Description

Основной целью проекта является выявление основных особенностей репрезентации образа государственного деятеля в коллективном историческом сознании советского/российского общества (на примере В.И. Ленина и И.В. Сталина). Масштабность и комплексность проблемы определяет комплекс конкретных задач, направленных на ее решение: 1) Создание репрезентативных выборок источников формирования коллективных исторических представлений; 2) Контент-анализ нарративных источников формирования исторической памяти; 3) Характеристика механизма формирования и эволюции массовых исторических представлений, влияние на этот процесс государственного и социального заказа; 4) Усовершенствование исследовательского инструментария мемориальных исследований. В рамках исследования планируется проанализировать не менее 5 учебных планов, 30 художественных и 20 публицистических произведений, 100 номеров газет и журналов, 10 кинофильмов, 10 скульптурных памятников, а также историческую живопись и сетевые ресурсы.

Layman's description

Цель проекта - выявление особенностей репрезентации образов В.И. Ленина и И.В. Сталина в коллективном сознании советского и российского общества. В рамках проекта определяются наиболее значимые источники формирования массовых исторических представлений, а также действенных механизмов конструирования образов героев прошлого в национальной исторической памяти. На примере двух знаковых фигур отечественной истории отслеживается зависимость трактовок образов прошлого от общественного заказа и политической ситуации в стране. Постановка цели предполагает разработку и последующее применение усовершенствованного методологического инструментария и терминологического аппарата.
Объект исследования – образ государственного деятеля в коллективном историческом сознании (на примере В.И. Ленина и И.В. Сталина) – рассматривается в рамках междисциплинарного анализа. В рамках данного проекта анализируются произведения, относящиеся к различным областям знания, видам искусства и формам конструирования коллективной исторической памяти.
В результате реализации первого этапа получены следующие основные результаты: проведен анализ историографии проблемы; определены наиболее значимые источники конструирования массовых исторических представлений о В.И. Ленине и И.В. Сталине в советском и российском обществе XX-XXI вв. и созданы обоснованные выборки источников по группам нарративных источников; проведен контент-анализ отобранных источников и сделаны выводы об особенностях реконструкции образов В.И. Ленина и И.В. Сталина в них.
Полученные в ходе реализации первого этапа проекта научные результаты могут быть использованы при разработке и усовершенствовании учебных курсов «История России», «История культуры», «Историческая память».
В рамках второго этапа реализации проекта будут продолжены работы по разработке источниковой базы исследования. Будет осуществлена выборка и последующий анализ источников по следующим группам: кинофильмы (художественное и документальное кино), историческая живопись (в том числе плакаты), реклама (для постсоветского периода), музыкальные произведения (анализ нарратива), новые медиа (универсальные интернет-энциклопедии, социальные сети, видеохостинги), коммеморации, монументальная скульптура.

Key findings for the stage (in detail)


На первом этапе реализации проекта было проведено исследование особенностей репрезентации образов государственных деятелей в коллективном историческом сознании советского и российского общества XX-XXI вв. на примере В.И. Ленина и И.В. Сталина. В результате реализации первого этапа получены следующие основные результаты:
- проведен анализ историографии проблемы. В результате анализа историографической ситуации в изучении процессов конструирования образов политических лидеров (на примере В.И. Ленина и И.В. Сталина) выявлены наиболее значимые труды в этой области, определены основные тенденции развития в рамках этого научного направления и создана обширная база мемориальных исследований данной тематики. Первым исследованием по теме культа, или образа, В.И. Ленина стала монография Нины Тумаркин – «Ленин жив! Культ Ленина в Советской России» (Tumarkin Nina. Lenin lives! The Lenin Cult in Soviet Russia. Harvard University Press, 1983; Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. СПб., 1999). Историк изучила документы, посвященные жизни и смерти первого вождя СССР, сообщения периодической печати того времени, изобразительные материалы (плакаты), а также напечатанные труды самого В.И. Ленина, его близких и современников. Однако, историк опиралась преимущественно лишь на опубликованные документальные источники. В монографии Н. Тумаркин рассматривает биографию В.И. Ленина, процесс зарождения его культа при жизни и после смерти. Истоки культа Н. Тумаркин видит в политических, мифологических и культурно-исторических причинах. Историк отмечает стихийность возникновения почитания образа В.И. Ленина, однако отмечает, что лениниана всегда была инструментом в руках политиков. Сталин изображался верным учеником Ленина, первым его сподвижником, лучшим другом, главным преемником. По мнению Н. Тумаркин, зарождение культа Сталина совпало с коммеморативными мероприятиями в честь основателя СССР. В монографии также описаны способы распространения и донесения установленных политической конъюнктурой ленинских образов: ленинские палатки в армии, ленинские уголки в школах, на заводах, в рабочих клубах, библиотеках и сельских читальнях. Особое внимание уделялось распространению культа среди детей. Монография Н. Тумаркин была издана в 1983 г. в США, в России же она была опубликована почти через 15 лет. Однако и в Советском Союзе, во времена перестройки, появились первые работы, посвященные разным аспектам конструирования культа В.И. Ленина. Так, в 1990 г. О.В. Великанова впервые в СССР опубликовала статью, посвященную предпосылкам создания ленинского культа благодаря бальзамированию тела вождя и выставлению его на всеобщее обозрение в 1924 г. (Великанова О.В. Мы говорим - Ленин, подразумеваем - партия?.. // Ленинградская правда. 1990 г.12 апреля). В 1990-е гг. продолжалась публикация статей на основе ранее недоступных архивных материалов (см., напр.: Великанова О. В. «По требованию трудящихся...» // Нева. 1991. № 7. С. 179-184; Энкер Б. Начало становления культа Ленина // Отечественная история. 1992. № 5. С. 191-205; Збарский И. Б. «Жизнь» мумии и судьба человека. Из воспоминаний хранителя тела Ленина // Отечественная история. 1993. № 5. С. 158-173; Великанова О. В. Образ Ленина в массовом сознании // Отечественная история. 1994. № 2. С. 177-185; Лопухин Ю. М. Болезнь, смерть и бальзамирование В. И. Ленина. М., 1997). В 1993 г. О.В. Великанова защитила диссертацию на тему: «Образ В.И. Ленина в государственной идеологии и общественном восприятии в Советской России» (Великанова О.В. Образ В.И. Ленина в государственной идеологии и общественном восприятии в Советской России: дисс. канд.ист.наук. СПб.: 1993), а в 2001 г. на основе этой работы была издана монография (Великанова О. В. Образ Ленина в массовом восприятии советских людей по архивным материалам. Онтарио; Нью-Йорк, 2001. 284 с.), в которой рассматривается успех проводимой политики по популяризации образа В.И. Ленина среди советских граждан. Параллельно с историей изучения возникновения культа В.И. Ленина исследовался его образ в народной культуре (Панченко А. А. Культ Ленина и «советский фольклор» // Одиссей. Человек в истории: Время и пространство праздника. М., 2005. С. 334-366; Юстус У. Вторая смерть Ленина. Функция плача в период перехода от культа Ленина к культу Сталина // Соцреалистический канон. СПб., 2000. С. 926-952; Мельниченко М.А. Ленин и Троцкий в советском политическом анекдоте 1920-х гг. // Новый исторический вестник. 2009. № 22. С. 28-33.; Архипова А. Последний «царь-избавитель»: советская мифология и фольклор 20-30-х гг. XX в. // Антропологический форум. 2010. № 12. С. 1-30.;Дябкин И.А. «Правильной дорогой идете, товарищи!»: образ В.И. Ленина в Дальневосточном фольклоре и литературе дальневосточной эмиграции // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 4(40). С. 141-145.; Петрова Н.С. Яд кураре, замороженный труп и восковой двойник: болезнь и смерть Ленина в слухах 1920-х гг. // Антропологический форум. 2014. № 22. С. 212-225; Шеваренкова Ю.М. Неподцензурные политические частушки о Ленине в записях 20-х гг. XX века // Национальные коды европейской литературы в диахроническом аспекте: античность - современность. коллективная монография. Отв. редакторы Т.А. Шарыпина, И.К. Полуяхтова, М.К. Меньщикова. Нижний Новгород, 2018. С. 548-556; Сидоренко А.В. Ленин как гарант клятвы в детском фольклоре советского времени // Доклады Башкирского университета. 2020. Т. 5. № 2. С. 122-126.). Монография «Формирования культа Ленина в Советском Союзе» немецкого историка Бенно Эннкера посвящена условиям и предпосылкам почитания образа В.И. Ленина в СССР (Эннкер Б. Формирование культа Ленина в Советском Союзе. М., 2011). Книга была впервые издана в 1997 г. на немецком языке и только в 2011 г. опубликована в России. Изучив архивные документы по подготовке к похоронам первого советского вождя, исследователь приходит к выводу, что изначально бальзамирование тела Ленина было связано с необходимостью сохранить его для публичных похоронных торжеств, как у королевских особ, а адресатом последующей идеи мумификации был «народ» с целью получения их политической лояльности и социальной мобилизации. По мнению Б. Эннкера, духовно-историческое толкование культа В.И. Ленина малообоснованно так же, как и мысль о намеренном проекте Сталина по его учреждению. Отдельного внимания заслуживают работы, посвященные исследованию образа В.И. Ленина в визуальной культуре, тем более, коих в последние годы появилось немало. Так, Д.Е. Москвин, исследуя в своей работе формы репрезентации образа Ленина в отечественной культуре, замечает, что ленинский культ существует до сих пор, однако у него нет поддержки в современном политическом дискурсе (Москвин Д.Е. «Долгая Лениниана»: эволюция образа Ленина в отечественной визуальной культуре // Символическая политика. 2014. С. 130. ). Сделав акцент на трех видах визуальной репрезентации – фотографии, кинематографе и скульптуре, автор статьи утверждает, что возможность интерпретаций жизни и образа В.И. Ленина связана с изначально созданным в этом образе «дискурсом утраты и отсутствия». Образ В.И. Ленина в литературе и периодических изданиях изучены в малой степени. В последнее время появились работы по изучения его фигуры в детских журналах периода 1920-х – 1930-х гг. (Суздорф Э.А. Образы Ленина и Сталина на страницах журналов «Ёж» и «Чиж» (конец 1920-х–1930-е годы) // Вестник РГГУ. Серия:Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2011. № 6 (68). С. 94-102.), а также художественных произведениях нашего времени (Грешилова А.В. Мифы о Петре I и Ленине в прозе Т.Н. Толстой // Litera. 2018. № 4. С. 119-124). Отдельного внимания заслуживают исследования образа И.В. Сталина в визуальной культуре (например, одна из хрестоматийных работ, посвященная этой теме: Плампер Я.Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. М., 2010). Изучение репрезентации образов В.И. Ленина и И.В. Сталина в массовом историческом сознании предпринималась в различных аспектах, однако менее изученным, по нашему мнению, является отражение иинтерпретация фигуры И.В. Сталина в разные исторические эпохи.
- определены наиболее значимые источники конструирования массовых исторических представлений о В.И. Ленине и И.В. Сталине в советском и российском обществе XX-XXI вв. и созданы обоснованные выборки источников по следующим группам: А) Учебные планы по истории СССР/России. Всего было отобрано 15 учебных планов и программ по истории СССР/России. В качестве дополнительного источника былипривлечены учебные программы по литературе (напр.: Программы средней школы (городской и сельской) 5-8 года обучения. Третий выпуск. Русский язык. Литература. Свердловск, 1933), а также учебные планы по истории СССР для высших учебных заведений (напр.: План-программа курса «История СССР» для исторических факультетов государственных университетов и педагогических институтов. М.: Министерство высшего образования, 1948). Главным критерием при составлении списка программ служило наличие одобрения программы со стороны министерства образования. Анализировались программы, выпускавшиеся на протяжении всего исследуемого периода (при этом на протяжении 1960-1980-х гг. программы менялись крайне незначительно); Б) Учебники и учебные пособия по истории СССР/России. Всего было проанализировано 8 учебников по истории СССР, изданных в период с 1937 г. (Краткий курс истории СССР под ред. А.В. Шестакова. М., 1937) по 2022 г. (Никонов В.А., Девятов С. В. История. История России, 1914 - начало XXI в : учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций М., 2022).Главным критерием при включении учебников и учебных пособий в список для анализа было наличие рекомендации министерства образования на использование учебника в школе и включение учебника в учебные программы и историко-культурный стандарт; В) Художественная литература (в том числе историческая беллетристика). Всего было проанализировано 90 произведений художественной литературы. При составлении списка художественных произведений для последующего контент-анализа были использованы материалы из исследований по книжной статистике (Печать СССР 1917-1954: Статистические материалы: [Ко Всесоюзному совещанию работников изд-в и полигр. пром-сти]. М.,1955; Советская печать в период между XX и XXII съездами КПСС : Статистические атериалы. М., 1961; Советская печать: К 400-летию русского книгопечатания: Статистические материалы. М., 1964; Печать СССР в годы пятилеток: Статистические материалы. М., 1971; Книги Российской Федерации: Ежегодник: Государственный библиографический указатель. М., 1994-2016; Ежегодный библиографический указатель книг России : государственный библиографический указатель. М., 2015-2022), данные библиографических исследований (Мацуев Н.И. Советская художественная литература и критика: Библиография. М.,1970; Лангфанг А.И. Советская печать между XX и XXI съездами КПСС. М., 1960; Периодическая печать СССР. 1917-1949: Библиографический указатель. М., 1958. и др.) и многочисленных историко-библиографических исследований (История русской советской литературы: В 3 т. М., 1958-1961; Очерки по истории советской литературы : (Сборник статей). М., 1960; Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. М., 1976; Матвиенко С.С. Советская печать - орудие культурной революции. Алма-Ата, 1979 и др.) Г) Публицистическая литература. В рамках исследования проанализировано 20 публицистических текстов. Для составления выборки по этой группе источников была проанализирована следующая справочная литература и историко-библиографическиеисследования: Печать СССР в годы пятилеток: Статистические материалы. М., 1971; Книги Российской Федерации: Ежегодник: Государственный библиографический указатель. М., 1994-2016; Ежегодный библиографический указатель книг России: государственный библиографический указатель. М., 2015-2022; Белков А.К. Советская публицистика и ее основные черты: Материалы к лекции. М., 1973; Архипов С.В. Современная советская публицистика: (Актуальные проблемы). Владикавказ, 1991 и др. Д) Периодическая печать. Всего в рамках проведенного исследования было проанализировано 200 номеров газет и журналов, выходивших в период с 1925 по 2022 гг. Номера выбирались методом вероятностной выборки, для создания списка изданий была проанализирована следующая литература: Летопись периодических изданий СССР, 1933-1950; Летопись периодических и продолжающихся изданий. М., 1955-1995; Газеты СССР. 1917-1960: Библиогр. Справочник. Т. 1. М., 1970; Панфилова А.М. Советская периодическая печать как исторический источник. М., 1974; История отечественной журналистики: (материалы к курсу лекций).М., 2010 и др. Таким образом, в рамках анализа нарративных источников было изучено 15 учебных планов и программ, 8 учебников по историиСССР/России, 90 произведений художественной литературы (в том числе историческая беллетристика), 20 публицистических текстов и 200 номеров газет и журналов. Всего 333 источника.
- проведен контент-анализ отобранных источников и сделаны выводы об особенностях реконструкции образов В.И. Ленина и И.В. Сталина в них. Изучение отобранных источников проводилось на базе конструктивистского подхода, с использованием контент-анализа при детальном рассмотрении текстов нарративных источников. В текстах выделялись все объекты памяти (под объектом исторической памяти понимается исторический деятель/герой/событие). Так, в частности, при подсчетах учитывались события и герои не только советской, но и дореволюционной и постсоветской истории, если они упоминались в отобранных источниках. Проведенный анализ источников, а также полученные при подсчетах данные, позволили выявить наиболее значимые тенденции в процессах конструирования образов В.И. Ленина и И.В. Сталина в исторической памяти советского и современного российского общества. Определено, что в зависимости от периода (период сталинизма, «оттепель», «застой», перестройка, современная Россия) В.И. Ленин и И.В. Сталин относились к различным группам объектов памяти – «местам консенсуса», «конфликтным объектам» и «болевым точкам». Отнесение объекта памяти к какой-либо из этих групп обусловлено его трактовкой в текстах источников, которые в рамках исследования были разделены на две группы в зависимости от концепции, которая лежит в их основе – традиционалистская (государственно-патриотическая) или либеральная (национально-либеральная). В качестве критерия формирования концепции выбран «исторический идеал» государства в национальной истории. В результате проведенного анализа 333 источников нельзя говорить об однозначном доминировании источников, принадлежащих к той или иной концепции. Во многом, причина этого кроется в том, что большое количество источников, отнесенных к числу нарративов национально-либеральной концепции – это номера газет, выпускавшихся в 1990-2000-е годы. При этом, если говорить о произведениях более объемных, например, об учебниках или художественных произведениях, то многие из них принадлежат к числу источников, принадлежащих к традиционалистской концепции. При этом нельзя не учитывать большое количество нарративов, в которых имена В.И. Ленина и И.В. Сталина упоминаются, но не получают никаких оценочных характеристик (например, в случаях указания на географические объекты (ул. Ленина, Сталинград и др.), «сталинские» дома и т.д.) Советские учебные планы по истории СССР и литературе, строго следовали политической повестке и являлись ярким отражением государственного заказа на формирование образов руководителей Советского государства. Большая часть материала, посвященного В.И. Ленину и И.В. Сталину, в постсоветский период из учебных планов была изъята, однако некоторые сюжеты (в случае с литературой – художественные произведения) попали в классический набор тем и продолжаются изучаться в средней школе и по сей день. В популярной постсоветской художественной литературе В.И. Ленин и И.В. Сталин не являются востребованными персонажами. Обращение к их личностям носит фрагментарный, а порой даже случайный характер. Однако, это связано не с забвением этих персонажей как таковых, а с тем обстоятельством, что герои российской и советской истории в принципе практически не попадают на страницы популярной прозы. В этом отношении В.И. Ленину и И.В. Сталину даже «повезло», т.к. герои и события, например, допетровского периода отечественной истории на страницах популярных художественных произведений встречаются еще реже. Это объясняется, прежде всего, структурой читательского запроса, лидирующие позиции в котором занимают т.н. «женские» и «ироничные» детективы. При этом отношение к двум исследуемым героям значительно разнится – если В.И. Ленин стал в некотором роде «фольклорным» персонажем, то имя И.В. Сталина до сих пор активно используется для демонстрации общественно-политической позиции. Отражение «ленинской» темы на страницах такого известного общественно-политического журнала «Огонек» в целом всегда было релевантным запросам общества и государства. Резкий рост числа публикаций в 1940-е гг. и сохранение этой тенденции вплоть до начала 1990-х гг. демонстрируют стремление сохранять и преумножить память о Ленине. Интересно, что при формировании образа вождя акцент делался не на политической деятельности, а, скорее, на личных качествах В.И. Ленина. Журнал формировал образ веселого, умного, принципиального человека, готового до конца отстаивать права рабочих и крестьян, солдат и матросов. С целью конструирования такого образа постоянно публиковались картины и фотографии, изображавшие Ленина в окружении народа. Очевидно, что так создавался бесконфликтный «консенсусный» образ лидера, занятого решением насущных задач простых людей. Описанию Гражданской войны, реалий военного коммунизма и внутрипартийной борьбы места в советской прессе (в отличие от постсоветской) почти что не было. Периодическая печать на протяжении долгих лет была отражением общественных настроений и частично транслировала государственный заказ на формирование памяти о прошлом. Если же говорить об особенностях репрезентации образов В.И. Ленина и И.В. Сталина, то прежде всего нужно отметить главное различие в интерпретации образов этих двух исторических деятелей на страницах современных популярных газет. В.И. Ленин предстает в них персонажем относительно далекого прошлого, его образ, создаваемый журналистами, зачастую комичен. С И.В. Сталиным ситуация противоположная. Он в периодике предстает жестким руководителем, а отсылки к его имени зачастую встречаются в статьях о современных событиях. Можно также с уверенностью говорить о том, что традиционная периодическая печать постепенно перестает быть самостоятельным источником информации и становится частью куда более востребованных у читателей сетевых СМИ. В результате анализа отобранных нарративных источников, был составлен «рейтинг» популярности объектов памяти, выявленных в них: 1. В.И. Ленин. 2. И.В. Сталин. 3. Октябрьская революция. 4. Великая Отечественная война. 5. Сталинские репрессии. 6. Мавзолей Ленина. 7. Н.К. Крупская. 8. Л.Д. Троцкий. 9. Гражданская война. 10. Ленинская и Сталинская премии.
- составлена хрестоматия, содержащая примеры развернутого анализа всех типов отобранных источников объемом более 250 тыс. п.з. (более 6 п.л.)

Key findings for the stage (summarized)

В результате реализации первого этапа проекта сделаны предварительные выводы о месте В.И. Ленина и И.В. Сталина в коллективной исторической памяти советского и российского общества. Определено количество часов, посвященных темам, непосредственно связанным с описанием деятельности В.И. Ленина и И.В. Сталина в школьных учебных программах. Результаты анализа демонстрируют, что интерес к рассматриваемым историческим героям различается в зависимости от типа источников: например, в художественной литературе он носит фрагментарный характер; в то же время в публицистике и периодической печати образы «вождей» довольны востребованы, т.к. зачастую их используют при обращении к событиям современности.

Итогом работы за этап стала серия статей по теме «Репрезентация образов государственных деятелей в массовом историческом сознании: на примере В.И. Ленина и И.В. Сталина»:
А) Сосницкий Д.А. В.И. Ленин и И.В. Сталин в современной российской прозе // Омские социально-гуманитарные чтения-2022. Материалы XV Международной научно-практической конференции // Отв. редактор Л.А. Кудринская. Омск, 2022. С. 290-295.
Б) Сосницкий Д.А. Юбилеи В.И. Ленина на страницах журнала «Огонек // История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды. М., 2022. С. 308-315.
В) Сосницкий Д.А. Образы вождей в советских учебных планах: на примере В.И. Ленина и И.В. Сталина // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. Брянск, 2022. С. 58-63.
Г) Сосницкий Д.А. «Самый человечный человек» и «чистый восточный диктатор»: В.И. Ленин и И.В. Сталин в современной российской прессе // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных. Сборник научных трудов. Новосибирск, 2022. С. 220-230.
В ходе реализации первого этапа проекта Д.А. Сосницкий выступил с докладами на следующих мероприятиях:
1) Международная научно-практическая конференция «Омские социально-гуманитарные чтения-2022». (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского). 22-24 марта 2022 г.
2) 9-я международная научно-практическая конференция "Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность" (Брянский государственный инженерно-технологический университет). 13-14 мая 2022 г.
3) Всероссийская молодежная научная школа-конференция с международным участием "Актуальные проблемы исторических исследований» (Новосибирский государственный университет, Институт истории СО РАН). 9-11 сентября 2022 г.
4) Международная научно-практическая школа-конференция молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды» (Институт российской истории Российской академии наук, Совет молодых ученых ИРИ РАН). 25-28 октября 2022 г.
Полученные в ходе реализации первого этапа проекта научные результаты использованы Д.А. Сосницким при модернизации учебного курса "Историческая память российского общества" (Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории).
В рамках второго этапа реализации проекта будут продолжены работы по разработке источниковой базы исследования. Будет осуществлена выборка и последующий анализ источников по следующим группам: кинофильмы (художественное и документальное кино), историческая живопись (в том числе плакаты), реклама (для постсоветского периода), музыкальные произведения (анализ нарратива), новые медиа (универсальные интернет-энциклопедии, социальные сети, видеохостинги), коммеморации, монументальная скульптура. Будет подготовлена серия статей по тематике проекта (1 Scopus, 2 РИНЦ). Полученные в рамках реализации второго этапа проекта результаты, дополнят и расширят уже имеющиеся промежуточные итоги первого этапа работ и позволят сделать выводы о месте В.И. Ленина и И.В. Сталина на карте памяти советского и российского общества, а также определить наиболее действенные механизмы формирования исторической памяти.

Academic ownership of participants (text description)

Д.А. Сосницкий: написание 4 статей по результатам проекта, участие в 4 конференциях по теме проекта, отбор и контент-анализ нарративных источников. А.М. Мельник выполнила работу по написанию историографического обзора по теме исследования, а также по составлению выборки источников по группе "Публицистические произведения"

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

Не разрешается
AcronymPresidentMK_2022 - 1
StatusFinished
Effective start/end date5/05/2231/12/22

ID: 94859408