Психологические ресурсы совладания с трудной жизненной ситуацией подростков с тяжелыми деформациями позвоночника: 2019 г. этап 3

Project: Grant fulfilmentGrant stage fulfilment

Project Details

Description

Научная проблема состоит в изучении запаса прочности психического развития в осложненных условиях и недостаточной ее разработанностью. На материале этого исследования ставятся фундаментальные научные проблемы о роли внутренних ресурсов в формировании личности в осложненных условиях, что может расширить представления о генезе психики в целом. Осуществляется разработка научных основ психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с прогрессирующей физической патологией, требующей хирургического вмешательства. Цель: изучение роли психологических ресурсов в совладании с трудной жизненной ситуации у подростков с тяжелыми деформациями позвоночника, требующими хирургического вмешательства. Задачи: обобщение концептуальных положений и результатов эмпирических исследований, посвященных изучению психологических ресурсов у детей и подростков в трудной жизненной ситуации; выявление специфики психологических адаптационных ресурсов подростков с тяжелыми деформациями позвоночника в трудной жизненной ситуации; изучение роли психологических ресурсов в совладании с травматическими переживаниями на этапах хирургического лечения; разработка рекомендаций, по созданию технологий психологического сопровождения пациентов с тяжелыми деформациями позвоночника в ортопедической клиники на этапах хирургического лечения.








Layman's description

Идиопатический сколиоз относится к распространенным, но малоизученным заболеваниям. Встречаемость идиопатического сколиоза среди детского населения составляет от 2 до 9%. Сколиотическая болезнь начинается в детском возрасте, грубые деформации позвоночника развиваются в подростковом возрасте, последствиями тяжелого сколиоза часто становятся остеохондроз и кардио-пульмонологическая патология. Дискуссионным является вопрос о причинах заболевания. Лечение идиопатического сколиоза требует комплексного подхода и включает в себя консервативные и хирургические методы. Тяжелая деформация позвоночника, уродующая фигуру, нарушения функций жизненно важных внутренних органов создают специфические условия для жизнедеятельности и психического развития ребенка. Особенно тяжелые последствия могут наблюдаться в подростковом возрасте. Гормональные изменения, ростовой скачок, могут вызывать стремительные прогрессирующие деформации позвоночника, что переводит заболевание в разряд хирургической патологии. В условиях хирургического вмешательства, переживаемого подростками как медицинский стресс, возможны выраженные нарушения психической адаптации, которые зарубежные авторы описывают в терминах острого и посттравматического стрессовых расстройств и других психопатологических нарушений. В этом контексте, важной является проблема факторов защиты (адаптационных ресурсов), позволяющих подростку успешно справляться с экстремальными требованиями жизни. Выделяют внешние и внутренние адаптационные ресурсы. К внешними психологическим ресурсам относят социально-психологические характеристики, в том числе, социально-психологическую поддержку. Под внутренними ресурсами подразумеваются индивидуально-психологические характеристики человека, определяющие его способность адекватно реагировать на неблагоприятные ситуационные факторы. При этом, внешние ресурсы могут трансформироваться во внутреннюю способность преодоления трудных жизненных обстоятельств. Среди психологов не существует единого мнения о природе адаптационных ресурсов личности человека. Однако можно выделить общие позиции, заключающиеся в том, что, во-первых, сам по - себе изучаемый феномен становится ресурсом только в динамическом взаимодействии с другими факторами (например, с психологическими защитами или стратегиями совладания), во-вторых, для актуализации адаптационных внутренних возможностей человека необходима трудная жизненная ситуация. Данная работа была посвящена изучению роли психологических ресурсов в совладании с трудной жизненной ситуацией у подростков с тяжелыми деформациями позвоночника, что предполагало выявление специфических особенностей жизненной ситуации, специфики психологических адаптационных ресурсов подростков с тяжелыми деформациями позвоночника в трудной жизненной ситуации, изучение роли психологических ресурсов в совладании с травматическими переживаниями на этапах хирургического лечения для разработки рекомендаций по оказанию психологической помощи пациентам с тяжелыми деформациями позвоночника в ортопедической клинике. Результаты исследования показали, что жизненная ситуация подростков с идиопатическим сколиозом включает в себя события, не встречающиеся в жизни здоровых подростков: постановка диагноза, изменение внешности, предписание носить корсет, операция и госпитализации. Наиболее значимыми событиями для больных подростков являются события «изменение внешности» и событие «операция», которые сопровождаются переживаниями страха и беспомощности. У больных подростков на этапе подготовки к хирургическому лечению выявлены травматические переживания, проявляющиеся в симптомах посттравматического стресса доклинического уровня. Было показано, что некоторые особенности ведущего психологического новообразования подросткового возраста: самооценочного компонента личности подростков, могут выступать в качестве ресурсных характеристик, запускающих действие адаптивные стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией, обусловленной тяжелым заболеванием и хирургическим лечением. Подростки с идиопатическим сколиозом, положительно оценивающие себя и отдельные свои личностные особенности, в трудной жизненной ситуации чаще используют осознанные стратегии совладания, направленные на принятие активной позиции по отношению к проблеме, что способствует нивелированию проявлений посттравматического стресса на этапе подготовки к оперативному вмешательству. Устойчивые личностные особенности, позволяющие самостоятельно справляться с эмоциональными трудностями в ситуации фрустрации и позитивные параметры самоотношения могут рассматриваться в качестве личностных характеристик, запускающих действие эффективные стратегии совладания и представляют собой внутренние адаптационноые ресурсы в ситуации подготовки к операции у подростков с идиопатическим сколиозом. Подростки с идиопатическим сколиозом, высоко оценивающие социальную поддержку со стороны своего социального окружения и друзей, чаще в трудной жизненной ситуации используют зрелые механизмы психологической защиты, что снижает вероятность развития психологической травмы. Результаты исследования выявили особую роль внешнего адаптационного ресурса, проявляющегося в активной включенности родителей в ситуацию болезни ребенка. Активная позиция родителей (матерей) способствует запуску осознанных способов совладания с эмоциональными проблемами в трудной жизненной ситуации у больных подростков, что препятствует развитию психологической травмы у их детей в трудной жизненной ситуации, связанной с хирургическим лечением. Изучались изменения переживаний в процессе восстановительного лечения после перенесенной операции у подростков с идиопатическим сколиозом. В процессе восстановительного лечения, происходит постепенное нарастание признаков посттравматического стресса. В послеоперационный период выявлена тенденции к повышению чувствительности, склонность к зависимому положению от окружающих, большая сосредоточенность на собственных проблемах. Перед выпиской из стационара у подростков отмечается стремление к сбережению сил, восстановлению ресурсов. Выявлена тенденция к снижению реактивной тревожности в послеоперационный период и перед выпиской из стационара. Самооценка настроения зависит от выраженности травматических переживаний на этапе поступления в стационар и в послеоперационный период и не зависит от травматических переживаний на заключительном этапе восстановительного лечения. У подростков с позитивным самоотношением вероятность развития ПТС в послеоперационный период меньше, чем у подростков с негативным отношением к себе. Сформулированы рекомендации по созданию технологий психологического сопровождения подростков с хирургической патологией на этапах восстановительного лечения в хирургической клинике.

Key findings for the project

На первом этапе исследовательской работы было проведено теоретическое и эмпирическое исследование. Проведен анализ работ зарубежных и отечественных авторов, посвященных изучению клинических проявлений и психологических аспектов идиопатического сколиоза, ресурсных характеристик в подростковом возрасте, теоретических подходов к изучению жизненной ситуации, связанной с тяжелым инвалидизирующим заболеванием. Проведено клинико-психологическое обследование больных с идиопатическим сколиозом, проведено психодиагностическое исследование характеристик трудной жизненной ситуации подростков с идиопатическим сколиозом в стадии хирургической патологии на этапе подготовки к оперативному лечению, проведено изучение элементов ресурсной системы больных, страдающих тяжелой формой идиопатического сколиоза в стадии хирургической патологии. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что большая часть исследований посвящена качеству жизни, психологическим особенностям и психическому здоровью подростков с идиопатическим сколиозом. Ситуация заболевания и лечения подростков с данным заболеванием сопровождается различными проявлениями психологической дезадаптации. Существует ряд неразрешенных актуальных вопросов относительно психологических аспектов идиопатического сколиоза и его лечения. Современные данные во многом противоречивы и неоднозначны, требуют дальнейшего уточнения и расширения сферы изучаемых феноменов. Дискуссионным остается вопрос о влиянии метода лечения, в том числе хирургического лечения, на состояние пациента. Практически неизученным оказался вопрос о факторах риска психической и психологической дезадаптации в связи с проведением хирургического лечения и о возможностях оказания психологической помощи подросткам с идиопатическим сколиозом на этапах восстановительного лечения. Важной, но практически не разработанной, является тема психологических ресурсов совладания и развития в трудной жизненной ситуации, связанной с заболеванием и лечением у подростков со сколиозом. В то же время, выявление ресурсных качеств, определяющих успешное совладание с ситуацией лечения, является основой для создания программ психологической помощи. На основании теоретического анализа, разработана модель жизненной ситуации в условиях тяжелого инвалидизирующего заболевания в подростковом возрасте. Были рассмотрены объективные и субъективные аспекты жизненной ситуации подростков, страдающих идиопатическим сколиозом в стадии хирургической патологии. Под объективными элементами жизненной ситуации мы понимали объективную совокупность жизненных событий больных подростков. В качестве субъективной составляющей жизненной ситуации рассматривалась система отношений подростка к значимым объективным событиям. На первом этапе исследовательской работы, на основании теоретической модели было проведено изучение особенности трудной жизненной ситуации подростков с тяжелой деформацией позвоночника в связи с подготовкой к хирургическому лечению. Были выявлены специфические характеристики объективных и субъективных составляющих жизненной ситуации подростков с идиопатическим сколиозом, проведена оценка степени трудности жизненной ситуации в связи с тяжелым заболеванием и необходимостью хирургического лечения. Выявлены отдельные индивидуально – психологические и социально - психологические характеристики, имеющие значение для совладания с трудной жизненной ситуацией, связанной с тяжелым заболеванием (идиопатическим сколиозом) и необходимостью хирургического лечения. Основные результаты первого этапа исследования показали, что жизненная ситуация подростков с идиопатическим сколиозом включает в себя события, не встречающиеся в жизни здоровых подростков: постановка диагноза, изменение внешности, предписание носить корсет, операция и госпитализации. Выявлена специфика отношения подростков к объективным событиям собственной жизни. Наиболее значимыми событиями для больных подростков является событие «изменение внешности» и событие «операция». У подростков с идиопатическим сколиозом значимые события сопровождаются негативными переживаниями, в том числе, переживаниями страха и беспомощности. У них выявлены травматические переживания, проявляющиеся в средних и средне - высоких значениях посттравматического стресса (ПТС) на этапе подготовки к хирургическому лечению. При этом выраженность симптомов ПТС не достигает клинического уровня. В структуре ПТС преобладают умеренно выраженные симптомы избегания, гипервозбуждения и навязчивого воспроизведения травматических эпизодов, связанных с заболеванием и ситуацией лечения. Выявлены достоверные взаимозависимости между уровнем переживания посттравматического стресса и уровнем тревоги в предоперационный период. Был проведен сравнительный анализ социально-психологических и индивидуально – психологических характеристик, являющихся элементами жизненной ситуации подростков и, предположительно, представляющих собой параметры внутренних и внешних элементов ресурсной системы больных подростков. Было показано, что некоторые особенности ведущего психологического новообразования подросткового возраста: самооценочного компонента личности подростков, могут выступать в качестве ресурсных характеристик, запускающих действие адаптивные стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией в связи с тяжелым заболеванием, требующим хирургического лечения. Таким образом, на первом этапе исследовательской работы было проведено теоретическое и эмпирическое исследование, разработана теоретическая модель жизненной ситуации, на основе теоретической модели впервые выявлены специфические особенности жизненной ситуации подростков с идиопатическим сколиозом, параметры внутренних и внешних элементов ресурсной системы с идиопатическим сколиозом в стадии хирургической патологии.
На втором этапе исследовательской работы были выявлены психологические адаптационные ресурсы подростков с тяжелыми деформациями позвоночника в трудной жизненной ситуации, связанной со сложным восстановительным лечением. На основании теоретического анализа была описана модель адаптационных ресурсов в жизненной ситуации, связанной с заболеванием, требующим сложного восстановительного лечения. Под внутренними и внешними психологическими адаптационными ресурсами подростка мы понимали эмпирически измеряемые индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики, выраженность которых влияет на меру психической (психологической) адаптированности подростка в трудной жизненной ситуации. При этом индивидуально-психологические или социально – психологические характеристики не являлись ресурсом сами по себе, а становились таковыми во взаимодействии с другими факторами, приобретая функциональную роль в структуре взаимосвязей переменных. Механизмами реализации адаптационных ресурсов в трудной жизненной ситуации, связанной с тяжелым заболеванием и необходимостью хирургического лечения, являются механизмы психологической защиты и стратегии совладания. В связи с этим, на втором этапе исследовательской работы изучались: 1) взаимосвязи между параметрами внешних и внутренних адаптационных ресурсов и психологических защит и копинг-стратегий 2) взаимосвязи между показателями напряженности психологических защит, показателями эффективности копинг-стратегий и уровнем психической адаптированности подростков в трудной жизненной ситуации, связанной с тяжелым заболеванием на этапе подготовки к оперативному лечению. В качестве облигатных признаков психической дезадаптации рассматривались проявления посттравматического стресса. Результаты второго этапа исследования показали, что система защитно-совладающего поведения у подростков с идиопатическим сколиозом, является слабо дифференцированной и характеризуется наличием механизмов психологической защиты грубо искажающих восприятие реальной жизненной ситуации и наличием зрелых механизмов психологической защиты, снижающих возможность развития психологической травмы на этапах восстановительного лечения. Репертуар копинг-стратегий подростков с идиопатическим сколиозом и их здоровых сверстников не имеет существенных различий, однако использование осознанных стратегий совладания в трудной жизненной ситуации, связанной с тяжелым заболеванием, приводит к уменьшению вероятности развития психологической травмы. Принятие активной позиции по отношению к проблеме (даже если она не проявляется в действиях) на этапе подготовки к операции, является эффективной с точки зрения адаптации к трудной жизненной ситуации, связанной с болезнью. Подростки с идиопатическим сколиозом, положительно оценивающие себя и отдельные свои личностные особенности, в трудной жизненной ситуации чаще используют осознанные стратегии совладания, направленные на принятие активной позиции по отношению к проблеме, что способствует нивелированию проявлений посттравматического стресса в трудной жизненной ситуации на этапе подготовки к оперативному вмешательству. Устойчивые личностные особенности, позволяющие самостоятельно справляться с эмоциональными трудностями в ситуации фрустрации и позитивные параметры самоотношения, могут рассматриваться в качестве личностных характеристик, запускающих действие эффективные стратегии совладания и представляют собой внутренние адаптационноые ресурсы в ситуации подготовки к операции у подростков с идиопатическим сколиозом. Подростки с идиопатическим сколиозом, высоко оценивающие социальную поддержку со стороны своего социального окружения и друзей, чаще в трудной жизненной ситуации используют зрелые механизмы психологической защиты, что снижает вероятность развития психологической травмы на этапах сложного и болезненного лечения. Результаты исследования выявили особую роль внешнего адаптационного ресурса, проявляющегося в активной включенности родителей в ситуацию болезни ребенка. Активная позиция родителей (матерей) способствует запуску осознанных способов совладания с эмоциональными проблемами в трудной жизненной ситуации у больных подростков, что препятствует развитию психологической травмы у их детей в сложной жизненной ситуации, связанной с хирургическим лечением. Таким образом, система адаптационных ресурсов в трудной жизненной ситуацией у подростков с идиопатическим сколиозом может быть представлена внутренними и внешними адаптационными ресурсами. К внутренним адаптационным психологическими ресурсам у подростков с идиопатическим сколиозом в стадии хирургической патологии относится устойчивая склонность к самостоятельному разрешению эмоциональных проблем в ситуации фрустрации, а также позитивные характеристики самооотношения и саморегуляции личности (особенности основного психологического новообразования подросткового возраста). К внешним адаптационным психологическими ресурсами относится наличие социальной поддержки со стороны референтной группы, активная позицией родителей в отношении к болезни ребенка. Таким образом, на втором этапе исследовательской работы впервые выявлены и описаны индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики, представляющие собой внутренние и внешние адаптационные ресурсы у подростков с идиопатическим сколиозом в трудной жизненной ситуации, связанной с подготовкой к хирургическому лечению.
На третьем этапе исследовательской работы изучались динамические изменения травматических переживаний на этапах хирургического лечения у подростков с идиопатическим сколиозом тяжелой степени, изучались психологические ресурсы в контексте динамики травматических переживаний на этапах хирургического лечения. В исследовании на основании добровольного информированного согласия приняли участие подростки с идиопатическим сколиозом в стадии хирургической патологии. Было обследовано 25 человек 14 – 17 лет, среди них было обследовано 21 девочка и 4 мальчика. Исследование проводилось индивидуально на этапах хирургического лечения. Всем больным подросткам были выполнены высокотехнологичные реконструктивные операции на грудном и поясничном отделах позвоночника с применением стабилизирующих конструкций. В предоперационный период было проведено клинико-психологическое обследование, направленное на выявление особенностей жизненной ситуации в условиях заболевания и особенности ресурсной системы подростков, страдающих идиопатическим сколиозом. Изучались параметры, отражающие травматические переживания подростков на этапах хирургического вмешательства. Каждый подросток был обследован трижды: после поступления в клинику перед оперативным вмешательством, на 7-10 день после оперативного вмешательства и через 2 – 4 недели после оперативного вмешательства - перед выпиской из стационара. Были использованы следующие методики: полуструктурированное интервью с элементами биографического метода, шкала оценки влияния травматического события (ШОВТС) (М. Горовиц, Н.В Тарабрина.), методика диагностики ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, опросник САН (самочувствие, активность, настроение), методика цветовых выборов М.Люшера. Результаты исследования показали, что жизненная ситуация подростков с тяжелыми деформациями позвоночника на этапе подготовки к хирургическому лечению, характеризуется наличием травматических событий, среди которых предстоящая операция является самым значимым событием; наличием травматических переживаний, проявляющихся в средне-высоких значениях реактивной тревожности, тенденции к образованию стресса, сниженных самооценочных показателях настроения. На этапах восстановительного лечения происходит постепенное нарастание признаков ПТС: увеличиваются значения общего индекса травматических переживаний, выраженность симптомов вторжения, избегания, физиологической возбудимости. В послеоперационный период выявлена тенденции к образованию стресса, повышению чувствительности, склонность к зависимому положению от окружающих, резкое снижение работоспособности, большая сосредоточенность на собственных проблемах. Перед выпиской из стационара у подростков отмечается стремление к сбережению сил, восстановлению ресурсов. У подростков с ИС, на этапах восстановительного лечения, выявлена тенденция к снижению реактивной тревожности в послеоперационный период и перед выпиской из стационара. В послеоперационный период и перед выпиской из стационара снижается самооценка собственной активности, самочувствия. Перед выпиской из стационара самооценка самочувствия и настроения у прооперированных подростков повышается. Самооценка настроения зависит от выраженности травматических переживаний на этапе поступления в стационар и в послеоперационный период и не зависит от травматических переживаний на заключительном этапе восстановительного лечения. У подростков с позитивным самоотношением вероятность развития ПТС в послеоперационный период меньше, чем у подростков с негативным отношением к себе. Сформулированы рекомендации по созданию технологий психологического сопровождения подростков с хирургической патологией на этапах восстановительного лечения в хирургической клинике. В стационаре эти подходы необходимо использовать с учетом факторов риска по развитию травматических переживаний на разных этапах восстановительного лечения. Таким образом, на третьем этапе исследовательской работы описана динамика переживаний на этапах хирургического лечения у подростков с идиопатическим сколиозом в стадии хирургической патологии. Выявлены ресурсные характеристики (параметры позитивного самоотношения) снижающее вероятность психической дезадаптации в послеоперационный период. Сформулированы рекомендации по созданию технологий психологического сопровождения подростков с хирургической патологией на этапах восстановительного лечения в хирургической клинике. Полученные результаты являются новыми.

Key findings for the stage (in detail)

На третьем этапе исследовательской работы изучались динамические изменения травматических переживаний на этапах хирургического лечения у подростков с идиопатическим сколиозом тяжелой степени, изучались психологические ресурсы в контексте динамики травматических переживаний на этапах хирургического лечения. В исследовании на основании добровольного информированного согласия приняли участие подростки с идиопатическим сколиозом в стадии хирургической патологии. Было обследовано 25 человек 14 – 17 лет, среди них было обследовано 21 девочка и 4 мальчика. Исследование проводилось индивидуально на этапах хирургического лечения. Всем больным подросткам были выполнены высокотехнологичные реконструктивные операции на грудном и поясничном отделах позвоночника с применением стабилизирующих конструкций. В предоперационный период было проведено клинико-психологическое обследование, направленное на выявление особенностей жизненной ситуации в условиях заболевания и особенности ресурсной системы подростков, страдающих идиопатическим сколиозом. Изучались параметры, отражающие травматические переживания подростков на этапах хирургического вмешательства. Каждый подросток был обследован трижды: после поступления в клинику перед оперативным вмешательством, на 7-10 день после оперативного вмешательства и через 2 – 4 недели после оперативного вмешательства - перед выпиской из стационара. Были использованы следующие методики: полуструктурированное интервью с элементами биографического метода, шкала оценки влияния травматического события (ШОВТС) (М. Горовиц, Н.В Тарабрина.), методика диагностики ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, опросник САН (самочувствие, активность, настроение), методика цветовых выборов М.Люшера. Результаты исследования показали, что жизненная ситуация подростков с тяжелыми деформациями позвоночника на этапе подготовки к хирургическому лечению, характеризуется наличием травматических событий, среди которых предстоящая операция является самым значимым событием; наличием травматических переживаний, проявляющихся в средне-высоких значениях реактивной тревожности, тенденции к образованию стресса, сниженных самооценочных показателях настроения. На этапах восстановительного лечения происходит постепенное нарастание признаков ПТС: увеличиваются значения общего индекса травматических переживаний, выраженность симптомов вторжения, избегания, физиологической возбудимости. В послеоперационный период выявлена тенденции к образованию стресса, повышению чувствительности, склонность к зависимому положению от окружающих, резкое снижение работоспособности, большая сосредоточенность на собственных проблемах. Перед выпиской из стационара у подростков отмечается стремление к сбережению сил, восстановлению ресурсов. У подростков с ИС, на этапах восстановительного лечения, выявлена тенденция к снижению реактивной тревожности в послеоперационный период и перед выпиской из стационара. В послеоперационный период и перед выпиской из стационара снижается самооценка собственной активности, самочувствия. Перед выпиской из стационара самооценка самочувствия и настроения у прооперированных подростков повышается. Самооценка настроения зависит от выраженности травматических переживаний на этапе поступления в стационар и в послеоперационный период и не зависит от травматических переживаний на заключительном этапе восстановительного лечения. У подростков с позитивным самоотношением вероятность развития ПТС в послеоперационный период меньше, чем у подростков с негативным отношением к себе. Сформулированы рекомендации по созданию технологий психологического сопровождения подростков с хирургической патологией на этапах восстановительного лечения в хирургической клинике. В стационаре эти подходы необходимо использовать с учетом факторов риска по развитию травматических переживаний на разных этапах восстановительного лечения. Таким образом, на третьем этапе исследовательской работы описана динамика переживаний на этапах хирургического лечения у подростков с идиопатическим сколиозом в стадии хирургической патологии. Выявлены ресурсные характеристики (параметры позитивного самоотношения) снижающее вероятность психической дезадаптации в послеоперационный период. Сформулированы рекомендации по созданию технологий психологического сопровождения подростков с хирургической патологией на этапах восстановительного лечения в хирургической клинике. Полученные результаты являются новыми.

Key findings for the stage (summarized)

На материале исследования ставятся фундаментальные научные проблемы о роли внутренних и внешних ресурсов в формировании личности в осложненных условиях, что может расширить представления о генезе психики в целом. Изучаются механизмы реализации психологических ресурсов личности в трудной жизненной ситуации, связанной с тяжелым заболеванием (на примере тяжелой прогрессирующей деформации позвоночника) и необходимостью хирургического лечения. Выявлены специфические характеристики субъективных и объективных составляющих жизненной ситуации подростков с прогрессирующей деформацией позвоночника, проведена оценка степени трудности жизненной ситуации в связи с тяжелым заболеванием и необходимостью хирургического лечения. Проведено изучение особенностей травматических переживаний, были выявлены эффективные способы защитно – совладающего поведения у подростков на этапе подготовки к хирургическому лечению. Выявлены и описаны индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики, представляющие собой внутренние и внешние адаптационные ресурсы в трудной жизненной ситуации, связанной с заболеванием. Показано, что важную роль в адаптации к трудной жизненной ситуации, связанной с тяжелым заболеванием и необходимостью хирургического лечения в подростковом возрасте, имеют зрелость ведущего психологического новообразования подросткового возраста – самооценочного компонента личности, социально-психологическая поддержка со стороны референтной группы, активная позиция родителей в отношении к болезни ребенка. Описана динамика переживаний на этапах хирургического лечения у подростков с тяжелой деформацией позвоночника в стадии хирургической патологии. Выявлены ресурсные характеристики (параметры позитивного самоотношения) снижающие вероятность психической дезадаптации в послеоперационный период. Сформулированы рекомендации по созданию технологий психологического сопровождения подростков с хирургической патологией на этапах восстановительного лечения в хирургической клинике.

Academic ownership of participants (text description)

Пятакова Г.В. -55%
Лебедева Е.И. -20%
Матан В.В. -15%
Беркалиев Т.Н. -5%
Матвеева Е.С.-5%

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

не разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

разрешается
Short title__
AcronymRFBR_a_2017 - 3
StatusFinished
Effective start/end date21/03/1915/12/19