Description

Постановка проблемы. Интеллектуальный потенциал формирующихся в эпоху раннего Нового времени идентичностей издавна привлекает внимание специалистов из различных областей гуманитарного знания. Современные специалисты единодушны в том, что этнополитическое и этнокультурное самосознание различных европейских народов в эту эпоху причудливо сочетало в себе библейские, исторические и псевдоисторические концепты. При этом позиции современных ученых разнятся в том, как следует оценивать порождаемые такими дискурсами практики и указывают на возможные перспективы их протонациональной или же – в противоположность такому мнению – национальной ориентации. Практически каждый из писавших на эту тему исследователей соглашается в том, что созданные современниками событий интеллектуальные конструкции и нарративы были порождены поиском новых форм коллективной идентификации, соответствующих мировоззрению социальной элиты. При этом многие из них по-разному оценивают степень соответствия новых форм трактуемого таким образом единства политическим и правовым рамкам средневековых «nationes». Неоднозначно трактуется и уровень противостояния общностей, основанных, с одной стороны, на воображаемых критериях единого происхождения и языкового родства, и идеях подданства и сословной принадлежности – с другой. Наконец, специалисты соглашаются в том, что присутствовавшие в «социальном знании» Средневековья образы прошлого приобретают в интеллектуальном дискурсе раннего Нового времени совершенно иное значение и звучание, сочетаясь с потребностями становления новых протонациональных или же национальных общностей. Оцениваемое таким образом состояние научных исследований в сфере идентиарных процессов раннего Нового времени, тем не менее, ограничивается исключительно отдельными династическими монархиями и не выходит в своей прикладной части за пределы истории современных государств, а в случае с Англией и Германией – за рамки ее отдельных регионов. Напротив, раннесредневековая тематика, традиционно сосредоточенная на изучении генезиса европейских этносов, буквально изобилует панорамными обобщающими интересующую нас тематику исследованиями, лучшими примерами которых являются подготовленные представителями венской и торонтской школ коллективные монографии. Сосредоточенный в работах современных медиевистов потенциал акцентирует не столько характерную для формирования европейских (в основном варварских) этичностей специфику, сколько присущую для живших в то время хронистов особую общность подходов в описании, истолковании и даже конструировании этнических процессов. Обусловленная социальной однородностью интеллектуальной элиты Средневековья, подобная общность носила исключительно инструментальный характер и определялась господствовавшей формой исторического сознания. Современные исследования однозначно указывают на формирование в европейском историописании раннего Нового времени доминировавшей на протяжении всего периода так называемой «новой» натурфилософски ориентированной исторической эпистемы и напрямую связывают ее успехи с эрудитами и антиквариями XVI – XVIII вв. – движением, охватившем не только интеллектуалов Старого, но и Нового света. Помимо критического осмысления используемых для изучения прошлого свидетельств, эрудиты и антикварии активно использовали восходившие еще к ранним гуманистам методы библейской экзегезы, уходившие к платоновскому «Кратилу» приемы этимологического анализа, позиционируя, к примеру, данные античной ономастики как средства историко- лингвистической реконструкции социальных и политических реалий отдаленных эпох. Наконец, весьма существенным критерием формирующегося таким путем исторического подхода являлось известное недоверие к средневековым хроникам, а также предпочтение латинских авторов греческим авторитетам. Отличавшийся известной цельностью новый подход подразумевал не только традиционные для историописания объекты, но и применялся для нетипичных для подобного рода интеллектуальной деятельности фактам и явлениям. Новации, связанные с использованием «межпредметных», близких к современной палеолингвистике методик, служили поводом для констатации существенных для того времени «профессиональных» размежеваний в составе интеллектуальной элиты и порождали неверное в конечном счете представление не только о масштабах разграничения внутрикорпоративных интересов среди гуманитариев раннего Нового времени, но и необходимости их раздельного в рамках уже современной науки изучения. При этом «искусственно» поделенные на собственно историков и филологов или же лингвистов европейские эрудиты XVI – XVIII вв. закономерно «не дотягивали» до того, чтобы считаться типичными представителями этих «профессий», а современная наука закономерным образом теряла к ним всякий интерес.
Объектом данного исследования является европейская, главным образом, немецкая и английская эрудитская литература, так или иначе связанная с постановкой и решением задач, связанных с осмыслением процессов становления европейских идентичностей раннего Нового времени.
Хронологические рамки данного исследования ограничены XVI – XVIII вв.. При этом нижняя временная граница проекта определяется зарождением интереса к идентиарным сюжетам у английских и немецких авторов раннего Нового времени, а также формированием или же тиражированием соответствующих дискурсов, повлиявших на концептуальный состав сочинений антиквариев и эрудитов. Верхний рубеж исследования обусловлен вехой, отражающей решительный отказ от содержавшихся в антикварно-эрудитском дискурсе концептов.
Методы исследования подразумевают использование методик дискур-анализа и характерных для «новой» интеллектуальной истории приемов выделения основополагающих концептов анализируемого памятника и их последовательной контекстуализации в рамках определенной интеллектуальной традиции или традиций.
Стратегия исследования определяется, с одной стороны, имеющимся у автора проекта научным заделом, а также результатами, которые были достигнуты в результате консультаций с профессорами Б. Шнайдмюллером и С. Рихтер (Гейдельберг) – с другой. Имеющийся у автора проекта научный задел отражен в его публикациях, связанных с проблемами становления национального историописания в Англии, Франции и Западной Европы в целом, методологических исканиях английских, французских и европейских антиквариев и эрудитов, а также развиваемыми ими концептами национальной идентичности.
С научной точки зрения инициируемый проект будет способствовать формированию целостного представления о природе идентиарных процессов в Западной Европе раннего Нового времени, что соответствует новейшим тенденциям в развитии современной исторической науки и гуманитарного знания в целом.
Полученные в ходе реализации проекта материалы будут использованы для организации интерактивных форм работы «Тюдоростюартовского семинара» (Институт истории, бакалавриат, 3 курс), содержательного наполнения лекций в рамках курсов «Теория и история этничности», «Теория и история наций», а также курса «Этническая история Британских островов» (Институт истории, 1 курс, магистерская программа «История наций и проблемы национализма»)

Layman's description

Данный проект направлен на изучение процессов формирования самосознания у западноевропейских народов в период раннего Нового времени, а также на поиск сходств и различий в развитии различных форм идентичности этих народов в указанную эпоху. реализация данного проекта способствует конкретизации современного представления об идентитарных процессах в  XVI-XVIII  вв.

Key findings for the project

Гейдельбергский университет является признанным лидером среди западноевропейских образовательных центров, связанных с изучением данной проблематики. Профессор Сьюзан Рихтер - принимающий ученый с германской стороны руководит изучением данной проблематики применительно к периоду раннего Нового времени. В ходе пребывания в Гейдельберге были обсуждены проблемы становления антикварного сознания в Западной Европе раннего Нового времени, а также возможности сравнительного изучения британского и германского антикварного движения. Вниманию германских коллег был предложен рабочий доклад "В поисках германской идентичности: Ф. Клевер и его трактат "Древняя Германия", текст которого был подготовлен в ходе моего пребывания в Марбургском университете в качестве приглашенного профессора, финансируемого Фондом Макса Вебера (Германия; размер финансирования 5000 евро), а также консультаций с профессором Э. Поппе. Кроме этого, планируется публикация статьи в издании (Scopus) в 2019 г. Было принято решение о продолжении работы над проектом и германская сторона уточнила его тематику, связав ее с перспективами изучения наследия Филиппа Клювера .
Short titleАнтикварная мысль раннего Нового времени
AcronymExchange 2018
StatusFinished
Effective start/end date3/12/1816/12/18

ID: 35375620