Project Details

Description

Основная цель проекта - проследить и проанализировать сущностные изменения, происходящие в
предметной сфере в связи с развитием информационных и маркетинговых технологий в
современной культуре.
Для решения основной проблемы проекта предполагается осуществить ряд шагов в виде
последовательного решения историко-концептуальной, теоретико-концептуальной и практико-
концептуальной задач:
1) историко-концептуальная задача: проанализировать предметную составляющую современной
культуры, выявить основные философские, этические и эстетические контексты этой
проблематики, обозначить основные модели понимания предмета в исторической перспективе,
особое внимание уделяя тем концепциям предметного мира, которые получили распространение
в гуманитарном знании во второй половине ХХ в., определить круг тем и проблем,
непосредственно не касающихся статуса предмета в современной культуре, но близких к
основной проблематике по предмету или же методу анализа;
2) теоретико-концептуальная задача: проанализировать теоретико-философскую составляющую
проблематики материальной культуры, т.е. определить круг концептов, релевантных
проблематике анализа вещи в философии и культурологии, ввести в научный оборот новые
концептуальные схемы анализа вещи, создать новые философско-культурологические модели
понимания вещи; проанализировать те сущностные изменения в предметной сфере, которые
произошли во второй половине ХХ века и вызвали как появление новых "классов" предметов, так
и "символически перекодировали" уже существующие;
3) практико-концептуальная задача: проанализировать способ укоренения вещи в обыденной
жизни, в искусстве и технике, продемонстрировать реальные механизмы функционирования
вещей в современной культуре в отношении вещь-производитель, вещь-потребитель и вещь-
идеолог (в данном случае под идеологом понимаются те, кто формирует маркетинговую и
рекламную составляющие продукта).








Layman's description

Слово «вещь» знакомо каждому, и не проходит дня, чтобы оно не звучало многократно в самых разных контекстах – от обыденного и разговорного до научного. Тем не менее, а может быть, именно вследствие этого, данный термин нуждается в уточнении и определении. Да и сама реальная вещь требует серьезного и вдумчивого анализа, поскольку она, оставаясь вещью, не бывает одной и той же: разные исторические горизонты высвечивают разный статус и понимание вещи. Феномен Вещи - один из важнейших смысловых полей человеческой культуры - находится в постоянном дрейфе, иногда совпадающим, иногда запаздывающим, а подчас «вырывающимся вперед» по сравнению с общекультурными трансформациями. В этом отношении вопрос о Вещи – вечный вопрос, вопрос, который следует задавать себе каждому поколению не только для того, чтобы понять эту саму вещь и ее окружение, но и самого себя.
Именно на прояснение Вещи в философском и историко-культурологическом срезах, путей ее эволюции (от архаических до современных и постсовременных культурных контекстов), а вместе с ней и человека, направлены усилия авторов проекта исследования, выполненного в рамках гранта РФФИ №17-03-00613 «Феномен вещи в информационной культуре».

Key findings for the project

Что удалось сделать?
1. Была создана концептуальная схема понимания феномена вещи, в том числе
- предложена новая онтология вещи, определяющая базовые параметры феномена вещи в культуре, эволюцию форм вещи, в том числе, появление новых ее форм в современной культуре в эпоху информационных технологий;
- прослежена семиотика вещи, определена семантика вещи, коммуникативно-знаковые характеристики вещи в различных социокультурных контекстах;
- была определена и описана специфика современной вещи в эпоху информационной культуры и зафиксированы и проанализированы новые виды вещей в постсовременном мире сетевых технологий. Значительное внимание было уделено анализу обратного действия - от вещи к человеку - и формированию инновационной постсовременной среды. Было предложено определение новой идентичности - "цифровая идентичность" - характеризующая постсовременного субъекта (киборга);
- исследовался статус вещи в современных и постсовременных художественных практиках (в искусстве), связанных с развитием новых технологий, а также новые модели интерпретации художественной «вещи».
Результаты исследований авторов проекта нашли отражение в серии публикаций научных статей. Основной итог работы коллектива - Трехтомное фундаментальное исследование под названием «Вещь в информационной культуре», в котором авторы рассмотрели в не только современное бытие вещи, но осуществили культур-философское историческое исследование феномена вещи.
Часть I «Герменевтика вещи и история рефлексии» трехтомного исследования посвящена истории вопроса о вещи, а также прояснению смыслов и культурных коннотаций феномена вещи. Вещь рассматривается как феномен, т.е. данность сознания, обозначающая инфицированное символическими, историческими и культурными коннотациями поле смысла. Особое место в монографии занимает прояснение смыслового поля современной вещи.
Часть II «Вещь в пространстве культуры» посвящена исследованию различных аспектов бытования вещи в культуре. Вещь предстает как интегральная культурологическая категория, являющаяся вместилищем разного уровня смыслов – от самых глубинных, связанных с традиционной культурой (мифом и ритуалом), до актуальных значений, сформированных трансформацией Вещи в современной цифровой культуре.
Часть III «Вещь: современность и постовременность» обращается к прояснению специфики и статуса Вещи в современной культуре, а также основных императивов современной культуры, которые формируют новое пространство для новых вещей и людей.
Проблематика Вещи неисчерпаема. Вещь эволюционирует, вбирает в себя культурные смыслы и транслирует их во времени и пространстве. В эпоху сетевых и кластерных технологий Вещь выходит из-под контроля человека и становится его распорядителем. Впервые в истории Вещь правит человеком, форматирует его сознание и создает инновационную среду, в которой человек занимает уже не центральное место. Вещь, прежде подручная и инструментальная, в постсовременности срастается с человеком, - с одной стороны, человек трансформируется в сторону биомеханического организма (киборга). С другой, - цифровая, алгоритмическая вещь, выстроенная по модели человека, осваивает человеческие формы коммуникации.

Academic ownership of participants (text description)

Морина Л.П. - руководитель - 30%
Соколов Б.Г. - исполнитель - 30%
Мальцева Ю.М. - исполнитель - 20%
Колосков А.Н. - исполнитель - 15%
Черных О.Н. - исполнитель - 5%

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

разрешается
Short title__
AcronymRFBR_RFH_2017 - 3
StatusFinished
Effective start/end date18/03/1925/12/19