Риторическая традиция и русская литература

Project

Project Details

Description

Целью поездки является апробация разработанных в ходе преподавания курса «Теория литературы. Риторика» методов и подходов к риторическому анализу художественного текста в иноязычной студенческой аудитории, а также обсуждение с немецкими коллегами проблем преподавания риторики художественной речи студентам-славистам. Выбор Университета Гамбурга не случаен, т. к. именно немецкие литературоведы внесли в XX–XXI вв. наибольший вклад в научное изучение и систематизацию обширного наследия классической риторики. В качестве примера достаточно указать два наиболее авторитетных справочника по риторике, созданных в Германии: Lausberg H. Handbuch der literarischen Rhetorik. Eine Grundlegung der Literaturwissenschaft. Bd. 1–2. München, 1960; Historisches Wörterbuch der Rhetorik / hrsg. von Gert Ueding. Mitbegr. von Walter Jens. In Verbindung mit Wilfried Barner. Bd. 1–11. Berlin; Tübingen, 1992–2014. Кроме того, профессор Университета Гамбурга Роберт Ходель, выступающий в роли принимающего ученого, выразил личную заинтересованность в планируемых лекциях и в обсуждении проблем изучения и преподавания риторики художественной речи.
Имеющийся научный и учебно-методический задел.
Преподаю курс «Теория литературы. Риторика» в СПбГУ с 2009 года. В 2015 году подготовил и опубликовал учебное пособие «Риторический анализ художественного текста». Участник проекта РГНФ № 12-04-00109 «Исследование риторических трудов М. В. Ломоносова (лингвистический и историко-культурный аспекты)», составитель и один из научных редакторов коллективной монографии «Риторика М. В. Ломоносова» (СПб., 2017), основной частью которой является словарь «Риторика М. В. Ломоносова. Тропы и фигуры».
Ожидаемые результаты.
1. Прочитанные лекции позволят немецким студентам-славистам освоить новые компетенции: а) освоение принципов и инструментария риторического анализа художественного текста; б) осмысление кардинальных различий между русской риторической словесностью (на примере произведений М. В. Ломоносова и А. П. Сумрокова) и постриторической литературой (на примере произведений В. В. Маяковского, А. А. Блока).
2. Обсуждение с коллегами материала лекций и общих проблем изучения и преподавания риторики художественной речи, а также знакомство с немецкой научной литературой по риторике (в библиотеке университета Гамбурга) позволит внести коррективы в рукопись готовящегося второго (исправленного и дополненного) издания учебного пособия Е. М. Матвеева «Риторический анализ художественного текста».

Key findings for the project

- чтение двух лекций, объединенных темой «Риторическая традиция и русская литература», студентам-славистам Университета Гамбурга. Темы лекций: а) Классическая риторика и русская ораторская проза XVIII века (М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков),
б) Риторика в постриторической словесности: риторические стратегии В. Маяковского и А. Блока (на примере стихотворений «Адище города» и «Петроградское небо мутилось дождем…»)
- обсуждение с немецкими коллегами проблем преподавания риторики художественной речи студентам-славистам,
- работа в библиотеке Университета Гамбурга.
AcronymExchange 2018
StatusFinished
Effective start/end date7/05/1813/05/18