Description

Мое исследование посвящено художникам семьи Гольбейнов — Гансу Гольбейну Старшему (1465-1524), Зигмунду Гольбейну (1470-1540) и Амброзиусу Гольбейну (1494-1519). Данное исследование является продолжением моей работы в рамках обучения в бакалавриате и магистратуре.
Творчество Ганса Гольбейна Младшего и его отца Ганса Гольбейна Старшего исследовано достаточно хорошо и вызывает меньше вопросов, чем творчество их менее знаменитых братьев – Зигмунда и Амброзиуса. Чаще всего о художниках идет речь только как о братьях знаменитых Гольбейнов. Вопрос мастерской Ганса Гольбейна Старшего один из наименее изученных пластов в зарубежном, и особенно в российском искусствознании: в отечественной научной традиции проблема целостного изучения мастерской Ганса Гольбейна Старшего, а также творчества его сотрудников, учеников и сыновей, никогда не ставилась и освещалась лишь спорадически. Кроме того, поставленная цель – выделить Зигмунда и Амбросиуса Гольбейнов, их работы из продукции мастерской, исследовать особенности их творчества как отдельных представителей мастерской Ганса Гольбейна Старшего, – нова, поскольку личности Зигмунда не находится места даже в претендующих на всеохватность именитых словарных зарубежных изданиях по искусству.
Необходимо отметить, что в коллекции Государственного Эрмитажа находится одна из немногих сохранившихся работ Амброзиуса Гольбейна – «Портрет молодого человека». В моей магистерской работе уже поднимался вопрос идентификации личности юноши, изображенного на портрете. Отправной точкой исследования стали инициалы на берете изображенного и дата с надписью в картуше: Eratis. sve. XXMDXVIII. (В возрасте 20 лет, 1518). 
Таким образом, был сделан вывод, что изображенный на картине юноша с инициалами FG родился в 1498 году. В процессе исследования была найдена монограмма, которая практически индентична монограмме на берете изображенного юноши. Это монограмма базельского гравера и книжного иллюстратора, личность которого удалось идентифицировать. Одна из целей моего исследования в Германиии является обнаружение биографических данных, которые доказали бы, что художник и предполагаемый юноша могли быть знакомы.
Кроме того, в ходе работы над магистерской диссертацией были проведено исследование в Аугсбурга, и обнаружена серия неопубликованных рисунков с изображением «Страстей» и «Жизни Марии» из собрания Отдела графики Художественного музея в Аугбурге, которая приписывается Зигмунду. Интересно, что в отделе рисунков Государственного Эрмитажа был обнаружен рисунок «Смерть Марии», являющийся точным повторением аугсбургского рисунка. Так как рисунки не исследовались и не публиковались прежде, существование схожего рисунка стало неожиданностью и для отечественных иссделователей, и для исследователей в Аугсбурге. Единственное, что отличает рисунки – манера исполнения. Учитывая это, можно предположить, что вся серия, обнаруженная в Аугсбурге, по всей видимости, восходит к рисункам Ганса Гольбейна Старшего. Необходимо продолжить исследование графических коллекций, чтобы пролить свет на работу мастерской.
Таким образом, в ходе стажировки будет проведено исследование художественных коллекций музеев и рисунков в кабинетах Графики в Гамбурге, Аугсбурге, Мюнхене, Нюрнберге, Базеле и Штутгарте с целью атрибуции и датирования работ исследуемых художников. Кроме того, будут проведены работы в библиотеке Университета Гамбурга и Аугсбурга, Баварской государственной библиотеке, библиотеке Германского Национального музея в Нюрнберге и библиотеки в Базеле. Исследование архивных документов в Государственном архиве Аугсбурга и Базеля, где я собираюсь найти информацию о гравере «FG» (предположительно, именно он изображен на «Портрете молодого человека» Амброзиуса Гольбейна из собрания Государственного Эрмитажа) и чтобы найти больше документов, связанных с Зигмундом Гольбейном. Необходимо также посетить монастырь Святого Георгия в Штайн-на-Рейне, где Амброузиус с художником по имени Томас Шмид работал над фресками в 1515 году, и провести анализ иконографии, изучить материалы и методы, используемые в для сохранения и восстановления фресок.
К ожидаемым научным результатам следует отнести получение новых данных о жизни и творчестве Зигмунда и Амброзиуса Гольбейна, которые позволят по-новому взглянуть на мастерскую Ганса Гольбейна Старшего и выяснить, как разделялись работы между сотрудниками мастерской. Кроме того, результатом исследования станет окончательная идентификация личности изображенного на эрмитажном портрете юноши.
Тема моего исследования вызвала научный интерес у двух профессоров в Гамбургском университете. Так, Питер Шмидт, профессор Гамбургского университета и Доктор искусствоведения, согласился курировать мое исследование. Тема моего исследования входит в сферу его научных интресов, и по его мнению, мое пребывание в Гамбурге станет плодотворным обменом. Кроме того, профессор Шмидт пригласил меня участвовать в научном коллоквиуме и в семинаре по истории искусств. По мнению профессора, планируемое исследование является актуальным и научно-значимым. Также я получила приглашение от профессора Айрис Вендерхолм (Доктор искусствоведения, профессор Гамбургского университета) для участия в ее исследовательской группе во время моего пребывания в Германии.

Layman's description

Творчество Ганса Гольбейна Младшего и его отца Ганса Гольбейна Старшего исследовано достаточно хорошо и вызывает меньше вопросов, чем творчество их менее знаменитых братьев – Зигмунда и Амброзиуса. Чаще всего о художниках идет речь только как о братьях знаменитых Гольбейнов. После смерти (в возрасте 25 лет) имя Амброзиуса Гольбейна было несправедливо забыто. Он оказался в тени более известных брата и отца. Так же, как и работы Зигмунда, работы Амброзиуса никогда не выставлялись самостоятельно (лишь на выставках семьи Гольбейнов). В то же время, в Государственном Эрмитаже хранится единственное в мире подписанное живописное произведение Амброзиуса Гольбейна.
К сожалению, ни одна из работ Зигмунда не подписана, и не существует документов, подтверждающих его авторство. Поэтому говорить о его творчестве можно, основываясь на произведениях, приписываемых ему по стилистическим соображениям. Произведения Из-за малой исследованности творчества Зигмунда и Амброзиуса возникают проблемы с определением руки в произведениях «мастерской Гольбейнов». Таким образом, изучение творчества неизвестных художников позволит лучше исследовать и творчества Ганса-отца и Ганса-сына.
В коллекции Государственного Эрмитажа находится одна из немногих сохранившихся работ Амброзиуса Гольбейна – «Портрет молодого человека». В моей магистерской работе поднимался вопрос идентификации личности юноши, изображенного на портрете. Отправной точкой исследования стали инициалы на берете изображенного и дата с надписью в картуше: Eratis. sve. XXMDXVIII. (В возрасте 20 лет, 1518).
Таким образом, был сделан вывод, что изображенный на картине юноша с инициалами FG родился в 1498 году. В процессе исследования была найдена монограмма, которая практически индентична монограмме на берете изображенного юноши. Это монограмма базельского гравера и книжного иллюстратора, личность которого удалось идентифицировать. Одна из целей моего исследования в Германиии является обнаружение биографических данных, которые доказали бы, что художник и предполагаемый юноша могли быть знакомы.
Кроме того, в ходе работы над магистерской диссертацией были проведено исследование в Аугсбурга, и обнаружена серия неопубликованных рисунков с изображением «Страстей» и «Жизни Марии» из собрания Отдела графики Художественного музея в Аугбурге, которая приписывается Зигмунду. Интересно, что в отделе рисунков Государственного Эрмитажа был обнаружен рисунок «Смерть Марии», являющийся точным повторением аугсбургского рисунка. Так как рисунки не исследовались и не публиковались прежде, существование схожего рисунка стало неожиданностью и для отечественных исследователей, и для исследователей в Аугсбурге. Единственное, что отличает рисунки – манера исполнения. Учитывая это, можно предположить, что вся серия, обнаруженная в Аугсбурге, по всей видимости, восходит к рисункам Ганса Гольбейна Старшего. Необходимо продолжить исследование графических коллекций, чтобы пролить свет на работу мастерской.
Таким образом, в ходе стажировки будет проведено исследование художественных коллекций музеев и рисунков в кабинетах Графики в Гамбурге, Аугсбурге, Мюнхене, Нюрнберге, Базеле и Штутгарте с целью атрибуции и датирования работ исследуемых художников. Кроме того, будут проведены работы в библиотеке Университета Гамбурга и Аугсбурга, Баварской государственной библиотеке, библиотеке Германского Национального музея в Нюрнберге и библиотеки в Базеле. Исследование архивных документов в Государственном архиве Аугсбурга и Базеля, где я собираюсь найти информацию о гравере «FG» (предположительно, именно он изображен на «Портрете молодого человека» Амброзиуса Гольбейна из собрания Государственного Эрмитажа) и чтобы найти больше документов, связанных с Зигмундом Гольбейном. Необходимо также посетить монастырь Святого Георгия в Штайн-на-Рейне, где Амброузиус с художником по имени Томас Шмид работал над фресками в 1515 году, изучить материалы и методы, используемые в для сохранения и восстановления фресок.
К ожидаемым научным результатам следует отнести получение новых данных о жизни и творчестве Зигмунда и Амброзиуса Гольбейна, которые позволят по-новому взглянуть на мастерскую Ганса Гольбейна Старшего и выяснить, как разделялись работы между сотрудниками мастерской. Кроме того, результатом исследования станет окончательная идентификация личности изображенного на эрмитажном портрете юноши.

Key findings for the project

В ходе исследования посещены библиотеки (библиотека в Базеле, Аугсбурге, Нюрнберге и Гамбурге) и музеи в Германии и Швейцарии, а также изучены рисунки Гольбейнов в коллекциях различных музеев: в Гамбурге, в Кобурге, в Базеле, в Дармштадте, в Мюнхене, в Аугсбурге, в Нюрнберге, в Берлине, в Карлсруэ, в Лейпциге и в Дессау. Были обнаружены рисунки Амброзиуса и Зигмунда Гольбейна, которые прежде никогда не публиковались и не изучались, что, безусловно, позволяет по-новому взглянуть на творчество художников. Например, в коллекции художественного музея Дессау был найден рисунок А. Гольбейна, который позволяет приписывать ему другой спорно атрибутированный рисунок. Кроме того, была обнаружена первая в мире предполагаемая монограмма Зигмунда Гольбейна, а также еще один рисунок З. Гольбейна ("Рождество"), который относится к аугсбургской (эрмитажной) серии.
Была также совершена поездка в Штейн-на-Рейне, где А. Гольбейн делал росписи в зале монастыря св. Георгия, и сделаны хорошего качества фотографии росписей, сделанных Амброзиусом Гольбейном, что позволит сделать этот уникальный памятник доступным для изучения.
Что касается исследования личности изображенного на портрете А. Гольбейна молодого человека (ГЭ), подтвердилось предположение, что изображен базельский гравер и иллюстратор Франц Герстер, чьи неопубликованные произведения с монограммой были обнаружены в Национальной библиотеке Страсбурга. Эти иллюстрации демонстрируют влияние, которое оказал А. Гольбейн на Ф. Герстера, и подтверждают, что иллюстраторы были знакомы.
Были исследованы все живописные работы, которые спорно и однозначно атрибутируются художникам семьи Гольбейн и почти все рисунки, хранящиеся в музеях Германии и Швейцарии.
В Гамбургском университете я принимала участие в коллоквиуме докторантов и магистров семинара истории искусств - выступала с докладом о своем исследовании. В Берлине мне удалось встретиться и проконсультироваться с доктором Стефаном Кемпердиком, который хранит немецкое и нидерландское искусство в Картинной галереи в Берлине и является самым крупным исследователем на сегодняшний день, чьи научные интересы близки моей теме. Доктор Кемпердик также подтвердил мои предположения по поводу того, кто изображен на эрмитажном портрете А. Гольбейна.
Доктор искусствоведения Питер Шмидт - Профессор истории искусств Средних веков 
Программа "Дмитрий Менделеев" предполагала привлечение средств немецкого стипендиального фонда DAAD (365 евро в месяц)
AcronymD. Mendeleev 2018
StatusFinished
Effective start/end date10/09/1810/02/19

ID: 35387127