Исследования детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствуют о наблюдаемых у них био-поведенческих нарушениях развития при проживании в условиях сиротского учреждениях, и улучшение показателей развития после принятия в замещающую семью. При этом наверстывание развития происходит не всегда и зависит как от отдельного влияния, так и от взаимодействия множества факторов, включая область развития, тяжесть депривационных условий, тип замещающей семьи, временны́е показатели развития в виде длительности институционализации, времени проживания в замещающей семье, а также возраста обследования ребенка. Авторы проведенных исследований крайне мало обращают внимание на столь важные для полноценного развития ребенка области социально-эмоционального и когнитивного развития, как взаимодействие с близким взрослым и формирование модели психического. Таким образом, научная актуальность исследования определяется необходимостью восполнения пробелов научной информации, связанных с взаимодействием родителей и детей, и становлением модели психического у детей с опытом ранней институционализации, принятых в замещающие семьи. Новизна научного исследования заключается в том, что впервые в психологии развития и в детской клинической психологии будет проведено лонгитюдное исследование показателей взаимодействия со стороны замещающих родителей, детей и в диаде, а также показателей становления модели психического у детей с опытом институционализации в зависимости от качества раннего социально-эмоционального окружения детей и в связи с временны́ми показателями экспозиции детей различным условиям окружения. Впервые будет проведено сравнительное исследование взаимодействия родителей и детей, модели психического у детей с опытом институционализации в замещающих семьях, и детей без опыта институционализации, от рождения воспитывающихся в семьях биологических родителей, а также изучена взаимосвязь показателей взаимодействия и модели психического у детей как в замещающих семьях, так и в семьях биологических родителей.