Description

Исследование, проведённое в рамках гранта, позволило раскрыть новые грани функционирования мемов в медиасреде. Ход исследования предполагал путь от общего к частному, в результате чего были осмыслены такие аспекты проблематики изучаемого явления, которые не входили изначально в научную гипотезу проекта. Авторы проекта оттолкнулись от описания мема как речевого жанра современного фольклора; затем были изучены механизмы включения ключевых слов текущего момента в языковую игру в мемах в аспекте этапов освоения таких лексических единиц узусом; после чего стала проблема описания функционирования мемов, обыгрывающих ключевые слова текущего момента. Выяснилось, что мемы в медиадискурсе обеспечивают снятие социальной напряжённости, возникающей под влиянием социально и политически значимых событий; важной функцией мемов является консолидация общества в выработке общественного мнения относительно информационной повестки дня; мемы на современном этапе развития медиа обеспечивают выражение национальной идентичности; в них возможно отражение общественного отношения к непопулярным политическим решениям. Таким образом, продемонстрировано функционирование мемов не для развлечения общественности, а для постановки, обсуждения и решения социально значимых вопросов. Такой взгляд на проблему предопределил подходы к созданию методики анализа мемов с точки зрения лексико-семантического, культурно-исторического, социально-политического аспектов. По результатам исследований создано учебно-методическое пособие, которое может быть полезно в цикле преподавания дисциплин лингвистического круга по программам журналистики, а также PR и связей с общественностью. Учёт социально-политического аспекта выводит лингвистические исследования речевого жанра мемов на новый уровень, позволяя рассматривать их как социально значимую единицу современной медиакоммуникации, игнорировать которую значит не брать в расчёт целый пласт современной культуры.

Layman's description

сследование, проведённое в рамках гранта, позволило раскрыть новые грани функционирования мемов в медиасреде. Ход исследования предполагал путь от общего к частному, в результате чего были осмыслены такие аспекты проблематики изучаемого явления, которые не входили изначально в научную гипотезу проекта. Авторы проекта оттолкнулись от описания мема как речевого жанра современного фольклора; затем были изучены механизмы включения ключевых слов текущего момента в языковую игру в мемах в аспекте этапов освоения таких лексических единиц узусом; после чего стала проблема описания функционирования мемов, обыгрывающих ключевые слова текущего момента. Выяснилось, что мемы в медиадискурсе обеспечивают снятие социальной напряжённости, возникающей под влиянием социально и политически значимых событий; важной функцией мемов является консолидация общества в выработке общественного мнения относительно информационной повестки дня; мемы на современном этапе развития медиа обеспечивают выражение национальной идентичности; в них возможно отражение общественного отношения к непопулярным политическим решениям. Таким образом, продемонстрировано функционирование мемов не для развлечения общественности, а для постановки, обсуждения и решения социально значимых вопросов. Такой взгляд на проблему предопределил подходы к созданию методики анализа мемов с точки зрения лексико-семантического, культурно-исторического, социально-политического аспектов. По результатам исследований создано учебно-методическое пособие, которое может быть полезно в цикле преподавания дисциплин лингвистического круга по программам журналистики, а также PR и связей с общественностью. Учёт социально-политического аспекта выводит лингвистические исследования речевого жанра мемов на новый уровень, позволяя рассматривать их как социально значимую единицу современной медиакоммуникации, игнорировать которую значит не брать в расчёт целый пласт современной культуры.

Key findings for the project

1. Эмпирические. Создана картотека мемов, связанных с актуальными событиями политической повестки дня. Систематизация эмпирического материала осуществлена по разным параметрам: тематическому (коронавирус, Грета Тунберг, возраст дожития, импортозамещение и пр.), использованию различных прецедентов (кадры из фильмов), речевой модели (различные типы языковой игры), визуализации (“коты Наташи”) и проч. Эта база позволила зафиксировать мемы, создала основу для будущих исследований.
2. Практические. Дано описание функционирования актуальных ключевых слов текущего момента в следующих аспектах: переосмысление политически острой повестки дня (обнуление, обнулить и пр.); адаптация общества при столкновении со сложной, социально острой проблемой (коронавирус, пандемия, ковид и связанные слова лексико-семантического поля); комическое переосмысление события с целью снятия эмоционального напряжения (комическое обыгрывание в мемах слов, связанных с профилактическими мерами во время пандемии - самоизоляция, удалёнка, карантин, дистанционка и пр.); солидаризации общественности перед лицом вызовов современности (рассмотрена основа консолидации на разных этапах развития ситуации с коронавирусом); внедрение какой-либо идеи в массовое сознание (дворец Путина как символ оппозиционного движения). Это позволило создать уникальный моментальный снимок эпохи на настоящем этапе её существования.
3. Теоретические. Выявлены закономерности развития коннотативных смыслов актуальной лексики в мемах, а также механизмов закрепления этих значений в наивной картине мира носителя языка. Для решения обозначенных теоретических проблем необходимым стало введение в научный оборот нового понятия - фатические обертоны. Многократное употребление и разнообразное осмысление ключевого слова в мемах становится основой для формирования новой семантики, отражающей представление общества об окружающей действительности в данный конкретный момент. “Вброшенный” одним субъектом речи (спонтанно или продуманно) вариант осмысления ключевого слова получает множественные отражения в других мемах, тиражируясь, трансформируясь и варьируясь в интернет-пространстве. Как результат - закрепление устойчивых ассоциативных связей (выраженных через ключевое слово) в массовом сознании.
В целом результатом Проекта стало описание социального, политического и культурного осмысления обществом актуальной лексики эпохи в мемах. В подобном ключе, насколько известно, авторам проекта мемы до сих пор не осмыслялись.
К основным результатам Проекта можно отнести:
с содержательной точки зрения: анализ мемов, создающихся на основе обращения к актуальной лексике текущего момента дистанционка, импортозамещение, инфодемия, карантин, ковид, коронавирус, обнулить, самоизоляция, Грета (Тунберг), тандем, новичок, крымнаш;
с методологической: написано и сдано в печать учебно-методическое пособие с разработкой методологии анализа ключевых слов текущего момента в мемах на основе нескольких кейсов (Прокофьева Н. А., Щеглова Е. А. Вся наша жизнь — в мемах: Лингвистический анализ весёлых картинок: учебное пособие. — СПб.: Медиапапир, 2021. — 134 с.);
с формальной:
в рамках проекта подготовлены следующие публикации:
1. Прокофьева Н.А., Щеглова Е.А. Ключевые слова текущего момента мировой повестки дня: особенности национального преломления // Вестник. Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания. Будапешт, 2020. № 34. С. 154-163.
2. Прокофьева Н.А., Щеглова Е.А. Ключевое слово текущего момента в мемах: воздействующий потенциал // Медиатехнологии в условиях изменяющегося мира: тренды, проблемы, прогнозы: сборник трудов / редкол.: Е. Н. Ежова (пред.) [и др.]; ФГБОУ ВО СКФУ. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. С. 188-193.
3. Прокофьева Н.А., Щеглова Е.А. Государственная политика в ключевых словах текущего момента: примеры неудачного продвижения // Российская школа связей с общественностью: альманах. Вып. 18-19. Москва, 2020. С. 83-99.
4. Кудрявцева В.К., Шпакова М.А. Семантическая трансформация лексемы “обнуление” в медиадискурсе // MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность. Материалы V Международной научной конференции. Под редакцией А.А. Морозовой. Челябинск, 2020. С. 334-337.
5. Кудрявцева В.К., Шпакова М.А. Ключевое слово текущего момента «карантин» в социальных медиа // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сборник научных трудов. Выпуск 3. М.: «КДУ», «Университетская книга». 2020. C. 350-354. DOI: 10.31453/kdu.ru.91304.0134
6. Кудрявцева В.К. Интертекстуальность мемов как отражение культурного и политического контекста эпохи // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей
СПб., 2021.
7. Prokofeva N.A., Shcheglova E.A. SOCIALLY MEANING EVENTS IN MEMES: POTENTIAL FOR SOCIAL CONSOLIDATION // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Volume CDSES 2020. 2021.

Key findings for the stage (in detail)

Исследование было реализовано в несколько этапов, соответствующих основным вехам развития научной мысли авторов:
I. В самом начале исследования были выделены и описаны этапы жизни ключевого слова эпохи в мемах:
1. Резонансное событие: некоторые события из-за внутренней противоречивости и неоднозначности способны вызвать общественное обсуждение. ИМенно они становятся импульсом для появления ключевых слов.
2. Появление ключевого слова, которое заменяет собой всю совокупность деталей информации о событии и способно включить добавочные смыслы . Если событие развивается и вызывает дополнительные социально резонансные события, появляется разветвлённое лексико-семантическое поле.
3. Слово входит в узус, практически мгновенно теряя признаки новизны и набирая частотность употребления в медиа. В результате развиваются синтагматические и парадигматические связи уже ставшей ключевой для текущего момента лексемы.
4. На этом этапе появляются первые мемы. Это свидетельствует о прочном закреплении лексемы в языковом сознании носителей языка.
5. Далее происходит приращение смысловых обертонов. На этом этапе жизни слова как раз и реализуются возможности обыгрывания его значения.
6. Слово достигает пика популярности, окончательно оформляется его лексическое значение. Значительное влияние на этот процесс оказывают социальные сети как место реализации устной традиции словоупотребления узуса.
7. В связи с этим происходит тиражирование мемов, усложнение их визуальной и речевой составляющих; появляются реплики изображения и/ или вербального компонента, объединение нескольких наиболее популярных мемов в один.
8. Постепенно происходит спад интереса к слову, поскольку само событие или ситуация, с которыми оно было связано, исчерпываются.
9. Вместе со спадом популярности ключевого слова исчезают мемы, в которых оно обыгрывается.
10. Слово переходит в пассивный словарный запас. Этот этап существования ключевой лексемы можно назвать мерцанием с возникновением время от времени интереса к ней со стороны общественности.
11. Ключевое слово эпохи сохраняется в отдельных мемах. Возможна также актуализация его в связи с новым ключевым словом текущего момента, если это позволяет использовать дополнительные ресурсы языковой игры с формированием дополнительных подтекстовых смыслов.

II. Следующим необходимым этапом обработки эмпирического материала стала разработка методики анализа мемов, обыгрывающих ключевые слова текущего момента.
Методика исследования включает ряд исследовательских шагов, которые представлены ниже:
1. Отбор эмпирического материала.
Это стандартный этап любого исследования, однако здесь есть свои особенности. Прежде всего, мемы - чрезвычайно текучий и изменчивый речевой материал, поэтому совершенно необходимо строгое ограничение временных рамок исследования.
2. Анализ экстралингвистических факторов.
Во-первых, необходимо установить, связано ли появление конкретного мема или цепочки мемов с каким-либо конкретным событием. Если такое событие есть, ставились следующие вопросы: посвящён ли мем событию в целом или какому-то отдельному этапу его развития, что именно в событии подвергается комическому переосмыслению, в каком ключе происходит интерпретация события автором мема.
Во-вторых, анализу подлежало положение мема в системе других мемов. В ходе исследования установлено, что яркий и запоминающийся визуальный образ может породить целую серию мемов на разные темы.
В-третьих, изучалась история появления конкретного мема или серии, в которую мем входит. Часто именно историей появления мема объяснялся характер эмоционально-экспрессивного заряда, связанного с серией.
В-четвертых, учитывалась популярность конкретного мема в сети - востребованность в отдельных пабликах или сети в целом. Установить с помощью конкретных параметрических данных популярность конкретного мема или серии достаточно сложно. Однако мы использовали косвенные данные, которые могли показать, насколько популярен или не популярен найденный им образец.
В-пятых, при анализе мема учитывался примерный адресат, для которого он создавался
В-шестых, важным представляется учесть выбор в конкретном меме вербально-визуальной формулы, лежащей в его основе.
3. Анализ визуального ряда
Считается, что основной поток информации современный человек получает через зрительный канал, поэтому значимую роль в восприятии комического потенциала мема играет именно визуальный ряд. В этом аспекте следует сказать, что при анализе конкретного мема учитывался менталитет носителя языковой картины мира.
4. Анализ речевой составляющей мема
При анализе вербальной составляющей выявлялись её основные лингвостилистические характеристики: определение состава и лингвистической квалификации использованных ресурсов языковой системы, интертекстуальных связей, типов языковой игры, средств комического, стилистических эффектов. При анализе особое внимание уделялось употреблению и функционированию в мемах такой особой лексической единицы, как ключевое слово текущего момента. В мемах отражается наша повседневность во всем её многообразии, наша жизнь во всей изменчивости, именно поэтому мемы становятся жанром, в котором выкристаллизовывается и закрепляется в узусе ключевое слово со всей цепочкой семантических изменений, происходящих с ним по мере развёртывания в медиадискурсе гипертекста о событии, с которым оно связано.
На этом этапе анализа производилось уточнение смыслов, возникающих благодаря взаимодействию вербальной и визуальной составляющей. Учитывался семантический шлейф серии мемов.
5. Анализ функциональных возможностей мема
Это заключительный этап анализа мема, последний шаг в цепочке исследовательских шагов, необходимых для его комплексного анализа. На этом этапе происходило подведение итогов, суммирование результатов, полученных на предыдущих этапах.

III. Далее было рассмотрено преломление ключевых слов в национальной и мировой повестке дня
Поскольку повестка дня в настоящее время имеет интернациональный характер, перспективным представляется выявление специфики национального преломления в употреблении ключевого слова. В процессе анализа мемов было установлено, что событие может приобретать разную интерпретацию в различных национальных культурах, а соответственно, и обыгрывание ключевого слова происходит по различным моделям с учётом апперцепционной базы адресата. Разные события мировой повестки дня могут получать разную интерпретацию в зависимости от дистанцированности от события, особенностей чувства юмора, трактовки эмоциональности. Не меньшее значение имеет набор прецедентных для носителя языка феноменов. В результате глобализации многие прецеденты становятся общими для мирового сообщества, но часть остаётся спецификой отдельной национальной общности.

IV. Внимание исследователей было обращенон на малоизученную в настоящем эмпирическую базу - мемы, обыгрывающие ключевые слова и востребованные в PR и рекламе.
По сути, авторы проекта поставили вопрос о необходимости изучения воздействующего потенциала ключевого слова текущего момента. Распространённые в Сети, мемы, являясь жанром современного фольклора, представляют собой ответ общественности на внедряемое государством представление о текущей политической ситуации. Комическое переосмысление события в мемах влечёт за собой снятие социальной напряжённости, возникающей как реакция на меры государственной внешней и внутренней политики. Кроме того, множественность словоупотребления, в том числе и в мемах, приводит к наращиванию и формированию семантики слова, в которой сливаются воедино как импульс воздействия государственной политики на общественность, так и ответ общественности на попытку этого воздействия. В результате происходит формирование общественного мнения относительно того или иного события повестки дня. Как правило, формируется отторжение по отношению к ключевому слову, отражающему текущую политическую ситуацию.
V. Связанным с предыдущим этапом исследования становится использование мемов для продвижения непопулярных политических решений.
Вне зависимости от происхождения, слово, становящееся лексическим маркером того или иного социально значимого события, приобретает коммуникативный статус ключевого. Однако в случае искусственно созданной номинации (возраст дожития, импортозамещение, самоизоляция) наблюдается неприятие её обществом, а как следствие, и распространение этого отношения на политическое решение, стоящее за ней. Это явление связано с несколькими факторами: пренебрежение естественными словообразовательными моделями (канцелярское словообразование), семантикой входящих в состав лексемы формантов, коннотациями в структуре значения корней, культурно-историческим контекстом. Для снятия возникающего социального напряжения пользователи сети прибегают к комическому переосмыслению, находящему своё выражение в мемах, где в полной мере отражаются и закрепляются появившиеся у слова отрицательные коннотативные смыслы.

VI. Завершающим этапом исследования стало выявление основы для консолидации общества
Основным предметом освещения в медиа является социально или политически значимое событие актуальной повестки дня. Медиа не просто информируют о событии, но и дают оценку и формируют поведенческие мотивы, с этим событием связанные. Пафос медиатекста может варьироваться от высмеивания события и его участников до апелляции к патриотическим чувствам национального сообщества - в зависимости от силы влияния события или ситуации на конкретную общность. В любом случае под влиянием медиа в широком смысле слова формируется некая общая позиция по отношению к событию или ситуации и его участникам, реализуется установка на консолидацию общества.
Проявлением принятия того или иного пафоса становится продолжающееся в социальных медиа обсуждение выработанной позиции, причём с течением времени и, соответственно, развитием ситуации может меняться отношение общественности к нему. На разных этапах развития ситуации консолидация сообщества происходит на основе разных интерпретаций, в зависимости от отношения к инфоповоду и дистанцированности инфоповода от национального сообщества.

VII. Частными результатами в ходе исследования стало описание отдельных ключевых лексем 2020:
«карантин» / «quarantine». В ходе исследования ставилась задача определить, как изменяется языковая картина мира русско- и англоязычного пользователя Сети вследствие обретения лексемой новых коннотативных значений ('безумие', 'лень', 'одиночество', 'отчаяние'). Были выделены универсальные черты мемов: обращение к общечеловеческим проблемам (безопасность, самореализация и проч.), применение общих вербально-визуальных фигур (сравнение, метонимия, цепь и др.) и опора на схожий опыт переживания социального явления автором и аудиторией. Для мемов, распространяющихся в локальных сообществах, характерно использование прецедентных феноменов, работающих внутри определённой национальной или культурной группы. Интерес представляет введение культурных артефактов в новый контекст для приобщения локального сообщества к глобальному дискурсу;
«обнуление»:был определён ряд значений слова, появившихся до актуализации в медиадискурсе ('приравнивание к нулю', 'перезагрузка', 'сброс данных'), и вследствие актуализации ('деградация', 'обесценивание').

Key findings for the stage (summarized)

1. Эмпирические. Создана картотека мемов, связанных с актуальными событиями политической повестки дня. Систематизация эмпирического материала осуществлена по разным параметрам: тематическому (коронавирус, Грета Тунберг, возраст дожития, импортозамещение и пр.), использованию различных прецедентов (кадры из фильмов), речевой модели (различные типы языковой игры), визуализации (“коты Наташи”) и проч. Эта база позволила зафиксировать мемы, создала основу для будущих исследований.
2. Практические. Дано описание функционирования актуальных ключевых слов текущего момента в следующих аспектах: переосмысление политически острой повестки дня (обнуление, обнулить и пр.); адаптация общества при столкновении со сложной, социально острой проблемой (коронавирус, пандемия, ковид и связанные слова лексико-семантического поля); комическое переосмысление события с целью снятия эмоционального напряжения (комическое обыгрывание в мемах слов, связанных с профилактическими мерами во время пандемии - самоизоляция, удалёнка, карантин, дистанционка и пр.); солидаризации общественности перед лицом вызовов современности (рассмотрена основа консолидации на разных этапах развития ситуации с коронавирусом); внедрение какой-либо идеи в массовое сознание (дворец Путина как символ оппозиционного движения). Это позволило создать уникальный моментальный снимок эпохи на настоящем этапе её существования.
3. Теоретические. Выявлены закономерности развития коннотативных смыслов актуальной лексики в мемах, а также механизмов закрепления этих значений в наивной картине мира носителя языка. Для решения обозначенных теоретических проблем необходимым стало введение в научный оборот нового понятия - фатические обертоны. Многократное употребление и разнообразное осмысление ключевого слова в мемах становится основой для формирования новой семантики, отражающей представление общества об окружающей действительности в данный конкретный момент. “Вброшенный” одним субъектом речи (спонтанно или продуманно) вариант осмысления ключевого слова получает множественные отражения в других мемах, тиражируясь, трансформируясь и варьируясь в интернет-пространстве. Как результат - закрепление устойчивых ассоциативных связей (выраженных через ключевое слово) в массовом сознании.
В целом результатом Проекта стало описание социального, политического и культурного осмысления обществом актуальной лексики эпохи в мемах. В подобном ключе, насколько известно, авторам проекта мемы до сих пор не осмыслялись.
К основным результатам Проекта можно отнести:
с содержательной точки зрения: анализ мемов, создающихся на основе обращения к актуальной лексике текущего момента дистанционка, импортозамещение, инфодемия, карантин, ковид, коронавирус, обнулить, самоизоляция, Грета (Тунберг), тандем, новичок, крымнаш;
с методологической: написано и сдано в печать учебно-методическое пособие с разработкой методологии анализа ключевых слов текущего момента в мемах на основе нескольких кейсов (Прокофьева Н. А., Щеглова Е. А. Вся наша жизнь — в мемах: Лингвистический анализ весёлых картинок: учебное пособие. — СПб.: Медиапапир, 2021. — 134 с.);
с формальной:
в рамках проекта подготовлены следующие публикации:
1. Прокофьева Н.А., Щеглова Е.А. Ключевые слова текущего момента мировой повестки дня: особенности национального преломления // Вестник. Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания. Будапешт, 2020. № 34. С. 154-163.
2. Прокофьева Н.А., Щеглова Е.А. Ключевое слово текущего момента в мемах: воздействующий потенциал // Медиатехнологии в условиях изменяющегося мира: тренды, проблемы, прогнозы: сборник трудов / редкол.: Е. Н. Ежова (пред.) [и др.]; ФГБОУ ВО СКФУ. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. С. 188-193.
3. Прокофьева Н.А., Щеглова Е.А. Государственная политика в ключевых словах текущего момента: примеры неудачного продвижения // Российская школа связей с общественностью: альманах. Вып. 18-19. Москва, 2020. С. 83-99.
4. Кудрявцева В.К., Шпакова М.А. Семантическая трансформация лексемы “обнуление” в медиадискурсе // MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность. Материалы V Международной научной конференции. Под редакцией А.А. Морозовой. Челябинск, 2020. С. 334-337.
5. Кудрявцева В.К., Шпакова М.А. Ключевое слово текущего момента «карантин» в социальных медиа // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сборник научных трудов. Выпуск 3. М.: «КДУ», «Университетская книга». 2020. C. 350-354. DOI: 10.31453/kdu.ru.91304.0134
6. Кудрявцева В.К. Интертекстуальность мемов как отражение культурного и политического контекста эпохи // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей
СПб., 2021.
7. Prokofeva N.A., Shcheglova E.A. SOCIALLY MEANING EVENTS IN MEMES: POTENTIAL FOR SOCIAL CONSOLIDATION // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Volume CDSES 2020. 2021.

Academic ownership of participants (text description)

Щеглова Е.А. - 40 %
Прокофьева Н.А. - 36%
Кудрявцева В.К. - 12 %
Шпакова М.А. - 12 %

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

Разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

Разрешается

Rationale of the interdisciplinary approach

Учёт социально-политического аспекта выводит лингвистические исследования речевого жанра мемов на новый уровень, позволяя рассматривать их как социально значимую единицу современной медиакоммуникации, игнорировать которую значит не брать в расчёт целый пласт современной культуры.

Rationale of the intersectoral approach

Не предусмотрено
AcronymRFBR_SOC_2020
StatusFinished
Effective start/end date15/07/2012/03/21

ID: 60717255