Преодоление стереотипных ожиданий об успешности решения когнитивных задач в процессе научения: 2018 г. этап 2

Project

Description

Целью данного проекта является разработка серии методов преодоления стереотипных ожиданий человека о собственной успешности для увеличения эффективности его деятельности.








Key findings for the project

В рамках проекта были проведены исследования, изучающие прямое или косвенное влияние на внутренние представления человека о самоэффективности в той или иной деятельности. Основная задача всех уровней когнитивного контроля следить за тем, чтобы когнитивная система внутренних представлений человека была непротиворечива. Можно предположить, что в ходе своей жизни человек постепенно формирует внутреннюю систему представлений о самом себе и мире, который его окружает. Такая система включает его ожидания о том, насколько успешно он справляется с той или иной деятельностью. Если же различные уровни контроля выдают различную информацию, человек изменяет свое поведение таким образом, чтобы соответствовать своим внутренним представлениям, и система оставалась непротиворечивой. Одним из способов получения информации о собственной эффективности является обратная связь от внешнего мира. Если данная обратная связь положительная, то человек быстрее усваивает выработанный алгоритм решения, в то время как при отрицательной обратной связи, наоборот, происходит частое изменение алгоритма решения. Более того, такая внутренняя оценка собственной эффективности не должна противоречить полученным в процессе решения результатам. Таким образом, мы предполагаем, что сообщение испытуемому ложной обратной связи будет приводить к рассогласованию результатов деятельности и его внутренних представлений о самом себе, и таким образом, человек будет изменять свои действия таким образом, чтобы уравновесить слишком большой успех или слишком большую неудачу. Для проверки этих гипотез нами были разработана серия экспериментов. В первом из них испытуемые решали простую сенсомоторную задачу – попадание в целевую точку, расположенной на окружности. В контрольной группе (43 человека) после выполнения каждой пробы испытуемые получали реальную обратную связь, в то время как в экспериментальной группе 1 (44 человека) испытуемые получали преимущественно ложную положительную связь, а в экспериментальной группе 2 (48 человек) испытуемые получали преимущественно ложную негативную связь. Результаты показали, что наиболее эффективна была контрольная группа, которые в среднем по модулю отклонялись от цели на 24.16 градусов в то время как обе группы с ложной обратной связью показали низкую эффективность (ЭГ1 – 53.50, ЭГ2- 46.24) (F(2,128) = 16.21, p<0.001). Более того, можно видеть, что в группе с преимущественно положительной обратной связью результаты ниже. Мы предполагаем, что в этом случае испытуемый получает информацию, которая не соответствует внутренним представлениям человека (так как его реальная эффективность значительно ниже – около 7% точных попаданий). Поэтому в попытке восстановить свою деятельность на уровень эффективности, установленной когнитивной системой, он снижает свою эффективность даже сильнее, чем в случае с негативной обратной связью, где постоянный неуспех, по-видимому, просто снижает мотивацию испытуемых. В другом эксперименте проверялась похожая идея с помощью парадигмы угрозы стереотипа (N = 84). Испытуемым предлагалось задание на переключение между двумя задачами: определить, предъявляется им чётная/нечётная цифра или гласная/согласная буква. В первой группе испытуемые получали информацию, что в предыдущих исследованиях было показано, что мужчины лучше справляются с этой задачей, чем женщины. У второй группы была обратная инструкция. Третья группа была контрольной с нейтральной инструкцией. Результаты показали, что точность в определении букв падает у испытуемых женского пола во второй группе (F (1,47) = 5.647, p = 0.0216), так как активный стереотип повышает уровень контроля над выполнением задания. Аналогичная ситуация наблюдается у представителей мужского пола, у которых при актуализации стереотипа о более высокой эффективности женщин значительно увеличивается скорость выполнения задания (F (1, 29) = 6.077, p = 0.019). В третьем эксперименте (N = 75) испытуемые выполняли задание: идентифицировали изображенный на экране объект. Сам объект предъявлялся либо в простой цельной рамке, либо в пунктирной рамке. Мы предполагали, что изменение иррелевантной характеристики (контур рамки), которая должна по идее игнорироваться испытуемыми, приведет к увеличению времени выполнения задания, так как испытуемые будут контролировать изменение рамки, тем самым контроль над основной задачи будет снижаться и выполнение задания будет лучше. Полученные результаты подтвердили полученный результат. Вне зависимости от порядка предъявления двух типов стимулов испытуемые статистически значимо дольше справлялись с заданием в пунктирной рамки, по сравнению со случаем, когда объект предъявлялся в обычной сплошной рамке (F(1, 72)=5.73, p <0.001). Таким образом, было показано, что прямое или косвенное влияние на внутренние представления человека о своей эффективности изменяет поведение человека при решении когнитивных задач.

Academic ownership of participants (text description)

Аллахвердов Михаил Викторович - 60% (теоретические разработки по проекту, разработка экспериментальных дизайнов, организация и проведение исследований, подготовка докладов и статей по результатам)
Львова Ольга Владимировна - 40% (разработка экспериментальных дизайнов, подготовка стимульного материала, организация и проведение исследований, обработка данных)

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

не разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

разрешается
Short title__
AcronymPresidentMK_2017 - 2
StatusFinished
Effective start/end date1/01/1831/12/18