырьевых материалов (M. Smeets, 2018). Исследованию современного состояния взаимоотношений России и ЕС после пяти лет действия санкций посвящен доклад Estonian Foreign Policy Institute (2019).В контексте геополитических концепций, в современных условиях формирующегося многополярного мира, проблема антироссийских экономических санкций начала рассматриваться сравнительно недавно: большая часть исследований датирована 2018 г. и носит теоретико-аналитический характер (Cornet, 2018; Bordachev et al. 2018; National Bank of Canada, 2018; EPRS, 2018). Важное прикладное значение имеет доклад специалистов Российского совета по международным делам 2018 г., в котором систематизирована информация об использовании санкций как инструмента межгосударственных отношений, дана классификация санкций, а также показаны принципиальные отличия санкций, применяемых США и ЕС в отношении России. В разработанных рекомендациях важное место занимает обоснование необходимости «поворота на Восток», развития торговых связей со странами АТР, в рамках диверсификации торговых и экономических связей.Ряд современных исследований посвящены политическим и экономическим взаимоотношениям России и Китая, как ключевого партнера России при «повороте на Восток», в условиях антироссийских санкций, а также направлениям оптимизации сотрудничества двух государств. В частности, сотрудничество в сфере инновационного развития стран рассматривается в работе Grigorenko et al. (2016). P. Bolt & S. Cross (2018), на основе анализа политики России и Китая применительно к таким проблемам как цветные революции, терроризм и кибербезопасность, охарактеризовали место российско-китайских взаимоотношений в современной геополитике. Отдельная группа исследований посвящена взаимоотношениям России и Китая в контексте отношений этих стран с США. M. Kaczmarski et al. (2018) анализировали отношения России и Китая и России и США в современных условиях угрозы гегемонии США вследствие становления Китая как глобального лидера, а также потенциальные последствия развития этих отношений для стран ЕС. M. Carlsson et al. (2017) исследовали сотрудничество России и Китая в различных сферах, на примерах политики стран в Центральной Азии и странах АТР, через призму роли США как конкурента и партнера обеих стран. Региональный аспект также был затронут в исследовании экспертов National Bureau of Asian Research (2017), в частности определены три региона – Центральная Азия. Ближний Восток и Северо-Восточная Азия, где развитие российско-китайских отношений составляет наибольшую угрозу для интересов США. Исследование взаимодействия России и Китая на региональном уровне, в частности и в Центральной Азии, на фоне анализа китайско-российской политики на глобальном уровне, представлено в статье Т. Михеля (2017). Автор критически анализирует мнение о том, что возможное создание российско-китайского альянса могло бы выступить в качестве противовеса США и их союзникам. Ч. Хуашен (2019), напротив, анализируя современное состояние взаимоотношений трех стран, пришел к выводу, что продолжение ухудшения китайско-американских и российско-американских отношений способно подтолкнуть Китай и Россию к созданию некоего азиатского блока.Отдельно следует остановиться на результатах исследований авторского коллектива, выполненных в рамках предыдущего проекта «Экономические санкции против России: оценка влияния, стратегия и политика противодействия».В процессе реализации проекта был проведен анализ действенности влияния санкционной политики Запада на уровень политического доверия граждан к российской власти. По результатам исследования выявлено, что в современных условиях санкции скорее укрепляют, чем ослабляют власть, усиливая конфронтационное мировоззрение в обществе. В частности, получен вывод, что социально-экономическая политика, проводимая в стране, невзирая на существующие проблемы, поддерживается большинством населения, и как следствие санкционное воздействие на динамику доверия граждан к политической власти в этих условиях не значительно. Вместе с тем санкции усиливают существующие в стране негативные тенденции и ведут к ухудшению экономической ситуации, и, соответственно, снижают реальное благосостояние, приводят к росту неравенства доходов, активизируют лоббистское давление на власть, провоцируют политическую нестабильность, приводя к накапливанию недовольства граждан. Как итог, указано, что, если российскому правительству не удастся добиться в кратчайшие сроки ощутимых результатов в улучшении жизни россиян, актуальной может стать смена политических элит и изменение политического курса [Radikov, 2019; Радиков a,b, 2019].Для того чтобы избежать указанных вариантов развития событий возникает необходимость поиска экономических инструментов преодоления негативных последствий санкций.Исследование современных тенденций развития и факторов, способствующих экономическому росту в развитых и развивающихся странах, позволило идентифицировать цифровые трансформации как один из важнейших драйверов экономического и социального развития [Belozyorov & Sokolovska, 2020; Яшина, 2019].В процессе анализа влияния цифрового развития на экономическое развитие страны, был использован показатель неравенства доходов, выбор которого обусловлен влиянием данного параметра как на уровень финансовой включенности населения, так на экономический рост страны в целом.Выявлено, что в большинстве анализируемых стран во всех регионах мира со средним уровнем неравенства доходов, к которым относится и Россия, цифровые преобразования могут принести больше выгод с точки зрения обеспечения экономического роста, чем в странах с низким уровнем неравенства доходов. Полученные результаты позволили обосновать основные направления цифровых преобразований в России как элемента экономической политики, направленной на стимулирование экономического роста и преодоление негативных последствий санкций, с одной стороны, и способствующей недопущению роста неравенства доходов – с другой [Belozyorov & Sokolovska, 2020].Отдельно анализ особенностей цифрового развития России и Китая позволил выявить основные направления российско-китайского сотрудничества на данном этапе в сфере регулирования, инвестиций и налогообложения цифровой сферы, дальнейшее развитие которых в условиях активизации стимулирования взаимных инвестиций, будет способствовать полноценной реализации стратегии «поворота на Восток» [Белозёров, Соколовская, 2020].Полученные результаты выявили целесообразность поиска баланса интересов между переориентацией России на Восток и ведением политики рационального протекционизма в условиях необходимости ответных мер воздействия на санкции западных стран, что является перспективным направлением дальнейших исследований по данной тематике.Barber J. Economic Sanctions As a Policy Instrument // International Affairs. 1979. Vol. 55(3). pp. 367-384.Belozyorov S., Sokolovska O. Economic Sanctions against Russia: Assessment of the Income and Overcoming Policies / Economy of Region, 2020 (forthcoming)Bordachev T., Kashin V., Kupriyanov A., Lukyanov F., Suslov D. The Rise of Rimland: The New Political Geography and Strategic Culture / Valdai Discussion Club Report. June 2018. 39 p.Can Russia live up to its geopolitical ambitions? National Bank of Canada. August 27, 2018.Carlsson M., Oxenstierna S., Weissmann M. China and Russia – A Study on Cooperation, Competition and Distrust. Swedish Defence Research Agency, 2017.Cornet A. From the “polar silk road” to the arctic Rimland: a case study of the belt and road challenges for the European Union / IRIS. Institute des rélations internationales et stratégiques, 2018. October.Dashti-Gibson J., Davis P., Radcliff B. On the Determinants of the Success of Economic Sanctions: An Empirical Analysis // American Journal of Political Science. 1997. Vol. 41(2), pp. 608-618.Doxey M. International Sanctions: A Framework for Analysis with Special Reference to the UN and Southern Africa // International Organization. 1972. Vol. 26(3). Summer. pp. 527-550 Eaton J., Engers M. Sanctions // Journal of Political Economy. 1992. University of Chicago Press, Vol. 100(5). pp. 899-928, October.Economic impact on the EU of sanctions over Ukraine conflict // EPRS. Ed. by M. Szczepański. European Parliamentary Research Service, 2015. 9 р. Geopolitical Outlook for Europe. Confrontation vs Cooperation / EPSC Brief. European Political Strategy Center, European Commission, 2018. June. Grigorenko O.V., Klyuchnikov D.A., Gridchina A.V., Litvinenko I.L., Kolpak E.P. The Development of Russian-Chinese Relations: Prospects for Cooperation in Crisis // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. 6(S1). pp. 256-260.Gurvich E., Prilepskiy I. The impact of financial sanctions on the Russian economy // Russian Journal of Economics. 2015. Vol.1(4). Pp. 359-385.Hoffmann F. The Functions of Economic Sanctions: a Comparative Analysis // Journal of Peace Research. 1967. Vol. 4(2), pp. 140-159. Hufbauer G., Schott J.J. Elliott K.A. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy / Institute for International Economics (U.S.). Peterson Institute, 1990. 298 p. Hufbauer G., Schott J.J., Elliott K.A., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. Peterson Institute, 2007. 233 p.Kaczmarski M., Katz M.N., Tiilikainen T. The Sino-Russian and US-Russian relationships: Current developments and future trends/ Publication series of the Government’s analysis, assessment and research activities 69/2018. Finland. December 2018.Lauterpacht H. Boycott in international relations. British Yearbook of International Law XIV (1933):130.Maday M. A. Economic Sanctions in Cases of Violation of International Law // The Advocate of Peace (1894-1920). Vol. 75. No. 11 (Dec. 1913), pp. 257-259.Pape R.A. Why Economic Sanctions Do Not Work // International Security. 1997. Vol. 22(2). pp. 90-136.Post-Crimea Shift in EU-Russia Relations: From Fostering Interdependence to Managing Vulnerabilities. Raik R., Rácz A. (eds.). International Centre for Defense and Security, Estonian Foreign Policy Institute, 2019.Radikov I.V. Impact of Sanctions on the Level of Citizens’ Political Confidence in the Power in Russia: the Incentive Role of the Media //Media Watch, 2019, 10 (3), 575-585. DOI: 10.15655/mw/2019/v10i3/49701 Russia-China Relations Assessing Common Ground and Strategic Fault Lines / Chase M.S., Medeiros E.S., Roy S., Rumer E.B., Sutter R., Weitz R. The National Bureau of Asian Research, 2017.Sanctions over Ukraine. Impact on Russia // EPRS. Ed. by M. Russell. European Parliamentary Research Service, 2018. 12 р.Smeets M. Can economic sanctions be effective? // ERSD-2018-03. World Trade Organization. Economic Research and Statistics Division. March 2018. 19 p.The effectiveness of United Nations targeted sanctions. Findings from the targeted sanctions consortium (TSC). United Nations, 2013. 51 p.Белозёров С.А., Соколовская Е.В. Особенности торгово-инвестиционного сотрудничества России и Китая в условиях антироссийских экономических санкций / Издательство Пекинского народного университета, 2020 (на кит. яз.) (forthcoming)Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским Союзом // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 67-79.Кнобель, А.Ю., Багдасарян, К.М., Лощенкова, А.Н., Прока, К.А. Санкции: всерьез и надолго / А.Ю. Кнобель, К. М. Багдасарян, А.Н. Лощенкова, К.А. Прока. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 80 с. (Научные доклады: экономика)Михель Т. Последствия усиления роли Китая для России в контексте напряженности отношений между Востоком и Западом: Партнёр в антизападной коалиции или угроза региональному влиянию Москвы? // Сравнительная политика. 2017. №8(2). С. 57-162. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2017-8-2-157-162 aРадиков И.В. Поиск идеологических ориентиров в постсоветской России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2019. Вып. 1 (834). С. 54-76.bРадиков И.В. Санкции в мировой политике: гуманное или аморальное средство политического принуждения / Современная Россия в мировом политическом процессе: глобальное и региональное измерение. Материалы междунар. научно-практ. конференции. Под общ. ред. А.Я. Касюка, И.К. Харичкина. 2019. С. 203-209.Санкции против России: направления эскалации и политика противодействия: доклад. № 37/2018 / Под ред. И.Н. Тимофеева; Российский совет по междунар. делам (НП РСМД). – М. : НП РСМД, 2018. 32 сХуашэн Ч. «Новый треугольник» в отношениях между Китаем, Россией и США // Сравнительная политика. 2019. №10(2). С. 69-85. https://doi.org/10.24411/2221-3279-2019-10017 Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / коллектив авторов; под ред. Р.М. Нуреева. Москва: КНОРУС, 2017. 194 с. Яшина А.В., Косарева Д.Д. Цифровая экономика: совместное потребление и экономическая безопасность // Материалы IV Международного научного форума «Государственное управление: роль граждан в построении цифрового государства», 21-23 июня 2019 г., Санкт-Петербург. СПб. ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. С. 42-55.Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проектаРеализация проекта включает использование общенаучных подходов – структурного, функционального и системного.Методология исследования включает общелогические методы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, логическое обобщение результатов. Этап I выполнения проекта охватывает дальнейший анализ теоретических исследований по проблематике применения экономических санкций и их влияния на политические и экономические отношения стран. На данном этапе предполагается использование методов анализа, синтеза, логического обобщения полученной информации, а также 1) структурно-функционального подхода, как элемента методологии системного анализа;2) геоэкономического подхода, согласно которому в современных условиях глобализации и либерализации международного движения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов «стирание» территориальных границ государств, невозможность определить страну происхождения богатства лишило государства части их суверенитета в экономической сфере;3) методов сравнительного анализа (comparative analysis), использование которых предполагается для определения основных тенденций влияния на политические и экономические отношения стран.Этап II включает исследование отношений России с отдельными государствами, которые тем или иным образом затронуты антироссийским санкционным процессом: определение потенциальных экономических противоречий во взаимоотношениях России и Китая в условиях антироссийских экономических санкций, а также проведение экономико-политологической экспертизы стратегии применения и выстраивания эффективной политики противодействия России санкционной политике США и иных иностранных государств.Основные методы исследования на данном этапе включают анализ, синтез, логическое обобщение результатов, а также:1) методы межстранового сравнительного анализа (cross-country comparative analysis), методы геоэкономического подхода – для выявления потенциальных экономических противоречий во взаимоотношениях России и Китая;2) политологический анализ – для изучения особенностей политических полей, институтов и отношений в процессе выстраивания эффективной политики противодействия российского государства санкционной политике США и иных иностранных государств;3) экономико-политологическая экспертиза – для изучения соответствия политических и экономических решений, а также политики в целом, современным экономико-политическим условиям;4) элементы сравнительного исторического институционального анализа (historical and comparative institutional analysis, HCIA) – при оценке качества экономических институтов исследуемых стран. Этап III заключается в формализации подходов к формированию стратегии поведения России как страны-объекта санкций в условиях потенциального конфликта интересов.На данном этапе предполагается использование:1) теоретико-игровых методов как элемента теории межгосударственного сотрудничества – при моделировании рационального поведения стран-участниц взаимодействия, находящихся в ситуации потенциального конфликта интересов; в основу положен подход Т. Шеллинга, связанный с применением неантагонистических игр в теории конфликтов; 2) элементов нормативной экономической теории – при разработке отдельных составляющих стратегии поведения России, как страны-объекта санкций.Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проектуУчастники НИР имеют многолетний опыт изучения различных аспектов внешнеэкономической политики, теории и политики национальной безопасности, отдельных аспектов геополитики. Особое внимание в исследованиях, формирующих научный задел коллектива по данному проекту, уделяется современной политической теории, российской политике, международной безопасности, методологии оценки поведения экономических агентов, что подчеркивает междисциплинарность исследования.В целом, за период 2014-2019 гг. участниками проекта было опубликовано/принято к публикации (за 2019 г.) свыше 30 работ, близких к тематике данного проекта, из них 7 разделов монографий, 10 статей в журналах, рекомендованных ВАК для публикаций результатов диссертационных исследований, 7 статей в изданиях, включенных в международные индексы цитирования Scopus и WoS Core Collection, относящихся к четырем различным отраслям знаний: Business, Management and Accounting; Economics, Econometrics and Finance; Mathematics; Social Sciences согласно Scopus Subject Areas, а также Economics and Business; Mathematics; Multidisciplinary; Social Sciences, General согласно WoS Essential Science Indicators).С.А. Белозёров и Е.В. Соколовская принимали участие в организации в рамках III Международного экономического симпозиума-2018 круглого стола «Трансформация внешнеэкономических связей России: поворот на Восток» (апрель 2018 г.), с участием ведущих российских и иностранных специалистов, тематика которого включала вопросы современной внешнеэкономической стратегии России, обсуждение целесообразности азиатского вектора российской торговой и инвестиционной политики.Также С.А. Белозёров и Е.В. Соколовская выступили организаторами и спикерами семинара на тему «Отношения России и АСЕАН» (16.08.2018 г.) в Университете Куала-Лумпур (г. Куала-Лумпур, Малайзия).С.А. Белозёров и Е.В. Соколовская выступили организаторами и участниками:1) научного семинара на тему ««Трансформация экономических санкций в контексте геополитических концепций ХХ века» с участием представителей Института политических исследований Aix-en-Provence (Франция) (05.03.2019 г.);2) научного семинара «Санкции как инструмент внешней политики» совместно с кафедрой мировой политики факультета международных отношений СПбГУ (09.12.2019 г.).И.В. Радиков выступал руководителем НИР «Современные доктрины национальной безопасности в мировом политическом дискурce» и участником НИР по темам: «Изучение политической традиции и образовательных технологий в современной науке», «Политика идентичности многонациональных государств в контексте решения проблемы безопасности». Результаты исследования «Экономические санкции против России: оценка влияния, стратегия и политика противодействия» были представлены в докладе И.В Радикова на пленарном заседании конференции «Современная Россия в мировом политическом процессе: глобальное и региональное измерение» (г. Москва, МГЛУ, 16-18 апреля 2019 г.)А.В. Яшина является администратором постоянного научного семинара «Экономика и культура», членом программного комитета Международного форума пространственного развития, ежегодных международных научных конференций Центра исследований экономической культуры СПбГУ, Четвертых Смольных чтений «Наука и техника сквозь призму гуманитарных и социальных наук» (2015), Фестиваля социогуманитарных наук Social Science Sunday (2015), соорганизатором Школы социальных инженеров (2016-2017 гг.). Также А.В. Яшина выступала участником НИР «Современные доктрины национальной безопасности в мировом политическом дискурce», «Социальные науки и социальные практики: история взаимного влияния».Тематика научных исследований Тун Ли связана с российско-китайскими экономическими отношениями. Экономическое развитие стран мира, в том числе России, США и Китая, является предметом исследований Е.С. Бочаровой. В целом члены коллектива исполнителей НИР, включая руководителя, за последние 5 лет являлись/являются руководителями/ответственными исполнителями/исполнителями 9 НИР, заявки на финансирование которых были поддержаны различными научными фондами и иными организациями.Детальный план работы на весь период выполнения проектаЭтап I выполнения проекта охватывает дальнейший анализ теоретических исследований по проблематике применения экономических санкций и их влияния на политические и экономические отношения стран. Этап II включает исследование отношений России с отдельными государствами, которые тем или иным образом затронуты антироссийским санкционным процессом: определение потенциальных экономических противоречий во взаимоотношениях России и Китая в условиях антироссийских экономических санкций, а также проведение экономико-политологической экспертизы стратегии применения и выстраивания эффективной политики противодействия России санкционной политике США и иных иностранных государств.Этап III заключается в формализации подходов к формированию стратегии поведения России как страны-объекта санкций в условиях потенциального конфликта интересов.I квартал 2020 г.1. Систематизация имеющегося научного задела участников в соответствии с задачами проекта.2. Сбор теоретико-аналитических данных по тематике проекта.3. Проведение дальнейших теоретических исследований по проблематике применения экономических санкций и их влияния на политические и экономические отношения стран.4. Подготовка публикаций по результатам исследованияII квартал 2020 г.1. Выявление по результатам межстранового сравнительного анализа, применения отдельных элементов геоэкономического подхода и сравнительного исторического институционального анализа, потенциальных экономических противоречий во взаимоотношениях России и Китая.2. Подготовка публикаций по результатам исследований.III квартал 2020 г.1. Проведение экономико-политологической экспертизы стратегии применения и выстраивания эффективной политики противодействия России санкционной политике иностранных государств.2. Формирование результатов проведенной экономико-политологической экспертизы.3. Моделирование рационального поведения стран-участниц взаимодействия, находящихся в ситуации потенциального конфликта интересов, с использованием теоретико-игровых методов.4. Подготовка публикаций по результатам исследованияIV квартал 2020 г.1. Формирование отдельных элементов стратегии поведения России как страны-объекта санкций, отражающих 1) сбалансированный подход, учитывающий переориентацию политических и экономических связей России на Восток в условиях санкций, и необходимость ведения политики рационального протекционизма, и 2) необходимость ответных мер воздействия на санкции США и иных иностранных государств.2. Подготовка публикаций по результатам исследования3. Подготовка и проведение научно-коммуникативного мероприятия по тематике проекта4. Подготовка и представление отчета о результатах проведения НИР для опубликования на сайте СПбГУОжидаемые научные результаты и их научная и общественная значимостьРезультаты НИР обеспечат прирост теоретических знаний в области геополитики, геоэкономики, теории межгосударственного сотрудничества и теории конфликтов, а также уточнение их понятийного и категориального аппарата.Научное и научно-практическое значение будут иметь:1) результаты экономико-политологической экспертизы стратегии применения и выстраивания эффективной политики противодействия России санкционной политике США и иных иностранных государств;2) результаты применения теоретико-игровых методов как элемента теории межгосударственного сотрудничества, при разработке отдельных элементов стратегии поведения России как страны-объекта санкций в условиях потенциального конфликта интересов.Общественная значимость результатов реализации проекта заключается в:1) формировании отдельных элементов стратегии поведения России, связанной с преодолением негативных последствий санкций; 2) способствовании достижению стратегических, оперативных и тактических целей развития РФ, зафиксированных в соответствующих нормативных документах.Публикации членов коллектива исполнителей по результатам НИР в российских и иностранных журналах, участие в научно-коммуникативных мероприятиях в России и за рубежом по тематике проекта, позволят провести апробацию полученных результатов.По результатам проекта за весь период его выполнения предполагается:1) опубликовать (обеспечить принятие к публикации) не менее одной статьи в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection и Scopus;2) провести не менее одного научно-коммуникативного мероприятия по тематике проекта;3) использовать подготовленные материалы в учебном процессе в Санкт-Петербургском государственном университете;4) предоставить отчет о результатах проведения НИР для опубликования на сайте СПбГУ.Учебные дисциплины, в преподавании которых могут быть использованы результаты реализации проекта:1) ООП ВПО бакалавриата "Политология" по направлению 41.03.04 (Политическая экономия, Государственная политика и управление, Российская политика, Бизнес и политика)2) ООП ВПО магистратуры "Политология" по направлению 41.04.04 (Современная российская политика обеспечения национальной безопасности, Современная методология исследования российской политики, Арктический регион как объект международных отношений, Международное взаимодействие в Арктическом регионе)3) ООП ВПО бакалавриата "Свободные науки и искусства" по направлению "Международная безопасность" IR_E_2034) ООП ВПО бакалавриата "Экономика" по направлению 38.03.01 (Экономика Китая, Бизнес России и Китая, Региональная экономическая политика России и Китая)5) ООП ВПО магистратуры "Экономика" по направлению 38.04.08 (Управление рисками — продвинутый уровень)