Description

Проект направлен на решение фундаментальной проблемы формирования речи и основ языка в онтогенезе, связи физического, языкового и когнитивного развития ребенка в норме и при нарушении развития.
Целью проекта является изучение процесса становления в онтогенезе акустического аспекта речи через определение частотно-временных характеристик, обуславливающих формирование в речи ребенка системы акустических ключей и перцептивных признаков, значимых для распознавания речи ребенка в норме и при наличии в анамнезе расстройств аутистического спектра (РАС).
Исследуется вопрос о связи акустической стороны речи с физическим и когнитивным развитием детей, нормально развивающихся по заключению специалистов, и детей с РАС.

Актуальность проблемы обусловлена отсутствием систематизированных данных о становлении системы акустических признаков речевого сообщения в норме. На материале русского языка нет данных о связи характеристик голоса и сформированности артикуляционных укладов с физиологическими показателями развития в норме; о времени появления половых различий в характеристиках голоса, определяемых объективно экспертной оценкой и инструментальными методами анализа. Отсутствуют систематизированные валидные данные о связи уровня сформированности акустической стороны речи с психофизиологическими особенностями и когнитивным развитием ребенка в возрасте 4-16 лет.
На материале русского языка отсутствуют данные об акустических характеристиках речи детей с РАС; нет данных о специфических особенностях организации разных уровней речевого сообщения ребенка в зависимости от его возраста, конкретного заболевания, включенного в общую группу расстройств – расстройства аутистического спектра, степени тяжести заболевания.
Данные, полученные на материале других языков, не могут быть формально перенесены на русскоязычную популяцию. Это обусловлено наличием целого ряда антропометрических и культурно специфических особенностей. В частности различием: а) сроков физиологического созревания у разных народов (соответственно рост, вес, будут отличаться); б) возрастного порога начала систематического обучения детей (начало школьных занятий), а, следовательно, и необходимости ребенком четкого артикулирования для обеспечения коммуникации со сверстниками и взрослыми (преподавателями) и разного уровня когнитивного развития ребенка.
Для детей с РАС дополнительным условием будет являться учет медикаментозных препаратов, принимаемых ребенком, их дозировки; наличия или отсутствия дополнительных развивающих занятий (музыкотерапия, игровая терапия, посещение дефектолога и логопеда и т.д.)

Фундаментальная задача исследования заключается в выявлении связи между акустическим аспектом становления речевой деятельности в онтогенезе, прагматическим уровнем организации речи и психофизиологическими особенностями и уровнем когнитивного развития в возрастной динамике в сравнительном аспекте у детей в норме и с РАС.

Правомерность постановки фундаментальной задачи обусловлена общностью морфофункциональной организации и физиологическими механизмами, обеспечивающими формирование речевой деятельности и когнитивного развития в онтогенезе: мозговым обеспечением - созреванием речевых областей и ассоциативных отделов мозга (несмотря на большой возрастной разброс); развитием речевого тракта (изменением размеров конфигурации, возрастной нормативной динамикой созревания); процессами сенсомоторной координации.
Выбор в качестве информантов детей с РАС в определенной степени является моделью нарушения основой функции речи – коммуникативной, реализуемой на разных уровнях речевого сообщения - акустико-артикуляционном, грамматико-синтаксическом, семантическом и прагматическом. Так как обобщенный диагноз - расстройства аутистического спектра включает ряд заболеваний, которые характеризуются различной степенью тяжести нарушений речи, это позволит выявить общие закономерности формирования акустического облика речевого сообщения ребенка и определить специфические особенности.








Key findings for the project

Участниками исследования явились типично развивающиеся (ТР) дети (n = 420) в возрасте 4-16 лет, их сверстники с расстройствами аутистического спектра (РАС, n = 67, F84 –МКБ -10) и взрослые (n = 475), участвующие в перцептивном исследовании. Дети с РАС разделены на 2 группы. В первую группу (РАС-1) вошли дети с регрессом в развитии в возрасте 1,5-3-х лет; у детей, отнесенных во вторую группу (РАС-2), риск развития диагностирован при рождении, аутистическая симптоматика является следствием органического поражения ЦНС.
Разработаны модельные ситуации записи речи и поведения детей, алгоритм акустического анализа речи детей, оценки интонационных контуров. Проведено шесть исследований, в которых получены данные об особенностях речи и коммуникации ТР детей и детей с РАС; описаны перцептивные и акустические характеристики эмоциональной речи; проведено сравнение характеристик спонтанной речи и повторяемых слов; прослежена возрастная динамика акустических характеристик речи детей; рассмотрено влияние специального обучения на характеристики речи детей с РАС.
На основании слухового перцептивного анализа показана способность взрослых (аудиторов) к определению эмоционального состояния ребенка, значения слова и его интонационного контура (ИК), пола и возраста ТР детей и детей с РАС. В тестах, содержащих слова на повторение, аудиторы с большей вероятностью определяли значение слова, чем ИК. Возраст и пол ТР детей аудиторы определили правильно, возраст детей с РАС – ниже реального, при прослушивании теста детей РАС - большее количество слов мальчиков отнесли к словам девочек. Эти данные могут быть использованы при подборе персонала для работы с детьми с РАС. Получены объективные данные о связи тяжести аутистического расстройства и характеристик голоса и речи ребенка с РАС; описаны особенности речи детей, имеющих в анамнезе ведущий диагноз РАС или симптоматику РАС, сопровождающую психоневрологическое заболевание. Выявлены специфические для детей с РАС акустические характеристики голоса и речи: 1) Высокие значения частоты основного тона (ЧОТ - высоты голоса), 2) Вариативность ЧОТ, 3) Высокие значения третьей (эмоциональной) форманты и амплитуды третьей форманты, обуславливающие «нетипичную» спектрограмму сигнала за счет выраженных высокочастотных составляющих, 4) Высокие индексы артикуляции гласных, свидетельствующие о возможности четкого произнесения гласных. В исследовании впервые на материале русского языка для детской речи посчитан индекс артикуляции гласных. Данные о характеристиках голоса и речи детей с РАС могут служить маркерами аутизма и использоваться в качестве дополнительных методов диагностики заболевания. Показано, что специальное обучение детей с РАС направлено на формирование четкости произношения слов ребенком, правильное использование словесного ударения. В ходе проведенного исследования разработана «Модель повторения слов», которая позволяет оценить формирование четкости артикуляции звуков; развитие вербальной памяти – сохранение образа слова; развитие слуховой памяти – вычленение из речевого потока и воспроизведение интонации; формирование внимания ребенка, и может быть использована для оценки динамики формирования артикуляционных навыков ребенка в процессе обучения. На основе используемого комплексного подхода, включающего физиологические методы - определение порогов слуха (аудиометрия), регистрации электроэнцефалограммы; психофизиологические методы - определение фонематического слуха, ведущего полушария по речи, профиля функциональной латеральной асимметрии; методы перцептивного и инструментального анализа речи, лексикона детей; анализа видеозаписей поведения, анкетных данных, данных о сроке гестации и баллах по шкале Апгар, анамнезов и опросников, используемых в совокупности, охарактеризовано речевое развитие ТР детей и детей с РАС и выявлены прямые и опосредованные связи, влияющие на становление речи детей, позволяющие говорить о сложной траектории развития. Данные представлены в 60 докладах на Международных и Российских конференциях, опубликованы в 8 изданиях, индексируемых в базах WOS & Scopus.

Key findings for the stage (summarized)


Academic ownership of participants (text description)

Ляксо Елена Евгеньевна - общее руководство работой над проектом, запись и инструментальный спектрографический анализ речи детей. Определение связи между характеристиками речи и физиологическими, психофизиологическими характеристиками типично развивающихся детей и детей детей с расстройствами аутистического спектра 4-16 лет. Написание статей и отчетов, выступление на профильных конференциях.
Фролова Ольга Владимировна - запись речи и акустический спектрографический анализ речи детей. Определение перцептивных и акустических характеристик эмоциональной речи типично развивающихся детей и детей с расстройствами аутистического спектра. Написание статей, выступление на профильных конференциях.
Григорьев Алексей Сергеевич - Определение возрастной динамики акустических характеристик речи типично развивающихся детей. Определение антропометрических показателей и порогов слуха у детей.Написание статей, выступление на профильных конференциях.
Куражова Анна Вадимовна - Подготовка и проведение перцептивных экспериментов. Обработка анкетных данных. Выступление на профильных конференциях.
Казаков - Дмитрий Юрьевич - Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях лаборатории бассейна Лесгафта. Выступление на профильных конференциях.
Соколова Валентина Дмитриевна - запись и анализ речи типично развивающихся детей дошкольного возраста. Написание статей и выступление на профильных конференциях.
Яроцкая - Ксения Александровна - запись речи детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Запись речи и поведения детей в модельных ситуациях, направленных на вызов у детей эмоциональных состояний. Написание статей и выступление на профильных конференциях.
Балякова Анна Александровна - логопедический анализ речи детей. Изучение влияния специального обучения на характеристики речи детей с расстройствами аутистического спектра. Выступление на профильных конференциях.
Гречаный Северин Вячеславович - подбор групп детей с расстройствами аутистического спектра. Уточнение диагноза детей. Психоневрологическое тестирование детей. Написание статей и выступление на профильных конференциях.

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

разрешатся
Short title__
AcronymRFBR_a_2016 - 3
StatusFinished
Effective start/end date26/03/1815/12/18

ID: 34859993