Description

2.1.7.1. Научная проблема, на решение которой направлен проект.
Предпринимательская деятельность является основой экономического благополучия страны. Предприниматели создают рабочие места, способствуют экономическому росту, задают динамику рынков [Van Praag, Versloot, 2008]. В то время как роль предпринимательской фирмы в развитии экономики подчеркивается целым рядом исследований [Acs, László, 2007; Toma et al., 2014; Wennekers, Thurik, 1999] личности предпринимателя зачастую придается гораздо меньшее значение. Одновременно с этим, личность предпринимателя неразрывно связана с создаваемым им бизнесом и накладывает существенный отпечаток на то, как этот бизнес функционирует и какие результаты деятельности демонстрирует. Существующие исследования личностных черт предпринимателей фокусируются, в основном, на выявлении характеристик, традиционно присущих индивидам, вовлеченным в предпринимательскую деятельность, определяющих их предрасположенность к самозанятости, а также вероятность успеха их предпринимательских начинаний и достижения высоких результатов деятельности создаваемой фирмы. К таким чертам обычно относят готовность к риску, креативность, самоэффективность, внутренний локус контроля, уверенность в собственных знаниях и навыках [Ferreira et al., 2012; Fillis, Rentschler, 2010; Littunen, Storhammar, 2000; Macko, Tyszka, 2009; Newman et al., 2019]. Помимо этого, определенное внимание уделяется личной мотивации [DeTienne et al., 2008; Kibler et al., 2019] и различным типам предпринимателей [Minniti, Lévesque, 2010]. Одновременно с этим, лишь небольшое число исследований рассматривает неоднозначные стороны личности предпринимателя, традиционно трактующиеся в негативной коннотации, но имеющие потенциал для оказания положительного влияния на предпринимательский процесс [Lerner et al., 2018; Tucker et al., 2016; Wales et al., 2013; Wiklund et al., 2018]. Данный проект ставит целью заполнение указанного пробела путем определения роли таких личностных психологических характеристик предпринимателя, как «темная триада личности» и синдром дефицита внимания и гиперактивности в развитии предпринимательского процесса. Понятие «темной триады личности» включает в себя такие черты индивида, как нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Под нарциссизмом понимается завышенная самооценка индивида, чрезмерная самовлюбленность, чувство доминантности, стремление стать предметом восхищения, а также отсутствие эмпатии [Lee, Ashton, 2005]. Макиавеллизм представляет собой черту характера, означающую склонность к манипулированию другими, циничное отношение к окружающим, а также пренебрежительное отношение к существующим моральным устоям [Christie, Geis, 1970; Tucker et al., 2016]. Психопатия подразумевает эгоизм, повышенную нервную возбудимость, асоциальное поведение, агрессивность и беспощадность [Paulhus, Williams, 2002]. Синдром дефицита внимания и гиперактивности представляет собой поведенческое расстройство, характеризующееся наличием проблем с концентрацией внимания, гиперактивностью, а также неконтролируемой импульсивностью [Lerner et al., 2018]. Данный проект направлен на выявление значимости указанных черт личности в процессе становления и развития предпринимательской фирмы, а также их влияния на результаты деятельности создаваемого бизнеса.
2.1.7.2. Актуальность проблемы, научная значимость решения проблемы.
Актуальность и научная значимость обозначенной проблемы определяется междисциплинарным характером предлагаемого исследования, а также возможностью осуществления значимого вклада в несколько областей научного знания. В частности, взгляд на развитие фирмы с точки зрения психологии предпринимательства позволяет углубить понимание движущих сил предпринимательского успеха и особенностей развития предприятия на разных этапах его деятельности. Одновременно с этим, использование предпринимательства как контекста рассмотрения значимости тех или иных личностных черт может внести существенный вклад в развитие психологии, так как поведение предпринимателя формируется под действие целого ряда факторов, присущих современному миру организаций, таких как, высокая степень неопределенности, динамичность изменений, дефицит времени на принятие решений, высокий уровень конкуренции. Помимо этого, на ранних этапах развития бизнеса в компании отсутствуют установленные рутины и четкое распределение ролей. Это создает уникальные условия для оценки психологических особенностей личности в разных проявлениях [Gorgievski, Stephan, 2016]. Помимо этого, интерес представляет неоднозначный характер черт личности, находящихся в фокусе данного исследования. В частности, несмотря на то, что эти личностные характеристики обычно воспринимаются в негативном контексте, они, тем не менее, могут оказаться полезными в случае вовлеченности индивида в предпринимательскую деятельность. Так, в существующих исследованиях отмечается, что люди, обладающие указанными чертами, чаще бывают более креативны, энергичны, легче вовлекаются в процесс принятия спонтанных решений [Lerner et al., 2018; Wiklund et al., 2018]. Несмотря на то, что как негативная, так и позитивная сторона данных личностных характеристик способна оказать значительное влияние на процесс создания и развития бизнеса, вопрос о взаимосвязи неоднозначных психологических черт предпринимателя с особенностями внутренней среды и результативностью его фирмы по-прежнему остается открытым. 
2.1.7.3. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб.
Данный проект решает задачу определения связи между личностными характеристиками предпринимателя и особенностями созданной им фирмы, а также результатами ее деятельности. Таким образом, в фокусе исследования находятся как уровень индивида, так и уровень фирмы. В рамках данного проекта будут рассмотрены следующие исследовательские вопросы: 
1. Каково влияние традиционно негативно воспринимаемых личностных психологических характеристик предпринимателя («темной триады личности», синдрома дефицита внимания и гиперактивности) на особенности внутренней среды созданного им бизнеса (его предпринимательскую ориентацию, процессы принятия решений, стратегическое предпринимательское поведение, отношения внутри компании и пр.)? 
2. Существует ли связь между личностью предпринимателя и результативностью созданного им бизнеса? Какие характеристики данного бизнеса способны опосредовать эту связь? 
3. Каково влияние личностных психологических особенностей на готовность к вовлечению в предпринимательскую деятельность и предпринимательские начинания среди молодежи? 
Результатом реализации проекта станет определение характера влияния особенностей личности предпринимателя на параметры его бизнеса на разных этапах его развития, что позволит учитывать данные аспекты при принятии предпринимателем управленческих решений.
2.1.7.4. Научная новизна поставленной задачи, обоснование достижимости решения поставленной задачи и возможности получения запланированных результатов.
Научная новизна поставленной задачи заключается в уточнении теории черт личности в контексте предпринимательства и расширении существующих знаний о влиянии личности предпринимателя на становление и развитие новой фирмы путем разработки и апробации теоретической модели влияния традиционно негативно воспринимаемых психологических характеристик индивида на особенности организации и ведения бизнеса, а также на результаты его деятельности. Достижимость поставленной задачи и возможность получения запланированных результатов подтверждается следующим:
1. Наличие у исследовательского коллектива массива эмпирических данных по личностным психологическим характеристикам российских студентов, полученных в ходе реализации проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (GUESSS) в 2018 году. Указанная база данных также содержат информацию о предпринимательских намерениях студентов, их вовлечении в предпринимательскую деятельность, особенностях создаваемых ими фирм.
2. Проведение на момент подготовки данной заявки сбора эмпирических данных по российским фирмам малого и среднего бизнеса и личностным характеристикам их владельцев («темная триада личности», синдром дефицита внимания и гиперактивности). Более подробная информация об указанной базе данных представлена в пункте 2.1.7.7. Таким образом, доступ к двум разноаспектным массивам данных обеспечивает наличие уникальной эмпирической базы, позволяющей подойти к рассмотрению поставленных в рамках проекта исследовательских вопросов с разных ракурсов (со стороны будущих предпринимателей и предпринимателей-студентов (GUESSS) и с позиции собственников существующего малого и среднего бизнеса)
3. Исследовательский коллектив проекта обладает необходимым опытом в проведении научных исследований в области предпринимательства, в целом, и психологии предпринимательства, в частности.
4. Члены исследовательского коллектива имеют публикации в ведущих международных реферируемых журналах.
2.1.7.5. Современное состояние исследований по данной проблеме.
Изучение личностных особенностей предпринимателей и их роли в процессе создания и становления нового бизнеса является одним из ключевых направлений исследований на современном этапе развития теории предпринимательства [Garnter, 1989; Kickul, Gundry, 2002; Stephan, 2018; Yan, 2010]. В рамках данного направления часто рассматриваются такие аспекты, как личностные характеристики предпринимателей, навыки, которыми они должны обладать, а также мотивы, которыми они движимы [Baron, 2004]. Исследования, сфокусированные на изучении предпринимательских черт как таковых, обычно проводятся в рамках двух основных направлений: 1) выявление характеристик, отличающих предпринимателей от не предпринимателей; 2) изучение характеристик, позволяющих дифференцировать между разными типами предпринимателей [Gartner, 1989]. В рамках первого направления предполагается, что предприниматели обладают особыми личностными качествами, которые делают их более предрасположенными к предпринимательской деятельности. В первую очередь, к таким характеристикам относят готовность к риску [Stewart, Roth, 2001; Zhao et al., 2010; Brandstatter, 2011]. Важность этой черты обусловлена тем, что предприниматели чаще, чем наемные работники, сталкиваются с ситуациями с высоким уровнем неопределенности, что делает проблематичным вовлечение в предпринимательскую деятельность людей, склонных к избеганию риска. Помимо этого, к основным чертам, характеризующим людей, склонных к предпринимательской деятельности можно отнести открытость новым идеям и стремление приобретать новый опыт и знания, добросовестность, экстраверсия, эмоциональная стабильность [Brandstatter, 2011]. Также к чертам предпринимателей относят стремление к достижениям [McClelland, 1961; Stewart et al., 1999], внутренний локус контроля [Khan, Manopichetwattana, 1989] и терпимость к ситуациям с большой степенью неопределенности [Okhomina, 2010]. В исследовании [Yan, 2010] отмечается, что внутренний локус контроля положительно связан со способностью индивида идентифицировать новые предпринимательские возможности. Согласно [McClelland, 1961], количество предпринимателей в обществе будет выше в случае, если в нем поощряется развитие такого качества, как стремление к выдающимся достижениям. Терпимость к высокой степени неопределенности напрямую связана с готовностью предпринимателей к риску, что, в свою очередь, также положительно связано со способностью индивида к выявлению возможностей [Yan, 2010]. Кроме того, к важнейшим предпринимательским чертам относят креативность, самоэффективность, подразумевающая уверенность в собственных силах и способность решать разные задачи в условиях неопределенности, стремление к автономии и избегание ограничений, а также проактивность, позволяющая не просто следовать тенденциям внешней среды, но и оказывать влияние на их формирование [Rauch, Frese, 2007]. Помимо этого, исследователи выявляют черты, лежащие в основе отличий между разными типами предпринимателей. При этом к таким характеристикам относят не только личностные качества, но и предыдущий опыт, жизненные обстоятельства, а также другие факторы. Так, в качестве одного из критериев разделения предпринимателей на отдельные типы можно рассматривать мотивы, которыми они движимы. Одной из наиболее популярных классификаций является классификация, принятая в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor). В рамках данного проекта выделяют два типа мотивации предпринимателей: «предприниматели по возможности» или добровольные предприниматели (opportunity-driven entrepreneurs) и «предприниматели по необходимости» или вынужденные предприниматели (necessity-driven entrepreneurs) [Bosma, Kelley, 2019]. Первый тип предпринимателей ориентируется на возникающие во внешней среде возможности и старается извлечь из них выгоду, тогда как второй тип предпринимателей выбирает данную карьеру в силу отсутствия альтернативных источников дохода. При этом группа добровольных предпринимателей также делится на несколько категорий в соответствии с различиями в мотивации. Так, в рамках проекта выделяют предпринимателей, в большей степени ориентированных на увеличение дохода, предпринимателей, основным мотивом которых является независимость, а также предпринимателей, использующих предпринимательство для поддержания дохода. Помимо этого, к основным мотивам, лежащим в основе выделения разных типов предпринимателей, можно отнести стремление к достижениям. Предприниматели, в большей степени движимые данным мотивом, характеризуются ориентацией на задачи с высокой степенью личной ответственности, требующие выдающихся личных качеств и усилий; такие предприниматели демонстрируют средний уровень склонности к риску и предпочитают задачи, предполагающие возможность осуществления четкой обратной связи [McClelland, 1961; Shane, Locke, Collins, 2003]. Также разные группы предпринимателей могут в большей или меньшей степени быть движимыми мотивами независимости [Carter et al., 2003; Williams, Williams, 2012], необходимости реализации собственной энергии и амбиций [Shane, Locke, Collins, 2003], увлеченности работой [Baum et al., 2001], а также возможности создавать нечто новое, осуществляя инновации [Carter et al., 2003; Hopp, Stephan, 2012]. Таким образом, основные предпринимательские мотивы тесно связаны с личностными характеристиками, необходимыми для вовлечения в предпринимательскую деятельность, и могут служить критерием выделения различных типов предпринимателей, что, в свою очередь, может определять различия в предпринимательском поведении.На современном этапе изучения личностных характеристик предпринимателей акцент исследований постепенно начал смещаться в сторону рассмотрения других особенностей, которые могут быть связаны, в том числе, и с психическим состоянием индивида. В частности, ключевые исследовательские вопросы в данной области можно разделить на три основные группы: (1) Различаются ли разные типы предпринимателей по своим личностным психологическим характеристикам? (2) Каковы факторы формирования тех или иных личностных психологических характеристик предпринимателей? (3) Какое влияние оказывают личностные психологические особенности предпринимателей на деятельность их фирм? [Stephan, 2018]. Данное направление исследований берет начало в теории организационной психологии и гигиены труда (см., напр., [Humphrey et al., 2007; Parker, 2014]). Актуальность обозначенных исследовательских вопросов в контексте теории предпринимательства определяется тем, что работа предпринимателей традиционно считается более напряженной по сравнению с работой наемных работников, поскольку часто несет в себе значительный компонент неопределенности, предполагает высокую долю ответственности и ненормированный рабочий график, что ведет к общему повышению уровня стресса [Hessels et al., 2017; Rauch et al., 2018]. Одновременно с этим, предприниматели обладают значительно более высоким уровнем автономии и имеют больше свободы в отношении организации собственного рабочего процесса [Stephan, 2018]. Такое противоречие в условиях работы предпринимателей создает уникальный контекст для изучения личностных психологических характеристик индивидов, источников их формирования и их влияния на внутриорганизационные процессы созданных ими предприятий. Результаты предыдущих исследований по данной проблематике позволили выявить ряд факторов, способных оказать влияние на психологическое состояние предпринимателя. В частности, к таким аспектам можно отнести условия работы (напр., автономия в принятии решений, гибкость рабочего графика, успешность бизнеса и наличие спроса на продукцию, слаженность рабочих процессов) [Alvarez, Sinde-Cantorna, 2014; Bradley, Roberts, 2004; Millan et al., 2013; Parslow et al., 2004]; другие личностные особенности (напр., человеческий капитал, ценности и установки, образование, знания и навыки, мотивация, собственные ожидания и их соответствие реальности, физическое здоровье) [Annink et al., 2016; Rietveld et al., 2015; Vaag et al., 2014]; ситуацию в фирме (воспринимаемый успех, объективные финансовые результаты деятельности, рост фирмы, доступность ресурсов для ведения бизнеса) [Sherman et al., 2016; Sorensson, Dalborg, 2017]; социальное окружение (семья, поддержка близких, положительные отзывы клиентов, взаимоотношения с сотрудниками фирмы) [Lechat, Torres, 2017], а также условия внешней среды (уровень конкуренции, экономические кризисы, вмешательство государства) [Kallioniemi et al., 2016; Schonfeld, Mazzola, 2015]. Помимо этого, в фокусе существующих исследований оказались вопросы, связанные с влиянием личностных психологических характеристик предпринимателей на различные аспекты результативности их бизнеса. В частности, было установлено, что психологическое состояние предпринимателя напрямую связано с выживаемостью фирмы и его готовностью продолжать ведение бизнеса на протяжении длительного времени [Patel, Thatcher, 2014]. Кроме того, психологический комфорт предпринимателя усиливает способность распознавать бизнес-возможности и ведет к более высоким финансовым результатам [Gorgievski et al., 2014]. Роль личностных характеристик, являющихся фокусом предлагаемого проекта («темная триада личности» и синдром дефицита внимания и гиперактивности), также была рассмотрена в ряде научных исследований в области предпринимательства. Зарождающийся интерес к данным особенностям личности в предпринимательской деятельности обусловлен тем, что в имеющейся научной литературе существует определенное смещение фокуса исследований в сторону рассмотрения роли позитивных черт индивида в предпринимательском процессе, тогда как негативно воспринимаемые характеристики личности рассматриваются в значительно меньшей степени [Wiklund et al., 2016]. Однако, как уже отмечалось выше, в работе [Wilkund et al., 2018] указано, что, несмотря на определенную негативную коннотацию данных понятий, индивиды, обладающие соответствующими чертами, часто бывают более успешны в бизнесе. Так, в работе [Wales et al., 2013] рассмотрена роль такой черты руководителя бизнеса, как нарциссизм, в развитии предпринимательской ориентации фирмы. Помимо этого, в существующей литературе отмечается, что отдельные аспекты «темной триады личности» могут иметь разную ценность на определенных стадиях развития бизнеса. В частности, макиавеллизм может быть более полезен на стадии оценки бизнес-возможностей, тогда как остальные черты «темной триады» играют важную роль на этапе их реализации [Tucker et al., 2016]. В работе [Wiklund et al., 2016] отмечается, что наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности может способствовать вовлечению индивида в предпринимательскую деятельность, а также ускорять процесс принятия решений в условиях неопределенности. Одновременно с этим, в работе [Lerner et al., 2018] подчеркивается необходимость более глубокого изучения влияния указанных личностных характеристик на внутрифирменные процессы, подходы к ведению бизнеса и модели его развития.
2.1.7.6. Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта.
Теоретическую основу исследования составит теория черт личности (trait theory of personality) [Allport, 1961; Eysenck, 1991]. В ходе реализации проекта будут применяться такие общенаучные методы теоретического исследования, как дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к частному, анализ и синтез. Эмпирическое исследование будет являться количественным и будет основываться на таких статистических методах обработки данных, как моделирование структурными уравнениями и регрессионный анализ. Эмпирической базой исследования будут являться данные по студентам российских вузов, собранные в ходе реализации российской части проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (GUESSS) в 2018 году, а также данные по российским фирмам малого и среднего бизнеса (более подробная информация об эмпирической базе исследования представлена в пункте 2.1.7.7.). Общий план работ для достижения поставленной задачи включает в себя следующее:
1. Проведение анализа литературы по психологии предпринимательства с целью уточнения потенциальных направлений влияния личностных характеристик предпринимателя на становление и развитие бизнеса, внутрифирменные процессы и результаты деятельности предприятия.
2. Разработка методологии изучения роли личностных характеристик предпринимателя в процессе становления и развития российских фирм малого и среднего бизнеса.
3. Апробация теоретических моделей связи между личностными чертами предпринимателя и различными внутрифирменными характеристиками, а также результатами деятельности бизнеса. 
4. Теоретическое обоснование выявленных особенностей влияния личностных черт предпринимателя на основные характеристики и результаты деятельности фирм и разработка соответствующих практических рекомендаций.
2.1.7.7. Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту (в данном пункте заполняется текстовое описание задела).
По итогам проведенной работы в направлении разработки темы данного проекта можно выделить следующий задел, имеющийся у участников научного коллектива:
1. Наличие массива эмпирических данных по личностным психологическим характеристикам российских студентов («темная триада личности»), а также по их предпринимательским намерениям, характеристикам создаваемых ими фирм, результатам их деятельности, а также их отношению к предпринимательской деятельности, особенностям восприятия внешней среды, взаимоотношений с партнерами. Указанные данные были собраны членами научного коллектива в рамках российской части проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (GUESSS) в 2018 году. Цель проекта состоит в изучении предпринимательских намерений студентов с учетом влияния таких факторов, как семейная поддержка, университетская среда и социокультурный контекст. В 2018 году в выборку респондентов вошли 2851 студент из российских вузов. 
2. Сбор эмпирических данных по российским фирмам малого и среднего бизнеса, проводимый членами исследовательского коллектива на момент подготовки данной заявки (июль – сентябрь 2019 г.). Указанный сбор данных является продолжением инициативы, начатой членами научного коллектива в 2015 году. В частности, первая волна опроса компаний проводилась с сентября 2015 г. по февраль 2016 г. в период экономического кризиса в стране. База формировалась путем случайного отбора компаний, отвечающих поставленным исследовательской группой критериям, из информационно-аналитического база данных «СПАРК Интерфакс». Данная база является уникальной, поскольку представляет собой первый массив данных по российским малым и средним фирмам, сгенерированный путем случайного отбора компаний всех отраслей и регионов страны. В опросе приняли участие 656 фирмы. Опрос осуществлялся на основе стандартизированной анкеты, включающей в себя апробированные шкалы для измерения теоретических конструктов, отражающих различные аспекты внутренней и внешней среды компаний. Респондентами в исследовании выступали представители высшего руководства и/или владельцы компаний. Вторая волна опроса была инициирована в июле 2019 года. Исходная стандартизированная анкета была пересмотрена, оптимизирована и дополнена шкалами для измерения новых теоретических конструктов. В частности, в анкету были включены шкалы для оценки таких психологических черт предпринимателей, как «темная триада личности» и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Помимо этого, в анкету входят вопросы, касающиеся 
-субъективной оценки результатов деятельности фирм;-предпринимательской и ресурсной ориентации фирм, ориентации на рост;-различных типов логики принятия решений относительно развития бизнеса (эффектуации и каузации);-конкурентных стратегий;-уровня вовлеченности в стратегическое предпринимательство;-реализации стратегий поиска нового/использования существующего;-особенностей организационной структуры;-доступных ресурсов;-вовлеченности в процесс интернационализации;-особенностей внешней среды организации;-воспринимаемой внутриорганизационной справедливости;-инновациям бизнес-модели.
Комплексный характер анкеты позволяет получить детальную информацию об особенностях поведения предприятий малого и среднего бизнеса и определить взаимосвязь между психологическими чертами предпринимателей и характеристиками созданных ими бизнесов. Целевой объем выборки данного раунда опроса составляет 600 компаний размером от 3 до 500 сотрудников (300 фирм из числа принимавших участие в первой волне опроса и 300 вновь привлеченных компаний). Полученные данные будут дополнены объективной информацией о результатах деятельности компаний-участников, полученной из базы данных «СПАРК-Интерфакс».
3. Наличие у членов исследовательского коллектива опыта проведения эмпирических исследований в области предпринимательства и психологии предпринимательства и публикация их результатов в высокорейтинговых рецензируемых зарубежных и российских научных журналах (e.g., Journal of Business Venturing, Entrepreneurship and Regional Development, Journal of Small Business Management, Journal of Business Research, European Management Journal, Форсайт, Российский журнал менеджмента, Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент»).
2.1.7.8. Детальный план работы на весь период выполнения проекта.
План работы на весь период выполнения проекта включает в себя следующие этапы:
1.Анализ литературы по теме влияния личностных характеристик предпринимателя на становление и развитие российских предприятий малого и среднего бизнеса.
2.Разработка исследовательским коллективом теоретических моделей и гипотез исследования для их последующей эмпирической проверки.
3.Анализ данных по российским фирмам малого и среднего бизнеса, полученных в результате проведенного опроса.
4.Анализ данных по российским студентам, собранных членами исследовательского коллектива в рамках проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (GUESSS) в 2018 году.
5.Уточнение разработанных теоретических моделей с учетом результатов их эмпирической проверки.
6.Подготовка и подача в редакцию ведущего международного журнала списка ABS, индексируемого в Web of Science Core Collection 1 (одной) рукописи научной статьи, посвященной взаимосвязи между личностными характеристиками предпринимателя и внутрифирменными характеристиками созданного им бизнеса.
7.Подготовка и подача в редакцию ведущего российского журнала списков A и B, утвержденных Ученым советом Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ, 1 (одной) рукописи научной статьи, посвященной влиянию личностных характеристик студентов российских вузов на их предпринимательские начинания.
8.Подготовка и подача в редакцию ведущего международного журнала списка ABS, индексируемого в Web of Science Core Collection, 1 (одной) рукописи научной статьи, посвященной влиянию личностных черт предпринимателей на результаты деятельности созданных ими фирм.
9.Подготовка и публикация на английском языке не менее 1 научного доклада в серии «Научные доклады» ВШМ СПбГУ.
10.Представление материала о результатах проведения исследовательского проекта для опубликования на странице Института «Высшая школа менеджмента» на сайте СПбГУ в формате новости на русском и английском языках.
2.1.7.9. Ожидаемые научные и (или) научно-технические результаты и их научная и общественная значимость.
1.Разработанная методология исследования влияния личностных характеристик предпринимателей на особенности становления и развития российских предпринимательских фирм. Форма отчета: раздел в рукописях научных статей с обоснованием применяемых теорий в исследовании.
2.Концептуальная модель, теоретические гипотезы исследования и проведение их эмпирической проверки. Форма отчета: раздел в рукописях научных статей с гипотезами, теоретической моделью исследования и описанием методологии эмпирического анализа.
3.Два доклада, представленных на ведущих международных конференциях (уровня Academy of Management, Strategic Management Society, Research in Entrepreneurship and Small Business (RENT), United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE)) с предварительными результатами исследования. Форма отчета: программа конференции с названиями представленных докладов и презентация доклада в формате PowerPoint.
4.Две рукописи статей, отправленные для публикации в ведущих международных журналах списка ABS, индексируемых в Web of Science Core Collection. Форма отчета: письмо из редакции, подтверждающее, что рукопись принята к рассмотрению и рецензированию.
5.Одна рукопись статьи, отправленная для публикации в один из ведущих российский журнал списков A и B, утвержденных Ученым советом Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ. Форма отчета: письмо из редакции, подтверждающее, что рукопись принята к рассмотрению и рецензированию.
6.Один научный доклад на английском языке, опубликованный в серии «Научные доклады» ВШМ СПбГУ. Форма отчета: электронная копия опубликованного научного доклада.
Список литературы:
1. Acs, Z. J., & László, S. (2007). Entrepreneurship, Economic Growth and Public Policy. Small Business Economics, 28(2-3), 109-122. 
2. Allport, G. W. (1961). Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston.
3. Álvarez, G., & I. Sinde-Cantorna, A. (2014). Self-employment and job satisfaction: an empirical analysis, International Journal of Manpower, 35(5), 688-702.
4. Annink, A., Den Dulk, L., & Amorós, J. E. (2016). Different strokes for different folks? The impact of heterogeneity in work characteristics and country contexts on work-life balance among the self-employed. International Journal of Entrepreneurial Behavior and Research, 22(6), 880-902.
5. Baron, R. 2004. The cognitive perspective: A valuable tool for answering entrepreneurship's basic "why" questions. Journal of Business Venturing, 19(2), 221-239.
6. Baum, J. R., Locke, E. A., & Smith, K. G. (2001). A multidimensional model of venture growth. Academy of Management Journal, 44(2), 292-303.
7. Bosma, N. & Kelley, D. (2019). Global Entrepreneurship Monitor 2018/2019 Global Report. GEM Consortium, 2019, https://www.gemconsortium.org/report/gem-2018-2019-global-report 
8. Bradley, D. E., & Roberts, J. A. (2004). Self-employment and job satisfaction: investigating the role of self-efficacy, depression, and seniority. Journal of Small Business Management, 42(1), 37–58.
9. Brandstätter, H. (2011). Personality aspects of entrepreneurship: A look at five meta-analyses. Personality and Individual Differences, 51(3), 222–230.
10. Carter, N. M., Gartner, W. B., Shaver, K. G., & Gatewood, E. J. (2003). The career reasons of nascent entrepreneurs. Journal of Business Venturing 18(1), 13–39.
11. Christie, R., & Geis, F. L. (1970). Studies in Machiavellianism. New York: Academic Press.
12. DeTienne, D. R., Shepherd, D. A., DeCastro, J. O. (2008). The fallacy of “only the strong survive”: the effects of extrinsic motivation on the persistence decisions for under-performing firms. Journal of Business Venturing, 23(5), 528–546.
13. Eysenck, H. J. (1991). Dimensions of personality: 16, 5, or 3?--Criteria for a taxonomic paradigm. Personality and Individual Differences, 12(8), 773-790.
14. Ferreira, J. J., Raposo, M. L., Rodrigues, R. G., Dinis, A., & do Paço, A. (2012). A model of entrepreneurial intention: An application of the psychological and behavioral approaches. Journal of Small Business and Enterprise Development, 19(3), 424-440.
15. Fillis, I., & Rentschler, R. (2008). Exploring metaphor as an alternative marketing language, European Business Review, 20(6), 492-514.
16. Gartner,W. B. (1989). Some suggestions for research on entrepreneurial traits and characteristics. Entrepreneurship Theory and Practice, 14(3), 27–37.
17. Gorgievski, M., Moriano, J.A., & Bakker, A. B. (2014). Relating work engagement and workaholism to entrepreneurial performance. Journal of Managerial Psychology, 29(2), 106–121. 
18. Gorgievski, M., & Stephan, U. (2016). Advancing the psychology of entrepreneurship: A review of the psychological literature and an introduction. Applied Psychology, 65 (3), 437-468.
19. Hessels, J., Rietveld, C. A., & Van der Zwan, P. (2017). Self-employment and work-related stress: The mediating role of job control and job demand. Journal of Business Venturing, 32(2), 178–196. 
20. Hopp, C., & Stephan, U. (2012). The influence of socio-cultural environments on the performance of nascent entrepreneurs: Community culture, motivation, self-efficacy and start-up success. Entrepreneurship & Regional Development: An International Journal, 24(9-10), 917-945.
21. Humphrey, S. E., Nahrgang, J. D., & Morgeson, F. P. (2007). Integrating motivational, social, and contextual work design features: A meta-analytic summary and theoretical extension of the work design literature. Journal of Applied Psychology, 92(5), 1332–1356.
22. Kallioniemi, M. K., Simola, A., Kaseva, J., & Kymäläinen, H.-R. (2016). Stress and Burnout Among Finnish Dairy Farmers. Journal of Agromedicine, 21(3), 259–268. 
23. Khan, A. M., & Manopichetwattana, V. (1989). Innovative and noninnovative small firms: types and characteristics. Management Science, 35(5), 597–606.
24. Kibler, E. Wincent, J., Kautonen, T., Cacciotti, G., & Obschonka, M. (2019). Can prosocial motivation harm entrepreneurs' subjective well-being? Journal of Business Venturing, 34(4), 608-624.
25. Kickul, J., & Gundry, L. K. (2002). Prospecting for strategic advantage: The proactive entrepreneurial personality and small firm innovation. Journal of Small Business Management, 40(2), 85–97.
26. Lechat, T., & Torrès, O. (2017). Stressors and satisfactors in entrepreneurial activity: an event-based, mixed methods study predicting small business owners’ health. International Journal of Entrepreneurship and Small Business, 32(4), 537-569.
27. Lee, K., & Ashton, M. C. (2005). Psychopathy, Machiavellianism, and narcissism in the Five Factor Model and the HEXACO model of personality structure. Personality and Individual Differences, 38, 1571-1582.
28. Lerner, D., Hunt, R., & Verheul, I. (2018). Dueling Banjos: harmony and discord between ADHD and entrepreneurship. Academy of Management Perspectives, 32(2), 266-286.
29. Littunen, H., & Storhammer, E. (2000). The Indicators of Locus of Control in the Small Business Context. Journal of Enterprising Culture, 8(4), 343-360.
30. Macko, A., & Tyszka, T. (2009). Entrepreneurship and risk taking. Applied Psychologyan International Review, 58(3), 469–487.
31. McClelland, D. C. (1961). The Achieving Society. Princeton, New Jersey: Van Norstrand.
32. Millán, J. M., Hessels, J., Thurik, R., & Aguado, R. (2013). Determinants of job satisfaction: a European comparison of self-employed and paid employees. Small Business Economics, 40(3), 651–670. 
33. Minniti, M, & Levesque, M. (2010). Entrepreneurial Types and Economic Growth. Journal of Business Venturing, 25(3), 305-314.
34. Newman, A., Obschonka, M., Schwarz, S., Cohen, M., & Nielsen, I. (2019). Entrepreneurial self-efficacy: A systematic review of the literature on its theoretical foundations, measurement, antecedents, and outcomes, and an agenda for future research, Journal of Vocational Behavior, 110 (Part B), 403-419.
35. Okhomina, D. A. (2010). The Relationship between Personality Traits and Entrepreneurial Behavior and the Moderating Role of a Supportive Environment, International Journal of Business and Economics Pespectives, 5(1), 139-154.
36. Parker, S. K. (2014). Beyond motivation: Job and work design for development, health, ambidexterity, and more. Annual Review of Psychology, 65, 661–691.
37. Parslow, R. A., Jorm, A. F., Christensen, H., Rodgers, B., Strazdins, L., & D’Souza, R. M. (2004). The associations between work stress and mental health: a comparison of organizationally employed and self-employed workers. Work & Stress, 18(3), 231-244.
38. Patel, P. C., & Thatcher, S. M. B. (2014). Sticking It Out: Individual Attributes and Persistence in Self-Employment. Journal of Management, 40(7), 1932–1979. 
39. Paulhus, D. L., & Williams, K. M. 2002. The dark triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy. Journal of Research in Personality, 36, 556-563.
40. Rauch, A., & Frese, M. (2007). Let's put the person back into entrepreneurship research: A meta-analysis on the relationship between business owners' personality traits, business creation, and success. European Journal of Work and Organizational Psychology, 16(4), 353-385.
41. Rauch, A., Fink, M., & Hatak, I. (2018). Stress processes: An essential ingredient in the entrepreneurial process. In Academy of Management Perspectives, 32 (3), 340-357.
42. Rietveld, C. A., Hessels, J., & Van der Zwan, P. (2015). The stature of the self-employed and its relation with earnings and satisfaction. Economics & Human Biology, 17, 59–74. 
43. Schonfeld, I. S., & Mazzola, J. J. (2015). A qualitative study of stress in individuals self-employed in solo businesses. Journal of Occupational Health Psychology, 20(4), 501–513.
44. Shane, S., Locke, E. A., & Collins, C.J. (2003). Entrepreneurial motivation. Human Resource Management Review, 13(2), 257-279.
45. Sherman, C. L., Randall, C., & Kauanui, S. K. (2016). Are you happy yet? Entrepreneurs’ subjective well-being. Journal of Management, Spirituality & Religion, 13(1), 7–23. 
46. Sörensson, A., & Dalborg, C. (2017). Female entrepreneurs in nature-based businesses: working conditions, well-being, and everyday life situation. Society, Health & Vulnerability, 8(1), 31-39.
47. Stephan, U. (2018). Entrepreneurs’ Mental Health and Well-Being: A Review and Research Agenda. Academy of Management Perspectives, 32(3), 290–322.
48. Stephan, U. Entrepreneurs' Mental Health and Well-Being: A Review and Research Agenda January 2018. Academy of Management Executive 32(3):290–322
49. Stewart, Jr., W. H., Watson, W. E., Carland, J. C., & Carland, J. W. (1999). A proclivity for entrepreneurship: A comparison of entrepreneurs, small business owners, and corporate managers. Journal of Business Venturing, 14(2), 189-214.
50. Stewart, W. H., Jr., & Roth, P. L. (2001). Risk propensity differences between entrepreneurs and managers: A meta-analytic review. Journal of Applied Psychology, 86(1), 145–153.
51. Toma, S-G., Grigore, A-M., & Marinescu, P. (2014). Economic development and entrepreneurship. Procedia Economics and Finance, 8, 436-443.
52. Tucker, R.T., Lowman, G.H., & Marino, L.D. (2016). Dark Triad Traits and the Entrepreneurial Process. Research in Personnel and Human Resources Management, 34, 245-290
53. Vaag, J., Giæver, F., & Bjerkeset, O. (2014). Specific demands and resources in the career of the Norwegian freelance musician. Arts and Health, 6(3), 205-222.
54. Van Praag, C. M., & Versloot, P. H. (2008). The Economic Benefits and Costs of Entrepreneurship: A Review of the Research. Foundations and Trends in Entrepreneurship, 4(2), 65–154.
55. Wales, W.J., Patel, P.C., & Lumpkin, G.T. (2013). In pursuit of greatness: CEO narcissism, entrepreneurial orientation, and firm performance. Journal of Management Studies, 50(6), 1041–1069.
56. Wennekers, S., & Thurik, R. (1999). Linking entrepreneurship and economic growth. Small Business Economics, 13(1), 27–55.
57. Wiklund, J., Hatak, I., Patzelt, H., & Shepherd, D. (2018). Mental disorders in the entrepreneurship context: when being different can be an advantage. Academy of Management Perspectives, 32(2), 182-206
58. Wiklund, J., Patzelt, H., Dimov, D. (2016). Entrepreneurship and psychological disorders: How ADHD can be productively harnessed. Journal of Business Venturing Insights, 6: 14-20.
59. Williams, N., & Williams C. (2012). Evaluating the socio-spatial contingency of entrepreneurial motivations: A case study of English deprived urban neighbourhoods. Entrepreneurship & Regional Development, 24(7-8), 661-684.
60. Yan, J. (2010). The Impact of Entrepreneurial Personality Traits on Perception of New Venture Opportunity, New England Journal of Entrepreneurship, 13(2), 21-35.
61. Zhao, H., Seibert S.E., & Lumpkin G.T. (2010). The relationship of personality to entrepreneurial intentions and performance: A meta-analytic review. Journal of Management, 36(2), 381–404.
Short titleСтратегический и международный менеджмент
AcronymMNG_2019-2020_2
StatusFinished
Effective start/end date21/11/1915/05/21

ID: 48952871