Традиционно проблема многозначности исследуется на лингвистическом материале. Существуют модели, описывающие устранение неоднозначности (Tipper 2001, Dehaene, Changeux 2011 и др). Они, описывая феномен многозначности и пытаясь выяснить, как происходит работа с ней, не касаются вопросов, почему в принципе человек, имея доступ ко всем значениям, осознает только одно из них. Мы предлагаем взглянуть на традиционно лингвистическую проблему с точки зрения экспериментальной психологии сознания. Это позволит не только описать работу сознания с многозначностью, но и экспериментально выявить процессы, обеспечивающие поддержание устойчивости выбранного значения, а также факторы, влияющие на его стабилизацию или смену.
Парадигма исследования позволяет по-новому подойти к проблеме определения значения слова через эмпирически определяемый негативный выбор. Предлагаемый подход не только описывает, как происходит выбор значения для осознания, но и обосновывает его последействие для поддержания устойчивости сделанного выбора.
1. Аллахвердов В.М. – общее руководство проектом, участие в разработке и коррекции исследовательских дизайнов, уточнение теоретической модели, участие в разработке совместных исследовательских дизайнов с другими участниками комплексного проекта, подготовка статей.
2. Гершкович В.А. – участие в разработке и коррекции исследовательских дизайнов, участие в обобщении эмпирических данных, организация работы исследовательского коллектива по проверке эффектов чередования значений, а также эффектов конкретизации значения в условиях семантической иллюзии. Подбор исследовательских методик. Участие в разработке и проведении совместных исследовательских дизайнов с другими участниками комплексного проекта. Участие в подготовке статей
3. Филиппова М.Г – участие в разработке и коррекции исследовательских дизайнов, участие в обобщении эмпирических данных, организация работы исследовательского коллектива по проверке эффектов актуализации негативно выбранных значений и эффектов конкретизации позитивно выбранных значений. Участие в разработке совместных исследовательских дизайнов с другими участниками комплексного проекта. Участие в подготовке статей.
4. Карпинская В.Ю. – участие в разработке и коррекции исследовательских дизайнов, участие в обобщении эмпирических данных, организация работы исследовательского коллектива по проверке эффектов конкретизации позитивно выбранных значений на материале зрительных иллюзий. Подбор исследовательских методик. Участие в разработке и проведении совместных исследовательских дизайнов с другими участниками комплексного проекта. Участие в подготовке статей.
5. Аммалайнен А. – проведение эмпирических исследований, посвященных проверке роли удержания позитивно выбранного значения в сознании на материале творческих (инсайтных) задач. Участие в проведении совместных эмпирических исследований, участие в обработке данных. Участие в подготовке статьи.
6. Костина Д. - Участие в проведении совместных эмпирических исследований, участие в обработке данных. Участие в подготовке статьи.
7. Стародубцев А. – проведение эмпирических исследований, посвященных изучению эффектов, наблюдаемых при осознании противоречивости информации. Участие в проведении совместных эмпирических исследований, участие в обработке данных. Участие в подготовке статьи.
8. Львова О. – организация работы коллектива, общее управление проектом, организация регулярных семинаров и встреч для обсуждения, участие в обработке эмпирических данных.
9. Кулиева А.К. - Участие в проведении совместных эмпирических исследований, участие в обработке данных. Участие в подготовке статьи.
10. Тихонов Р.В. – разработка дизайнов и проведение эмпирических исследований, посвященных проверке роли удержания позитивно выбранного значения в сознании на материале творческих (инсайтных) задач. Участие в проведении совместных эмпирических исследований, участие в обработке данных. Участие в подготовке статей.