Участие в программе: Erasmus+ Program, Staff mobility for Teaching To/From Partner Countries KA107. Receiving organisation: Scuola Superiore di Studi Universitari e di Perfezionamento Sant’Anna (Pisa, Italy).

Project: Grant fulfilmentTotal grant fulfilment

Description

Поездка осуществляется в рамках продолжающегося сотрудничества Института философии СПбГУ по линии Erasmus+ с Высшей школой им. Святой Анны в Пизе. Принимающим учёным выступает Альберто Пирни (Alberto Pirni, Scopus Author Id 26421373700, Индекс Хирша по Scopus Author Id – 2). В 2016-2017 гг. А.Пирни неоднократно посещал СПбГУ с открытыми лекциями, участвовал в проводимых в СПбГУ международных научных конференциях: «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья – 2017» (27 октября 2017), «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы» (26-28 октября 2017). А.Пирни выступил иностранным автором, опубликованным в изданиях СПбГУ:
Pirni A., The Identity Price: Lines for a Route Between Integration and Misrecognition // Studia Culture. №30. 2016, т.4. ISSN: 2225-3211. С.40-47.
Тематика совместных исследований соответствует как основным направлениям научной деятельности Высшей школой им. Святой Анны в Пизе, так и специализации российских участников от СПбГУ: фундаментальные проблемы культурной идентичности, влияние практической философии на проблемы современного общества и роль ценностей в экономическом и политическом процессе.
Направление работы И.Ю. Ларионова (см. список публикаций): этические аспекты философских теорий идентичности и признания, моральные дилеммы. Подтверждено участием 09-15.10.2016 в программе Erasmus+ Staff mobility for Teaching To/From Partner Countries KA107, Scuola Superiore di Studi Universitari e di Perfezionamento Sant’Anna (Pisa, Italy). Тематика курса: «Моральные дилеммы: философское введение».

Layman's description

09-15 декабря 2018 г. доцент кафедры этики СПбГУ И.Ю. Ларионов выступил с циклом лекций по теме «Понятие моральной трагедии и проблема морального выбора в экстремальной ситуации» в Высшей школе им. Святой Анны в Пизе (Италия). Моральные трагедии – актуальная проблема современной этики; это ситуации, в которых человек неизбежно против своей воли совершает аморальный поступок, не имея возможностей оправдания. С моральной трагедией сталкивались и сталкиваются беженцы, заключенные концентрационных лагерей, пациенты с летальными заболеваниями, жертвы стихийных бедствий и техногенных катастроф. Преодоление последствий подобных состояний составляет серьезную психологическую проблему. Крайне важен этический анализ управленческих решений с высоким риском вреда человеческой жизни и качеству жизни.

Key findings for the project

Прочтен цикл лекций по теме «Понятие моральной трагедии и проблема морального выбора в экстремальной ситуации» (10 ак.ч.) Высшей школы им. Святой Анны в Пизе, на английском языке. В ходе совместной работы с обучающимися и преподавателями вуза-партнера состоялся обмен идеями и научными материалами по проблеме статуса ценностей гуманизма и справедливости в современном мире, культурной обусловленности поведения и моральной оценки. Также в числе результатов: Уточнено определение моральной трагедии. Разработана методология анализа моральной трагедии. Подтверждена гипотеза о том, что принципы философии экзистенциализма могут быть использованы для анализа поступка в ситуации моральной трагедии и преодоления заложенного в ней конфликта ценностей и личностных установок. Разработана методология этической оценки управленческих решений с высоким риском вреда человеческой жизни и качеству жизни.
Также был определен круг проблем для планируемых совместных научных публикаций: философский анализ признания Другого и проблема закрытых социальных сообществ, этические проблемы искусственного интеллекта и связанных с ним технологий. Состоялось обсуждение методологии написания научных работ совместно с представителями вуза-партнера, подбор материала и определение круга источников для планируемой совместной научной публикации.
Short titleЛарионов IMP ERASMUS 2018
AcronymIMP ERASMUS 2018
StatusFinished
Effective start/end date9/12/1815/12/18