В ходе исследования были созданы скрининговые шкалы для быстрого и точного выявления риска задержки психического развития детей 3–6 лет. Эмпирические индикаторы возрастного отставания у дошкольников выявлялись с применением методов математического моделирования к результатам обследования 2700 детей. На основе выделенных индикаторов разработаны и психометрически обоснованы короткие шкалы для каждого года в дошкольном детстве. Разработаны методические материалы по применению шкал и тестовые нормы, обеспечивающие корректность интерпретации результатов скрининговой диагностики.
Все результаты, полученные при реализации Проекта, исчерпывающе изложены в публикациях по проекту, и наиболее полно – в монографии «Психодиагностика риска задержки психического развития детей дошкольного возраста».
Первоначальной целью нашего исследования был поиск маркеров, которые являются наиболее прогностически ценными для оценки вероятности принадлежности детей от 3 до 7 лет к группе задержки психического развития на примере российской выборки (всего было обследовано 2700 детей, из них 252 ребенка с диагнозом ЗПР). Мы обнаружили наибольшую разницу между группами «Норма» и «ЗПР» у детей всех возрастов по следующим факторам (в порядке убывания вклада): «Логическое суждение», «Моторика» и «Общая осведомленность». Эти факторы оказались ведущими для детей в возрасте 3–5 лет. При этом, задания, входящие в одноименные шкалы для детей разного возраста, не повторялись: для более старших детей они оказались ожидаемо более сложными. Дополнительно, для 3-летних детей был выделен фактор «Исполнительные функции». Принципиальным отличием 6-летних детей от более ранних возрастов является то, что наибольшим весом в различении групп «Норма» и «ЗПР» у них обладают новые факторы – «Произвольное внимание» и «Счет». Появление и выход на первый план этих факторов является следствием, с одной стороны, созревания соответствующих функциональных систем мозга, с другой – изменением содержания воспитания и обучения детей на этом возрастном этапе, связанного с подготовкой детей к обучению в школе.
В своем исследовании мы отталкивались от изучения факторной модели векторов развития детей в норме и при ЗПР, полученную с использованием SEM для каждого года дошкольного возраста. В соответствии с этими моделями далее разрабатывались и психометрически обосновывались короткие шкалы, позволяющие максимально точно и в то же время быстро оценить риск задержки психического развития. В классических тестах способностей содержание шкал определяется индивидуальными особенностями («векторами развития») нормально развивающихся детей. В этой парадигме нами были разработаны шкалы для диагностики развития 3-летних детей. Отличие шкал, которые были разработаны нами для детей 4 – 6 лет, состоит в том, что они представляют собой вектора, которые в наилучшей степени поляризуют детей на 2 группы: ЗПР и Норма.
Разработаны тестовые нормы для каждой шкалы, обеспечивающие корректность интерпретации результатов диагностики, и методические рекомендации по применению шкал для быстрой идентификации детей с высоким риском ЗПР. Эти шкалы обладают высокой прогностической способностью, поскольку они отражают актуальные тенденции когнитивного развития российских детей и, как следствие, на российской популяции имеют большую прогностическую способность, чем любые адаптированные зарубежные скрининги. Широкое применение впоследствии разработанных шкал в процессе компьютеризированного скринингового мониторинга позволит своевременно выделять детей с повышенным риском задержки психического развития для оптимизации процесса раннего вмешательства и «прицельной» работы специалистов с небольшой категорией детей, которые действительно нуждаются в особом внимании.