Научной проблемой, на решение которой направлен проект, является исследование визуальной рецепции в сфере многообразной художественной и культурной продукции, а также необходимость выявления логики взаимовлияния, культурных и эстетических доминант в рецептивных механизмах, с дальнейшей возможностью прогнозирования этих процессов применительно к современному художественному процессу.
Научная новизна проекта конкретизируется тем, что впервые:
1.значительно расширится область научного знания, связанного с исследованием рецептивных механизмов музыкальных практик;
2.откроется новое междисциплинарное направление в искусствознании, позволяющее на новом уровне рассмотреть проблему синтеза искусства и т. п.;
3.осмыслено эстетическое воздействие музыкальных практик в литературном творчестве, изобразительном и экранном искусстве;
4.используется инструментарий рецептивного анализа, применяемого в лингвистике, в приложении к искусствознанию;
5.рассматривается феномен репрезентации музыкальных практик в визуальной культуре второй половины XIX-первой половины ХХ века как поликодовый текст;
6.в широкий научный оборот вводится систематизированный корпус аудиовизуальных материалов эмпирического характера, связанных с проблемой музыкальной рецепции;
7.с целью изучения рецепции музыкальных практик и их репрезентации в визуальной культуре второй половины XIX – первой половины XX вв. апробированы методы современные кураторов и художников при исследовании феномена аудиовизуализации.
8.на примере живописи и графики рассматривается влияние рецепции музыкальной практики на зрелищную популярную культуру, анализируeтся ее проникновение в немое кино в первой трети XX века, показывается влияние месмерических практик на визуализацию в изобразительном искусстве и кинематографе.
9. уделяется специальное внимание исследованию графического оформления печатной музыкальной продукции (песенные сборники, газетные и журнальные публикации, нотные издания и пр.)
Исследование носит междисциплинарный характер, что предполагает использование совокупности общенаучных методов (компаративный, типологический, контекстный и семиотический анализы), а также специальных (социокультурный, историко-культурный, формально-стилистический, иконографический и иконологический). Академическая значимость проекта определяется потенциальным вкладом в решение такой проблемы, как роль рецепции музыкальных практик в транскультурном обмене.
Основные направления работы:выявление и последующая систематизации эмпирического материала по теме НИР; решение теоретико-методологических задач; проведение компаративного анализа с целью выявления специфики рецепции музыкальных практик в визуальной культуре второй половины XIX-первой половине ХХ вв.
Члены научного коллектива имеют давний опыт научного сотрудничества. Под руководством Э.М. Глинтерник в 2019 году Е.В. Клюшина успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Французская журнальная графика конца XIX - начала XX в. (этапы развития, типология, жанры и стилевые направления)». Научное сотрудничество Э.М. Глинтерник и Е.В. Клюшиной нашло продолжение в совместных научных изысканиях и публикациях. В 2021 г. Э.М. Глинтерник и Е.В. Клюшина в соавторстве подготовили научную статью «“La Revue Blanche”: история иллюстрирования», вышедшую в «Вестнике Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» (№ 1, 2021). Имеется также наличие опыта совместной реализации НИР в 2020 - 2021 гг. - коллективный грант "Иллюстрированные периодические издания в социокультурном контексте XIX – XXI веков: отечественный и зарубежный опыт (культура, искусство, дизайн, СМИ)". В период с 2008 по 2019 гг. Е.В. Клюшина являлась старшим преподавателем кафедры истории западноевропейского искусства Института истории СПБГУ, обучение на которой проходила Д.О. Мартынова. Интерес Д.О. Мартыновой к проблемам зарубежного искусства, а также русско-французским художественным связям был поддержан Е.В. Клюшиной. В последние годы Д.О. Мартынова и Е.В. Клюшина совместно участвовали в организации межрегиональных научных мероприятий. В частности, осенью 2021 года Д.О. Мартынова и Е.В. Клюшина вошли в оргкомитет Международной научно-практической конференции памяти М. В. Доброклонского «Искусство и наука. Актуальные вопросы образования, исследований и технологий». Д.О. Мартынова и В. Д. Эвалльё имеют успешный опыт научного и творческого сотрудничества. Ими совместно организован семинар «Интермедиальность в искусстве», посвященный проблемам визуальной культуры (Москва, Государственный институт искусствознания, при участии Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина и Санкт-Петербургского государственного университета, март-июнь 2022 г.) http://sias.ru/upload/iblock/651/Seminar_Anons_GII_RAKH_itog.docx.pdf
У всех участников проекта имеются публикации, свидетельствующие о научно-тематическом интересе и близости к исследуемой проблематике.
Клюшина, Е. В., & Глинтерник, Э. М. (2021). «La Revue Blanche»: история иллюстрирования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искус-ствоведение, 11(1), 127-149. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.108