Междисциплинарные исследования нарратива: между типологией и «топологией»: 2020 г. этап 1

  • Timofeev, Valerii (PI)
  • Muraveva, Larisa (CoI)
  • Davydova, Olga (CoI)
  • Усова, Мария Денисовна (CoI)
  • Прыгун, Алина Сергеевна (CoI)
  • Пугачёва , Юлия Сергеевна (CoI)
  • Егоров, Глеб Александрович (CoI)

Project

Project Details

Description

Научная проблема, на решение которой направлен проект:

Научной проблемой, на решение которой направлен данный проект, является предельная диверсификация подходов к изучению нарративов в рамках современного гуманитарного знания. Одним из следствий т. н. «нарративного поворота» (M. Hyvärinen; M. Kreiswirth; Й. Брокмейер, Р. Харре и др.) становится тот факт, что в настоящее время нарративные исследования, вышедшие далеко за рамки структурного анализа, охватывают самые широкие способы изучения нарративов различной природы и приобретают масштаб междисциплинарной парадигмы. К изучению нарративов подключаются такие различные отрасли научного знания, как лингвистика, литературоведение, теория кино, антропология, философия, психология, когнитивные исследования, историография, социология, культурология и др. Сама нарратология, таким образом, дробится на ряд часто изолированных друг от друга дисциплин — когнитивная, риторическая, феминистская, аффективная, социо- нарратология и т.п.

Междисциплинарный размах провоцирует не только размывание границ исследуемого в рамках нарратологии феномена — а именно способов создания, хранения и передачи историй в различных дискурсивных и медиальных практиках, — но и отсутствие единой методологической базы, с помощью которой этот феномен может быть описан. Поэтому размежевавшиеся подходы к изучению нарративов ставят вопрос о необходимой интеграции различных практик изучения нарративов. Несмотря на то, что многие нарратологи (см.: A. Nünning; J. Pier и др.) неоднократно привлекали внимание к проблеме методологической диверсификации, широкого междисциплинарного метакритического исследования, направленного на эффективное решение этой проблемы до сих пор никем не предложено.
Гипотезой данного исследования становится предположение о том, что преодоление дисциплинарной и методологической разобщенности в описании нарративов возможно за счет объединения традиционной типологической модели с «топологическим» подходом. Понятие, заимствованное в математике, позволяет по аналогии выделять топологические свойства нарратологии, то есть сохраняющиеся при постоянной междисциплинарной и диахронической трансформации, которой подвергается нарратология последние пятьдесят лет. Такой комплексный подход к изучению нарративов создает предпосылки для построения интегративной методологической модели, позволяющей преодолеть терминологическую и методологическую изолированность. Апробация этой модели будет проводиться на материале трансмедиальных нарративов — в первую очередь, литературных, кинематографических и театральных, — путем сопоставления различных типологий, их описывающих.
Современное состояние исследований по данной проблеме

Как уже было отмечено ранее, комплексная аналитика нарративной теории как объекта исследования проводится впервые. Несмотря на то, что насущная необходимость выработки универсальной методологической базы подчеркивается ведущими специалистами-нарратологами последних десятилетий (см.: M Hyvärinen, A Nünning, J Pier, В.И Тюпа.), решительных шагов, направленных на решение данной проблемы, предпринято не было.
Расширение методологических основ и переход нарратологии в междисциплинарное измерение можно охарактеризовать как беспрецедентный плюрализм: текстоориентированная классическая нарратология сменяется постклассической теорией, объединяющей различные научные парадигмы. Так, в области анализа текста на смену структуралистским исследованиям (Ж. Женетт [Genette 1972], Ш. Риммон-Кенан [Rimmon-Kenan 1983], С. Четмэн [Chatman 1978]) приходят эвристические модели, сочетающие нарративный анализ с дискурс-анализом (Д. Герман [Herman 1999], М. Флудерник [Fludernik 1993]), теорией возможных миров (М.-Л. Райан [Ryan 1991]), когнитивными (Д. Герман [Herman 1997, 2002, 2005], М.-Л. Райан [Ryan 2007]), гендерными (С. Лансер [Lanser 1981, 1992], Р. Робин Уорхол [Robyn Warhol 1986, 1989]), фикциональными и метанарративными исследованиями (П. Во [Waugh 1984], А. Ньюннинг [Nünning 2004], Л. Хатчин [Hutcheon 1984]). В рамках нарративных исследований дифференцируются национальные школы и течения: известна, в частности, ветвь риторической нарратологии (США), когнитивной нарратологии (США), нарративный анализ дискурса (США, Голландия, Германия, Дания), направление в изучении нарратива и памяти (Финляндия), междисциплинарный центр по изучению нарративов (Гамбург) и т.д.
В последнее десятилетие активно развивается направление трансмедиальной нарратологии (Р. Барони [Baroni 2017], А. Гудман [Goudmand 2013, 2015], М.-Л. Райан [Ryan 2017], Ж.-Н. Тон [Thon 2011, 2015], В. Вольф [Wolf 2011]); когнитивная нарратология (Д. Герман [Herman 2011, 2013], Л. Заншайн [Zunshine 2006], О. Каира [Caira 2019]); аффективная нарратология, или нарратология эмоций (П. К. Хоган [Hogan 2016]); теория вымысла (Л. Долежел [Doležel 2010], Ф. Лавока [Lavocat 2016], М. Летурнё [Letourneux 2017] и др.).




Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта
Для решения поставленных задач будут применены следующие методы и подходы

1. В проекте будет разработана комбинированная методика анализа, направленная на создание комплексного метода, объединяющего традиционный типологический и топологический подходы.
2. Из общенаучных методов, помимо прочего, будут использоваться методы индукции и дедукции, анализа и синтеза.
3. Из числа специальных методов будут использоваться методы нарратологического анализа, структурно-системного описания, интерпретирующей семантики, сравнительно-сопоставительный метод. Использование комплекса различных философских подходов (феноменологический, эстетический) позволит обосновать легитимность разработанной интегративной нарратологической модели.
4. Предполагается открытое обсуждение проекта с исследователями разных областей в ходе проведения публичных научных мероприятий: круглые столы, конференции.

Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту (текстовое описание)
Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту связан прежде всего с разнообразием профессиональной деятельности, осуществляемой исполнителями проекта. В частности, руководитель и исполнители проекта имеют значительное количество публикаций и выступлений на конференциях по теме проекта, а также осуществляют образовательную деятельность в данной сфере (в частности, разработаны и читаются курсы:
• Изучаем И. Макьюэна: введение в нарратологию (В.Г. Тимофеев)
• Трансмедиальная нарратология (Л.Е. Муравьева)
• Современные теории кино (О.С. Давыдова)
• История кино 1930-70х гг. (О.С. Давыдова)

Кроме того, ряд исполнителей проекта являются участниками международных научных нарратологических сообществ European Narratology Network, The International Society for the Study of Narrative (ISSN)), а также имеют опыт участия в мультидисциплинарных проектах по исследованию нарративов.





Актуальность данного проекта связана с тем, что нарратология как бурно развивающаяся междисциплинарная парадигма нуждается в унифицирующем подходе как в области терминологии, так и методологической базы. На данный момент отсутствует единый терминологический метаязык описания нарративов и согласованная методология их исследования. Потребность в разработке принципов комплексного методологического нарратологического инструментария отвечает запросам разных дисциплин: лингвистики, литературоведения, философии, культурологии, киноведения, искусствоведения и т.д.
Новизна предлагаемого исследования состоит в том, что попытка подобного комплексного исследования нарративной теории предпринимается впервые.
Результаты планируемого исследования представляются достижимыми с точки зрения уровня современного концептуального и методологического аппарата разных научных дисциплин и исследовательскими компетенциями участников проекта.
1.Участники проекта в должной мере знакомы с существующими подходами в рамках теории нарратива и могут применить его для выработки метакритической аналитики и выработки принципов интегративного методологического подхода.
2.У исследовательской группы имеется доступ к актуальным нарратологическим работам, написанным в последнее десятилетие представителями различных нарратологических дисциплин. Речь идет, в первую очередь, об исследованиях, опубликованных в последнее десятилетие в ведущих международных рецензируемых нарратологических журналах Narrative, Poetics Today, Image and Narrative, Poétique, Diegesis, Frontiers of Narrative, The Amsterdam Journal Of Cultural Narratology.
3.Исследовательская группа способна сформулировать ключевые положения полученных результатов и выдвинуть собственный теоретический проект обновления существующей методологии в области теории нарратива. Результат представляется достижимым не только потому, что среди участников проекта присутствуют люди разных научных специализаций (литературоведение, лингвистика, киноведение), имеющие внушительный научный задел, но и потому, что в числе предполагаемых исполнителей гранта находятся ученые с большой степенью вовлеченности в междисциплинарное исследование нарративов (участники международных научных нарратологических сообществ European Narratology Network, The International Society for the Study of Narrative (ISSN)), а также имеющие опыт участия в мультидисциплинарных проектах по исследованию нарративов .
Short titleИсследования нарратива
AcronymHUM_2020 - 1
StatusActive
Effective start/end date12/05/2020/11/20