Медиакомпетентность как фактор социально-политического участия российской молодежи: 2020 г.

Project: Grant fulfilmentTotal grant fulfilment

Project Details

Description

В связи с существенными изменениями в процессе массовой и политической коммуникации, происходящими в последние десятилетия, поведение представителей разных групп следует рассматривать в контексте расширяющегося информационного поля современной политики.
Информационный поток, продуцируемый современными медиа, непрерывно увеличивается, позволяя гражданам искать, выбирать и сравнивать необходимую социально-политическую информацию. Такие изменения в коммуникации порождают две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, в результате политические образы и представления, формирующиеся у людей, имеют более широкую основу. С другой стороны, происходит «перенасыщение» информацией, в том числе потеря интереса к политике, следовательно, в поведении избирателей отмечаются проявления политической апатии. В связи с этим, в вопросе изучения политического поведения избирателей особый интерес представляют психологические характеристики, лежащие в основе медиавосприятия.
В последние десятилетия использование масс медиа для получения информации о политике, знание текущих событий, участие в политических процессах сократились, особенно среди молодежи в почти всех государствах со сложившимися демократическими институтами [Wattenberg, 2006]. Эти изменения отражают снижение как возможностей для участия, так и гражданского интереса со стороны молодежи. Вместе с тем, изучение особенностей участия молодых людей в жизни страны важно, поскольку опыт гражданской деятельности в молодости формирует личность и оказывает длительное воздействие на степень и характер участия в политике на протяжении всей жизни [Доклад о мировом развитии 2007].
Особую актуальность изучение политической участия граждан и особенностей их медиавосприятия приобретает в связи с медиатизацией социально-политической жизни. Проявления виртуальной политической активности, формирование виртуальных социальных групп и усложнение виртуальных форм социально-политической коммуникации в 2020 году могут усилиться в результате изменений в социальной жизни граждан, происходящих из-за распространения коронавирусной инфекции.
Одной из центральных проблем в изучении политического поведения россиян также является тенденция к снижению политической активности. Исследования показывают, что, отказ от политического участия и проявления абсентеизма связаны с возрастом избирателей (Аржаных Т.Ф., Панкратова Е.В., 2016; Джандубаева З.З., 2005; Анисимова О.В., 2009). Одной из причин низкой политической активности молодежи может являться влияние масс медиа на эту группу населения. Негативное информационное поле, формируемое современными СМИ, может провоцировать страх перед окружающей миром, что приводит проявлению замкнутости, бездеятельности, социальному отвержению и отдалению от политической жизни с целью избегания возможной опасности (Куликов Л. В., 2011; Кара-Мурза С.Г., 2004; Зуйков В. В., Звонова Е. В., 2013; Габдрахманова Л.Н., Костылева Е.Г., Давлетшина З.З., 2017).
В связи с этим, на наш взгляд, крайне актуально применение когнитивного подхода к изучению политического поведения молодежи. Данный подход заключается в анализе совокупного влияния информационного поля, окружающей среды и когнитивных способностей личности (Пушкарева Г.В., 2004). В рамках когнитивного подхода политическое поведение рассматривается в качестве результата ментальных реакций и мыслительных актов индивида, обуславливающих восприятие социальной информации, ее осознание и принятие на этой основе политических решений. Рассмотрение политического поведения в качестве результата формирования субъективных интерпретаций расширит представление о формах и мотивах политической активности молодежи и позволит прогнозировать ее изменения на основе анализа психолого-политических характеристик.
Целью проекта является изучение соотношения медиакомпетентности российской молодежи и особенностей их политического участия, а также выявление предпосылок для проявления абсентеизма среди представителей данного поколения. Использование психолого-политических методов исследования и применение когнитивного подхода к изучению политического поведения позволит системно описать основные формы и мотивы политического участия молодых людей, проанализировав их субъективные представления о природе политических процессов. Таким образом, электоральное поведение будет рассмотрено в новом, субъективном аспекте, в качестве результата индивидуальных интерпретации.
В силу социальных, экономических, политических особенностей, сложившихся в России возраст молодежи на законодательном уровне четко не определен. Косвенно Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» в текущей редакции определяет возраст молодежи от 18 до 30 лет.
По определению Организации Объединенных Наций, носящего рекомендательный характер, молодежь — это люди в возрасте 15 до 24 лет.
Специфичность нашего исследования обуславливает наличие у исследуемых достаточного уровня знаний, осмысленного интереса к социально-политической ситуации в стране, обусловленных, в том числе, и наличием прав и обязанностей на непосредственное участие во всех сферах жизни общества. Т.е. молодые люди должны быть способны приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, т.е. быть дееспособными.
Согласно действующему законодательству России, гражданская дееспособность наступает в полном объеме с достижением совершеннолетия, т.е. 18-летнего возраста (ст. 21 Гражданского Кодекса).
Возраст от 18 до 30 лет – возраст обретения нового статуса и формирования основных жизненных ценностей. Респонденты обладают достаточными знаниями для интерпретации социально-политических факторов и имеют права на непосредственное участие в политических выборах и иных политических событиях.
Молодые люди отличаются социальной гибкостью и восприимчивостью к новым политическим идеям и идеалам и за счет этого обладает особой политико-культурной значимостью в обществе. Кроме того, молодежь как социально-демографическая группа представляет один из главных капиталов общества, от инновационного, творческого и трудового участия которого напрямую зависит жизнеспособность государства.
Таким образом, объектом нашего исследования будет молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, выровненная по полу и возрасту, не менее 200 человек. Для получения достоверных данных и осуществления математико-статистической обработки данных.
Основной процедурой станет процедура анкетирования, интревью, фокус-группы, использование методов математико-статистической обработки данных (для проведения политико-психологических исследований).
AcronymRFBR_OPN_2020
StatusFinished
Effective start/end date27/07/2012/03/21