Лингводискурсивный потенциал модальности необходимости в научной коммуникации. Сроки обучения в аспирантуре: 2017-2020. Научный руководитель: д.филол.н., проф., С.Т. Нефёдов

Project: Grant fulfilmentTotal grant fulfilment

Description

Актуальность и методы. Научно-исследовательская работа по заявленной теме будет проводиться в русле современных направлений антропоцентрически ориентированной лингвистики: функционально-коммуникативной грамматики, лингвистической прагматики, теории профессиональной научной коммуникации, лингвистики текста и дискурса.
Научная новизна. Несмотря на огромное количество работ по общим вопросам модальности, модальность научной речи, модальная структура научных текстов и роль отдельных типов модальности в научной коммуникации остается недостаточно изученной сферой. Имеющиеся здесь сведения требуют пересмотра и обновления с учетом развития современной лингвистики и германистики в сторону интегративных аналитических подходов. Поэтому планируемая научно-исследовательская работа будет сфокусирована на описании малоизученных аспектов модальности необходимости: её текстово-типологической и дискурсивно-прагматической специфики, т.е. тех характеристик, которые обусловлены влиянием типа текстов «научная журнальная статья» и включенностью средств выражения модальности необходимости в коммуникативно-прагматическое пространство научного общения автора-исследователя с представителями профессионального сообщества.
Научный задел. На момент подачи заявки составлен подробный план исследования, составлена часть корпуса эмпирического материала, изучена основная теоретическая литература, касающаяся круга проблем диссертации. Тема научной работы была представлена на кафедральном аспирантском семинаре, а также в рамках стажировки в университете Грайфсвальда - на совместном аспирантском семинаре СПбГУ и университета Грайфсвальда. Написано введение научной работы, изучены общие способы выражения модальности необходимости, на данном этапе контексты из корпуса рассматриваются с позиций структурно-грамматической типологии, а также ведется подготовка к XXI открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ (апрель 2018).
Выбор университета. Университет Грайфсвальда выбран неслучайно. В рамках обучения в магистратуре я провела семестр в университете Грайфсвальда по программе включенного обучения и имела возможность познакомиться с преподавателями института немецкой филологии. Подход университета Грайфсвальда к германистике концептуально схож с подходом кафедры немецкой филологии СПбГУ. Профессор Ганзель, с которой я надеюсь поработать над моей диссертацией, является специалистом в области прагматики и лингвистики текста (в том числе лингвистики типов текста), которые представляют актуальные направления для моего научного проекта. Вдобавок, совместный аспирантский семинар, проведенный в ноябре 2017 в университете Грайфсвальда, показал, что тема моего исследования интересна коллегам из Грайфсвальдского университета, а профессор Ганзель уже имеет представление о моей исследовательской работе. Помимо этого, библиотека университета способна предоставить мне доступ ко всем необходимым для моего исследования ресурсам.
Ожидаемые результаты. Ожидается, что в рамках гранта будет завершен библиографический поиск, а также составление корпуса эмпирического материала, будет написан черновой/тезисный вариант глав 1 и 2 исследования, будет положена основа для написания главы 3. Также предполагается расширить знания в сфере лингвистики текста и дискурса, модальности текста, лингвистики научной речи, помимо этого я надеюсь получить экспертную оценку немецких специалистов. По итогам стажировки планируется выступление на ежегодной конференции СПбГУ, а также написание статьи.

Layman's description

Данный грант продолжительностью в четыре месяца был посвящен исследованию по теме "Лингводискурсивный потенциал модальности необходимости в научной коммуникации". Целью данной работы является определение роли языковых средств со значением необходимости (напр., единицы типа "необходимо", "нужно") в текстах научного дискурса: когда в научной речи встречается необходимость, есть ли разновидности необходимости в научных текстах, зачем автор обозначает что-либо как необходимое и имеет ли необходимость какое-либо значение во взаимоотношениях автора научного текста и его предполагаемой аудитории? Исходной целью гранта было более подробное ознакомление с немецкоязычной научной литературой по вопросам исследования, а также посещение лекций и семинаров, посвященных актуальным проблемам исследования, посещение консультаций и продолжение работы в области эмпирического анализа.

Key findings for the project

В рамках гранта была обнаружена и подробно изучена научная литература, освещающая актуальные проблемы исследования в нескольких его направлениях, был расширен корпус материала для эмпирического анализа, был переработан план исследования, были выявлены новые подходы для анализа, вошедшие в обновленный план, а также составлен подробный растр анализа. Посещены курсы лекций и семинаров по актуальным направлениям исследования, проведены консультации у научного руководителя в университете Грайфсвальда. Состоялся аспирантский семинар в университете Грайфсвальда, на котором была представлена и защищена тема исследования.
AcronymD. Mendeleev 2018
StatusFinished
Effective start/end date1/10/1831/01/19