Project Details

Description

2.1.7.1. Научная проблема, на решение которой направлен проектФундаментальная проблема, на решение которой направлен проект, связана с необходимостью  обосновать коммуникативный, контекстуальный, интонационный характер истины и конкретизировать способ ее бытия в аффективных, языковых и визуальных модальностях. Поскольку значимым ресурсом актуального философского исследования и его экспериментальным полем выступает кинематограф, мы будем реконструировать условия истинности, рождаемые теми или иными опытами любовного переживания, в визуальном поле. При этом внимание будет сосредоточено преимущественно на киноязыке, поскольку именно киноязык становится формой «материалистического» мышления, непосредственно оперирующего качествами и свойствами мира. В частности, одним из аспектов рассматриваемой научной проблемы является переосмысление и реконтекстуализация понятий истины и достоверности в поле кинематографа, неразрывно с этими понятиями связанного. Речь идет о неигровом кино, которое эволюционировало от поклонения идее документа как объективной фиксации реальности - к опыту документальности, к перформативным режиссерским стратегиям и радикальной трансформации собственного языка. Современная теория кино все больше отходит от оптикоцентризма, определявшего теоретический дискурс второй половины XX века, и именно на территории неигрового кинематографа (сколь смутны бы ни были ее границы) новые дискурсивные подходы оказываются особенно заметными. Проблематика сообщества, совместности, события (Ж.-Л.Нанси, А.Бадью) отражается в эстетических решениях, в преодолении конвенций документалистики и стремлении к формированию нового типа кинематографа, где язык будет присутствовать, но не будет сводиться лишь к коммуникативной функции (Ж.Рансьер). В задачи проекта входит аналитика новых дискурсивных подходов в кино и философии, перформативных и других стратегий в поле современного кино и медиа (кинематограф Марлона Риггса, Криса Маркера, Ари Фольмана, Джошуа  Оппенхаймера, Эррола Морриса, Барта Лэйтона, Виктора Косаковского и др.), различных практик документации (в том числе, например, в театре и в выставочных проектах.  При этом, игровое кино также не исчезает из аналитического поля в той мере, в какой его собственная специфика рефлексивного взаимодействует с практиками кино неигрового. Исследование онтологии кинообраза, начало которому положил Жиль Делёз в своей работе “Кино”, в этом плане может и должно быть продолжено в перспективе рассмотрения тех взаимоотношений, которые связывают игровое (“художественного”) и неигровое (“документальное”) в рамках кинопроцесса в целом и отдельных кинопроизведений в частности.Таким образом, исследование киноязыка приводит к необходимости формирования языка собственно сообщества, того “co-”, которое, оставаясь в до-коммуникативном опыте, характеризует сущностные, дотетические структуры индивидуального бытия.2.1.7.2. Актуальность проблемы, научная значимость решения проблемыАктуальность предложенной к изучению проблемы определяется необходимостью выработки новых методологий, соответствующих дискурсивным сдвигам в пространстве современной гуманитарной мысли. В частности, размытие границ между теорией и практикой требует новых способов обоснования кажущихся знакомыми понятий и выливается в новые формы работы с уже знакомыми объектами и территориями - словом и языком, визуальным образом, человеческим телом, формами дискурса. Пространство эксперимента постоянно расширяется, провоцируя философов, теоретиков, критиков уже не столько на интерпретации, сколько на иные формы расположения себя по отношению к происходящему - или, другими словами, на иные практики мысли. Именно поэтому проект направлен не столько на создание нового ряда понятий или цельного теоретического дискурса, сколько на переосмысление уже знакомых ключевых философских понятий: если любовь и истина традиционно оказываются вершиной созерцания, определяющей энтелехию всякого размышления, то в исследуемых практиках единство и образцовость ясного и отчетливого, равно как и притягательного-отталкивающего раскрывается лишь в модусе окказиональности. Научная значимость исследования связана прежде всего с его междисциплинарностью. Данный проект является междисциплинарным, он объединяет в рамках одного исследования представителей разных специальностей (философии, критики и теории кино, психоанализа, экономики и культурологии). В современной философии (Ж. Лакан, М. Фуко, А. Бадью, Ж.-Л. Нанси, Дж. Агамбен) актуализируется проблема личного счастья, которая рассматривается уже не в контексте удовлетворенности индивидуальными условиями существования, но в онтологической и даже теологической перспективе. Проблема счастья, как она формулируется сегодня, неотделима от условий истинности, производимых субъектом и относящихся не только к данной форме субъективности, но имеющих интерсубъективный и экологический характер. Показательно при этом, что в последние десятилетия возрождается также интерес к трактовке счастья не только на личном, субъективном уровне, но и в плане “объективного духа” - то есть прежде всего как политической категории (генеалогия которой восходит к Аристотелю и некоторым направлениям гражданской философии Нового времени, использовавшим понятие “публичного счастья”). Показательны в этом плане исследования Джорджо Агамбена, интересы которого соединяют эстетику и политику и который в ряде своих работ противопоставляет господствующей сегодня биополитической парадигме иную форму “благой жизни”, основанную на приостановке существующих диспозитивов управления - если последние ставят своей целью полицейское обеспечение безопасности, то социальная этика, которая предлагает Агамбен, основана на идее спасения “голой жизни”. Стоит также отметить, что Агамбен здесь не только продолжает генеалогическое исследование власти в духе М.Фуко, но и следует ряду методологических новаций, предложенных в свое время В.Беньямином, мысль которого соединяла в себе политическую направленность, любовный аффект и кинематографическое видение реальности (достаточно в этой связи указать на такие его работы как “Улица с односторонним движением” и “Московский дневник”).Поэтому чрезвычайно своевременным представляется исследование, направленное на такие практики производства смысла, которые оказываются тесно сопряжены с сингулярными событиями трансгрессивной чувственности («опытами любви»). Необходимо понять, какого рода связи существуют между событием встречи с истиной и событием любовной встречи, поскольку именно эта конкретизация позволяет конфигурировать осмысленный способ существования субъекта в современном мире. Другая не менее важная задача исследования состоит в поиске новых вариантов синтеза философии и критико-теоретического кинодискурса. В настоящий момент критическая пост-теория, осуждавшая власть Больших теорий (философии и психоанализа) в кинематографе, зашла в тупик, что свидетельствует о необходимости поиска новых форм диалога между кино и философией.2.1.7.3. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштабМетодология и концептуальный аппарат современной философии, кино- имедиатеорий развиваются с постоянной оглядкой друг на друга, решая вомногом общую задачу оперирования со сложными, многомерными образами,априори синтезирующими в себе многообразные аспекты данности мира(интеллектуальные, эмоциональные, перцептивные, оценочные, бессознательныеи т.д.).Отсюда конкретная проблема, на решение которой направлен наш проект, можетбыть сформулирована так:   Создать концепцию интерсубъективности,отражающую суть процессов в современных медиа, философском икинематографическом опыте.2.1.7.4. Научная новизна поставленной задачи, обоснование достижимости решения поставленной задачи и возможности получения запланированных результатовХайдеггеровское Mit-Sein, или Mit-DaSein есть указание на существенную экзистенциальную структуру. Совместное бытие, бытие со-, можно представлять как субстанцию. Не смотря на то, что такое представление заведомо неточно, все же модусами такой субстанции оказываются вещи, не существующие вне распределенности: файлы, боль, любовь, знание, истина. Новоевропейское противопоставление мышления протяженности здесь ограничивается встречей с собственным истоком: как мысль является мыслью только во внятности, так вещь протяженная протягивается в той мере, в какой она есть partes extra partes.  Вещи, как и идеи, существуют только в той мере, в какой встречаются с откликом, собственно, встречаются, вещи, как смыслы, есть внешнее сообщество. И вне этого сообщества бессмысленно говорить об ex-sistentia, со-(вне)оружении. Экзистенцию, таким образом, мы предлагаем мыслить как архитектурное произведение, для которого вертикаль, основание, внутреннее-внешнее есть не самостоятельные параметры, а лишь модусы этой самой квазисубстанции co-.Новизна подхода, представленного в настоящем проекте, состоит как раз в признании этого «квази»: как только мы отдаем себе отчет в неизначальности этой, субстанциальной структуры, противостояние между позициями эссенциалистов и антиэссенциалистов утрачивает смысл: обе позиции и правы, и не правы, всякая по своему, но обе неточны.Субъективная реальность любви и истины традиционно мыслится к некоем «между» (истина любви — в отношениях, аттрактивность истины — в коммуникации), а структура этого «между» обнаруживается либо в единстве субстанции (от божественного решения до единства исторического процесса), либо в неопределимом множестве (set). Наш проект направлен на обнаружение тех элементов, которые позволяют говорить о Mitsein в собственных терминах. Это, прежде всего, кино- и фото- язык, а также дискурсивноые практики современной философской, в которых показывает себя само со-.2.1.7.5. Современное состояние исследований по данной проблеме Современная кинотеория, особенно в ее американском варианте, уже давно отошла от Больших теорий (см. Д.Бордуэлл, Н.Кэрролл) и даже, кажется, вот-вот будет готова расстаться с феноменологическими методами, подарившими теоретикам понятие “киноопыта” и заострившими внимание на зрителе, телесности и гаптическом (В.Собчак, Л.Маркс, М.Баркер, Дж.Чамаретт). Современные исследователи демонстрируют интерес к материальности самого кино, а также к маргиналиям, будь то практики вроде любительского кино или “теневые” территории, долгое время существовавшие исключительно для синефилов и архивистов (см., например, последние номера Cineticle и программы фестивальных ретроспектив).  Кинематограф все реже рассматривается как система репрезентации или коммуникации и все чаще понимается как особая культурная, философская, дискурсивная практика. Получается, мы находимся в состоянии поиска нового языка - такого, который был бы релевантен ситуации “после визуального поворота” (У.Дж.Т.Митчелл, Н.Мирзоев, К.Мокси, И.Инишев, В.Круткин).Некоторые современные психоаналитики, исследующие кино (Карла Амброзио Гарсиа, Джузеппе Чивитарезе) предлагают переосмыслить концепцию базового кинематографического аппарата и соотнести опыт кинопросмотра не с удовольствием, а с опытом мышления, что предполагает установление связи с истиной. Рассмотрение кинематографа как “аппарата для думания мыслей” (У. Р. Бион) учреждает новый тип связи между философией и кинематографом, они объединены совместностью задач.  Теперь кинематограф не является иллюстративным полем для философских концептов, но понимается как установление связи и опыт переживания истины. 2.1.7.6. Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта 
Один из подходов, который планируется применять - это критическая герменевтика кинообраза, направленная на выявление тех констелляций “реального” и “вымышленного”, рационального и аффективного, актуального и виртуального, приватного и публичного и т.п., которые в нем представлены и которые составляют его истинное содержание. Другой подход следует определить как психоаналитический, но учесть при этом, что речь идет не о лакановской версии психоанализа, но об опоре на британскую психоаналитическую традицию. Не менее важным является феноменологический подход в его современной ориентации на онтологию “насыщенных феноменов”, религиозный опыт и опыт искусства. В течение первого года осуществления проекта планируется осуществить сбор и анализ имеющейся научной литературы по теме исследования; подготовить к печати научные статьи, в т.ч. для публикации в журналах, индексируемых в БД Web of Science / Scopus, РИНЦ; провести ряд научных мероприятий с обсуждением промежуточных результатов исследования, а также серию открытых мероприятий по теме проекта в Доме кино и/или на киностудии “Лендок”.В течение второго года реализации проекта планируется продолжить работу над подготовкой научных статей; провести летнюю школу по теме исследования; апробировать полученные результаты в ходе подготовленной коллективом проекта конференции с приглашением к участию исследователей разных областей и публикацией материалов по итогам мероприятия.2.1.7.7. Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту (текстовое описание) 
Руководитель проекта Савченкова Н.М. давно работает в поле философской аналитики кинематографа. В 2017 году она, вместе с Погребняком А.А. принимала участие в организации VI Международной научной конференции “Кино и капитал”, а также в организации Международной конференции “Феноменология и поэтика фильмов Алексея Германа”. В 2018 году Савченкова Н.М. выступила с Открытой лекцией в рамках проекта «Языки кино. Смена парадигм». «Кино как существование. Пространственно-временные опыты на экране» в Санкт-Петербургской школе нового кино. В прошедшем году она успешно осуществила руководство проектом “Критик и зритель в современном киноопыте” (грант из средств СпбГУ), в котором также принимала участие О.С. Давыдова. Также в течение 2019 года Савченкова Н.М. выступала с публичными лекциями в философском кинолектории Дома кино (лекция “Кинематограф как “аппарат для думания мыслей”) и в философском кинолектории Новой Голландии (лекция “Помогает ли кино мыслить Другого: философия интерсубъективности и современный кинематограф”). Кроме того, Нина Савченкова и Ольга Давыдова только что (в декабре 2019 года) успешно завершили деятельность по гранту РФФИ №17-03-00495 «Стратегии философского анализа кинематографического опыта»; разработанная в рамках исследований по этому гранту методология и проведенная работа с научной литературой обеспечивают научную базу для предлагаемого исследования. Помимо уже опубликованных работ, готовится к выходу из печати коллективная монография “Кинематографический опыт: история, теория, практика” (под ред. Н.М.Савченковой, А.Е.Радеева; среди авторов - двое участников предлагаемого исследования, Савченкова Н.М. И Давыдова О.С.), которая во многом методологически и содержательно предвосхищает данное исследование.   Двое из участников проекта, Евгений Малышкин и Александр Погребняк, в данный момент принимают участие в завершающемся международном проекте “Распределение знания в сетевом обществе: взаимодействие архаических и современных форм”. Разработанная в рамках этого проекта методология определения класса дистрибутивности позволит сформировать язык для описания характеров сообществ. Евгений Малышкин опубликовал ряд статей, посвященных теме распределения знания. Он также имеет богатый опыт организации международных конференций и семинаров. Ольга Давыдова является автором ряда публикаций по истории и теории неигрового кино, а также исполнителем гранта РНФ № 18-18-00233 «Кинообразы советского и американского врагов в символической политике Холодной войны: компаративный анализ», где в сферу ее компетенции входит в том числе аналитика неигрового кино СССР и США периода Холодной войны. Уже проделанная работа позволяет расширить поле исследования в рамках предлагаемого проекта, а также позволяет сформировать и уточнить концептуальный аппарат для аналитики современного неигрового кино и практик документации. В течение последних трех лет А.Погребняк вел свою исследовательскую работу в области философского осмысления возможностей кинематографа репрезентировать и интерпретировать экономические, социальные и политические отношения, связанные с проблематикой денег, труда, свободного времени, собственности, власти, закона и т. п. Материалом для этих исследований послужило творчество таких режиссеров как С.Эйзенштейн, А.Тарковский, А.Балабанов, К.Муратова, О.Иоселиани, П.П.Пазолини, О.Уэллс, Р.В.Фасбиндер и др. В концептуальном плане эти исследования базировались в первую очередь на привлечении ряда современных систем мысли, среди авторов которых нужно назвать в первую очередь имена Ж.Делёза и Д.Агамбена — философов, чутких к взаимодействию социально-экономической проблематики и эстетики художественного творчества (в частности, кинематографа). Исследованию философских концепций этих авторов посвящены публикации А.Погребняка; кроме того, в качестве научного редактора он участвует в издании переводов важнейших работ Д.Агамбена.        Также стоит отметить, что А.Погребняк был одним из организаторов международной научной конференции «Кино и капитал» (26-27 мая 2017 г., Факультет свободных искусств и наук СПбГУ), посвященной различным аспектам взаимодействия экономики и кинематографа; участие в ней приняли специалисты из самых разных областей, как теоретики, так и практики — кинокритики, экономисты, философы, социологи, журналисты и т. п. По итогам работы конференции вышло две коллективных монографии («Кино / капитал» // сост. А. Артамонов, А. Погребняк. СПб: «Сеанс», 2018; «Кино и капитал»// Под ред. А.А.Погребняка, Н.М.Савченковой. М.; СПб.: «Издательство Института Гайдара», 2019). Наконец, в составе российско-белорусского коллектива ученых под руководством Е.В.Малышкина в 2018-2019 гг. А.Погребняк работал над осмыслением феномена распределенного знания, в рамках этой работы его интерес был сосредоточен на таких сюжетах, как интерсубъективность (со-бытие), социальное измерение истины, логика аффекта (в том числе, любви), различение своего и чужого и т. п. (надо сказать, что и в этих исследованиях был, среди прочего, использован кинематографический материал — например, творчество М.Ханеке).        В учебном процессе перечисленные исследования послужили материалом для разработанных А. Погребняком учебных курсов «Кино и деньги», «Философия кино». Результаты проекта будут использованы при чтении курса “Свое и чужое в философии и культуре”, который будет читаться со следующего года совместно А. А. Погребняком и Е. В. Малышкиным, а также при чтении курсов “Эволюция неигрового кино в XX веке: от документа к подделке” О.С.Давыдовой, “Прекрасное и Возвышенное в кинематографе” и “Методология анализа аудиовизуального произведения” Н.М. Савченковой.Опыт совместного исследования и знания, приобретенные в ходе работы над проектом, будут использованы студентами при написании курсовых и дипломных работ. 2.1.7.8. Детальный план работы на весь период выполнения проекта Первое полугодие 2020 года: Сбор и анализ научной литературы по теме проекта; распределение исследовательских задач; проведение тематических секций в рамках IX Студенческих Смольных чтений (Факультет свободных искусств и наук, СПбГУ); проведение тематической секции на международной конференции “Деньги и процент: экономика и этика” (Факультет свободных искусств и наук, СПбГУ); участие исполнителей проекта в летней школе “Город. Шеринг. Пространства”.Второе полугодие 2020 года: Организация и проведение научного мероприятия совместно с Музеем Эльдара Рязанова (г. Самара) по теме проекта с приглашением к участию исследователей разных областей и публикацией материалов по итогам мероприятия. Выступление всех участников проекта с докладами;подготовка к печати и направление в издательство как минимум одной статьи для журнала, индексируемого в БД Web of Science / Scopus; подготовка к печати и направление в издательство как минимум трех статей в журналы, индексируемые БД РИНЦ;подготовка и проведение серии открытых мероприятий по теме проекта (лекции, кинопоказы, круглые столы) в Доме кино и/или на киностудии “Лендок”—не менее четырех; организация круглого стола по промежуточным результатам проекта.  Первое полугодие 2021 года: При необходимости—работа над замечаниями издательств при публикации направленных в журналы статей. по возможности - продолжение серии открытых мероприятий в Доме кино и/или на киностудии “Лендок”. Второе полугодие 2021 года: Организация и проведение летней школы по теме проекта; организация и проведение конференции “Опыты любви и практики истины” по результатам проекта с привлечением широкого круга исследователей из разных стран и городов; подведение итогов. 2.1.7.9. Ожидаемые научные результаты, их научная и общественная значимость В ходе исследования планируется доказать, что современный кинематограф неотделим от философских поисков, что в центре внимания здесь оказывается интерсубъективная проблематика, фокус которой смещен от сюжета признания к теме сообщества; проблематика мышления в его связи с эмоциональной, чувственно-волевой сферой; а также проблематика истины, где, в свою очередь, фокус смещен от достоверности и субстанциальности к разделенности и совместности, с ключевой акцентуацией вопроса о фальсификации истины и типах доступа к ней. 
Short titleФилософия искусства
AcronymHUM_2020 - 1
StatusActive
Effective start/end date12/05/2020/11/20