Project Details

Description

Участниками отношений, связанных с реализацией мероприятий профилактической медицины (профилактических осмотров, вакцинации, диспансеризации) является все население, медицинские и иные организации, государство. Так, федеральным проектом "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" предусмотрено обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год, формирование системы защиты прав пациентов.
В то же время состояние нормативно-правовой базы профилактической медицины, а также ее реализация вызывают крайнюю озабоченность. Вот лишь основные правовые и криминологические проблемы: 1) имеет место в больших объемах фальсификация результатов профилактической медицины (так, проведенное исследование результатов вакцинации против гриппа в сезоне 2017-2018 годов в Санкт-Петербурге показало, что официальная статистика почти в пять раз превышает реальный уровень вакцинации) и высокий уровень коррупции в сфере выдачи документов по результатам профилактических медицинских осмотров; 2) отсутствуют стандарты профилактических медосмотров, по выполнению которых можно судить о полноте и отчасти качеству медосмотра; 3) не разработан механизм ответственности врачей за некачественные профилактические мероприятия; 4) имеет место явное нежелание населения подвергать себя некоторым обязательным медицинским вмешательствам при профилактических мероприятиях (об этом постоянно говорится в социальных сетях и отзывах на проекты нормативно-правовых актов Минздрава РФ), в связи с этим возникает проблема конституционно-правовой обоснованности обязательности (принудительности) соответствующих профилактических мероприятий и соразмерности требований, обращенных к участникам профилактических медицинских мероприятий; 5) имеет место явное противоречие между добровольностью участия в профилактических мероприятиях и наличием правовых санкций за отказ от участия в данных мероприятиях; 6) не урегулированы многие этические вопросы профилактической медицины; 7) существуют серьезные проблемы в регулировании оборота информации, составляющей врачебную тайну, которая получается при профилактических медицинских осмотрах (осуществление видеосъемки пациента, передача сведений третьим лицам, например работодателю); 8) создаются проблемы у работодателей, которые не могут обеспечить прохождения работниками профилактических медицинских осмотров, ставится под угрозу осуществление организацией производственных задач из-за необходимости отстранения от работы работников, не прошедших обязательные медицинские осмотры; 9) многие виды профилактических медицинских осмотров расцениваются участниками отношений как избыточные и направленные на "правовое вымогательство денег" у населения и организаций и др.
Предлагаемое исследование направлено на то, чтобы решить следующие задачи:
1) определить условия и уровень готовности населения, медицинских организаций участвовать в профилактических медицинских мероприятиях (вакцинации и профилактических медицинских осмотрах, включая диспансеризацию);
2) выявить причины, по которым население отказывается от участия в профилактических медицинских мероприятиях;
3) выявить уровень и причины фальсификации результатов профилактических медицинских мероприятий, а также уровень коррупции в сфере профилактической медицины;
4) выявить отношение населения к введению правовых санкций за отказ от участия в профилактических медицинских мероприятиях;
5) выявить недостатки организации и правового регулирования профилактических медицинских мероприятий, порождающие отказ населения от участия в них и коррупционные проявления;
6) разработать социальные технологии увеличения эффективности профилактических медицинских мероприятий и добровольного привлечения к участию в них широких слоев населения, разных социальных групп.
Исследование ставит своей целью разработать правовой механизм, который на основе разработанных социальных технологий:
- обеспечит участие населения в профилактических медицинских мероприятиях при соблюдении конституционных прав граждан,
- даст возможность контроля гражданам контролировать объем и качество профилактической медицины,
- предоставит гарантии адекватной компенсации вреда, причиненного при профилактических мероприятиях,
- минимизирует коррупционные проявления,
- будет предусматривать ответственность за дефекты оказания профилактической медицинской помощи.
Большинство поставленных задач еще не решались в отечественной юриспруденции. Исследование имеет теоретическое (для нескольких отраслей права, организации медицины, социологии) и практическое значение (механизм правового регулирования профилактической медицины потребует изменения многих нормативно-правовых актов, перестройки многих административных и профессиональных процедур).

Key findings for the project

Предлагаемое исследование направлено на то, чтобы решить следующие задачи:
1) определить условия и уровень готовности населения, медицинских организаций участвовать в профилактических медицинских мероприятиях (вакцинации и профилактических медицинских осмотрах, включая диспансеризацию);
2) выявить причины, по которым население отказывается от участия в профилактических медицинских мероприятиях;
3) выявить уровень и причины фальсификации результатов профилактических медицинских мероприятий, а также уровень коррупции в сфере профилактической медицины;
4) выявить отношение населения к введению правовых санкций за отказ от участия в профилактических медицинских мероприятиях;
5) выявить недостатки организации и правового регулирования профилактических медицинских мероприятий, порождающие отказ населения от участия в них и коррупционные проявления;
6) разработать социальные технологии увеличения эффективности профилактических медицинских мероприятий и добровольного привлечения к участию в них широких слоев населения, разных социальных групп.
Исследование ставит своей целью разработать правовой механизм, который на основе разработанных социальных технологий:
- обеспечит участие населения в профилактических медицинских мероприятиях при соблюдении конституционных прав граждан,
- даст возможность контроля гражданам за объемом и качеством профилактической медицины,
- предоставит гарантии адекватной компенсации вреда, причиненного при профилактических мероприятиях,
- минимизирует коррупционные проявления,
- будет предусматривать ответственность за дефекты оказания профилактической медицинской помощи

Key findings for the stage (in detail)

В 2020 году планируется провести соответствующее исследование и опубликовать:
- 1 статью в издании, индексируемых в РИНЦ, о зарубежном и российском опыте правового регулирования профилактических медицинских мероприятий - Акулин И.М., Чеснокова Е.А.;
- 1 статью в издании, индексирумых в РИНЦ, о конституционно-правовой обоснованности принуждения к профилактическим медицинским мероприятиям (осмотрам и вакцинации) - Оленников С.М., Щепельков В.Ф.;
- 1 статью в журнале, включенном в перечень Scopus и/или Web of science, о криминологических проблемах профилактической медицины - Бурлаков В.Н., Щепельков В.Ф.;
- 1 статью в издании, индексируемом в РИНЦ, о проблемах реализации трудо-правовых норм об обязательных медицинских осмотрах работников - Дивеева Н.И.;
- 1 статью в издании, индексируемом в РИНЦ, о правовой квалификации ненадлежащего исполнения обязанностей медицинскими работниками при профилактических медицинских мероприятиях - Пряхина Н.И., Суслина Е.В.;
- 1 статью в издании, индексируемом в РИНЦ, о факторы негативного восприятия населением профилактических медицинских осмотров и по теме дискурса о принципах добровольности и принудительности участия населения в профилактических медицинских мероприятиях - Савин С.Д., Смирнова А.Н.

Rationale of the interdisciplinary approach

Исследование имеет теоретическое (для нескольких отраслей права, организации медицины, социологии) и практическое значение (реализация механизма правового регулирования профилактической медицины потребует изменения многих нормативно-правовых актов, перестройки многих административных и профессиональных процедур).
AcronymRFBR_a_2020 - 1
StatusActive
Effective start/end date4/03/2026/12/20