Семья Гольбейнов и художественная культура Аугсбурга и Базеля. Сроки обучения в аспирантуре: 2017-2020 гг.

Project: Total grant fulfilmentR&D - Exploratory

Description

Мое исследование посвящено художникам семьи Гольбейнов — Гансу Гольбейну Старшему (1465-1524), Зигмунду Гольбейну (1470-1540) и Амброзиусу Гольбейну (1494-1519). Данное исследование является продолжением моей работы в рамках обучения в бакалавриате и магистратуре.
Творчество Ганса Гольбейна Младшего и его отца Ганса Гольбейна Старшего исследовано достаточно хорошо и вызывает меньше вопросов, чем творчество их менее знаменитых братьев – Зигмунда и Амброзиуса. Чаще всего о художниках идет речь только как о братьях знаменитых Гольбейнов. Вопрос мастерской Ганса Гольбейна Старшего один из наименее изученных пластов в зарубежном, и особенно в российском искусствознании: в отечественной научной традиции проблема целостного изучения мастерской Ганса Гольбейна Старшего, а также творчества его сотрудников, учеников и сыновей, никогда не ставилась и освещалась лишь спорадически. Кроме того, поставленная цель – выделить Зигмунда и Амбросиуса Гольбейнов, их работы из продукции мастерской, исследовать особенности их творчества как отдельных представителей мастерской Ганса Гольбейна Старшего, – нова, поскольку личности Зигмунда не находится места даже в претендующих на всеохватность именитых словарных зарубежных изданиях по искусству.
Необходимо отметить, что в коллекции Государственного Эрмитажа находится одна из немногих сохранившихся работ Амброзиуса Гольбейна – «Портрет молодого человека». В моей магистерской работе уже поднимался вопрос идентификации личности юноши, изображенного на портрете. Отправной точкой исследования стали инициалы на берете изображенного и дата с надписью в картуше: Eratis. sve. XXMDXVIII. (В возрасте 20 лет, 1518). 
Таким образом, был сделан вывод, что изображенный на картине юноша с инициалами FG родился в 1498 году. В процессе исследования была найдена монограмма, которая практически индентична монограмме на берете изображенного юноши. Это монограмма базельского гравера и книжного иллюстратора, личность которого удалось идентифицировать. Одна из целей моего исследования в Германиии является обнаружение биографических данных, которые доказали бы, что художник и предполагаемый юноша могли быть знакомы.
Кроме того, в ходе работы над магистерской диссертацией были проведено исследование в Аугсбурга, и обнаружена серия неопубликованных рисунков с изображением «Страстей» и «Жизни Марии» из собрания Отдела графики Художественного музея в Аугбурге, которая приписывается Зигмунду. Интересно, что в отделе рисунков Государственного Эрмитажа был обнаружен рисунок «Смерть Марии», являющийся точным повторением аугсбургского рисунка. Так как рисунки не исследовались и не публиковались прежде, существование схожего рисунка стало неожиданностью и для отечественных иссделователей, и для исследователей в Аугсбурге. Единственное, что отличает рисунки – манера исполнения. Учитывая это, можно предположить, что вся серия, обнаруженная в Аугсбурге, по всей видимости, восходит к рисункам Ганса Гольбейна Старшего. Необходимо продолжить исследование графических коллекций, чтобы пролить свет на работу мастерской.
Таким образом, в ходе стажировки будет проведено исследование художественных коллекций музеев и рисунков в кабинетах Графики в Гамбурге, Аугсбурге, Мюнхене, Нюрнберге, Базеле и Штутгарте с целью атрибуции и датирования работ исследуемых художников. Кроме того, будут проведены работы в библиотеке Университета Гамбурга и Аугсбурга, Баварской государственной библиотеке, библиотеке Германского Национального музея в Нюрнберге и библиотеки в Базеле. Исследование архивных документов в Государственном архиве Аугсбурга и Базеля, где я собираюсь найти информацию о гравере «FG» (предположительно, именно он изображен на «Портрете молодого человека» Амброзиуса Гольбейна из собрания Государственного Эрмитажа) и чтобы найти больше документов, связанных с Зигмундом Гольбейном. Необходимо также посетить монастырь Святого Георгия в Штайн-на-Рейне, где Амброузиус с художником по имени Томас Шмид работал над фресками в 1515 году, и провести анализ иконографии, изучить материалы и методы, используемые в для сохранения и восстановления фресок.
К ожидаемым научным результатам следует отнести получение новых данных о жизни и творчестве Зигмунда и Амброзиуса Гольбейна, которые позволят по-новому взглянуть на мастерскую Ганса Гольбейна Старшего и выяснить, как разделялись работы между сотрудниками мастерской. Кроме того, результатом исследования станет окончательная идентификация личности изображенного на эрмитажном портрете юноши.
Тема моего исследования вызвала научный интерес у двух профессоров в Гамбургском университете. Так, Питер Шмидт, профессор Гамбургского университета и Доктор искусствоведения, согласился курировать мое исследование. Тема моего исследования входит в сферу его научных интресов, и по его мнению, мое пребывание в Гамбурге станет плодотворным обменом. Кроме того, профессор Шмидт пригласил меня участвовать в научном коллоквиуме и в семинаре по истории искусств. По мнению профессора, планируемое исследование является актуальным и научно-значимым. Также я получила приглашение от профессора Айрис Вендерхолм (Доктор искусствоведения, профессор Гамбургского университета) для участия в ее исследовательской группе во время моего пребывания в Германии.
AcronymD. Mendeleev 2018
StatusActive
Effective start/end date10/09/1810/02/19