• Tikhonov, Roman (PI)
  • Москвичев, Арсений Кириллович (CoI)

Description

Цель настоящего проекта — разработка вычислительной модели процессов коммуникации и усвоения категориальной информации при диадном взаимодействии в ситуации "учитель—ученик".

Для реализации поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
1) проведение анализа современных математических моделей категоризации и коммуникации, а также концептуальных подходов к процессам усвоения и передачи знаний;
2) разработка и проведение экспериментов для изучения воспринимаемой и реальной информативности сообщений, передаваемых разными способами (вербальная инструкция, невербальная подсказка, демонстрация примеров и др.) при взаимодействии в формате "ученик—учитель";
3) разработка вычислительной модели взаимодействия ученик-учитель для задач категоризации;
4) количественный и качественный анализ содержания вербальных сообщений, передаваемых от "учителя" к "ученику" и применение машинного обучения для автоматической классификации этих сообщений для последующего встраивания их в модель;
5) оценка предсказательной способности модели в экспериментах, задействующих вербальную и невербальную коммуникацию.








Key findings for the project

Цель проекта состояла в том, чтобы разработать и эмпирически валидизировать вычислительную модель вербальной и невербальной коммуникации категориальной информации. Разработанная модель описывает процесс обучения перцептивным категориям с использованием словесных объяснений и наглядных примеров. В основе лежит методология «рационального анализа» (Anderson, 1990; 1991) и описанная в работе Шафто и коллег (Shafto et al., 2014) байесовская модель педагогического взаимодействия. Главным отличием нашей модели от уже имеющихся аналогов является ее применимость к ситуациям обучения категориям не только с помощью демонстрации примеров, но и посредством вербальной коммуникации.
Для оценки предсказательной способности модели было проведено два эксперимента (N = 480), в которых участники сначала обучались перцептивной категории, а затем должны были передать свои знания, используя три способа 1) словесные объяснения, 2) демонстрацию примеров, 3) комбинацию этих двух способов. По межгрупповому плану варьировались характеристики пространства стимулов: перцептивная схожесть категорий и размерность стимулов (количество иррелевантных признаков). В качестве зависимых переменных выступала эффективность коммуникации (воспринимаемая и фактическая).
Важнейшим результатом проекта стала экспериментальная проверка допущения о качественной специфике вербального и невербального каналов коммуникации. В двух экспериментах мы получили свидетельства о том, что размерность стимулов (т.е. общее количество изменяющихся признаков) снижает воспринимаемую и объективную эффективность обучения на примерах, но не влияет на обучение через словесные объяснения. В свою очередь, перцептивная схожесть стимулов негативно сказывается на эффективности вербальной коммуникации, но не влияет на невербальную. Эти данные согласуются с паттернами предсказаний, полученными в симуляции с использованием разработанной вычислительной модели.
Представленная модель ограничена ситуациями эксплицитной целенаправленной передачи знаний. Для того, чтобы иметь возможность в дальнейшем расширить область её применимости, мы провели еще два эксперимента, направленных на изучение механизмов проверки и передачи имплицитных знаний в ситуации диадного взаимодействия. Выяснилось, что передача и проверка знаний может также непреднамеренно происходить в процессе совместного принятия решений. Ключевым механизмом в таких ситуациях выступает ориентация на субъективную уверенность и совпадение ответов с напарников в качестве критериев достоверности знаний.
Результаты проекта были представлены в 5 устных и 3 постерных докладах на российских и международных научных мероприятиях, а также описаны в 7 публикациях.

Academic ownership of participants (text description)

Тихонов Р.В. – 50%, Москвичев А.К. – 50%
Short title__
AcronymRFBR_mol_a_2018 - 2
StatusFinished
Effective start/end date30/06/1910/03/20

ID: 43419528