Чтение курса лекций "Основные тенденции развития лингвистических, психолингвистических, литературоведческих исследований"

Project

Project Details

Description

Выбор Университета Ллейды, кафедры Английского языка и лингвистики обусловлен тем, что ее преподаватели имеют большую историю исследований в области междисциплинарных исследований, объединяя лингвистические, литературоведческие исследования и исследования в области различных языков и культур. Профессор Нуриа Касадо Гуаль (количество публикаций в базе данных Скопус - 12, индекс Хирша 3) - специалист в области лингвистики, гендерных исследований, геронтологических исследований в области лингвистики. Профессор Фредерико Борхес Сайс – специалист в области лингвокультурологии и межкультурных исследований (количество публикаций в базе данных Scopus - 10, индекс Хирша - 5). Эмма Домининкес - Ру - специалист в области нарратологии (ORCID 0000-0002-9718-0110, количество публикаций в базе данных Scopus - 14, индекс Хирша - 3), им интересны подходы к литературоведческим, лингвистическим, психолингвистическим исследованиям, разработанные в СПбГУ. Выбор Университета Ллейды, кафедры Английского языка и лингвистики обусловлен глубокой традицией лингвокультурологических исследований, которым посвящены отдельные лекции предлагаемого курса. Данная тема хорошо разработана в Испании по географическим и историческим причинам, что будет способствовать значительному дополнению материалов курса.
Среди раннее опубликованных мною работ, которые относятся к методическому заделу по данной тематике, см. Щербак Н.Ф, «Дыхание звука или акустическая алхимия», Новое Литературное Обозрение, № 6, 2017 (входит в базу данных Scopus, Web of Science, Core Collection), Щербак Н.Ф, Лаврова С.В. «Выразимые и невыразимые элементы музыкального и литературных языков. «Ада» Владимира Набокова и Новая музыка», Вестник С-Петербургского Университета, искусствоведения, № 2, 2015. С. 19-33 (входит в базу данных Scopus)), «Дискурс СМИ, к вопросу о методологии». Вопросы когнитивной лингвистики». Тамбов, 2018 (входит в базу данных Scopus); монографии, в том числе на английском языке, cм. Щербак Н.Ф. «Немного тени на желтом песке. Современные лингвистические, психолингвистические, литературоведческие учения: Точки соприкосновения и тенденции развития» (Чехов, 2017); Щербак Н. Ф. «Феномен чтения, языковые игры и интерпретации». Чехов: ЦОиНК, 2018; монография «Pearl Fishers: Anglophone and post-colonial literature”. Чехов, 2018; Данные научные и методические работы посвящены тем тенденциям, которые проявляются в творчестве писателей и характерны для творческой и научной деятельности авторов, которые имеют общий философский и культурологический фон. В частности, проведенные исследования в области литературоведческих тенденций показывают основные направления развития нарратива XX века, а именно появление анти-нарративных практик, которые помогают проследить структурно-семантические особенности реализации различных, одновременно существующих пространственно-временных субсистем, изучить феномен создания символического языка, словесных экспериментов в прозаическом тексте. Схожие тенденции выявляются при анализе лингвистических и психолингвистических теорий, к примеру, языковая норма не является больше единственной (появляются исследования диалектов), различие между обучающимися и их личностными характеристиками становится отправным пунктом развития психолингвистики и когнитивной лингвистики, понятие антропоцентричности становится ключевым.
Планируемый курс лекций о смене научной парадигмы был неоднократно прочтен в СПбГУ, студентам-бакалаврам и студентам-магистрам направления «Вариативность английского языка». Лекционный курс издан в качестве монографии «Основные тенденции развития лингвистических, литературоведческих, психолингвистических теорий». Предполагаемое чтение лекций в Университете Ллейды, семинары и обсуждения с коллегами и студентами позволят выявить дополнительные сферы соприкосновения и тенденции развития современных исследований в указанных областях.
Short titleОсновные тенденции развития лингвистических, психолингвистических, литературоведческих исследований"
AcronymERASMUS_2020
StatusNot started