Нейрофизиологические и поведенческие показатели развития языка и речи у детейи подростков, проживающих в городской и сельской местности Архангельской области: 2019 г. этап 1

  • Golovanova, Irina (PI)
  • Сукманова, Анастасия Александровна, (CoI)

Project

Description

Согласно данным (здесь и далее) Федеральной службы государственной статистики в России доля городского населения составляет 74,1 %, а доля сельского населения – 25,9 %. В то же время, ранее опубликованные данные Всероссийской переписи населения 2010 года показали, что общее число сельских поселений в России превышало 150 тысяч, среди которых 12,7 % были не заселены, и лишь 5 % составляли населённые пункты с 1000 и более жителей. Наибольшее количество заброшенных деревень (20%) приходилось на Северо-западный федеральный округ, в который входит и Архангельская область (для этой области насчитывалось более 800 деревень без населения). Для данного региона на 1 января 2018 года среди общего количества в 1 155 000 насчитывается городских 901 000 (78 %) и сельских 254 000 (22 %) жителей соответственно (подсчеты Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу).
Помимо наблюдаемой депопуляции (уменьшения численности жителей) сельских поселений, социально-демографические показатели городского и сельского населения существенно отличаются. Так, в 2015 году Федеральной службы государственной статистики был зарегистрирован прирост численности городского населения с 2000 по 2014 год, но, напротив, отмечалась убыль числа сельского населения. Причем как по показателям естественного прироста/убыли, так и миграционного прироста/оттока.
В настоящее время социально-экономическая ситуация на сельской местности является общеизвестной проблемой: высокий уровень безработицы (около 5 млн. безработных на 2008 г.), преобладание малоимущего населения (в сельских поселениях проживает 42% малоимущего населения России на 2008 г.), снижение уровня доступности образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых и других социальных услуг (в сельской местности процент детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения составляет около 42% в противовес 67% в городе на 2008 г.) и т.д. Данные проблемы, отражающие ухудшение социальной инфраструктуры, свойственны многим регионам России (Мартынов, 2014, Фатхуллина, 2011, Милоненко, 2015, Белехова, Калашников, Шаров, 2013, Буякова, 2010, Соскиева, 2011, Забелина, 2014). Высокая разница между социальным развитием городских и сельских территорий обуславливает соответствующий разрыв в уровне и качестве жизни городского и сельского населения. Факторы низкой развитости социальной инфраструктуры (отсутствие или низкое качество образовательных и медицинских услуг) формируют особую среду, в которой происходит социализация и взросление индивида. Поскольку ранние этапы онтогенеза характеризуются наличием сензитивных периодов, контекст протекания которых во многом предопределяет особенности человека, проявляющихся в различных доменах и на разных уровнях жизнедеятельности, нами было выдвинуто предположение, что средовые характеристики сельской местности могут быть причиной изменения процессов созревания корковых сетей головного мозга, обусловливающих особенности когнитивного функционирования и особенностей развития языка и речи у людей, проживающих в сельской местности.
Результаты многих исследований свидетельствуют о наличии влияния низкого социально-экономического статуса на траектории развития языка в детском возрасте (Fernald et al., 2013; Hirsh-Pasek et al., 2015; Law et al., 2011; Letts et al., 2013) и высокой превалентности языковых расстройств среди населения с таким статусом. НРЯиР могут являться как причиной, так и коррелятом различных трудностей развития, в особенности, учебно-профессиональных (Law, Rush, Schoon, & Parsons, 2009) и социально-эмоциональных (Schoon, Parsons, Rush, & Law, 2010).
Язык и речь занимают центральное положение в раннем когнитивном развитии детей. Языковое развитие лежит в основе освоения письма и чтения и научения в целом, что является важным предиктором дальнейшей социальной адаптации. Этиология нарушений развития языка и речи является в значительной степени невыясненной. Изучение причин языковых нарушений, ясное понимание их природы развития важны для оказания качественной и своевременной помощи, разработки и применения методик, отличающихся высокой клинической эффективностью. К примеру, в случае наличия врожденного снижения слуха, являющегося причиной слабого развития речевых навыков не диагностируют нарушение развития языка и речи. В данном случае понимание истинной природы языковых трудностей привело к разработке хирургических и поведенческих вмешательств, которые позволили успешно справиться с такими проблемами (Tomblin, Peng, Spencer, & Lu, 2008). Однако, мы предполагаем, что ввиду ограниченного доступа к медицинским услугам, либо же низкого их качества, сельской популяции может быть свойственна несвоевременная диагностика врожденного снижения слуха, что может являться причиной наличия проблем с развитием языковых навыков (Yoshinaga-Itano, Sedey, Coulter, & Mehl, 1998; Kasai, Fukushima, Omori, Sugaya, & Ojima, 2012; for a review, see Pimperton & Kennedy, 2012). Здесь же можно отметить, что детям, демонстрирующим проблемы с развитием языковых навыков, причиной которых является опыт ранней депривации, также не диагностируют нарушение развития языка и речи. Понимание роли средовых факторов, влияющих на развитие языковых навыков, позволит приблизиться к пониманию истинных причин НРЯиР, что будет способствовать осуществлению своевременных поведенческих вмешательств.
В настоящее время влияние и характер воздействия сельских условий на развитие языка остается неясным. Данные, полученные в результате проведения нашего исследования, могут быть полезны с точки зрения разработки методов диагностики нарушений языка и речи и методов поведенческой интервенции. Также, более точное понимание механизмов влияния особенностей социальной среды сельской местности на языковое развитие детей будет полезно для выделения факторов риска формирования НРЯиР, что, в свою очередь, будет информативно для их дальнейшей профилактики. В будущем нами могут быть сформулированы практические рекомендации по реорганизации учебного процесса в качестве превентивной меры для НРЯиР. Так как учебная деятельность является одним из важнейших направлений развития ребенка, корректно организованный учебный процесс может стать мощным средовым фактором, оказывающим положительное влияние на развитие языка и речи, а также на психологическое развитие ребенка в целом.
AcronymRFBR_a_2019 - 1
StatusActive
Effective start/end date15/01/1925/12/19