Процесс мониторинга эффективности работы когнитивной системы может происходить как на интрасубъективном, так и на интерсубъективном уровнях. Этот процесс включает в себя целый ряд аспектов, требующих детального рассмотрения. Во-первых, особенного внимания заслуживают ситуации вынесения суждений на основе имплицитных знаний и их мониторинг на интерсубъективном уровне. К настоящему моменту подобные случаи не были в достаточной мере исследованы. Во-вторых, остается открытым вопрос связи механизмов интра- и интерсубъективного уровней мониторинга и приоритета одного из двух уровней для субъектов познания. Было предложено несколько теоретических моделей, призванных объяснить эту связь (например, Carruthers, 2009; Koriat, Ackerman, 2010; Heyes, et al, 2020; Cleeremans et al, 2020), но ни одна из этих моделей не получила достаточного экспериментального подтверждения. Настоящий проект призван ответить на вопросы о том, какова роль метакогнитивных переживаний в процессе мониторинга на интра- и интерсубъективном уровнях в ситуациях, когда решения принимаются интуитивно; на какие критерии опираются участники взаимодействия, если не имеют доступа к объективным сведениям об эффективности когнитивной деятельности партнеров; как связаны и связаны ли два уровня мониторинга; в каких ситуациях человек опирается в большей степени на внутренние представления, а в каких – на представления другого человека, и каким образом это непротиворечиво встраивается в целостную систему его суждений.
Процесс вынесения интуитивных суждений сопровождает деятельность человека во всех сферах жизни. Даже в профессиональной деятельности, в ситуациях, когда стратегические решения казалось бы должны быть основаны на аналитических осознанных процессах, люди склонны полагаться на интуитивные суждения (например, Hodgkinson, 2009; Constantioua, 2019). При этом, применение имплицитных знаний в экологичной ситуации принятия решений в процессе профессионального взаимодействия остается малоизученной (Sadler-Smith, 2016). Именно поэтому, процесс мониторинга подобных суждений как на индивидуальном уровне, так при интерсубъективным мониторинге, требует тщательного изучения с целью повышения эффективности оценки когнитивной деятельности при принятии совместных решений.
Исследователи, сосредоточившие свое внимание на изучении метапознания, отмечают, что метакогнитивные переживания сопровождают как аналитические (эксплицитные) процессы в когнитивной системе, так и неаналитические (интуитивные, имплицитные процессы) (Kelley, Jacoby, 1996; Koriat, Levy-Sadot, 1999). Даже в ситуациях, когда субъекты познания не способны сообщить о содержании имеющихся знаний, которые были приобретены имплицитно, они демонстрируют метакогнитивную чувствительность на уране выше случайного угадывания (Topolinski, Strack, 2009). Особенное внимание в настоящем проекте будет уделено ситуациям применения имплицитных знаний в социальном контексте, то есть при интерсубъективном мониторинге успешности. Несмотря на обширное количество исследований, посвященных совместной когнитивной деятельности (Cialdini, Goldstein, 2004; Frith, Frith, 2012), вопрос механизмов проверки достоверности знаний в условии принятия совместных решений, которые основаны именно на неявных знаниях, остается до сих пор открытым (Тихонов, Морошкина, 2016). Полученные в ходе реализации проекта результаты позволят приблизиться к ответам на вопросы о том, как взаимодействие с другим человеком влияет на применение имплицитных знаний и могут ли участники совместной когнитивной деятельности использовать имплицитные знания при совместном принятии решений. Кроме того, процессы проверки достоверности имплицитных знаний будут рассматриваться в условиях вербального и невербального взаимодействия, что позволит описать факторы, влияющие на успешность интра- и интерсубъективного мониторинга когнитивной деятельности.
Интерес исследователей к проблеме роли метакогнитивных переживаний в процессе интерсубъективного мониторинга когнитивных процессов появился относительно недавно, что вызвало теоретические дискуссии и способствовало появлению ряда исследований, призванных углубить понимание взаимосвязи процессов оценки эффективности когнитивной деятельности других людей и понимания собственной успешности (например, Carruthers, 2009; Koriat, Ackerman, 2010; Heyes, et al, 2020). Центральный вопрос, который стоит перед исследователями этой области сейчас: как взаимосвязаны метапознание, как индивидуальный процесс оценки решения когнитивных задач, и процесс передачи информации о протекании когнитивной деятельности другим? Лежит ли в основе интра- и интерсубъективных процессов мониторинга некий единый механизм или они формируются независимо друг от друга? Полученные в рамках проекта результаты позволят приблизиться к построению единой модели, которая учитывает соотношение интра- и интерсубъективных механизмов идентификации и корректировки ошибок в когнитивной деятельности.
Широкое распространение систем, предполагающих интернет-опосредованную коммуникацию, ставит перед исследователями новые вопросы, касающиеся особенностей мониторинга ошибок в условиях общения с использованием видео- и аудиосвязи и текстовых сообщений. При этом, основное внимание авторы уделяют особенностям формирования когнитивных навыков специфичных для онлайн-среды (например, Akyol, Garrison, 2011; Archibald, 2010; Garrison, Arbaugh, 2007; Kanuka, Liam, Laflamme, 2007), в то время как метакогнитивные процессы в условиях интернет-опосредованной коммуникации как на индивидуальном, так и на интерсубъективном уровне, пока не получили достаточного освещения. В условиях ограниченного количества доступной информации о партнере при дистанционном контакте, важно понимание того, какая именно информация необходима для осуществления успешной совместной деятельности. Результаты настоящего проекта позволят определить критерии, на которые опирается человек при интерсубъективном мониторинге, что может способствовать развитию и модификации электронных систем коммуникации с целью повышения эффективности общения и совместной деятельности.
Основная цель проекта состоит в описании и сопоставлении роли метакогнитивных переживаний в процессе интрасубъективного и интерсубъективного мониторинга ошибок при вынесении интуитивных суждений.
Конкретные задачи проекта:
Исследование и описание факторов, которые опосредуют формирование суждений об эффективности собственной деятельности и о метакогнитивных переживаниях другого человека и эффективности вынесения им интуитивных суждений: выявление маркеров интрасубъективной и интерсубъективной метакогнитивной чувствительности и условий, в которых возможна оценка метакогнитивных переживаний и эффективности решения задач партнера. Сопоставление факторов, влияющих на оценки, в ситуации самостоятельного мониторинга собственной когнитивной деятельности и в ситуации мониторинга деятельности другого.
Описание факторов, влияющих оценку достоверности собственных знаний, и закономерностей устранения индивидуальных ошибок на основе информации, полученной от другого человека. Изучение динамики формирования метакогнитивных переживаний и доверия к напарнику при совместном вынесении суждений в различных форматах компьютерно-опосредованного взаимодействия с напарником. Сравнение ситуаций совместного принятия решений в условиях совпадения или конфликта исходных критериев в диаде.
В рамках проекта будут получены принципиально новые данные о возможностях интерсубъективной проверки имплицитных знаний при совместном решении задач. Данная проблема практически не исследовалась в когнитивной психологии (см: Тихонов, Морошкина, 2016; Тихонов, Овчинникова, 2016). Отдельный интерес представляют ситуации, когда метакогнитивные переживания, сопровождающие процесс вынесения интуитивных суждений, сообщаются партнерам по коммуникации невербально. Полученные в ходе проекта результаты позволят определить критерии, на которые опираются участники коммуникации при считывании метакогнитивных переживаний других субъектов общения.
Кроме того, планируется совместное рассмотрение процессов интра- и интерсубъективного мониторинга ошибок при решении когнитивных задач. Работы в данной области только начали появляться и на сегодняшний день носят единичный характер (Koriat, Ackerman, 2010; Fitzgerald et al., 2017; Vuillaume et al., 2019, Nicholson et al., 2021), при этом они затрагивают лишь узкий сегмент когнитивных задач. В рамках настоящего проекта впервые будет проведено сравнительное исследование процессов интра- и интерсубъективного мониторинга при вынесении интуитивных суждений. Полученные результаты позволят ответить на фундаментальный вопрос о том, возможна ли корректная внешняя оценка субъективной уверенности партнера в принятом решении, если оно принимается с опорой на неявные знания, т.е. такие, которые в принципе не доступны для вербализации и эксплицитного обоснования. Ранее метакогнитивный и социальный уровни идентификации и корректировки ошибок исследовались как два независимых направления, однако совместное рассмотрение и сопоставление этих двух уровней приблизит к пониманию природы метакогнитивных способностей человека и закономерностей их функционирования.
Возможность получения результатов обеспечивается наличием у команды значительного теоретического и методического задела, связанного с изучением процессов имплицитного научения, в том числе в условиях диадного взаимодействия (Moroshkina et al., 2019, Тихонов, Аммалайнен, Морошкина, 2018, Савина, Морошкина, 2019); а также наличием опыта в реализации научно-исследовательских работ с использованием авторских экспериментальных процедур и методик.