нализ индексируемых в библиографической базе данных РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) научных публикаций, который был проведен с использованием ключевого слова «студенты-спортсмены» за период с 2000 года по настоящее время. Обнаружено общее количество публикаций 915. Анализ распределения публикаций по годам показывает, что интерес к данной теме стал активно расти, начиная с 2007 года; с каждым годом количество публикаций увеличивается, а их тематика охватывает все больше аспектов. Так, за период 2007-2010 г.г. среднее количество публикаций в год составило 25; 2011-2014 - 55; 2015-2017 – 160. Такая динамика, безусловно, является показателем не только интереса научного сообщества к обозначенной теме, но и ее актуальности. Анализ также показал, что основное внимание в публикациях уделяется следующим темам: особенности организации тренировочного процесса (педагогические технологии тренировочного процесса, структура тренировочных нагрузок, развитие выносливости); проблематика подготовки студентов-спортсменов к соревнованиям, а также особенности соревновательного периода (технико-тактическая и скоростно-силовая подготовленность, динамика спортивной подготовленности, психоэмоциональная готовность к соревнованиям, коррекция неблагоприятных предстартовых состояний); физическое здоровье (мониторинг состояния здоровья и оценка уровня заболеваемости, индивидуальные биоритмы, питание и сон, формирование культуры здоровья, реабилитация после травм); психофизиологический статус и функциональные состояния (морфологические и типологические особенности, восстановление работоспособности, нефармакологическая коррекция функциональных состояний).
В то же время исследования по интеграции образовательного процесса со спортивной подготовкой студентов-спортсменов являются разрозненными и фрагментарными, что определяет своевременность изучаемой проблемы и необходимость научно обоснованных подходов к решению столь важной задачи. С 2017 исследования «двойной» карьеры начаты в Санкт-Петербургской (ленинградской) психологической школе. В них можно выделить два направления:
А) изучение трудностей спортсменов при сочетании ими спортивной и других видов деятельности на основе ретроспективного и актуального подходов и факторов, определяющих успешность его реализации.
Б) разработка программ обучения спортсменов психологическим умениям и навыкам построения и реализации «двойной» карьеры.
В данном исследовании, в результате опроса спортсменов (интервью, анкетирование, методика Стамбуловой Н.Б. «The Dual Career Survey», переведенная и адаптированная Ильиной Н.Л., Хвацкой Е.Е., 575 спортсменов разных видов спорта, возраст от 25 до 25 лет, спортивная квалификация от 1 разряда до МСМК) были выделены основные трудности, в целом, похожие на трудности с которыми сталкиваются зарубежные спортсмены. Все озвученные трудности совмещения спортивной и учебной деятельности были условно разделены на 3 группы:
- временные и территориальные трудности (график тренировок пересекается с графиком учёбы, необходимо выбирать; много времени занимает передвижение по городу от места учёбы до тренировки и домой; не хватает времени на подготовку к занятиям, самостоятельное обучение; мало времени для отдыха; нет времени для бытовых дел);
- трудности общения (нет понимания со стороны педагогов в вопросах альтернатив обязательного посещения занятий; преподаватели не хотят идти на встречу, если нет индивидуального графика обучения; нет поддержки со стороны родителей (чаще считают, что важнее учиться, или считают, что должен успевать всё); недостаточно времени на общение с друзьями, партнерами);
- когнитивные и эмоциональные трудности (ощущение, что мало времени на другие приятные дела; ощущение, что что-то не успеешь; ощущение, что недостаточно глубоко погружаешься в изучаемый материал; ощущение, что всё делается наполовину (учёба/спорт/отдых); ощущение, что ты хуже других из-за загруженности делами/обязанностями; тревога не реализоваться ни в чём). Достоверных различий в частоте возникновения тех или иных трудностей у юношей и девушек обнаружено не было. В большинстве случаев, трудности относятся к временным и территориальным, в среднем, каждый спортсмен самостоятельно называл от 3 до 7 трудностей совмещения спортивной и учебной деятельности, при дальнейшей стимуляции интервьюера, добавлялось от 2 до 5.
Методика ДОРС А.Б. Леоновой, С.Б. Величковской, адаптированная для спортсменов использовалась для проверки гипотезы о том, что наличие большого числа трудностей двойной карьеры могут приводить к состояниям сниженной работоспособности» («утомление-монотония-пресыщение-стресс»). Опрос 275 спортсменов, обучающихся в вузах СПб показал, что у спортсменов, совмещающих спорт и обучение, состояния сниженной работоспособности находятся в пределах умеренной выраженности, в отличие от студентов, не занимающихся спортом. При сравнении результатов исследования у спортсменов входящих в составы сборных команд РФ и параллельно обучающихся в вузах и студентов, занимающихся спортом как хобби, обнаружились достоверные различия, подтверждающие, что совмещение спортивной и учебной деятельности, приводит к повышению мобилизации когнитивных и эмоциональных ресурсов, возникающий из-за дефицита времени, повышенную ответственность, сложность и эмоциональную напряженность деятельности, мотивационную включенность.
Гипотеза о том, что обучение в вузе, может вызывать у спортсменов борьбу мотивов или стать подкрепляющими мотивами, частично подтвердилась (мотивы спортивной и учебной деятельности (и их соотношении); опросник Г. Лозовой; 220 спортсменов – студентов, от 17 до 23 лет, КМС и МС), но требует дополнительных исследований, спортсмены-студенты высокой спортивной квалификации, обнаруживающие высокую мотивацию достижений в спорте, имеют такую же высокую мотивацию и к обучению. Ведущие мотивы спортивной деятельности и процесса обучения, чаще всего оказываются идентичными. Ведущими мотивами у спортсменов-студентов являются мотивы достижения и самосовершенствования.
Экс-спортсмены (n=56, МС), отметили, что успешная «двойная» карьера детерминирована внутренними и внешними ресурсами: в школьный период в большей мере с необходимостью «выполнять требования» и «умением распределять время» (по 57,1%), при получении высшего образования - с «целеустремленностью» (83,9%). На способность успешно сочетать спортивную, учебную деятельность и личную жизнь наиболее сильное влияние оказывает «умение планировать свое время», «требовательность к себе», «уверенность в себе» и «мотивация» (8,79±0,13; 8,18±0,12; 8,16±0,11 и 8,0±0,17 соответственно), наименее сильное - «коммуникативные навыки», «физическая форма», «спортивный опыт» (6,21±0,12; 6,45±0,11; 6,63±0,15 соответственно по 10-тибалльной шкале).
Трудности реализации «двойной» карьеры высококвалифицированными действующими спортсменами-студентами (n=42, в основном МС, МСМК, включая участников Олимпийских игр) как основы для разработки путей по ее построению и реализации в условиях профильного ВУЗа: общий уровень напряженности в учебной деятельности и в спортивной деятельности - низкий, что позволяет сфокусировать внимание исследовании внутренних и внешних ресурсов успешного сочетания нескольких видов деятельности. Большие затруднения вызывают регуляция психических состояний и непосредственно выступление на соревнованиях. Больше усилий требует спорт, чем учеба. Спортсмены получают поддержку от значимых для них людей (особенно от семьи) в процессе учебы больше, чем в спортивной деятельности (девушки в большей степени, чем юноши). Ожидания от девушек выше в учебе, от юношей - в спорте.
Выявлены общие и специфические психологические трудности при реализации двойной карьеры у спортсменов-подростков с учетом пола, вида спорта и степень их выраженности; определены и описаны социально-психологические условия и способы реализации спортсменами-подростками двойной карьеры (копинг-стратегии, поддержка и требования со стороны значимых других, идентификация с ролью спортсмена и ученика и др.) (n=53)
В результате пилотажного исследования, был собран материал, позволивший наметить пути дальнейшего исследования механизмов построения двойной карьеры у спортсменов с различным типом семейного воспитания. Понять, насколько может быть весом вклад родителей в эффективность или неэффективность спортсмена в двух ключевых областях его жизни. Так, по предварительным исследованиям, у авторитарных родителей, показатели успешности в спортивной деятельности и средний балл успеваемости у спортсмена выше, чем спортсменов, чьи родители практикуют либеральный и индеферентный типы воспитания (по Д. Баумринд, 1975). Кроме этого, наметились тенденции того, что превалирование личностного компонента в типе семейного воспитания способствует повышению эффективности спортсмена, как в спортивной карьере, так и в учебе. И напротив: преобладание предметного компонента в стратегиях воспитания, не способствует эффективности спортсмена, как в спортивной, так и в учебной деятельности. Под личностным компонентом понимается воспитание, в котором ребёнок выступает как самоценная и целостная личность. А под предметным компонентом - когда ребёнок становится объектом воспитания, оценки, управления.
Проведено пилотажное исследование, цель которого была изучить субъективное ощущение спортсменов степени получения ими поддержки от родителей и других значимых лиц в спортивной и учебной деятельности (n=34, спортсмены 17-23 года, n=34, родители спортсменов). Исследование основывалось на идее, что немаловажную роль в становлении спортсмена как профессионала в спорте и успешного ученика, играют его родители, их умение оказать спортсмену эмоциональную и интеллектуальную поддержку.
Изучались мотивы спортивной и учебной деятельности в сравнении у «успешных» и «неуспешных» в учебной деятельности спортсменов. Была оценена степень ощущения поддержки от значимых лиц в тренировочной и учебной деятельности в сравнении у «успешных» и «неуспешных» в учебной деятельности спортсменов. Спортсмены, которые успешно совмещают учебную и спортивную деятельность, ощущают одинаково сильную поддержку от тренеров, родителей и учителей в той сфере своей жизни, которая связана с процессом обучения в вузе. Спортсмены, у которых есть трудности в учебной деятельности, не ощущают поддержки от педагогов, тренеров и родителей. Изучено мнение родителей спортсменов двух групп о том, насколько полно они оказывают поддержку своим детям-спортсменам. Родители двух групп уверены, что они оказывают максимальную поддержку своим спортсменам, что не сочетается с мнением «неуспешных» в учебной деятельности спортсменов.
Поскольку объективных доказательств нехватки времени у спортсменов-студентов в результате исследования было не выявлено, стратегия исследования была изменена, и было принято решение изучить особенности иррациональных установок спортсменов («тест А. Эллиса» и полуструктурированное интервью, 68 спортсменов от 16 до 31 года (1 взрослый – МС)). Обнаружено, что большинство трудностей, с которыми сталкиваются спортсмены, не являются объективными препятствиями, а всего лишь «ошибки» мышления и восприятия ситуации, что ограничивает эффективность действий спортсменов. Наиболее выраженными у спортсменов являются такие установки как: «катастрофизация» и «долженствование в отношении себя». Другие установки имели среднюю степень выраженности. То есть спортсмены склонны воспринимать негативные события, как ужасные или невыносимые, спортсмены предъявляют высокие требования к самим себе и своим успехам, уровень притязаний у спортсменов достаточно высокий. Девушки более склонны к оценочным установкам, оценке себя или другого человека в целом. Иррациональная установка «долженствование в отношении себя» достоверно выше у спортсменов командных видов спорта, они склонны предъявлять высокие требования к самим себе. В результате исследования субъективного мнения спортсмена о его учебной успешности, выяснилось, что чем сильнее выраженность иррациональной установки, тем хуже спортсмен справляется с учебой с его точки зрения, при этом объективные показатели (средний балл успеваемости, задолженности, перерывы в обучении) могут не отличаться от успеваемости среднестатистического студента-хорошиста, не занимающегося спортом. Склонность к «катастрофизации» и низкая «фрустрационная толерантность» могут подталкивать спортсмена к оценке ситуации как угрожающей с формулированием выводов, выходящих далеко за пределы ситуации, и блокированию любых действий к ее разрешению.
Изучение «происхождения» иррациональных установок (интервью, n=55, от 17 до 23 лет спортсмены-студенты), показало, что формирование иррациональных установок в первую очередь осуществляется через родителей и тренера, затем остального окружения спортсмена (друзья, команда и п.) и собственного опыта (чаще глобальные выводы на фоне единичных событий).
Психолого-педагогический эксперимент (индивидуальная работа с иррациональными установками и убеждениями спортсменов с применением протоков СМЭР из когнитивно-поведенческой терапии, n=15, 16-21 год, разных видов спорта, спортивный разряд от 1 до КМС; в среднем по 8 консультаций с каждым спортсменом) показал положительные результаты.
Спортсмены быстро адаптируются к внешним трудностям совмещения учебной и спортивной деятельности и начинают быть одновременно успешным в нескольких сферах деятельности, значимых для спортсмена на данном этапе.
На основе апробированных и адаптированных методик, были изучены трудности и их особенности в реализации двойной карьеры спортсменами на разных этапах спортивной карьеры (юношеский спорт, взрослый спорт, спорт высших достижений). На основании того, что спортсмены в качестве основных трудностей реализации двойной карьеры выделяют «временные», были выявлены причины нерационального использования спортсменами времени в режиме дня (n=40, спортсмены 15-16 лет).
После чего разработан и проведен эксперимент, целью которого являлось организация работы по обучению спортсменов приемам тайм-менеджмента, сопровождение спортсменов в период освоения и реализации приемов на практике, получение обратной связи от спортсменов и родителей об эффективности применяемых методик.
Разработана и реализована программа организации учебных занятий и сопровождение спортсменов на тренировочных сборах (n=12, спортсмены 18-21 год). Целю исследования являлась проверка эффективности переноса учебной нагрузки на время предшествующее основной тренировке спортсмена на тренировочном сборе. Были получены данные о режиме дня на тренировочном сборе, средние показатели распределения времени (%) на разные мероприятия в свободное время спортсмена на тренировочном сборе (за одни сутки), основные причины, препятствующие учебному процессу спортсмена на тренировочном сборе.
Разработана и реализована программа психологического сопровождения (6 месяцев), целью которой являлось просвещение спортсменов о способах совладания со стрессом, методах планирования режима дня, обучение навыкам эффективного целеполагания и пр. Программа предназначалась для помощи спортсменам в выработке навыков успешного совмещения учебной и спортивной деятельности (n=17 спортсмены 14-18 лет). По результатам её реализации, у спортсменов увеличивается удовлетворенность качеством жизни и таких её показателей как: личные достижения, общение с друзьями, поддержка, оптимистичность, снижение напряженности, самоконтроль, уменьшение негативных эмоций.
Разработана и реализована программа обучения юных спортсменов психологическим умениям для успешной реализации ими «двойной» карьеры через оптимизацию баланса между идентификацией с ролью «спортсмена» и ролью «ученика» (n=16, 11-13 лет, представители разных видов борьбы). После проведения психологических занятий (октябрь 2017 – апрель 2018) отмечено сближение идентификации с ролью «спортсмена» и ролью «ученика» (при этом различия внутри данных показателей статистически незначимы, что важно для сохранения внутренней готовности к положительному отношению к двум видам деятельности – учебной, являющейся обязательной, и спортивной – носящей добровольный характер). Разработаны рекомендации родителям.
Разработана и пилотажно подкреплена методика исследования отношения родителей к занятиям ребенка спортом.
Эмпирическая база данных с 2018 г. активно пополняется на базе СПб ГБУ СШОР №2 Невского района г. Санкт-Петербурга (директор А.А. Купершмит); Центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) (директор В.С. Терёхин), а также в рамках Федерального экспериментального (инновационного) проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» (АНО «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ», исполнительный директор А.В. Назаров): ноябрь 2018г – 56 чел., сентябрь 2019г. – 176 чел.:
а) у почти половины родителей (n=176) сформировавшаяся «модель» поведения (45,45%), из которых чаще компенсирующее отношение, потом негативное и безразличное (соответственно 68,75; 18,75; и 12,5%). Примерно у каждого четвертого участника нет определенной «модели» поведения (28,4%) или ситуативная «модель» (26,5%).
б) по сравнению с первичными данными (n=56) увеличилось количество «компенсирующихся» родителей и соответственно уменьшился процент родителей с сформировавшейся негативной и безразличной «моделью» поведения; меньше родителей с неопределенной «моделью» поведения и больше с ситуативной.
Собственно срезы и динамика количества родителей, проявляющих или готовых проявлять типы поведения, неблагоприятные для успешности юного спортсмена, определяет не только целесообразность, но и необходимость нивелирования, коррекции их поведения через описание и предложения конструктивной «модели» поведения, основу которой составляют: 1) успешный спортсмен – тот, кто решает поставленную задачу, а не тот, кто лучше другого; 2) ребенку важна Ваша поддержка независимо от результата его тренировки или соревнования; 3) спортсмен - он и в спорте, и в учебе спортсмен» (организованный, контролирующий, решающий поставленные задачи и пр.)
Родители в зависимости от типа отношения к занятиям ребёнка спортом могут полярно относиться к его учебной успеваемости, поэтому нами разработаны и работающие рекомендации в отношении построения и реализации «двойной» карьеры юным спортсменом.
Данные рекомендации включены в материалы для родителей в спортивной школе, а также являются обязательным элементом в структуре заключения о предрасположенности ребёнка к занятиям теми или иными видами спорта (Центр тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей (НГУ им.П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург) и планируется их применение в рамках Федерального экспериментального (инновационного) проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» (г.Москва).
Описывая результаты данного научного проекта, можно выделить два направления в которых велись исследования и получены новые данные:
1) изучение трудностей спортсменов при сочетании ими спортивной и других видов деятельности на основе ретроспективного и актуального подходов и факторов, определяющих успешность его реализации. Результаты опроса экс-спортсменов показали, что успешная «двойная» карьера детерминирована внутренними и внешними ресурсами: в школьный период в большей мере с необходимостью «выполнять требования» и «умением распределять время» (по 57,1%), при получении высшего образования – с «целеустремленностью» (83,9%). На способность успешно сочетать спортивную, учебную деятельность и личную жизнь наиболее сильное влияние оказывает «умение планировать свое время», «требовательность к себе», «уверенность в себе» и «мотивация», наименее сильное – «коммуникативные навыки», «физическая форма», «спортивный опыт.
Изученные трудностей реализации «двойной» карьеры высококвалифицированными действующими спортсменами-студентами (МС, МСМК, включая участников Олимпийских игр) выступают как основа для разработки путей по ее построению и реализации в условиях профильного ВУЗа: общий уровень напряженности в учебной деятельности и в спортивной деятельности – низкий, что позволяет сфокусировать внимание исследовании внутренних и внешних ресурсов успешного сочетания нескольких видов деятельности. Большие затруднения у спортсменов вызывают регуляция психических состояний и непосредственно выступление на соревнованиях. Больше усилий требует спорт, чем учеба. Спортсмены получают поддержку от значимых для них людей (особенно от семьи) в процессе учебы больше, чем в спортивной деятельности (девушки в большей степени, чем юноши). Ожидания от девушек выше в учебе, от юношей – в спорте.
Выявлены общие и специфические психологические трудности при реализации двойной карьеры у спортсменов-подростков с учетом пола, вида спорта и степень их выраженности; определены и описаны социально психологические условия и способы реализации спортсменами-подростками двойной карьеры (копинг-стратегии, поддержка и требования со стороны значимых других, идентификация с ролью спортсмена и ученика и др.).
Спортсмены (15-16 лет), а также спортсмены-студенты (17-20 лет) в качестве основных трудностей реализации «двойной» карьеры выделяют организационные – «временные». Были выявлены причины нерационального использования спортсменами времени в режиме дня, что нашло отражение и в сниженной работоспособности.
2) Разработка программ обучения спортсменов психологическим умениям и навыкам построения и реализации «двойной» карьеры.
Программа обучения юных спортсменов психологическим умениям для успешной реализации ими «двойной» карьеры через оптимизацию баланса между идентификацией с ролью «спортсмена» и ролью «ученика» (11-13 лет, представители разных видов борьбы).
Программа психологического сопровождения (6 месяцев) направленная на просвещение спортсменов о способах совладания со стрессом, методах планирования режима дня, обучение навыкам эффективного целеполагания и пр. (14-18 лет). По результатам ее реализации у спортсменов увеличивается удовлетворенность качеством жизни и таких ее показателей, как: личные достижения, общение с друзьями, поддержка, оптимистичность, снижение напряженности, самоконтроль, уменьшение негативных эмоций.
Программа организации учебных занятий и сопровождение спортсменов на тренировочных сборах (18-21 год). Целью исследования являлась проверка эффективности переноса учебной нагрузки на время, предшествующее основной тренировке спортсмена, на тренировочном сборе. Программа показала свою эффективность в отношении академической успеваемости спортсменов-студентов.
Изучено «происхождение» иррациональных установок (спортсмены-студенты 17-23 года). Установлено, что формирование иррациональных установок в первую очередь осуществляется через родителей и тренера, затем остального окружения спортсмена (друзья, команда и п.), а также в результате собственного опыта (но, чаще глобальные выводы на фоне единичных событий).
Психолого-педагогический эксперимент (индивидуальная работа с иррациональными установками и убеждениями спортсменов с применением протоков когнитивно-поведенческой терапии, (спортсмены разных видов спорта, спортивный разряд от 1 до КМС,16-21 год), показал положительные результаты.
Спортсмены быстро адаптируются к внешним трудностям совмещения учебной и спортивной деятельности и начинают быть одновременно успешным в нескольких сферах деятельности, значимых для спортсмена на данном этапе.
В процессе реализации проекта, разработана и пилотажно подкреплена методика исследования отношения родителей к занятиям ребенка спортом.
Переведена на русский язык и адаптирована методика для изучения «двойной карьеры» спортсменов Стамбуловой Н.Б. "The Dual Career Survey".
Полученные, в результате реализации проекта данные:
- опубликованы в научных статьях и представлены на научных конференциях;
- включены в учебный курс «Психология спортивной карьеры», читаемый обучающимся по направлению 37.05.01 Клиническая психология, специализация «Психология спорта и физической активности», на факультете психологии СПбГУ;
- включены в материалы для родителей в СПб ГБУ СШОР №2 Невского района г. Санкт-Петербурга;
- являются обязательным элементом в структуре заключения о предрасположенности ребёнка к занятиям теми или иными видами спорта (Центр тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей (НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург);
- используются в психологическом сопровождении спортсменов (12-16 лет) в школе бильярдного спорта PLAYPOOL, г. Санкт-Петербурга.
- планируется их применение в рамках Федерального экспериментального (инновационного) проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» (г. Москва).