Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф. Достоевского и в русской и европейской философии и литературе XIX - начала ХХ века: 2020 г. Этап 2.

  • Evlampiev, Igor (PI)
  • Матвеева, Инга Юрьевна (CoI)
  • Куприянов, Виктор Александрович, Vavilov Institute of History of Natural Sciences and Technologies, Saint Petersburg Branch (CoI)

Project

Project Details

Description

Образ Иисуса Христа занимает центральное, абсолютно принципиальное положение в творчестве Ф. Достоевского. Он присутствует в явной или неявной форме почти во всех произведениях писателя (по крайней мере в послекаторжный период). В нем в сжатом метафорическом виде сходятся все важнейшие проблемы творчества Достоевского — и проблемы художественные, литературные, и проблемы философские, мировоззренческие. Наиболее очевидна связь этого образа с проблемой интерпретации христианства Достоевским и с ключевыми идеями христианского мировоззрения — с идеей бессмертия, с идеей греховности и совершенства человека, с идеей религиозного спасения. Но образ Христа задает в творчестве Достоевского также решение ключевых философских проблем: понимание сущности человека, представление о характере общественного бытия человека и целей истории, определение сущности познания и соотношения рационального и интуитивного в нем и др. В этом смысле детальное описание всех аспектов образа Христа позволит дать последовательное и системное изложение философских взглядов Достоевского. Можно утверждать, что только в рамках такого подхода становится возможным системное изложение философских идей Достоевского; писатель сознательно избегал традиционных форм выражения философских идей и представлял их в концентрированном виде через сложные художественные образы, первое место среди которых занимает как раз образ Иисуса Христа.
В этом образе естественно соединяются художественный и философский планы творчества писателя, поэтому использование его в качестве методологического основания для анализа художественных и мировоззренческих смыслов произведений Достоевского позволит преодолеть неплодотворное противопоставление этих смыслов, очень часто присутствующее в исследовательской литературе.
Взгляды Достоевского изменялись с течением времени, в соответствии с этим изменялась и интерпретация образа Христа. Последовательный анализ этих изменений позволяет предложить наиболее естественный и плодотворный подход к пониманию генезиса философского мировоззрения Достоевского — от ранних романтических представлений к христианским исканиям послекаторжного периода и затем к окончательному религиозно-философскому учению, изложенному в романе «Братья Карамазовы».
Достоевский очень чутко воспринимал художественные и философские новации XIX века, в его творчестве соединилось множество линий влияния, исходящих из западной и русской литературы и философии. Эти влияния очень органично вошли в целостное художественное и философское мировоззрение писателя; при этом важной проблемой является выделение конкретных идей, повлиявших на него. Анализ образа Иисуса Христа в произведениях Достоевского в сравнении с примерами использования этого образа, которые были характерны для литературы и философии XIX века, позволяет дать естественное решение этой проблемы. Можно увидеть, как Достоевский использует новаторские подходы в интерпретации образа Христа, найденные его предшественниками и современниками, и как он спорит с тем в них, что противоречило его собственным взглядам. В этом контексте будут рассмотрены соответствующие представления Фихте, Гегеля, Л. Фейербаха, Б. Бауэра, Д. Штрауса, Э. Ренана и др.
Образы Достоевского оказали беспрецедентное влияние не только на русскую, но и на западную культуру и философию конца XIX — начала ХХ века. В том числе и образ Иисуса Христа, в его разных воплощениях в произведениях писателя, повлиял на самых различных писателей и художников. Очень важной и интересной задачей является анализ этих отражений и описание их значения для культуры конца XIX - начала ХХ века. В этом контексте будет рассмотрено творчество Ф. Ницше, А. Бергсона, М. Шелера, Вл. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева, С. Франка, Л. Карсавина, Л. Толстого, Л. Андреева, Д. Мережковского, А. Белого, Б. Пастернака, М. Булгакова, А. Платонова и др.
Short titleОбраз Иисуса Христа в мировоззрении Достоевского
AcronymRFBR_human_2018 - 2
StatusFinished
Effective start/end date13/11/1914/09/20