Description

Ранний социально-эмоциональный опыт имеет драматическое влияние на весь ход психического развития и будущее благополучие человека, оказывает отдаленные, а часто и непреодолимые последствия. Значение психологического взаимодействия и формирования эмоциональной привязанности ребенка к матери или заменяющему ее близкому взрослому интенсивно исследуются в психологии, социологии, нейронауках, медицине. За последние десятилетия значения данных исследований только возрастают. Интенсивно также изучается и способность ребенка к чтению психических состояний своих и другого (Theory of mind или модель психического), поскольку именно эта способность делает нас людьми и является ментальным механизмом социально-эмоционального познания и социализации. Однако обе эти парадигмы - психология взаимодействия в системе «мать-ребенок» и привязанности, и модель психического (понимание эмоций, мнений, обмана, причинности поведения, перспективы, мыслей и чувств своих и другого человека) в большей степени развивались как самостоятельные направления. Исследований, которые бы изучали взаимосвязь показателей социально-эмоционального взаимодействия и привязанности и способности понимать социальный мир, факторы и условия эмоционально-когнитивного развития фактически отсутствуют, либо представлены отдельными и несистематическими исследованиями. Несмотря на глубокие исследования влияния изменения качества социально-эмоционального окружения (чувствительности, отзывчивости и стабильности близких взрослых) на развитие детей, проживающих в условиях учреждений, а также изучения последствий изменения первичного окружения на последующее развитие детей при переводе в замещающие семьи, исследований специфики взаимодействия со взрослым и формировании модели психического в замещающих семьях в зависимости от раннего институционального опыта не проводилось. В научной литературе не представлена информация о влиянии качества раннего социально-эмоционального окружения (повышения чувствительности, отзывчивости и стабильности близких взрослых) в учреждении на взаимодействие в системе “родитель-ребенок” и становление модели психического в замещающих семьях. Теоретически обе эти парадигмы, объединяясь в одном исследовании, позволяют в проекте по изучению детей, переведенных из различных институциональных условий и замещающие семьи, провести всесторонний анализ роли качества раннего социально-эмоционального опыта в последующем развитии детей, возможностей положительных изменений эмоционально-когнитивного развития ребенка после проживания в учреждении.

Заявляемый проект направлен на решение актуальной и новой в психологии развития и клинической психологии развития научной проблемы формирования человека в раннем возрасте, а именно взаимодействия в системе "родитель-ребенок" и становления модели психического у детей, воспитывавшихся в разных условиях институционального окружения и принятых на воспитание в замещающие семьи. Целью настоящего исследования является изучение показателей взаимодействия родителей и детей, а также модели психического у детей, принятых в российские замещающие семьи из домов ребенка, в зависимости от качества социально-эмоционального окружения в домах ребенка после программы вмешательства (после повышения чувствительности, отзывчивости и стабильности персонала; после повышения только чувствительности и отзывчивости персонала дома ребенка; обычное окружение дома ребенка), типа замещающей семьи (родственная, неродственная) и временны́х показателей в виде длительности пребывания детей в семье до помещения в дом ребенка, длительности институционализации, времени проживания в замещающей семье и возраста обследования ребенка. Объект исследования - развитие детей с ранним опытом институционализации. Предмет - взаимодействие с близким взрослым и модель психического у детей в замещающих семьях.

Задача проекта состоит в масштабном сравнительном изучении влияния роли качества раннего институционального социально-эмоционального окружения на последующее развитие детей после принятия в замещающие семьи. Решение данной задачи предлагается провести в едином комплексе парадигм взаимодействия в системе "родитель-ребенок" и становления модели психического у детей.

Конкретные задачи проекта.

1. Изучить показатели взаимодействия групповых сотрудников с детьми, а также формирования модели психического у детей в домах ребенка непосредственно перед переводом в замещающие семьи.

2. Изучить показатели взаимодействия родителей с детьми и формирования модели психического у детей после перевода в замещающие семьи на различных этапах проживания в семье.

3. Изучить показатели взаимодействия родителей с детьми и формирования модели психического у детей без опыта институционализации, от рождения воспитывающихся в семьях биологических родителей.

4. Выделить на основании анкетных данных информацию о пребывании детей в семье до поступления в дом ребенка, о качестве социально-эмоционального окружения в домах ребенка, длительности институционализации, времени пребывания в замещающей семье и возрасте обследования детей, а также о семейном положении, наличии или отсутствии родственных связей с ребенком, экономическом статусе и уровне образования у родителей в замещающих семьях, принимающих участие в исследовании.

5. Выделить на основании анкетных данных информацию о возрасте обследования детей, а также семейном положении, экономическом статусе и уровне образования родителей в биологических семьях, принимающих участие в исследовании.

6. Провести сравнительный между детьми из различных условий домов ребенка (после повышения чувствительности, отзывчивости и стабильности персонала, после повышения только чувствительности и отзывчивости, из условий без изменений) анализ временны́х показателей экспозиции условиям окружения в виде длительности пребывания в семье до помещения в дом ребенка, длительности институционализации, времени проживания в замещающей семье и возраста обследования.

7. Провести сравнительный между замещающими родителями, принявшими на воспитание детей из различных условий домов ребенка, анализ семейного положения, наличия или отсутствия родственных связей с ребенком, экономического статуса и уровня образования.

8. Провести сравнительный анализ показателей взаимодействия родителей и детей, а также модели психического у детей, принятых в российские замещающие семьи из домов ребенка, в зависимости от условий социально-эмоционального окружения в доме ребенка (после повышения чувствительности, отзывчивости и стабильности персонала, после повышения только чувствительности и отзывчивости, из условий без изменений), типа семьи (родственная, неродственная) и временны́х показателей в виде длительности пребывания детей в семье до помещения в дом ребенка, длительности институционализации, времени проживания в замещающей семье и возраста обследования ребенка.

9. Провести сравнительный анализ показателей взаимодействия замещающих родителей и детей, а также модели психического у детей, принятых в замещающие семьи из различных условий дома ребенка, по сравнению с показателями взаимодействия и модели психического у детей без опыта институционализации, от рождения воспитывающихся в семьях биологических родителей.

10. Изучить взаимосвязь показателей взаимодействия родителей с детьми и формирования модели психического в группе детей с опытом институционализации, принятых в российские замещающие семьи из домов ребенка, а также у детей без опыта институционализации, от рождения воспитывающихся в семьях биологических родителей.

11. Подготовить публикации по результатам исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в заявленном проекте будет получена важная информация о взаимодействии с замещающими взрослыми и модели психического у детей с ранним опытом институционализации, принятых на воспитание в российские замещающие (приемные и усыновителей) семьи. Впервые в психологии развития будет проведено лонгитюдное исследование показателей взаимодействия со стороны замещающих родителей, детей и в диаде, а также показатели становления модели психического у детей с опытом институционализации, в зависимости от качества раннего социально-эмоционального окружения детей в домах ребенка (после реализации программы вмешательства, направленной на повышение чувствительности, отзывчивости и стабильности персонала; после повышения только чувствительности и отзывчивости персонала; после проживания в обычных условиях дома ребенка). Впервые будет проведено изучение показателей взаимодействия в паре «замещающий родитель – ребенок», а также модели психического у детей, в связи с временны́ми показателей экспозиции детей различным условиям окружения в виде длительности проживания в родительской семье до передачи ребенка в учреждение, длительности институционализации, времени проживания в замещающей семье, возраста обследования ребенка, а также в связи с типом замещающей семьи (родственная, неродственная). Впервые будет проведено сравнительное исследование взаимодействия родителей и детей и модели психического у детей с опытом институционализации, принятых в российские замещающие семьи, и детей без опыта институционализации, от рождения воспитывающихся в семьях биологических родителей. Будет изучена взаимосвязь показателей взаимодействия в парах «замещающий родитель – ребенок» и модели психического у детей как в замещающих семьях, так и в семьях биологических родителей. Проект будет проведен с использованием современных методов психологического исследования, соответствующих международным стандартам работ в данной области. Таким образом, в заявляемом научном проекте будет проведен ряд исследований, позволяющих получить новую информацию, интегрируемую в мировые данные изучения фундаментального вопроса психологии развития, связанного с вкладом раннего опыта в последующее развитие человека.

Проект направлен на развитие новой для научного коллектива тематики, нового предмета исследования и, соответственно, нового плана исследования. Его реализация связана с использованием методов, не применявшихся в представленных в литературе предыдущих исследованиях детей с опытом проживания в различных институциональных условиях, переведенных в замещающие семьи. Несмотря на значительный опыт исследования детей, воспитывающихся в домах ребенка, в т.ч. в связи с реализацией программы вмешательства и изменением качества социально-эмоционального окружения в домах ребенка, а также на изучение детей в биологических семьях и детей с опытом институционализации, принятых в замещающие семьи, научный коллектив до настоящего времени не был направлен на комплексное лонгитюдное исследование показателей взаимодействия со стороны замещающих родителей, детей и в диаде, а также показатели становления модели психического у детей с опытом институционализации, в зависимости от качества их раннего социально-эмоционального окружения. Более того, именно результаты предыдущих исследований коллектива вместе с данными обзора литературы показали высокую степень новизны и актуальности перехода к новому этапу научной работы, а именно к исследованию взаимодействия с близким взрослым и модели психического у детей с опытом ранней институционализации, воспитывающихся в замещающих семьях, в т.ч. после повышения чувствительности, отзывчивости и стабильности институционального социально-эмоционального окружения.

При этом достижимость решения поставленной задачи и возможность получения коллективом авторов предполагаемых результатов высоко обосновано.
Во-первых, авторы провели обширный и тщательный анализ литературы по теме исследования и по результатам этого анализа определили не решенную до настоящего времени научную проблему, выделили новизну, научную и прикладную актуальности работы, ее предмет и объект.
Во-вторых, для решения научной проблемы была определена цель исследования, ее задачи, выдвинуты основные гипотезы. В соответствии с целью и задачами были адекватно определены участники и методы исследования, описан дизайн, общий план реализации проекта, ожидаемые результаты.
В третьих, научный коллектив, включая его научного руководителя, имеет значительный научный задел и большой опыт предыдущих научных исследований детей, воспитывающихся в условиях институционализации, в замещающих семьях и семьях биологических родителей. Эти исследования выполнены с надлежащим уровнем профессионализма и представлены в изданиях из баз Web of Science и Scopus, в т.ч. входящих в квартиль Q1.
В четвертых, для решения поставленной в работе научной проблемы предполагается использовать ранее не проанализированные научные материалы, имеющиеся в уникальной базе данных, созданной при непосредственном участии научного руководителя проекта в результате лонгитюдного исследования детей, воспитывавшихся в домах ребенка в рамках Санкт-Петербургской программы вмешательства в домах ребенка, направленной на повышение чувствительности, отзывчивости и стабильности персонала в работе с детьми (St. Petersburg - U.S.A. Orphanage Research Team, 2008), а также лонгитюдного прослеживания развития детей из этих домов ребенка после перевода в замещающие семьи Санкт-Петербурга (McCall, Muhamedrahimov et al., 2016a, 2016b). Эта база данных включает видеофайлы взаимодействия взрослых и детей, и большой объем информации о широком спектре показателей развития детей в трех участвовавших в программе вмешательства домах ребенка (в первом - после повышения чувствительности, отзывчивости и стабильности персонала; во втором - после повышения только чувствительности и отзывчивости персонала; в третьем - после проживания в обычных условиях дома ребенка), показателей развития детей в замещающих и биологических семьях, а также информацию о социально-демографических данных семей.

В связи с использованием ранее созданной базы данных и материалов, реализация данного исследования не будет зависеть от ограничений, накладываемых распространением коронавирусной инфекции на психологическое исследование человека.


Современное состояние исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой науке и научные конкуренты

Наблюдаемое в последние два десятилетия в различных странах мира значительное увеличение числа детей, принятых на воспитание из сиротских учреждений с преимущественно низким качеством окружения в семьи усыновителей или приемные семьи, предоставило исследователям возможность изучать развитие детей с ранним депривационным опытом институционализации как в период проживания в учреждении, так и в долговременной перспективе после перевода в семью (McCall, Van IJzendoorn, Juffer, Groark, & Groza, 2011; Palacios & Brodzinsky, 2010). Глубокое и всестороннее исследование детей с опытом институционализации позволяет осветить один из фундаментальных вопросов наук о развитии, связанный с вкладом раннего опыта в последующее развитие человека.

Обзорные исследования, проведенные по результатам большого числа работ по анализу состояния детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствуют о системных био-поведенческих нарушениях развития, наблюдающихся у детей при проживании в депривационных условиях сиротского учреждениях (McCall et al., 2011; Rutter et al., 2009; The St. Petersburg–USA Orphanage Research Team, 2008; Zeanah et al., 2003). Даже в учреждениях с относительно адекватным питанием и гигиеническими условиями, у них наблюдается задержка физического (Van IJzendoorn et al., 2007) и познавательного развития (Dobrova-Krol et al., 2010; The St. Petersburg–USA Orphanage Research Team, 2008), нарушения иммунной системы (Shirtcliff et al., 2009) и регуляции при стрессовом воздействии (Kumsta et al., 2017), структурные и функциональные нарушения мозга (Nelson et al., 2011), эпигенетические изменения (Naumova et al., 2019), трудности с исполнительным функционированием и регуляцией эмоций (McDermott et AL., 2013), а также риск развития психопатологии (Zeanah & Gleason, 2015). Обнаружено значительное негативное изменение чувствительности и стабильности ближайшего социально-эмоционального окружения, характеристик взаимодействия с детьми со стороны персонала учреждения (Muhamedrahimov, 2005; The St. Petersburg–USA Orphanage Research Team, 2008), а также распределения паттернов привязанности со снижением вероятности формирования безопасной и увеличением проявлений дезорганизованной привязанности (Bakermans-Kranenburg et al., 2012; Vorria et al., 2003; Zeanah et al., 2005).

Изучение детей с депривационным опытом институционализации, переведенных в замещающие (приемные и усыновителей) семьи, определило улучшение у них физического и психического развития, а также поведения вплоть до уровня показателей у сверстников без опыта институционализации (Bakermans-Kranenburg et al., 2008; Van IJzendoorn & Juffer, 2006; Van IJzendoorn et al., 2007; Smyke et al., 2010). Однако такое наверстывание происходит не всегда и зависит от тяжести депривационных условий и временны́х показателей развития в виде длительности институционализации, времени проживания в замещающей семье, а также возраста обследования ребенка (Hawk & McCall, 2010; Julian, 2013; McCall, 2011; Van IJzendoorn et al., 2007; van den Dries et al., 2009; Smyke et al., 2010; Zeanah et al., 2011; Garvin et al., 2012). Кроме того, может наблюдаться влияние взаимодействия этих факторов на развитие детей в пост-институциональный период. Так, увеличение долговременных нарушений у детей наблюдается после 6 месяцев пребывания в глубоко депривационных условиях детских сиротских учреждений Румынии 1990-х годов (Kreppner et al., 2007), и только после 18 месяцев пребывания в социально-эмоционально депривационных домах ребенка Российской Федерации 2000-х (McCall, 2013; Merz & McCall, 2010; Muhamedrahimov et al., 2014). Результаты исследований свидетельствуют, что последствия опыта институционализации по разному проявляются в зависимости от типа замещающей семьи: более высокие показатели развития наблюдаются у детей в семьях усыновителей, за которыми следуют показатели детей в приемных семьях (Julian & McCall, 2011), тогда как дети, возвращенные в семьи биологических родственников, проявляют наибольшие проблемы развития и поведения (Julian & McCall, 2011; Muhamedrahimov et al., 2015).

Предлагаемое исследование основывается на результатах программы квази-экспериментального вмешательства, проведенного в домах ребенка Санкт-Петербурга (РФ) (St. Petersburg - U.S.A. Orphanage Research Team, 2008), и на данных лонгитюдного прослеживания развития и поведения детей, принятых из этих домов ребенка в замещающие семьи Санкт-Петербурга (McCall, Muhamedrahimov, et al., 2016a, 2016b) и усыновленных в США (Julian, McCall, et al., 2019). Программа вмешательства в Санкт-Петербургских домах ребенка была проведена для исследования вопроса о влиянии чувствительности, отзывчивости и стабильности социально-эмоционального окружения на развитие детей младенческого и раннего возраста (St. Petersburg - U.S.A. Orphanage Research Team, 2008). В ней принимали участие три дома ребенка, каждый из которых соответствовал одному из трех заданных в программе условий ухода за детьми. В одном доме ребенка были последовательно проведено обучение персонала и структурные изменения (О+СИ), направленные на повышение чувствительности, отзывчивости и стабильности групповых сотрудников. Во втором было проведено только обучение (ТО), нацеленное на повышение чувствительности и отзывчивости персонала. Третий дом ребенка продолжал работать в обычном режиме без изменений (БИ). Изучение результатов реализации программы вмешательства показало, что сочетание улучшения чувствительности, отзывчивости и стабильности окружения детей (О+СИ) в одном из домов ребенка привело к значимому улучшению характеристик взаимодействия группового персонала с детьми (St. Petersburg-U.S.A. Orphanage Research Team, 2008). Срезовый и лонгитюдный анализ результатов реализации программы показал улучшение целевых показателей качества социально-эмоционального окружения и, соответственно, значительное позитивное изменение физического, познавательного и социально-эмоционального развития детей после О+СИ, по сравнению с развитием после ТО, а также значительное преимущественное развитие детей после О+СИ и ТО, по сравнению с развитием детей в типичных условиях дома ребенка БИ (St. Petersburg - U.S.A. Orphanage Research Team, 2008).

Проведенное впоследствии лонгитюдное прослеживание развития воспитанников этих трех домов ребенка после перевода в замещающие семьи в возрасте от 1,5 до 10,8 лет и длительностью пребывания в семье не менее 1 года показало, что дети, проживавшие в улучшенных условиях дома ребенка (О+СИ), впоследствии проявляли меньше неразборчивого дружелюбия, меньше агрессивного/вызывающего поведения и поведения экстернализации. Кроме того, было показано, что, вне зависимости от условий дома ребенка, дети, переведенные в семьи в более старшем возрасте, проявляли, по оценке родителей, больше нарушений развития (McCall, Muhamedrahimov et al., 2016a). При сравнении с результатами исследования детей без опыта институционализации, от рождения воспитывающихся в родительской семье, было обнаружено, что по большинству показателей развития, включая привязанность и проявления неразборчивого дружелюбия, дети в замещающих семьях оценивались родителями так же, как и сверстники из обычных семей (McCall, Muhamedrahimov et al., 2016b), что соответствует литературным данным о наверстывании развития, наблюдаемом у детей с опытом институционализации после перевода в семью (Van IJzendoorn & Juffer, 2006). Однако дети в замещающих семьях имели более низкие, по сравнению с детьми из родительских семей, оценки по отдельным показателям социально-эмоционального развития и внимания. Значительных систематических различий, связанных с возрастом принятия в семью, а также типом семьи (родственная или неродственная) обнаружено не было.

Прослеживание детей, усыновленных из трех принимавших в программе вмешательства домов ребенка Санкт-Петербурга в семьи США, показало, что в возрасте от 9 месяцев до 7 лет дети из одного или обеих домов ребенка, в которых было проведено изменение социально-эмоционального окружения (О+СИ и ТО), проявляли, согласно родителям, больше безопасной привязанности, меньше неразборчивого дружелюбия и более редкие поведенческие проблемы, по сравнению с детьми из типичных условий дома ребенка, и некоторые из наблюдаемых показателей были связаны с возрастом усыновления (длительностью пребывания в условиях дома ребенка). При этом среднегрупповые значения показателей развития были в пределах нормы (Julian et al., 2019; McCall et al., 2019).

Анализ данных литературы по прослеживанию детей с опытом институционализации, принятых в замещающие семьи, в том числе из домов ребенка, участвовавших в Санкт-Петербургской программе вмешательства, в целом свидетельствует, что при изучении детей авторы использовали широкий спектр показателей адаптации и развития детей, с использованием, в основном, оценки со стороны замещающих родителей. При этом известно, что использование вопросников для родителей может приводить к результатам, отличающимся от результатов оценки развития со стороны экспертов, а также на методах, основанных на наблюдении (см., например, Van den Dries et al., 2009; Van IJzendoorn et al., 2004). Несмотря на то, что программа вмешательства в домах ребенка была направлена на изменение качества взаимодействия персонала с детьми, и ее результаты показали улучшение, после внедрения программы (О+СИ), наблюдаемого взаимодействия с детьми со стороны группового персонала, детей и диадных характеристик взаимодействия (St. Petersburg—U. S.A. Orphanage Research Team, 2008), исследования влияния такого изменения социально-эмоционального опыта детей на изучаемые с использованием метода наблюдения показатели их взаимодействия с замещающими родителями до настоящего времени не проводилось. Кроме того, не изучался вопрос о становлении у детей с депривационным опытом институционализации, принятых в замещающие семьи, модели психического, что, вероятно, связано с качеством первичного социально-эмоционального окружения ребенка, его взаимодействия с близким взрослым. Ниже представлены немногочисленные литературные данные о взаимодействии родителей и детей в замещающих семьях, и о развитии у детей модели психического, дополнительно подчеркивающие необходимость проведения настоящего исследования.

Взаимодействие родителей и детей с опытом институционализации, принятых в замещающие семьи

Несмотря на десятилетия исследований детей с опытом институционализации, информации о взаимодействии взрослых и детей в течении первых лет жизни ребенка в замещающей семье в научно литературе представлено немного. Известны сообщения об изменении со временем пребывания ребенка в замещающей семье характеристик взаимодействия с ним со стороны родителей. Так, исследования семей после международного усыновления свидетельствуют, что чувствительность матерей снижается от младенческого до раннего подросткового периода развития детей (Stams et al., 2000). При этом в ситуации полуструктурированного взаимодействия замещающие родители проявляют более негативное, по сравнению с контрольной группой биологических родителей, поведение в 4-х летнем возрасте детей, но не в 6 лет (Croft et al, 2001). Несколько исследований были направлены на изучение вопроса о том, насколько качество родительского поведения в замещающих семьях модерирует влияние ранней институциональной депривации на показатели психологического функционирования детей и диад "родитель-ребенок" (см. Garvin et al., 2012; Stams et al., 2000). В частности, было показано, что эмоциональная доступность усыновителей предсказывает социальное функционирование детей по меньшей мере в течении 18 месяцев после усыновления (Garvin et al., 2012). Изучение нарушений привязанности у детей из Румынских сиротских учреждений, принятых в местные, но высоко качественные, приемные семьи показало, что в возрасте после 30 месяцев (в среднем после 8 месяцев пребывания в семье) проявления у них показателей реактивного нарушения отстраненного типа не отличались от проявлений у детей без опыта институционализации, тогда как в диапазоне от 30 месяцев до 8 лет (от 8 месяцев до 7 лет в семье) проявления нарушений расторможенного типа были выше (Smyke et al., 2012). Кроме того, было показано, что качество отношений между родителем и ребенком в замещающей семье связано с длительностью периода институционализации (возрастом помещения в семью) (Croft et al, 2001; Smyke et al., 2012). В целом, представленные в литературе исследовательские данные свидетельствуют о значительных изменениях показателей взаимодействия детей и родителей в замещающих семьях, наблюдаемых как со стороны родителей, так и со стороны детей.

Исследование, направленное на вторичный анализ данных, полученных в результате реализации программы вмешательства в домах ребенка Санкт-Петербурга, показало, что целевые показатели программы в виде качества взаимодействия персонала с детьми и постоянство их пребывания в пространстве жизни детей в группе являются важными медиаторами взаимодействия между различием условий в домах ребенка (О+СИ, по сравнению с ТО) и наблюдаемыми у детей характеристиками поведения привязанности (Warner et al., 2017). Кроме того, во всех трех условиях дома ребенка увеличение взаимодействия с близким взрослым в ситуации свободной игры предсказывало улучшение развития детей (Hawk et al., 2018). Эти результаты, а также выше представленные данные литературы о значительных изменениях показателей взаимодействия детей и родителей в замещающих семьях, и информация о том, что улучшение опыта раннего взаимодействия детей с близкими взрослыми может привести к снижению неблагоприятных последствий проживания в учреждении после принятия ребенка в замещающую семью (Fisher et al., 2006; Dozier et al., 2012), показали необходимость исследования не только широко представленных в работах по детям с опытом институционализации и оцениваемых замещающими родителями показателей адаптации и развития детей (McCall et al., 2016a, 2016b; Julian et al., 2019), но и характеристик взаимодействия родителей и детей, наблюдаемых в замещающих семьях.

Модель психического у детей с опытом институционализации

Менее изучена способность детей с опытом институционализации понимать социальный мир и социальные взаимодействия. Анализ мировой литературы и исследований, выполненных отечественными психологами, свидетельствует о большом вкладе развития чтения психических состояний в освоение социального мира, понимание социальных воздействий и взаимодействий, на успешность коммуникации (Сергиенко и др., 2009; Сергиенко, Таланова, Лебедева, 2013; Сергиенко, Уланова, Лебедева, 2020).

Вопрос о значении социального окружения для развития понимания ментального мира интересовал исследователей еще на первых этапах изучения становления «модели психического» как отдельной области исследований. В рамках анализируемой проблемы роль семьи была выделена как важнейший фактор развития модели психического. В мета-аналитическом исследовании 72 в основном англоязычных эмпирических исследований с использованием одного из методов оценки неверных мнений (Hughes, Devine, 2017) основные семейные факторы были сведены к четырем аспектам: социально-экономический статус семьи, размер семьи (количество братьев и сестер), склонность родителей к описанию психических состояний и чувствительность к внутреннему миру ребенка. В качестве дополнительных, менее исследованных факторов авторы выделили: стиль родительского воспитания, привязанность ребенка и поясняющие разговоры родителей. Как показывают результаты исследований, уровень образования матерей, их профессиональный статус и профессиональные достижения отцов обнаруживают устойчивые корреляции с пониманием неверного мнения и эмоций (Cutting, Dunn, 1999; Dunn et al., 1991). Различия между группами с низким и средним социально-экономическим статусом остаются значимыми независимо от возраста и уровня развития речи. Влияние жестокого обращения с детьми обнаруживает связь с задержкой в развитии модели психического независимо от хронологического возраста и показателей СЭС (Cicchetti et al., 2003). Метаанализ данных по изучению развития аспектов модели психического у детей, подвергшихся физическому насилию, подтверждает снижение социального понимания, особенно в области эмоций и изменения социально-когнитивного профиля в целом. Тенденции более выражены у младших дошкольников, чем у старших (Luke, Banerjee, 2013). Результаты лонгитюдного исследования детей в возрасте от 1 года до 12 лет показали, что независимо от хронологического возраста дети с двумя и более братьями и сестрами имели значительно более высокие показатели развития модели психического как на раннем, так и на позднем этапе тестирования по сравнению с детьми, у которых нет братьев и сестер их возраста (McAlister, Peterson, 2007).

Другой лонгитюд с участием 37 семейный пар с детьми, исследованных в ходе взаимодействия в домашних условиях, показал, что количество разговоров о чувствах и мыслях между членами семьи определяет использование ментальных слов младшими детьми спустя 2 года (Jenkins et al., 2003). Как показывают исследования, характеристика использования ментального языка является устойчивой как для матери, так и для ребенка на протяжении периода от раннего детства до младшего школьного возраста. Использование ментального словаря матерью на ранних этапах предсказывает не только понимание психического мира ребенком, но и использование им ментальных слов, показателей социальной адаптации и поведенческих трудностей в период среднего детства (Carr, 2018). Все эти результаты указывают на важность изучения как качества, так и содержания детско-родительских отношений. Чувствительность родителей к внутреннему миру ребенка и частота использования словаря психических состояний в разговоре с ним, по-видимому, являются взаимодополняющими факторами (Laranjo et al., 2014). Первый из них отражает знание своего ребенка, что признается основой родительского стиля воспитания, а второй – непосредственно характер взаимодействия с ним. Оба показателя предсказывают понимание психического мира детьми в более позднем возрасте. Была выдвинута гипотеза о том, что дети с безопасным типом привязанности будут иметь преимущества в уровне становления модели психического. Несколько экспериментальных работ с применением для определения типа привязанности процедуры «Незнакомая ситуация» («Strange Situation Procedure», Ainsworth et al., 1978), подтвердили это предположение, продемонстрировав корреляции показателей привязанности с пониманием неверного мнения (McElwain, Volling, 2004; Meins et al., 1998, 2002).

Значительно меньше работ, посвященных анализу влияния институционализации на развитие модели психического. В лонгитюдном исследовании детей, усыновленных из сиротских учреждений Румынии в семьи Англии ("The English and Romanian Adoptee study - ERA", Rutter & Sonuga-Barke, 2003-2009), изучалась связь между институциональной депривацией и развитием модели психического. Группе из 165 румынских усыновленных детей и 52 английских детей предъявлялись задачи на понимание лжи, белой лжи, намеренной лжи, известные как "Странные истории" (Happe, 1994, см Лебедева, 2006; Сергиенко и др., 2009), и на оценку исполнительных функций (тест Струпа). Усыновленные дети демонстрировали дефицит по обоим измерениям и этот дефицит был сильнее у тех, кто подвергался институциональной депривации более 6 месяцев. Дефициты в задачах на модель психического и исполнительных функциях связаны с квази-аутизмом, расторможенной привязанностью и невниманием/гиперактивностью. И модель психического, и исполнительные функции опосредуют квази-аутизм, хотя опосредующий эффект исполнительных функций для невнимания/гиперактивности значимо меньше.

Все приведенные особенности психического развития детей-сирот и последствий институционализации указывают на дефицитарность социального познания, которая выражается в специфике эмоционально-социального развития, привязанности, развития представлений о себе, наличие квази-аутистических или парааутистических симптомов, и в менее грубых нарушениях когнитивного развития. Понимание психического мира как важнейшая составляющая социального познания также включает способность понимать ментальные состояния себя и других людей, что предполагает определенный уровень социально-эмоционального и когнитивного развития. Отставание в социально-когнитивных способностях, таких как понимание эмоций, понимание социальной перспективы, могут вызывать трудности в социальных отношениях, поскольку дети не способны предвидеть как другой будет реагировать на его поведение. Дети, имеющие трудности в чтении эмоциональных выражений, будут плохо распознавать негативные оценки своего поведения. О’ Коннор считает, что нарушение в чтении социальных признаков может лежать в основе социально-эмоционального дефицита, который наблюдается у детей, имевших опыт институционализации (O’Connor, 1999).

Исследования влияния материнской депривации на развитие модели психического у усыновленных детей обнаружили взаимосвязь возраста, в котором ребенок был принят в приемную семью, и выраженности дефицита понимания ментального мира. В исследовании Колверт с коллегами было показано, что дефицит модели психического более выражен у детей-сирот, которые находились в домах ребенка больше 6 месяцев (Colvert at al., 2008). Дети, которые воспитывались в условиях материнской депривации, могут быть подвержены риску развития дефицита модели психического, поскольку ранний опыт общения и взаимодействия очень важен для развития предикторов модели психического. Например, недостаток опыта раннего взаимодействия (один-на-один) с близким взрослым, с которым сталкиваются дети, воспитывающиеся в домах ребенка, серьезно ограничивают возможности для развития способности совместного внимания – гипотеза о предикторах развития понимания того, что другие люди имеют ментальные состояния (Charman et al., 2001). Кроме того, отсутствие возможности для развития игры, особенно символической (Kreppner et al., 1999), возможно будет препятствовать пониманию, что мнения других людей и их собственные могут отличаться друг от друга (Leslie, 1987). В исследовании понимания эмоций детьми 7, 11 и 15 лет, было показано, что воспитанники детских домов Нидерландов не отличались от сверстников, воспитывающихся в семьях в идентификации эмоций и понимании влияния эмоций на другие психические процессы (Terwogt et al., 1990). С другой стороны, сами дети утверждали, что они менее внимательны к собственным эмоциям и к эмоциям других людей, чем их ровесники из семьи. В работе А. Тарулло с коллегами (Tarullo et al., 2007) сравнивалось понимание задач на неверное мнение и понимание эмоций у детей 6-7 лет трех групп: 40 детей с опытом институционализации и затем усыновленных (возраст усыновления 12-36 мес., время в учреждении около 6 мес.), 40 детей усыновленных, но не имеющих опыта жизни в учреждении (до усыновления живших с биологическими родителями) и 40 детей, рожденных и живущих в семьях биологических родителей. Задача на неверное мнение предъявлялась в классическом варианте, где неожиданное изменение местоположения объекта, о котором знает один персонаж и не знает второй, означает, что ребенок должен оценить, где второй персонаж будет искать оставленный им предмет (Baron-Cohen, Leslie, Frith, 1985). Понимание эмоций оценивалось на основе выполнения трех задач: распознавание эмоций (взрослые и детские лица предъявлялись на экране компьютера с выражением радости, печали и злости); распознавание эмоций по ситуациям (16 ситуаций взаимодействия ребенка с родителем, в конце ситуации предъявлялись 4 лица с выражением эмоции, которую ребенок должен выбрать для данной ситуации) и ребенок учил робота распознавать эмоции, описывая ситуацию и подбирая эмоцию. Результаты исследования показали, что дети, имевшие опыт институционализации, хуже выполняют задачи на неверное мнение, но не отличаются в распознавании эмоций.

Исследование детей-сирот, проведенное Е.А. Сергиенко, показало наличие у них следующих особенностей. Дефицитарность модели психического, которая выражается в понимании обмана, эмоций, особенно существенно в понимании причин поведения других людей на основе их внутренних состояний. Наибольшее отличие наблюдается в предсказаниях поведения на основе мнения, тогда как понимание поведения на основе желания сравнимо с детьми из семей того же возраста. Особенно значительные различия обнаружены на более высоком уровне понимания, когда ребенок должен объяснить разницу причин движения физических и социальных объектов, опираясь на категориальные признаки («живое-неживое»), а не на латентные («у робота есть ноги, значит он может подняться на горку самостоятельно»). Понимание физического мира как на базовом уровне, так и на уровне понимания причинности, нарушено у детей–сирот в меньшей степени и связано с невозможностью объяснить последствия событий. При объяснении причин событий дети-сироты выбирают физическую причинность, тогда как семейные дети – ментальную (Сергиенко, 2015). Сравнение понимания физического и психического мира детьми-сиротами и детьми с РАС раскрывает поведенческие последствия «квази-аутизма» или «парааутизма» институционализированных детей. Отличия состоят в том, что у детей с расстройствами аутистического спектра нарушения наблюдаются как на базовом, так и более высоком уровне понимания ментального и физического мира, тогда как у детей-сирот модель психического в большей степени дефицитарна на уровне понимания каузальности, разделения живого и неживого, а модели понимания физического мира сравнимы с типично развивающимися семейными детьми. Депривированные дети также, как и дети с РАС, прибегают в предпочтению физической причинности событий, но у последних эта тенденция носит тотальный характер. У детей, растущих в условиях семейной депривации, внутренние ментальные модели физического, а, особенно, ментального мира, - локально нарушены и отражают дефицитарность развития понимания окружения, что становится психологической причиной их социальной некомпетентности. Кроме того, показаны изменения в мозге детей с опытом институционализации. Во-первых, это проявляется в редукции или изменении метаболической физиологической и нейрохимической активности. Во-вторых, это ведет к изменению в размерах отдельных областей, таких как амигдала. Наконец, тракты белого вещества также подвержены риску, что может сказаться на связанности отдельных областей мозга (Nelson et al., 2011).

Как мы видим анализ литературы, с одной стороны, указывает на важнейшую роль семейного воспитания в развитии способности понимать социальный мир, а с другой, на явный дефицит исследований роли, факторов, условий и возможности компенсации эффектов институционализации для психического развития ребенка, включая его способность понимать социальный мир. Кроме того, нами не обнаружено ни одного исследования, направленного на систематический анализ взаимосвязей показателей взаимодействия ребенка и родителя (или заменяющего его близкого взрослого), формирования привязанности, качества детско-родительный отношений, длительности воздействия депривационных факторов институционализации и длительности пребывания в замещающей семье на развитие модели психического, что должно быть тесно взаимосвязано как мы полагаем.

Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать следующие обобщения. В целом, представленная в литературе информация свидетельствует о негативном влиянии ранней институциональной депривации на широкий спектр показателей адаптации и развития ребенка во время проживания в условиях сиротского учреждении, и о позитивных изменениях развития после его принятия в замещающую (приемную и усыновителей) семью. Однако, данные результатов исследования неоднозначны, поскольку улучшение у детей физического и психического развития, а также поведения вплоть до уровня показателей у сверстников без опыта институционализации происходит не всегда и зависит от тяжести депривационных условий и временны́х показателей развития в виде длительности институционализации, времени проживания в замещающей семье и возраста обследования ребенка, а также типа замещающей семьи (родственная или неродственная) (Hawk & McCall, 2010; Julian, 2013; (Julian & McCall, 2011; McCall, 2011; Muhamedrahimov et al., 2015; Van IJzendoorn et al., 2007; van den Dries et al., 2009; Smyke et al., 2010; Zeanah et al., 2011; Garvin et al., 2012). Анализ литературы свидетельствует, что результаты изучения показателей развития в постинституциональный период противоречивы, поскольку одни авторы отмечают долговременные нарушения у детей после 6 месяцев пребывания в учреждении (Kreppner et al., 2007), тогда как другие - только после 18 месяцев (McCall, 2013; Merz & McCall, 2010; Muhamedrahimov et al., 2014), что может быть объяснено влиянием на развитие детей взаимодействия факторов тяжести и длительности пребывания детей в депривационных условиях. В одних исследованиях показано влияние типа замещающей семьи на показатели развития и поведения ребенка (Julian & McCall, 2011; Muhamedrahimov et al., 2015), тогда как в других эта информация не получена (McCall et al., 2016a). Кроме того, в литературе по детям с депривационным опытом институционализации крайне недостаточно представлена информация о взаимодействии родителей с детьми с опытом институционализации, принятых в замещающие семьи. Отсутствует информация о связанной с качеством взаимодействия с близкими взрослыми важной области развития ребенка, принятого в замещающую семью, в виде становления модели психического.

Обобщение результатов всех исследований развития детей из домов ребенка, участвовавших в Санкт-Петербургской программе вмешательства и принятых на воспитание в отечественные замещающие семьи или усыновленных в США, свидетельствует об их успешной адаптации к новым семейным условиям. Дети из улучшенных социально-эмоциональных условий учреждения (после повышения чувствительности, отзывчивости и стабильности близких взрослых) проявляли впоследствии меньше неразборчивого дружелюбия, социально-эмоциональных и поведенческих проблем, а отдельные показатели их развития были связаны с возрастом принятия в семью. При этом по большому числу исследованных показателей развитие детей, проживавших в различных условиях раннего социально-эмоционального окружения в домах ребенка, не отличались как между собой, так и от показателей развития детей из типичных, неизмененных условий институционализации (McCall et al., 2019). С одной стороны, эти результаты соответствуют литературным данным о значительном наверстывании отставания в развитии, которое наблюдается у детей с опытом институционализации, переведенных в семейные условия проживания (см. обзор Van IJzendoorn & Juffer, 2006). С другой – обращают внимание на использование в этих работах вопросников для родителей, результаты которых могут отличаться от результатов экспертной оценки развития, в т. ч. с помощью метода наблюдения за детьми. Более того, прослеживание детей с опытом институционализации в домах ребенка, переведенных в замещающие семьи, было проведено по набору широко изученных в литературе показателей адаптации и развития, в круг которых не входят ни показатели наблюдаемого взаимодействия детей и родителей, ни вероятно связанные с качеством раннего и актуального опыта взаимодействия показатели развития модели психического детей. Несмотря на то, что программа вмешательства в домах ребенка была направлена на изменение качества взаимодействия персонала с детьми, и ее результаты показали улучшение взаимодействия группового персонала с детьми и, соответственно, раннего социально-эмоционального опыта детей (St. Petersburg - U. S.A. Orphanage Research Team, 2008), целенаправленного изучения взаимодействия с родителями и развития модели психического у детей после перевода в замещающие семьи до настоящего времени не проводилось. Отсутствуют данные об изменениях взаимодействия с замещающими взрослыми и модели психического у детей с ранним опытом институционализации в зависимости от различий качества социально-эмоционального окружения в учреждении (после повышения чувствительности, отзывчивости и стабильности близких взрослых, после повышения только чувствительности и отзывчивости, после обычных условий дома ребенка), временны́х показателей в виде длительности проживания в родительской семье до передачи ребенка в учреждение, длительности институционализации, времени проживания в замещающей семье, возраста обследования ребенка, а также типа замещающей семьи (родственная, неродственная).

Необходимо отметить, что результаты освещенных в научной литературе крупных лонгитюдных исследований представлены на основе изучения групп детей международного усыновления (из стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки в США, Канаду, Великобританию и страны Западной Европы), и лишь в отдельных проектах на основе изучения детей, принятых из сиротских учреждений в семьи страны рождения ребенка – Румынии (Smyke et al., 2010; Nelson et al., 2011; Zeanah et al., 2011), России (McCall et al., 2016a, 2016b; Muhamedrahimov et al., 2015). При этом, если созданная в Румынии система приемных семей профессионально сопровождалась и супервизировалась со стороны американских коллег (Zeanah et al., 2003), то представленные в литературе результаты долговременного прослеживания российских детей с опытом институционализации были получены в условиях, когда отечественные замещающие семьи функционировали в соответствии с правилами и нормами, принятыми в Российской Федерации. Изучение показателей взаимодействия родителей и детей, а также модели психического у детей в отечественных замещающих семьях предоставляет возможность более глубокого понимания развития детей с опытом ранней институционализации в семейных условиях, направленных на заботу и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно российским культуральным особенностям и профессиональным стандартам.

Предполагаемые методы, подходы, участники исследования

Участники исследования

Исследовательская группа будет представлена детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста, воспитывающих в российских замещающих семьях (приемная семья, опека, усыновление), а также их замещающими родителями. Дети были приняты в семьи из одного из трех домов ребенка, участвовавших в реализованной российско-американской группой исследователей и широко представленной в научной литературе Санкт-Петербургской программе вмешательства в домах ребенка (см., например, St. Petersburg - U.S.A. Orphanage Research Team, 2008). В одном доме ребенка было последовательно проведено обучение персонала и структурные изменения (О+СИ), направленные на повышение чувствительности, отзывчивости и стабильности групповых сотрудников. Во втором было проведено только обучение (ТО), нацеленное на повышение чувствительности и отзывчивости персонала. Третий дом ребенка продолжал работать в обычном режиме без изменений (БИ). После отбора "условно здоровых" детей без неврологических диагнозов, диагностированных генетических заболеваний или тяжелых сенсорных нарушений, предполагаемое общее число участников исследования будет составлять 80 детей (из них 40 мальчиков), переведенных из трех домов ребенка в семьи, с их близким распределением в группу детей из основного дома ребенка с наибольшими изменениями (О+СИ) и детей из двух других домов ребенка (ТО, БИ). Семьи будут распределены на две большие группы, отличающиеся по родственной принадлежности к ребенку: семьи родственников (родственная опека, возвращение ребенка в биологическую семью) и неродственников (усыновление, приемная семья, неродственная опека). Взрослых в семьях будут представлять замещающие мамы в неродственных семьях, а также мамы, бабушки или тети ребенка в родственных. В качестве группы сравнения будет выступать группа из 50 сравнимых по возрасту детей без опыта институционализации, от рождения воспитывающихся в биологических семьях, а также их матери – жители Санкт-Петербурга.

В соответствии с целью и задачами данной работы были использованы следующие методы исследования.

1. Инструментальное наблюдение за взаимодействием взрослых и детей осуществляется в соответствии с требованиями, предложенными Р. Кларк (Clark, 1999). Согласно инструкции взрослому, ухаживающему за ребенком, предлагается в течение 5 минут поиграть с ребенком так, как он делает это обычно. Формат осуществляемой членом исследовательской группы видеосъёмки взаимодействия позволяет анализировать как общие движения частей тела, так и отдельные эмоциональные реакции в голосе и на лицах обоих участников взаимодействия. Видеозапись взаимодействия взрослого и ребенка предполагается анализировать с помощью метода, разработанного Р. Кларк (Parent-Child Early Relational Assessment, Clark, 1999) и широко использованного более чем в двухстах проектах в разных странах (Kivuarvi & Marinus, 2001), в т. ч. для оценки взаимодействия сотрудников и детей в Санкт-Петербургской программе вмешательства в домах ребенка (St. Petersburg - U.S.A. Orphanage Research Team, 2008). Для анализа видеозаписи игрового взаимодействия используются 65 шкал, 29 из которых описывают характеристики родителя (или заменяющего его близкого взрослого), 28 - характеристики ребенка и 8 - характеристики диадного взаимодействия. Все шкалы сгруппированы в 12 субшкал, представляющих характеристики взаимодействия со стороны взрослого (тон голоса, эмоции, настроение, отношение к ребенку, эмоциональная и поведенческая вовлеченность во взаимодействие, родительский стиль), ребенка (эмоции и настроение, адаптация, уровень активности, коммуникация) и в диаде (эмоциональные составляющие взаимодействия, взаимность). Оценка каждой шкалы производится по пятибалльной системе. Максимальные оценки соответствуют отсутствию (5 баллов) или слабой степени выраженности негативных проявлений (4 балла) и представляют области сильных сторон наблюдаемого взаимодействия. Оценка в 3 балла отмечает область трудностей, существующих во взаимодействии, 1-2 балла - область выраженных проблем. Видеозапись взаимодействия будет проанализирован прошедшими специальное обучение экспертами с уровнем совпадений результатов между экспертами не менее 85%.

2. Для изучения модели психического детей предполагается использовать соответствующие показатели раздела личностно-социального развития детей, оцениваемого при помощи метода BDI (The Battelle Developmental Inventory With Recalibrated Data and Norms; Newborg et al., 1984). Метод BDI предназначен для оценки уровня психического развития здоровых детей и детей с особыми потребностями в возрасте от рождения до 8 лет, и включает структурированное задание, наблюдение в естественных условиях и интервью с родителями или близкими ухаживающими за ребенком взрослыми. Метод представляет собой оценку уровня развития ребенка прошедшим специальное обучение экспертом с уровнем совпадений результатов обучения и впоследствии между экспертами не менее 85%. Личностно-социальный раздел метода включает шесть подразделов развития (взаимодействие со взрослым, выражение чувств, общее представление о себе, взаимодействие со сверстниками, копинг, социальная роль) и состоит, в целом, из 85 тестовых заданий, отражающих в т. ч. развитие модели психического детей. Метод BDI был использован в ряде научных проектов при изучении развития детей, воспитывающихся в учреждениях (Groark et al., 2011; St. Petersbusrg – USA Research Team, 2008) и замещающих семьях (McCall et al., 2013), включая недоношенных детей в домах ребенка (Chernego et al., 2018) и семьях биологических родителей (Васильева и др. 2009; Matson et al., 2010; Perez-Pereira et al., 2014).
Изучение модели психического у детей с опытом институционализации будет отдельно проведено с использованием теста, специально разработанного для оценки модели психического и прошедшего апробацию в исследованиях коллег из ИП РАН (Сергиенко, Лебедева, 2014; Сергиенко Лебедева, Виленская, 2018, 2019, Королева, 2017, 2018). Задачи теста направлены на оценку понимания эмоций и их причин, понимание перспективы, понимание неверных мнений и понимание обмана, на поведенческие маркеры психических состояний (смотрит на эту конфету, значит выбирает ее). Задачи включают как базовые уровни организации модели психического, так и более высокие. Так на базовом уровне – различение базовых эмоций (радость, печаль, грусть, страх по фотографиям и пиктограммам), понимание причин эмоций, связанных с желанием и намерением. На более высоком уровне - понимание эмоций, связанных с мнением и амбивалентностью ситуации и эмоции (у мальчика день рождение, а он плачет). На базовом уровне понимание перспективы свой точки зрения, на более высоком уровне – с позиций других людей. Понимание неверных мнений 1-го порядка (знание и сравнение своих знаний со знаниями другого), на более высоком уровне – понимание неверных мнений второго порядка (я знаю, что он знает, что я знаю) и понимание обмана и белой лжи. Тест представляет собой рисунки, фотографии и короткие истории, всего 20 заданий продолжительностью 20-30 минут. Число баллов, полученных по тесту, соответствует возрасту развития модели психического. Помимо тестирования предлагается опросник матери или воспитывающему ребенка взрослому, отражающий знание и понимание ребенком психических состояний. Такое сравнение выполнения задач ребенком и знания и его способности знать и понимать психический мир свой и других людей, позволит получить сведения об уровне значения внимания матери или воспитателя к ментальному миру ребенка.

3. Общая информация о ребенке с опытом институционализации (дата рождения, пол, возраст, медицинская информация, информация о пребывании ребенка в семье до помещения в дом ребенка, дата поступления и выбытия из дома ребенка, дата принятия в замещающую семью и дата обследования), семейный, экономический статус и образование близкого взрослого в замещающей семье, а также соответствующая информация о ребенке без опыта институционализации и его биологической семье будет получена из специально разработанной анкеты.

Процедура проведения исследования

Видеозапись пятиминутного взаимодействия ребенка и ухаживающего за ним сотрудником группы, а также изучение показателей развития ребенка проводится в специально оборудованной в каждом доме ребенка диагностической комнате в течении нескольких дней, предшествующих переводу ребенка в замещающую семью. Видеозапись взаимодействия ребенка и ухаживающего за ним родителя в семье проводится во время предварительно спланированного посещения семьи двумя членами исследовательской группы. После периода очного знакомства и адаптации ребенка и родителя к приходу новых людей, один из исследователей проводит пятиминутную видеозапись их взаимодействия и по окончании съемки оценивает показатели развития ребенка. Во время оценки развития ребенка второй исследователь помогает родителю заполнить анкету с информацией о ребенке и семье. Как в доме ребенка, так и во время домашнего визита, 5-минутная ситуация свободной игры взрослого и ребенка проводится с использованием специально подготовленного набора игрушек, а оценка показателей развития – с использованием оценочных материалов, входящих в набор метода BDI. Для проведения видеозаписи взаимодействия и последующей оценки развития в доме ребенка и во время домашнего визита члены исследовательской группы проходят специальное обучение.

Анализ данных

Анализ данных предполагается проводить с использованием критерия хи-квадрат для анализа однородности сравниваемых групп, факторного (для факторизации показателей взаимодействия, оцененных по методу PCERA, а также показателей BDI, отражающих формирование модели психического), регрессионного, одномерного ковариационного (ANCOVA) и многомерного ковариационного (MANCOVA) анализа с исключением влияния возраста и с последующими множественными постхок сравнениями по Бонферрони. Расчеты будут проведены с использованием программного комплекса SPSS Inc.

Общий план работы на весь срок выполнения проекта

Этот проект основан на базе данных, созданной в результате лонгитюдного исследования детей, воспитывавшихся в домах ребенка в рамках Санкт-Петербургской программы вмешательства в домах ребенка (St. Petersburg - U.S.A. Orphanage Research Team, 2008), а также лонгитюдного прослеживания развития детей из этих домов ребенка после перевода в замещающие семьи Санкт-Петербурга (McCall, Muhamedrahimov et al., 2016a, 2016b). Эта база данных включает большой объем информации о широком спектре показателей развития детей в домах ребенка и семьях, и социально-демографических данных замещающих семей. Применительно к заявляемому проекту в ожидающих обработки материалы этих проектов и в их базы данных входят:
1) файлы с видеозаписями взаимодействия групповых сотрудников и детей непосредственно перед переводом ребенка в замещающую семью, видеозаписи взаимодействия родителей и детей в замещающих семьях (от одной до трех для каждого случая в зависимости от возраста ребенка);
2) результаты экспертного обследования личностно-социального развития детей по методу BDI на выходе из дома ребенка и впоследствии в замещающих семьях (также от одного до трех для каждого ребенка в зависимости от его возраста);
3) информация об условиях проживания детей в доме ребенка (О+СИ, ТО, БИ), о ребенке (дата рождения, пол, возраст, медицинская информация, информация о пребывании ребенка в семье до помещения в дом ребенка, дата поступления и выбытия из дома ребенка, дата принятия в замещающую семью и дата обследования), а также соответствующая информация о ребенке без опыта институционализации и его биологической семье;
4) данные о семейном, экономическом статусе и образовании родителя в замещающей семье, а также соответствующая информация о родителе в биологической семье из группы сравнения.

Несмотря на наличие первичного исследовательского материала, он требует значительной работы для создания отдельной эмпирической базы заявляемого проекта. Необходимо:
1) провести анализ всех видеозаписей взаимодействия детей и взрослых, как на выходе из домов ребенка, так и в замещающих семьях, а также видеозаписей взаимодействия детей без опыта институционализации в семьях биологических родителей (с оценкой характеристик взаимодействия со стороны взрослых, детей и в диаде согласно описанному выше методу PCERA); внести результаты оценки взаимодействия в базу данных заявляемого проекта;
2) провести детальный анализ используемых в методе BDI показателей личностного-социального развития детей и выделить среди них показатели, отражающие формирование модели психического у детей на выходе из дома ребенка, после принятия в замещающие семьи, а также в семьях биологических родителей;
3) внести результаты обследования детей по показателям BDI, отражающим формирование модели психического, в базу данных заявляемого проекта;
4) выделить информацию о ребенке и семье (замещающей или биологической) и внести ее в базу данных заявляемого проекта.

Ранного проекта не будет зависеть от ограничений, накладываемых распространением коронавирусной инфекции на проведение психологического исследования детей в сиротских учреждениях и семьях. План реализации проекта будет включать мероприятия, связанные с уже имеющимся исследовательским материалом, требующим как его глубокого первичного анализа (видеозаписей взаимодействия взрослых и детей, результатов обследования развития детей), так и переработки уже имеющейся аналитической информации (о детях и семьях), с занесением в базу данных заявляемого проекта и последующим анализом. Необходимые для выполнения проекта работы, направленные на получение информации о формировании модели психического у детей с опытом институционализации с помощью специального метода оценки модели психического будут проведены на втором этапе проекта.

Первый этап реализации проекта: 2022 г. Организация проведения исследования, сбор и анализ эмпирических данных.

На данном этапе будут проведены следующие работы: получение одобрения Этического комитета на проведение исследования; техническая подготовка бумажных ответных бланков оценки взаимодействия взрослых и детей; закупка необходимого оборудования и материалов; анализ ведеозаписей взаимодействия взрослых и детей на выходе детей из дома ребенка, в замещающих семьях и биологических семьях (по методу PCERA); анализ используемых в методе BDI показателей личностного-социального развития детей и выделение среди них показатели, отражающих формирование модели психического у детей после проживания в доме ребенка и у детей в семьях; разработка электронной базы данных заявляемого проекта; внесение данных с бумажных носителей и из имеющихся баз в электронную базу данных заявляемого проекта; первичный анализ эмпирических данных с помощью методов математической статистики; участие в научных конференциях с публикацией тезисов; подготовка научных публикаций в изданиях, включенных в библиографические баз данных (Web of Science, Scopus); публикация научной статьи в издании, включенном в библиографические базы данных (Web of Science, Scopus, РИНЦ); написание отчета первого года выполнения работы.

Второй этап реализации проекта: 2023 г. Продолжение сбора эмпирических данных, обобщающий анализ эмпирических данных, участие в конференциях, подготовка публикаций.

На данном этапе будут проведены следующие работы: получение одобрения Этического комитета на продолжение проведение исследования; техническая подготовка соответствующих бумажных ответных бланков; сбор эмпирического материала с использованием теста для оценки модели психического у детей в замещающих и биологических семьях; внесение данных с бумажных носителей в электронную базу данных заявляемого проекта; анализ материала с помощью методов математической статистики с проверкой основных гипотез исследования; участие в научных конференциях с публикацией тезисов; подготовка научных публикаций в изданиях, включенных в библиографические базы данных (Web of Science, Scopus, РИНЦ); публикация научных статей в изданиях, включенных в библиографические базы данных (Web of Science, Scopus); написание итогового отчета по проекту.

Имеющийся у научного коллектива научный задел по проекту, наличие опыта совместной реализации проектов (указываются полученные ранее результаты, разработанные программы и методы)

Участники проекта имеют большой опыт руководства и участия в крупных международных и российских научно-исследовательских проектах, а также опыт научно-исследовательской и практической работы с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях и замещающих семьях.

Так, в 2000-2005 гг. в домах ребенка РФ был реализован российско-американский проект «Влияние изменения социального окружения на психическое здоровье детей раннего возраста» (грант 1 R01 HD39017-0 от Национального Института здоровья ребенка и развития человека, США; руководитель с российской стороны Мухамедрахимов Р.Ж.), результаты которого в последующем легли в основу Постановления Правительства РФ №481 от 24.05.2014г., предписывающего реорганизацию всех сиротских учреждений страны.

В 2007-2012 гг. было проведено исследование «Долгосрочное влияние раннего социально-эмоционального опыта детей в замещающих семьях» (грант HD050212 от Национального Института здоровья ребенка и развития человека, США; руководитель с российской стороны Мухамедрахимов Р.Ж.), которое было направлено на прослеживание детей, переведенных из домов ребенка в замещающие семьи в РФ и США (McCall, Muhamedrahimov et al., 2016a, 2016b).

В 2014-2016 гг. участники проекта в рамках мегагранта, поддержанного решением Совета по грантам Правительства РФ (№14.Z50.31.0027, победители конкурса – СПбГУ и ведущий ученый Е.Л. Григоренко), участвовали в выполнения проекта «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка» (Мухамедрахимов Р.Ж. в качестве руководителя лаборатории, Шабалина Е.В. – в качестве исполнителя).

В 2019-2020 гг. участники проекта реализовали проект «Привязанность у детей с опытом институционализации, проживающих в замещающих семьях», поддержанный грантом РФФИ (№19-113-50402, конкурс «Экспансия», руководитель Мухамедрахимов Р.Ж.) и направленный на обзор опубликованных в основном в журналах из библиографических баз Scopus и Web of Science научных данных по привязанности у детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, и в замещающих семьях (Мухамедрахимов и др., 2020а, 2020в).

В целом, перечисленные исследования позволили получить важные научные данные о влиянии опыта институционализации и социально-эмоциональной депривации на поведенческие показатели функционирования детей, воспитывающихся в российских домах ребенка и замещающих семьях.

В цикле работ Мухамедрахимова Р.Ж., направленных на лонгитюдное исследование детей, воспитывающихся в домах ребенка, была показана эффективность изменений качества первичного социально-эмоционального окружения (улучшение чувствительности и отзывчивости после обучения персонала, увеличение стабильности персонала после структурных изменений: уменьшение числа детей в группах, их интеграция по возрасту и уровню развития, прекращение переводов в другие группы, выделение прошедших специальное обучение воспитателей, выполняющих роль близких взрослых, с увеличением их времени работы в группе), приводящих к значительному повышению показателей развития и психического здоровья детей (среди последних публикаций в этой области см. Muhamedrahimov et al., 2016; Hawk et al., 2018; Muhamedrahimov et al., 2018), в т.ч. из групп биологического риска (Chernego et al., 2018). В связи с темой заявляемого проекта, это направление работ представлено среди работ членов исследовательской группы в т.ч. исследованиями Шабалиной Е.В., которые, на примере изучения психологического взаимодействия сотрудников дома ребенка с детьми с синдромом Дауна, показали значительные положительные изменения характеристик взаимодействия по мере внедрения в доме ребенка программы повышения чувствительности, отзывчивости и стабильности социально-эмоционального окружения (Шабалина, Мухамедрахимов, 2019).

В работах Н. Л. Васильевой, посвященных изучению детей с нарушениями развития, помещенными в учреждение здравоохранения, было показано, что качественные нарушения в развитии речи являются предпосылкой неэффективного общения, что требует от ухаживающего персонала как улучшения знаний о специфике индивидуальных особенностей детей, так и повышения компетентности в использовании вспомогательных форм общения с ними (Терзиева, Васильева, 2020). При изучении эмоционального здоровья детей дошкольного возраста было выделено, что для выражения возникающих при взаимодействии с другими людьми эмоций ребенок может использовать не только изменение поведения, но и соматические проявления и символический язык, что предполагает особое внимание взрослых к предоставлению ребенку возможности справляться с возникающими переживаниями и управлять эмоциями через игру и творческую активность (Васильева, 2013). Данные эмпирического исследования детей дошкольного возраста в семьях групп риска (на примере неполных семей) свидетельствуют о проявлении у них более низких, по сравнению с детьми из полных семей, показателей адаптации (как поведения, так и эмоционального состояния) (Васильева, Кравченко, 2010). Изучение детей раннего и дошкольного возраста, в т.ч с разными характеристиками личностного развития (Васильева, 2011) показало, что их психологическое сопровождение должно определяться субъективным миром ребенка (Васильева, 2020, 2011) и быть направлено прежде всего на удовлетворение социально-эмоциональных потребностей (Васильева, Полякова, 2009), что способствует более адаптивному развитию, а также формированию психического здоровья (Васильева, Иванова, 2011).

Последующие исследования, проведенные под руководством или при непосредственном участии членов научного коллектива заявляемого проекта, были направлены на изучение детей, переведенных из домов ребенка в замещающие семьи. Было обнаружено, что дети, воспитывавшиеся в более качественных, приближенных к семейным, условиях дома ребенка, проявляют в замещающих семьях меньше неразборчивого дружелюбия и экстернализации (McCall, Muhamedrahimov et al., 2016a, 2016b), чем дети из типичного дома ребенка. В 5 – 8 лет у детей с опытом институционализации чаще, по сравнению со сверстниками, воспитывающимися в семьях от рождения, встречаются критически высокие значения агрессивного поведения, и реже – замкнутого/депрессивного поведения и интернализации. В среднем по группе они отличаются от сверстников более низкими значениями замкнутого/депрессивного поведения, а также большим проявлением неразборчивого дружелюбия и вызывающего/провоцирующего поведения по отношению к незнакомому человеку. По сравнению с нормативными данными, у них чаще проявляются критически высокие значения агрессивного поведения, нарушения правил поведения, экстернализации и социальных проблем, что в основном связано с длительностью институционализации (чаще у переведенных из дома ребенка в семью в возрасте 18 месяцев и старше) (Muhamedrahimov et al., 2014). Обнаружено, что отрицательные проявления поведения привязанности у детей в широком возрастном диапазоне от 1 до 16 лет в течение первого месяца проживания в замещающей семье выше, чем у детей из биологических семей (прежде всего в социальных и эмоциональных аспектах поведения), и связаны с наличием или отсутствием ограниченных возможностей здоровья (больше у детей с ОВЗ), а также полом ребенка (больше у мальчиков), но не меняются в связи с возрастом детей (Асламазова, Мухамедрахимов, Вершинина, 2019).

Предварительный анализ взаимодействия детей с опытом проживания в типичных депривационных условиях дома ребенка с родителями после перевода в замещающие семьи показал отсутствие значимых изменений качества взаимодействия детей со взрослыми после принятия в замещающие семьи, что может свидетельствовать о значительных нарушениях в системе взаимодействия «ребенок - близкий взрослый» не только в типичном доме ребенка, но и в замещающих семьях. Исследование по данной части проекта с изучением взаимодействия родителей и детей в замещающих семьях как после обычных условий, так и после изменения качества социально-эмоционального окружения в доме ребенка (повышение чувствительности, отзывчивости и стабильности персонала) входит в диссертационное исследования Е. В. Шабалиной «Особенности взаимодействия приемных детей с опытом институционализации в раннем возрасте с близкими взрослыми в замещающей семье» (аспирантура СПбГУ по направлению подготовки 37.06.01 «Психологические науки», научный руководитель - Р.Ж. Мухамедрахимов).

В результате исследовательского проекта, направленного на изучение эффективности разработанной на базе теории привязанности научно обоснованной программы раннего вмешательства для детей и родителей в замещающих семьях, было показано повышение чувствительности приемных матерей к сигналам ребенка и показателей привязанности у детей в замещающих семьях (Muhamedrahimov et al., 2019). Участие в течении 1,5 лет семей в программе психологического сопровождения, направленной на поддержку взаимодействия и формирования привязанности детей и замещающих родителей, приводит к снижению негативных проявлений поведения, значения которых связаны со степенью участия семей в программе (Мухамедрахимов и др., 2019). Было показано, что отказ от продолжения воспитания приемного ребенка в семье может быть связан как со степенью его травматического опыта до поступления в семью, так и минимальным участием семьи в программе психологического сопровождения.

Результаты проведенных исследований представлены участниками коллектива индивидуально и в соавторстве на большом числе международных конференций, в отечественной и зарубежной литературе, как в виде научных статей, так и в виде итоговых обзорных работ. Кроме того, участники проекта имеют опыт руководства, организации и реализации множества других научно-исследовательских проектов, направленных на изучение развития детей, воспитывающихся в семьях (биологических и замещающих) и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; опыт работы с научной литературой, в т.ч. представленной в электронных ресурсах, и создания информационно-аналитических обзоров с выявлением, анализом, обсуждением и обобщением результатов исследований, опубликованных в монографиях и научных периодических изданиях из библиографических баз Web of Science и Scopus; а также опыт публикации результатов проведенных исследований в соответствии с высокими требованиями, предъявляемыми отечественными и зарубежными журналами.

В настоящее время представляет собой высокую актуальность и интерес продолжение этих научно-исследовательских работ и сравнительное изучение у детей с опытом институционализации, переведенных в отечественные замещающие семьи, в связи с качеством социально-эмоционального окружения детей как в период институционализации, так и после перевода в условия замещающей семьи. Проведенные в последние годы исследования в этой области показывают неоднозначные результаты, свидетельствующие о множественности факторов, влияющих на показатели развития детей с опытом институционализации в замещающих семьях. При этом в научной литературе отсутствуют данные о взаимодействии родителей и детей в замещающих семьях, а также о формировании у детей модели психического в связи с качеством раннего социально-эмоционального окружения в условиях институционализации, длительностью пребывания ребенка в депривационных условиях институционализации и в условиях семьи. Заявляемая работа направлена на проведение исследования детей с опытом институционализации, переведенных в замещающие семьи, по областям развития (взаимодействие с близким взрослым, модель психического), информация о которых крайне мало представлена в мировой литературе по результатам исследования детей с ранним опытом депривации в условиях сиротского учреждения.

Научный задел по проекту включает базу данных и исследовательские материалы, полученные в результате лонгитюдного исследования детей, воспитывавшихся в домах ребенка в рамках Санкт-Петербургской программы вмешательства в домах ребенка (St. Petersburg - U.S.A. Orphanage Research Team, 2008), а также лонгитюдного прослеживания развития детей из этих домов ребенка после перевода в замещающие семьи Санкт-Петербурга (McCall, Muhamedrahimov et al., 2016a, 2016b). Эта база данных включает большой объем информации о широком спектре показателей развития детей в домах ребенка и семьях, и социально-демографических данных замещающих семей. Специфично к заявляемому исследованию в полученные в этих проектах материалы входят требующие анализа файлы с видеозаписями взаимодействия групповых сотрудников и детей непосредственно перед переводом ребенка в замещающую семью; видеозаписи взаимодействия родителей и детей в замещающих и биологических семьях; результаты экспертного обследования личностно-социального развития детей по методу BDI на выходе из дома ребенка и впоследствии в замещающих и биологических семьях.

Изучение модели психического (Theory of Mind) началось в отечественной психологии с работ Е.А. Сергиенко и ее учеников с 2002 года. За этот период были выполнены исследования, показавшие развитие модели психического и ее составляющих у детей дошкольного возраста, взрослых и пожилых людях. Были разработаны методы изучения модели психического и тест по оценки данной способности у детей дошкольного возраста. Предварительный анализ имеющейся в научном заделе базы данных показал, что для изучения модели психического могут быть использованы результаты экспертного обследования личностно-социального развития детей по методу BDI на выходе из дома ребенка и впоследствии в замещающих и биологических семьях. Исследование данной части проекта входит в диссертационное исследования Д. И. Кагарманова «Компоненты модели психического у детей с опытом институционализации, воспитывающихся в замещающих семьях» (аспирантура СПбГУ по направлению подготовки 37.06.01 «Психологические науки» по образовательной программе МК.3024.2020 «Психология») с научным консультированием со стороны Е. А. Сергиенко - д. пс н., профессора, главного научного сотрудника лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и постравматических состояниях ФГБУН Института психологии РАН.

Для выполнения работ по заявленному научному исследованию имеются: обеспеченный научной библиотекой им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета доступ к отечественным и зарубежным научным журналам и монографиям, в т.ч. к электронным ресурсам изданий из библиографических баз Web of Science и Scopus, для анализа научной литературы в заявленной области; методический инструментарий для проведения обследования и получения эмпирических данных; обеспеченная управлением информационных технологий СПбГУ возможность пользования стационарным компьютером, программным обеспечением и оргтехникой для сбора, анализа, систематизации и подготовки к публикации полученных данных.

Основные публикации членов коллектива по теме исследований (не более 15 публикаций за последние 5 лет):
1. Асламазова Л.А., Мухамедрахимов Р.Ж., Вершинина Е.А. (2019). Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях // Психологический журнал. Т.40, № 1, С. 47-58. DOI: 10.31857/S020595920002249-9
2. Васильева Н.Л. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Консультирование семей с дошкольниками // Психологическое консультирование детей и родителей. Под. Ред. В.О. Аникиной. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2020. С.56-78.
3. Васильева Н.Л., Тушенкова Н.Н. (2016). Особенности социально-психологической адаптации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2016. Т. 16. № 3. С. 34-41.
4. Мухамедрахимов Р.Ж., Асламазова Л.А., Вершинина Е.А. (2019). Роль программы психологического сопровождения в динамике поведенческих проявлений привязанности у детей, воспитывающихся в замещающих семьях // Психологический журнал. Т.40, № 3. С. 53-63. DOI: 10.31857/S020595920004554-5
5. Мухамедрахимов Р. Ж., Туманьян К. , Чернего Д. И. , Асламазова Л. А. (2020а). Привязанность у детей с опытом институционализации. Часть I. Особенности привязанности у детей, проживающих в детских домах и домах ребенка // Психологический журнал. T.41, № 5. C. 77-85. DOI: 10.31857/S020595920010419-6
6. Мухамедрахимов Р. Ж., Туманьян К. Г., Чернего Д. И., Асламазова Л. А. (2020в). Привязанность у детей с опытом институционализации. Часть II. Особенности привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях//Психологический журнал. Т. 41, №. 6. С. 48-56. DOI:10.31857/S020595920012586-0
7. Терзиева А., Васильева Н. Л. (2020). Адаптивные подходы медицинских специалистов в работе с детьми – аутистами в больничной обстановке // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 2 (18). С. 286-297.
8. Aslamazova L.A., Muhamedrahimov R.J., Vershinina E.A. (2019). Family and Child Characteristics Associated with Foster Care Breakdown // Behavioral Sciences. 9(12), 160 (article number 160). https://doi.org/10.3390/bs9120160)
9. Hawk B. N., McCall R. B., Groark Ch. J., Muhamedrahimov R. J., Palmov O. I., Nikiforova N. V. (2018). Caregiving sensitivity and consistency and children's prior family experience as context for early development within institutions // Infant Mental Health Journal, Volume 39, Issue 4, P. 432-448. DOI: 10.1002/imhj.21721
10. McCall, R. B., Groark, C. J., Hawk, B. N., Julian, M. M., Merz, E. C., Rosas, J. M., Muhamedrahimov, R. J., Palmov, O. I. & Nikiforova, N. V. (2019). Early Caregiver–Child Interaction and Children’s Development: Lessons from the St. Petersburg-USA Orphanage Intervention Research Project// Clinical Child and Family Psychology Review. V. 22, #2. P. 208-224. https://doi.org/10.1007/s10567-018-0270-9
11. McCall, R. B., Groark, C. J., Fish, L., Muhamedrahimov, R. J., Palmov, O. I., & Nikiforova, N. V. (2016а). Characteristics of children transitioned to intercountry adoption, domestic adoption, foster care, and biological families from institutions in St. Petersburg, Russian Federation // International Social Work, Vol. 59, №6, P. 778–790. DOI:10.1177/0020872814531302
12. McCall R. B., Muhamedrahimov R. J., Groark Ch. J., Palmov O. I., Nikiforova N. V., Salaway J., Julian M. (2016в). The development of postinstitutionalized versus parent-reared Russian children as a function of age at placement and family type // Development and Psychopathology, Vol. 28, № 1, P. 251-264. DOI: 10.1017/S0954579415000425
13. Muhamedrahimov R., Chernego D., Dozier M., Aslamazova L. (2019). Attachment Based Early Intervention for Young Children with Institutional Experience Following Substitute Family Care // Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). — Moscow: Moscow University Press, 2019, 2158 p. - P.163-164.
14. Muhamedrahimov R. J., Chernego D. I., Vasilyevaa M. J., Palmov O. I., Vershinina E. A., Nikiforova N. V., McCall R. B., & Groark Ch. J. (2018). Developmental Change in Full- and Preterm Infants between the Ages of Three and Nine Months in Institutions with Different Caregiving Environments //Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 11, Issue 3, P. 152-167. DOI: 10.11621/pir.2018.0311
15. Shabalina E. V., Muhamedrahimov R. J. Interaction of children with Down syndrome and carergivers in family type baby homes // Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). — Moscow: Moscow University Press, 2019, 2158 p. - P. 1097




AcronymRSF_SRG_2022 - 2
StatusFinished
Effective start/end date1/01/2331/12/23

ID: 102081713