Description

Определение понятия "диаспоры" является одним из важных дискуссионных вопросов в современном теоретическом и практическом знании. Разные научные области, среди которых следует упомянуть историю, этнологию, культурную антропологию, социологию, политологию, вкладывают в этот термин разные смыслы. В связи с этим разные определения термина "диаспора" могут даже противоречить друг другую Данный проект не претендует на разрешение этого терминологического коллапса и не стремится к рассмотрению всего многообразия диаспор, существующих в современном мире или известных из исторических источников. Материал проекта ограничен тремя диаспорами, которые обычно именуются классическими примерами диаспор или "этническими стереотипными диаспорами" с длительной и сложной историей. Как известно, термин "диаспора" (древнегреч. diaspora) был введен в употребление в эллинистическую эпоху и впервые употреблен для обозначения еврейского сообщества, а затем был перенесен также на армянские и греческие сообщества. Выбор материала позволяет сузить широкую проблематику диаспоральных исследований и четко сформулировать основную проблему, на решение которой направлен данный проект: изучение механизмов формирования культуры в классическом (прототипическом) диаспоральном сообществе (в "мобилизованных" диаспорах, по терминологии американского исследователя Дж. Армстронга; в диаспорах с историческими корнями, по терминологии израильского ученого Г. Шеффнера).
Такая постановка проблемы позволяет приступить к ее решению на макро- и микроуровне. С одной стороны, исследования в рамках проекта будут поставлены в более широкий контекст и включены в один из центральных вопросов современного научного дискурса – проблему эволюции культуры в полиэтничном, поликонфессиональном и многоязычном обществе. История формирования и культурные особенности диаспоральных сообществ предоставляют уникальный материал для исследования общих тенденций современной культуры к гетерогенности, процессов культурной дивергенции, конвергенции и синтеза, сосуществования центростремительных (архаизирующих, консервирующих) и центробежных (инновационных, интеграционных) направлений в развитии сообщества. С другой стороны, в рамках проекта будет предпринята попытка определить понятие диаспоральной культуры и отделить данное явление от типологически сходных. В качестве гипотезы выдвигается тезис о том, что в диаспоре выстраивается особый тип культуры с собственными социальными, религиозными и коммуникативными практиками, текстовой традицией, символической (этнически или конфессионально нагруженной) интерпретацией исторических событий и т. д.








Short title__
AcronymRSF_RG_2015 - 4
StatusFinished
Effective start/end date27/04/1831/12/18

ID: 34930557