Научная проблема, на решение которой направлен проект
Одним из вариантов применения сплавов с эффектом памяти формы является использование их в качестве материала рабочего тела приводов, двигателей и других устройств многократного действия, преобразующих тепловую энергию в механическую. Известно, что сплавы с памятью формы способны развивать большие усилия и совершать работу против внешних сил в процессе реализации эффекта памяти формы при нагревании. Рабочий цикл приводов из СЭПФ представляет собой циклическое повторение “деформирование рабочего тела при охлаждении и совершение полезной работы при его нагреве”. Самыми распространёнными среди СЭПФ являются сплавы на основе TiNi, которые отличаются высокими значениями обратимой деформации, развиваемых усилий, высокой коррозийной стойкостью и прочностью. Для применения СЭПФ в качестве рабочего тела привода, необходимо чтобы температуры мартенситных превращений были выше температуры окружающей среды, таким является сплав TiNi эквиатомного состава. Однако при многократных теплосменах в эквиатомном сплаве TiNi наблюдается значительное изменение параметров эффектов памяти формы, температур их проявления, а также наблюдается накопление необратимой деформации. Такие изменения нежелательны, так как приводят к изменению геометрических и силовых характеристик рабочего тела двигателя и, следовательно, снижают его эксплуатационный ресурс. Для того чтобы продлить ресурс привода необходимо выбирать оптимальные параметры его эксплуатации: температурные режимы и деформационно-силовые параметры. Поэтому поиск оптимальных значений этих параметров является важной научной проблемой, на решение которой направлен данный проект. В рамках проекта предлагается оптимизировать температурный режим эксплуатации, чтобы минимизировать изменения свойств сплава при работе привода, сохраняя, при этом, высокие значения совершаемой работы. Данные результаты будут использованы при создание прототипа торсионного привода на основе СЭПФ TiNi, при этом в последствие их можно будет легко адаптировать и для других СЭПФ, так как предложенный подход опирается на общие особенности реализации мартенситных превращений в СЭПФ.
Научная значимость и актуальность решения обозначенной проблемы
В настоящее время сплавы с эффектом памяти формы (СЭПФ) всё чаще применяются в качестве рабочего тела приводов в беспилотных летальных аппаратах, космических аппаратах, наземных робототехнических комплексах и в др. изделиях, предъявляющих высокие требования к автономности, а следовательно, весу изделия. Применение решений на основе СЭПФ обеспечивают надёжное срабатывание, высокие развиваемые усилия, снижение веса устройств и бесшумность работы. При этом приводы из СЭПФ легко масштабируются вплоть до микро размеров, что дополнительно расширяет область их применения. В последнее время в мире усиливается интерес к внедрению приводов из СЭПФ в авиации, так в США разработка приводов на основе СЭПФ ведётся в рамках программы NASA Transformational Tools and Technologies (TTT) https://www.aerospacemanufacturinganddesign.com/article/nasa-shape-memory-alloys/. В 2018 из открытых источников стало известно о первых серьёзных успехах данной программы: был представлен торсионный привод складывания крыла истребителя F/A-18 Hornet на основе СЭПФ (https://newatlas.com/nasa-shape-memory-alloy-f-18-test/56042/), внедрение нового привода позволило сэкономить 80% веса от веса предыдущей модели (На рис. 1 в приложение представлена фотография сделанная во время испытания прототипа привода). В это же время интенсивно продвигается внедрение данных приводов для малых беспилотных летальных аппаратов (БПЛА) в рамках программы Prototype Technology-Evaluation Research Aircraft (PTERA). В связи с выше сказанным становится очевидна актуальность всестороннего исследования особенностей реализации эффекта памяти формы в условиях, приближённых к реальным устройствам с целью дальнейшей оптимизации рабочих характеристик приводов на основе СЭПФ. Выполнение проекта позволит получить новые знания об особенностях накопления необратимой деформации при термоциклировании СЭПФ через неполный температурный интервал мартенситных превращений. Затем опираясь на полученный результат будет создан прототип торсионного привода на основе TiNi. Также результатом проекта будут общие рекомендации для инженеров, занимающихся разработкой приводов на основе СЭПФ, что позволит упростить их внедрение в авиакосмической отрасли Российской Федерации.
Конкретная задача (задачи) в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб и комплексность
Проект направлен на решение важной проблемы: улучшения стабильности свойств рабочего тела торсионных приводов из сплавов с эффектом памяти формы во время их многократного срабатывания при сохранение максимальной работоспособности. Вопросу исследования изменения функциональных свойств СЭПФ при многократных теплосменах через температурный интервал мартенситных превращений посвящено большое количество работ. Установлено, что многократные теплосмены через температурный интервал мартенситных превращений, под действующей внешней нагрузкой, приводят к изменению величин эффектов памяти формы, температур их реализации и накоплению необратимой деформации. Все это ухудшает характеристики приводов, уменьшает работу, которую совершают приводы и снижает их долговечность. Ранее было показано, что на изменение свойств при термоциклировании влияют доля температурного интервала, как прямого, так и обратного переходов, а также напряжения, действующие при охлаждении и нагревании СПФ в рабочем режиме привода. Задача данного проекта заключается в нахождении оптимальных параметров цикла, при которых изменения свойств сплавов с памятью формы за цикл (величина обратимой деформации, реактивное напряжение и необратимая деформации) будут минимальны, при этом величина совершенной работы будет максимальна, что обеспечить надежность работы привода и его долговечность. Особенностью решения данной задачи в настоящем проекте является то, что термоциклирование будет осуществляться не в режиме постоянной нагрузки, как это обычно делается в большинстве работ, а в режиме работы реального привода, т.е. когда в каждом цикле инициируется как изменение деформации, так и реактивных напряжений.
Научная новизна исследований, обоснование того, что проект направлен на развитие новой для научного коллектива тематики*******, обоснование достижимости решения поставленной задачи (задач) и возможности получения предполагаемых результатов
*******В том числе, на определение объекта и предмета исследования, составление плана исследования, выбор методов исследования.
В рамках проекта впервые предлагается провести оптимизацию температурного режима термоциклирования рабочего тела двигателя из СЭПФ. Ранее автором был выполнен проект по поиску оптимальной эффективной жёсткости привода (РНФ № 19-79-00106), а в рамках диссертационного исследования автором было исследовано влияния термоциклирования в неполном температурном интервале и было установлено что при термоциклировании в неполном температурном интервале прямого или обратного мартенситного превращения, можно добиться значительного снижения накопления пластической деформации при термоциклировании под постоянным напряжением. Логичным развитием данных работ будет исследование влияния смещения границ температурного режима эксплуатации реального привода (будет произведено варьирование как верхней, так и нижней границы температурного интервала) на величины эффектов памяти формы, развиваемых усилий, производимой работы и накопление пластической деформации.
Сплав TiNi выбран в качестве объекта исследования, так как он является хорошо изученным сплавом с эффектом памяти формы и следовательно хорошим модельным материалом. Стоит отметить, что проект направлен именно на изучение влияния температурного режима эксплуатации и его результаты могут быть обобщены на другие СЭПФ. Таким образом, принято решение в рамках проекта выполнить поиск оптимального температурного режима работы торсионного привода из сплава TiNi, найденные параметры температурного режима должны минимизировать накопление необратимой деформации при термоциклировании при заданном значении производимой работы. Данная тематика, хотя и является логичным продолжением предыдущих исследований коллектива предполагает использование нового подхода (оптимизация температурного режима эксплуатации привода) к решению проблемы нестабильности свойств СЭПФ при термоциклировании. Успешное выполнение проекта и достижимость научных результатов обеспечено наличием необходимого оборудования и методик, проведённым анализом литературных данных, высокой квалификацией научного коллектива и имеющимся научным заделом. Впервые для коллектива предполагается создание рабочего прототипа привода на основе СЭПФ.
овременное состояние исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой науке и научные конкуренты
К настоящему времени приводы на основе СЭПФ прошли путь от идей и теоретического описания до реальных изделий, применяемых в самых разнообразных областях техники. Широкая номенклатура приводов уже применяется в автомобилестроение и аэрокосмической отрасли (Mohd Jani, Leary, Subic, & Gibson, 2014). В последнее время особенно вырос интерес применения приводов на основе СЭПФ для замены традиционных приводов в малых беспилотных летальных аппаратах, так как они позволяют значительно снизить массу аппарата, а значит и увеличить его автономность и чем меньше размеры БПЛА, тем выгоднее применение СЭПФ. При этом внедрение СЭПФ позволяет экономить массу даже при производстве относительно больших летательных аппаратов, так недавно созданные торсионные приводы складывания крыльев F/A-18 (https://newatlas.com/nasa-shape-memory-alloy-f-18-test/56042/) позволили сэкономить 80% массы традиционного привода (гидравлическая система).
Однако все СЭПФ обладают значительным недостатком – нестабильностью свойств при многократном термоциклировании. При многократных теплосменах через температурный интервал мартенситных превращений, под действующей внешней нагрузкой, происходит накопление необратимой деформации, что в свою очередь ведёт к изменению величин эффектов памяти формы, реактивных напряжений и температур их реализации. Масштаб этих изменений зависит от множества факторов, таких как состав сплава, тип превращения, предварительная термомеханическая обработка, величина действующей нагрузки во время превращения и других, и наблюдаются в различной степени во всех сплавах с памятью формы (S. Belyaev, Resnina, & Zhuravlev, 2013; Furuya & Park, 1992; Hamilton, Sehitoglu, Efstathiou, & Maier, 2007; Morgan & Friend, 2001; Sehitoglu, Wu, & Patriarca, 2017). Поэтому для создания высокоэффективных приводов из сплавов с памятью формы необходимо разработать научно-обоснованные способы улучшения стабильности свойств при сохранении высоких значений обратимой деформации и работоспособности.
Исследования процессов накопления пластической деформации при термоциклировании СЭПФ показало, что изменение как обратимой, так и необратимой деформации нелинейно зависят от реализуемой доли мартенситного превращения. Так автором с коллегами показано, что основное накопление необратимой деформации происходит в последней четверти прямого мартенситного превращения (S. Belyaev et al., 2012; S. Belyaev, Resnina, & Sibirev, 2014). Поэтому можно предположить, что в случае эксплуатации рабочего привода в режиме реализации неполных мартенситных превращений, будет обеспечены стабильные значения обратимой деформации и развиваемых усилий, а также минимальное накопление пластической деформации за каждый цикл срабатывания. Однако, если влияние циклов под постоянным напряжением на изменения функциональных свойств сплавов на основе TiNi с памятью формы хорошо исследованы, то изменение функциональных свойств при одновременном изменении напряжения и деформации в условиях, близких к условиям работы привода, практически не изучены.
Belyaev, S., Resnina, N., & Sibirev, A. (2012). Peculiarities of residual strain accumulation during thermal cycling of TiNi alloy. Journal of Alloys and Compounds, 542, 37–42. https://doi.org/10.1016/j.jallcom.2012.07.082
Belyaev, S., Resnina, N., & Sibirev, A. (2014). Accumulation of Residual Strain in TiNi Alloy During Thermal Cycling. Journal of Materials Engineering and Performance, 23(7), 2339–2342. https://doi.org/10.1007/s11665-014-0982-z
Belyaev, S., Resnina, N., & Zhuravlev, R. (2013). Deformation of Ti-51.5 at.%Ni alloy during thermal cycling under different thermal-mechanical conditions. Journal of Alloys and Compounds, 577, S232–S236. https://doi.org/10.1016/j.jallcom.2012.02.039
Belyaev, Sergey, Resnina, N., Sibirev, A., & Lomakin, I. (2014). Variation in kinetics of martensitic transformation during partial thermal cycling of the TiNi alloy. Thermochimica Acta, 582, 46–52. https://doi.org/10.1016/j.tca.2014.03.002
Furuya, Y., & Park, Y. C. (1992). Thermal cyclic deformation and degradation of shape memory effect in Ti-Ni alloy. Nondestr. Test. Eval, 8–9(1–6), 541–554. https://doi.org/10.1080/10589759208952731
Hamilton, R. F., Sehitoglu, H., Efstathiou, C., & Maier, H. J. (2007). Mechanical response of NiFeGa alloys containing second-phase particles. Scripta Materialia, 57, 497–499. https://doi.org/10.1016/j.scriptamat.2007.05.024
Mohd Jani, J., Leary, M., Subic, A., & Gibson, M. A. (2014). A review of shape memory alloy research, applications and opportunities. Materials & Design, 56, 1078–1113. https://doi.org/10.1016/j.matdes.2013.11.084
Morgan, N. B., & Friend, C. M. (2001). A review of shape memory stability in NiTi alloys. J. Phys. IV France, 11, Pr8-325-Pr8-332. https://doi.org/10.1051/jp4:2001855
Sehitoglu, H., Wu, Y., & Patriarca, L. (2017). Shape memory functionality under multi-cycles in NiTiHf. Scripta Materialia, 129, 11–15. https://doi.org/10.1016/j.scriptamat.2016.10.009
Sibirev, A., Belyaev, S., & Resnina, N. (2016). Softening process during reverse martensitic transformation in TiNi shape memory alloy. Journal of Alloys and Compounds, 661, 155–160. https://doi.org/10.1016/j.jallcom.2015.11.180
В настоящее время основными научными конкурентами являются:
1.В США Лаборатория NASA под руководством Dr. Othmane Benafan, Dr. Santo Padula. Лаборатория выполняет проекты Transformational Tools and Technologies (TTT) и Prototype Technology-Evaluation Research Aircraft (PTERA) направленных на создание приводов на основе СЭПФ гражданского и военного назначения.
2.В КНР научная группа под руководством Dr. Xinping Zhang из South China University of Technology.
3.В Японии научная группа Dr. Fukuda Takashi из Osaka University.
5.В Германии группа Dr. G. Eggeler из Ruhr-Universitat Bochum
6.В Австралии группа профессора A. Subic из Swinburne University of Technology.
7.В Италии группа профессора A. Tuissi из Consiglio Nazionale delle Ricerche.
Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта и ожидаемые результаты (объемом не менее 2 стр.; в том числе указываются ожидаемые конкретные результаты по годам; общий план дается с разбивкой по годам)
В настоящее время для создания приводов в основном используют сплавы на основе TiNi, которые обладают высокими значениями величин эффектов памяти формы и развиваемых усилий, высокой прочностью и коррозионной стойкостью. Для использования привода при нормальных условиях, температуры мартенситных превращений, которые определяют температуры изменения деформации и напряжения, должны быть выше температур окружающей среды. Таким условиям удовлетворяют сплавы TiNi с составом близким к эквиатомному. Стоит отметить, что предложенный далее подход является универсальным и может быть распространён как на СЭПФ на основе TiNi с другой концентрацией Ni, так и на СЭПФ другого химического состава. В целом сплав TiNi является удобным объектом исследования, так как на данный момент является одним из самых изученных СЭПФ. Следующим фактором выбора методики стал тот факт, что в последнее время всё чаще встречается запрос со стороны промышленности именно на создание торсионных приводов из СЭПФ. В связи с выше сказанным объектом исследования были выбраны цилиндрические образцы сплава TiNi эквиатомного состава, испытания которых будут проводится в режиме кручения. Для проведения испытаний будут использованы испытательные машины, позволяющие выполнять исследования механических и функциональных свойств в режиме кручения в интервале температур от -196 °С до 800 °С. (Схема установки представлена на рисунке 2 в приложение).
Известно, что для того чтобы элемент из СЭПФ во время прямого перехода накапливал деформацию на него должна действовать внешняя нагрузка, для этого вторым элементом конструкции привода является упругое контр-тело, которое и создаёт необходимую нагрузку на элемент из СЭПФ. При этом величина нагрузки будет очевидно зависеть от жесткости упругого контр-тела. В предыдущем проекте (РНФ № 19-79-00106) автором было установлено, что оптимальная жёсткость системы, обеспечивающая максимальную работоспособность привода, должна быть в интервале от 6 ГПа до 10 ГПа. Поэтому в данном исследовании будем выбрана жёсткость, принадлежащая данному интервалу. Для инициации работы привода, рабочее тело из СЭПФ должно быть предварительно продеформировано («взведено»). Поскольку, как было показано автором в предыдущем проекте, способ взведения не влияет на характеристики привода, то в рамках данного проекта предварительное взведение привода планируется осуществлять деформированием в мартенсите. Такой способ взведения является наиболее простым и чаще применяется в реальных условиях. В рамках данного проекта выберем три значения 3%, 5% и 7% заданной деформации.
Таким образом, в качестве объектов исследования выбраны цилиндрические образцы сплава TiNi эквиатомного состава. Образцы будут подвергнуты следующей термообработке: закалка от 900 оС в течение 20 минут в воду и отжиг при 500 оС в течение 2 часов. После такой термообработки сплав испытывает B2-B19' превращения. Далее все образцы при комнатной температуре (в мартенситном состоянии) будут продеформированы до 7% и разгружены. Дальнейшие исследования изменения обратимой деформации и реактивного напряжения при термоциклировании будут проведены при эффективной жёсткости системы равной 8 ГПа.
Для того чтобы исследовать влияние положения температурного интервала эксплуатации привода на величины эффектов памяти формы и необратимой деформации, величины развиваемых реактивных напряжений, температуры реализации эффектов памяти формы, а также их термоциклическую стабильность в сплаве TiNi будут проведены четыре серии экспериментов, отличающиеся долей совершённой работы от максимально возможной - Аmax. В каждом случае будет варьироваться относительное положение интервала эксплуатации по отношению к интервалу мартенситных превращений.
Для достижения целей проекта экспериментальные работы будут разбиты на следующие этапы:
1) На первом этапе после предварительного деформирования, образец TiNi будет подвергнут одному термоциклу с жёсткостью системы 8 ГПа в полном температурном интервале реализации мартенситных превращений. По полученным зависимостям деформации и напряжения от температуры будут определены температуры реализации эффекта памяти формы и генерации напряжения. Вычислена полная совершаемая работа Аmax по формуле Аmax=(Δτr*εЭПФ)/2, где Δτr= τrmax-τrmin – разность максимального и минимального значения напряжений в цикле, εЭПФ – величина эффекта памяти формы. Далее будут вычислены А1=0.9Аmax, А2=0.75Аmax, А3=0.5Аmax и А4=0.25Аmax. Поскольку между обратимой деформацией и реактивным напряжением постулируется линейная связь, то работу можно вычислить через обратимую деформацию по формуле A=К*(εЭПФ)2, где К – жёсткость системы. Таким образом, зная величину работы А1, А2, А3 или А4, которую должен совершить привод, будут вычислены величины обратимой деформации ε1, ε2, ε3 и ε4, которые должны быть реализованы в соответствующем цикле.
2) На втором этапе во время нагрева после предварительного деформирования, нагрев будет остановлен в момент, когда будет достигнуто необходимое значение восстановленной деформации, например ε1. Будут определены температуры – Т1 соответствующие точке остановки нагрева. Затем образцы будут подвергаться 15 термоциклам в интервале Т1÷Мк, где Мк температура окончания прямого мартенситного превращения (см. приложение рис.3).
3) На третьем этапе будет проведено варьирование положения температурного интервала превращения, для это необходимое значение восстановленной деформации, например ε1, будет вычисляться не с начала обратного мартенситного превращения, а со сдвигом, за начальную точку отсчёта будет браться различные температуры внутри интервала превращения (см. приложение рис. 4). По зависимостям температуры будут определены температуры Т1 – температура остановки нагрева и Т2 - температура завершения охлаждения. Затем образцы будут подвергаться 15 термоциклам в интервале Т1÷Т2.
4) На четвертом этапе образец будет нагрет через полный интервал превращения, чтобы сгенерировать максимальные усилия. После этого образец будут охлаждать до температуры Т3, так, чтобы в образце накопилось тоже значение обратимой деформации, например ε1. После этого образец будет подвергнут 15 теплосменам в интервале температур Ак-Т3, где Ак – температура окончания обратного перехода при нагревании (см. приложение рис. 5).
5) На пятом этапе будет проведено варьирование положения температурного интервала превращения. Для это необходимое значение накопленной деформации, например ε1, будет вычисляться не с начала прямого мартенситного превращения, а со сдвигом. По зависимостям деформации от температуры будут определены температуры Т3 – температура остановки охлаждения и Т4 - температура остановки нагревания. Затем образцы будут подвергаться 15 термоциклам в интервале Т3÷Т4. (см. приложение рис.6)
Данный алгоритм будет повторятся для каждой величины А1, А2, А3 и А4.
Ожидаемые результаты:
В первый год (2021/22) выполнения проекта будут получены следующие результаты:
1)Зависимости величины эффекта памяти формы, развиваемых реактивных напряжений и накопленной необратимой деформации от номера термоцикла при различном положении интервала эксплуатации привода при величине совершенной работы А1 = 0,9Аmax. Данные зависимости будут получены для образцов с заданной деформации в 3%, 5% и 7%.
2)Зависимости величины эффекта памяти формы, развиваемых реактивных напряжений и накопленной необратимой деформации от номера термоцикла при различном положении интервала эксплуатации привода при величине совершенной работы А2 = 0,75Аmax. Данные зависимости будут получены для образцов с заданной деформации в 3%, 5% и 7%.
3) Подготовка к созданию рабочего прототипа торсионного привода на основе TiNi.
Во второй год (2022/23) выполнения проекта будут получены следующие результаты:
1)Зависимости величины эффекта памяти формы, развиваемых реактивных напряжений и накопленной необратимой деформации от номера термоцикла при различном положении интервала эксплуатации привода при величине совершенной работы А2 = 0,5Аmax. Данные зависимости будут получены для образцов с заданной деформации в 3%, 5% и 7%.
2)Зависимости величины эффекта памяти формы, развиваемых реактивных напряжений и накопленной необратимой деформации от номера термоцикла при различном положении интервала эксплуатации привода при величине совершенной работы А2 = 0,25Аmax. Данные зависимости будут получены для образцов с заданной деформации в 3%, 5% и 7%.
3) Будет установлено влияние совершенной работы на оптимальный температурный интервал эксплуатации привода, обеспечивающий стабильные значения обратимой деформации и реактивных напряжений и минимальную необратимую деформацию за цикл при различных значениях заданной деформации.
4) Будет установлено влияние полноты первого нагрева при различных значениях заданной деформации, в котором инициируются восстановление деформации и генерация реактивных напряжений, на относительное положение оптимального температурного интервала и стабилизацию свойств сплава TiNi при термоциклировании.
5) Создание рабочего прототипа торсионного двигателя на основе СЭПФ TiNi.
Имеющийся у научного коллектива научный задел по проекту, наличие опыта совместной реализации проектов (указываются полученные ранее результаты, разработанные программы и методы)
Руководитель проекта занимается исследованием сплавов с эффектом памяти формы и мартенситных превращений более 10 лет и имеет несколько десятков публикаций (из них 19 публикаций в Scopus и 14 Web of Science, 7 в журналах Q1). За это время под руководством автора выполнено 3 гранта РФФИ, 1 грант РНФ, 1 грант президента, и 1 проект ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы”
Основным направлением исследований автора проекта является изучение мартенситных превращений и функциональных свойств сплавов с памятью формы, в том числе в сплавах на основе TiNi и NiFeGa при производстве работы
В распоряжение автора имеются уникальные установки, позволяющих испытывать свойства материалов в режиме кручения при изменении температур, нагрузок и жесткостей в широком диапазоне. Автором уже выполнялся проект РНФ № 19-79-00106 по исследованию свойств TiNi при термоциклировании в режиме кручения, по данным которого опубликована статья:
Sibirev, A., Belyaev, S., & Resnina, N. (2021). The influence of counter-body stiffness on working parameters of NiTi actuator. Sensors and Actuators A: Physical, 319, 112568. https://doi.org/10.1016/j.sna.2021.112568
Также выполнен ряд исследований по исследованию свойств сплава TiNi при термоциклировании под постоянной нагрузкой.
1. Выполнено исследование особенностей накопления необратимой при термоциклировании сплава TiNi в неполном температурном интервале прямого мартенситного превращения. Установлено, что накопление необратимой деформации происходит в основном на завершающем этапе превращения.
Belyaev S., Resnina N., Sibirev A. Peculiarities of residual strain accumulation during thermal cycling of TiNi alloy // Journal of Alloys and Compounds. 2012. (542). C. 37–42.
2. Выполнено исследование особенностей протекания процессов разупрочнения во время обратного мартенситного превращения в сплаве TiNi. Установлена зависимость между долей температурного интервала обратного мартенситного превращения и накопление необратимой деформации при термоциклировании сплава TiNi.
Sibirev A., Belyaev S., Resnina N. Softening process during reverse martensitic transformation in TiNi shape memory alloy // Journal of Alloys and Compounds. 2016. (661). C. 155–160.
Сибирев А.В. имеет опыт выполнения теоретических расчётов поведения СЭПФ. Автором выполнены расчёты накопления необратимой деформации при термоциклировании сплава TiNi в различных условиях.
Сибирев А.В., Реснина Н.Н., Евард М.Е., Волков А.Е., Беляев С.П. Накопление необратимой деформации при многократных теплосменах в никелиде титана: эксперимент и расчёт // ВЕСТНИК ТАМБОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ, 2013. — T. 18, — № 4. — С. 2031-2032 (Sibirev et al Irreversible strain accumulation on thermal cycling in TiNi alloy: experiment and theoretical calculations)
A. Sibirev, N. Resnina, A. Volkov, S. Belyaev, Simulation of plastic strain accumulation during thermal cycling of TiNi alloy, in: Mater. Today Proc., 2017. doi:10.1016/j.matpr.2017.04.063.
Бикбаев Р.М. уже принимал участие в создание приводов на основе СЭПФ, что подтверждается полученным патентом и публикациями (Патент №182028 Российская Федерация, МПКF03G 7/0. Электротермический силовой привод [Текст]/ Глущенков В.А., Гречников Ф.В., Алехина В.К., Бикбаев Р.М.).
1. Глущенков В.А., Алехина В.К., Бикбаев Р.М. и др. Малогабаритный пресс с многозвенным силоприводом из материала с памятью формы // Современные методы и технологии создания и обработки материалов. — 2018. — Т. 3. — С. 25-31.
2. Алехина В.К., Глущенков В.А., Бикбаев Р.М. Деформирующие устройства с многозвенным силоприводом из материала с "памятью формы" // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. — 2019. — № 6. — С. 18-25
3. Бикбаев Р.М. Использование в деформирующем и испытательном оборудовании, приборах и устройствах силоприводов из материалов с памятью формы [Текст] / В.К. Алехина, В.А. Глущенков, Р.М. Бикбаев, Ф.В. Гречников//Вестник Машиностроения. 2019. № 9. С. 63-65.