Шведские эксперты о перспективах российско-шведского сотрудничества в Арктике

Project

Project Details

Description

Актуальность темы исследования.

Швеция является одним из влиятельных акторов современной арктической политики, благодаря её экономическому, научно-технологическому и институциональному потенциалу. В настоящее время она является председателем Совета Баренцева-евроарктического региона (СБЕР) (2017-2019 гг.), активно работает в рамках Арктического совета (АС) и играет ведущую роль в организациях стран Северной Европы (Совет Северной Европы, Совет министров Северной Европы, финансовые структуры и пр.). Кроме того, наряду с Финляндией, Швеция является неприсоединившимся государством в то время, как остальные западные страны-члены АС входят в блок НАТО. Как миролюбивое государство Швеция часто выступает за снижение уровня военной активности на Крайнем Севере и развитие мер доверия в регионе. Она также содействует укреплению и дальнейшему развитию институциональных механизмов арктического сотрудничества, включая АС и СБЕР. Так, одним из результатов её председательства в АС (2011-2013 гг.) было заключение под эгидой Совета соглашения о готовности к борьбе с разлитиями нефти в Арктике, а также учреждение постоянного секретариата АС. Всё это делает Стокгольм важным партнёром Москвы в вопросах международного сотрудничества на Крайнем Севере.
Для понимания стратегических и тактических интересов Швеции в Арктике, а также её дальнейших геополитических и геоэкономических устремлений в регионе необходимо изучение позиций шведского экспертно-аналитического сообщества, в рамках которого происходит планирование арктического курса Стокгольма и подготовка правительственных решений по данной проблематике.

Цель и задачи исследования

Данный проект нацелен на изучение взглядов шведских экспертов на перспективы арктического сотрудничества между двумя странами, включая факторы как способствующие, так и препятствующие этому процессу.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1.Определить основные экспертно-аналитические центры Швеции, занимающиеся арктической проблематикой.
2.Проанализировать мировоззренческие и политико-идеологические подходы шведских экспертов к изучению современных проблем Арктики.
3.Определить роль экспертно-аналитического сообщества в разработке шведской арктической стратегии.
4.Установить степень влиятельности шведских «мозговых центров» в формировании общего арктического курса стран Северной Европы и Евросоюза.
5.Проанализировать факторы, стимулирующие российско-шведское сотрудничество на Крайнем Севере, а также служащие препятствием сближению позиций Москвы и Стокгольма по арктическом вопросам.
6.Изучить позиции шведских экспертов по вопросу о возможных сферах арктического сотрудничества с Россией. В частности, планируется изучить их мнение по следующим потенциальным аспектам сотрудничества:
- развитие транспортной инфраструктуры (шоссейные и железные дороги, Северный морской путь, трубопроводы);
- развитие телекоммуникационного сектора арктической экономики;
- использование передовых шведских технологий для развития городского хозяйства Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ);
- координация усилий по преодолению/нейтрализации последствий изменения климата на Крайнем Севере;
- совместные экологические программы в рамках АС, СБЕР и партнёрств «Северного измерения»;
- развитие системы здравоохранения АЗРФ по линии партнёрств «Северного измерения»;
- развитие совместных научных исследований по арктической тематике;
развитие гуманитарных и образовательных связей между арктическими регионами России и Швеции;
- сотрудничество между институтами гражданского общества двух стран;
- координация совместных усилий России и Швеции в рамках международных организаций и форумов, занимающихся Арктикой, - АС, СБЕР, Программа ООН по окружающей среде, Международная морская организация, Рабочая группа по коренным народам Экономического и Социального Совета ООН, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международный арктический научный комитет и пр.

Методологически НИР будет опираться на использование дискурсивного подхода и метода экспертных оценок.

Имеющийся научный задел по проекту.

В рамках ряда научных проектов с Российским институтом стратегических исследований (2010-2014 гг.), Институтом мировой экономики и международных отношений РАН (2011-2013 гг.) и Норвежским институтом международных отношений (с 2017 г.) мною были изучены арктические стратегии стран Северной Европы, включая Швецию. По этой теме мною было опубликовано более 10 статей в научных журналах и глав в коллективных монографиях, сделано 7 докладов на научных конференциях.

Обоснование выбора принимающей организации.

Выбор университета для проведения исследования обусловлен двумя причинами:
Во-первых, Стокгольмский университет и, в частности, его Департамент политологии является ведущим шведским экспертным центром в области арктических исследований, особенно в изучении политических и военно-стратегических аспектов арктической политики. На департаменте работают такие видные учёные-специалисты в области арктических исследований, как профессор Маритта Сойнинен (Maritta Soininen), профессор Йонас Талберг (Jonas Tallberg), доцент Магнус Райтбергер (Magnus Reitberger) и др.
Во-вторых, между СПбГУ и Стокгольмским университетом сложились давние и прочные научные и образовательные связи в области проведения арктических исследований. На протяжении ряда лет мною осуществляется сотрудничество с указанными Департаментом и специалистами.
Стажировка в этом центре, сосредоточившем лучшие кадры шведских экспертов в данной сфере, является важным подспорьем в деле реализации предлагаемой НИР, направленной на решение важной научно-практической проблемы.

План работы включает в себя:
- 1-2-й дни пребывания: обустройство на принимающем департаменте, запись в библиотеку Стокгольмского университета, решение других организационных проблем.
- 3-10-й дни пребывания: обсуждение с экспертами Стокгольмского университета научной
гипотезы, теоретических оснований и методологии НИР.
- 11-20-й дни: обработка собранного материала; написание концепции основной статьи по итогам проекта.
- 18-20-й дни: выработка предложений о совместном проведении исследований по арктической тематике и подготовке совместных грантовых заявок с сотрудниками Стокгольмского университета.
- изучение источников и литературы в библиотеке Стокгольмского университета (весь период).
- проведение регулярных консультаций с преподавателями и исследователями Стокгольмского университета по теме НИР (весь период)
- участие в семинарах и конференциях Стокгольмского университета с докладами и сообщениями (по мере договорённости).

Ожидаемые научные результаты.

1) 1 статья в изданиях Web of Science/Scopus (предположительно - в журналах The Polar Journal или Polar Geography);
2) 1 статья в журналах, входящих в систему ВАК/РИНЦ (предположительно - в журналах "Арктика и Север" и/или "Национальные интересы: приоритеты и безопасность";
3) глава в коллективной монографии;
4) Приглашение в СПбГУ одного из принимающих ученых (Prof. Jonas Tallberg) для проведения совместного научного исследования и чтения лекций в СПбГУ;
5) Проведение совместного научного семинара с участием представителей Стокгольмского университета.
6) Подготовка совместной грантово-проектной заявки по арктической тематике.

Предполагаемое использование результатов работы в учебном процессе.

1) переработка разделов "Международный регионализм" и "Международная безопасность" обязательного курса "Актуальные проблемы теории международных отношений", читаемого мной на 1-м курсе магистратуры факультета международных отношений (ФМО) СПбГУ;
2) переработка раздела "Ресурсная база мировой экономики" обязательного курса "Международная политическая экономия", читаемого мной на 2-м курсе Высшей школы менеджмента СПбГУ на английском языке;
3) обновления тематики курсовых и выпускных квалификационных работ по кафедре теории и истории международных отношений ФМО СПбГУ.

Layman's description

Целью проекта являлось изучение взглядов шведских экспертов на перспективы арктического сотрудничества между двумя странами, включая факторы как способствующие, так и препятствующие этому процессу.

Key findings for the project

Целью проекта являлось изучение взглядов шведских экспертов на перспективы арктического сотрудничества между двумя странами, включая факторы как способствующие, так и препятствующие этому процессу.
Были решены следующие исследовательские задачи:
1.Определены основные экспертно-аналитические центры Швеции, занимающиеся арктической проблематикой.
2.Проанализированы мировоззренческие и политико-идеологические подходы шведских экспертов к изучению современных проблем Арктики.
3.Определена роль экспертно-аналитического сообщества в разработке шведской арктической стратегии.
4.Установлена степень влиятельности шведских «мозговых центров» в формировании общего арктического курса стран Северной Европы и Евросоюза.
5.Проанализированы факторы, стимулирующие российско-шведское сотрудничество на Крайнем Севере, а также служащие препятствием сближению позиций Москвы и Стокгольма по арктическом вопросам.
6.Изучены позиции шведских экспертов по вопросу о возможных сферах арктического сотрудничества с Россией. В частности, изучено их мнение по следующим потенциальным аспектам сотрудничества:
- развитие транспортной инфраструктуры (шоссейные и железные дороги, Северный морской путь, трубопроводы);
- развитие телекоммуникационного сектора арктической экономики;
- использование передовых шведских технологий для развития городского хозяйства Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ);
- координация усилий по преодолению/нейтрализации последствий изменения климата на Крайнем Севере;
- совместные экологические программы в рамках АС, СБЕР и партнёрств «Северного измерения»;
- развитие системы здравоохранения АЗРФ по линии партнёрств «Северного измерения»;
- развитие совместных научных исследований по арктической тематике;
- развитие гуманитарных и образовательных связей между арктическими регионами России и Швеции;
- сотрудничество между институтами гражданского общества двух стран;
- координация совместных усилий России и Швеции в рамках международных организаций и форумов, занимающихся Арктикой, - АС, СБЕР, Программа ООН по окружающей среде, Международная морская организация, Рабочая группа по коренным народам Экономического и Социального Совета ООН, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международный арктический научный комитет и пр.

Публикации по результатам НИР:

1.Sergunin A., Konyshev V. Russia’s Arctic strategy // Russia. Strategy, Policy and Administration. Ed. by Irvin Studin. London: Palgrave Macmillan, 2018, pp. 135-144; DOI: 10.1057/978-1-137-56671-3_13 (Web of Science).
2.Konyshev V., Sergunin A. Potential transboundary maritime energy disputes in the Arctic: the Russian perspective // Russia's Far North. The Contested Energy Frontier. Ed. by Veli-Pekka Tynkkynen, Shinichiro Tabata, Daria Gritsenko and Masanori Goto. Abingdon: Routledge, 2018, pp. 96-112 (Web of Science).
3.Конышев В.Н., Сергунин А.А., Хейнинен Л. «Глобальная Арктика» как регион нового типа // Асимметрии региональных интеграционных проектов XXI века. Под ред. В.И. Михайленко. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018, с. 412-426 (РИНЦ).
4. Гутенёв М., Конышев В., Сергунин А. Арктический вектор Норвегии: преемственность и новации // Современная Европа, 2019, № 4, с. 108‒118. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42019108118 (3-й квартиль Scopus).

Использование результатов работы в учебном процессе:

1) переработка разделов "Международный регионализм" и "Международная безопасность" обязательного курса "Актуальные проблемы теории международных отношений", читаемого мной на 1-м курсе магистратуры факультета международных отношений (ФМО) СПбГУ;
2) переработка раздела "Ресурсная база мировой экономики" обязательного курса "Международная политическая экономия", читаемого мной на 2-м курсе Высшей школы менеджмента СПбГУ на английском языке;
3) обновления тематики курсовых и выпускных квалификационных работ по кафедре теории и истории международных отношений ФМО СПбГУ.

Key findings for the stage (in detail)

Внесение изменений в учебные курсы:
Название курсов:
1) "Актуальные проблемы теории международных отношений", 1-й курс магистратуры факультета международных отношений (ФМО) СПбГУ;
2) "Международная политическая экономия", 2-й курс Высшей школы менеджмента СПбГУ (на английском языке);
3) обновления тематики курсовых и выпускных квалификационных работ по кафедре теории и истории международных отношений ФМО СПбГУ.
Описание внесенных изменений/дополнений:
1)переработка разделов "Международный регионализм" и "Международная безопасность";
2)переработка раздела "Ресурсная база мировой экономики"
Публикации:
1.Sergunin A., Konyshev V. Russia’s Arctic strategy // Russia. Strategy, Policy and Administration. Ed. by Irvin Studin. London: Palgrave Macmillan, 2018, pp. 135-144; DOI: 10.1057/978-1-137-56671-3_13 (Web of Science).
2.Konyshev V., Sergunin A. Potential transboundary maritime energy disputes in the Arctic: the Russian perspective // Russia's Far North. The Contested Energy Frontier. Ed. by Veli-Pekka Tynkkynen, Shinichiro Tabata, Daria Gritsenko and Masanori Goto. Abingdon: Routledge, 2018, pp. 96-112 (Web of Science).
3.Конышев В.Н., Сергунин А.А., Хейнинен Л. «Глобальная Арктика» как регион нового типа // Асимметрии региональных интеграционных проектов XXI века. Под ред. В.И. Михайленко. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018, с. 412-426 (РИНЦ).
4. Гутенёв М., Конышев В., Сергунин А. Арктический вектор Норвегии: преемственность и новации // Современная Европа, 2019, № 4, с. 108‒118. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42019108118 (3-й квартиль Scopus).

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

разрешается
AcronymExchange 2018
StatusFinished
Effective start/end date2/05/1822/05/18